Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2015 в 21:43, дипломная работа
Цель выпускной квалификационной работы состоит в изучении теоретических и методологических основ управления привлечением заемного капитала предприятия, проведении соответствующего аналитического исследования с целью разработки предложений по совершенствованию управления заемным капиталом конкретного предприятия.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность, состав и структуру заемного капитала предприятия;
- изучить содержание управления заемным капиталом;
- оценить результативность управления привлечением заемного капитала на
ООО «Формопласт»;
Введение 3
1 Теоретические основы управления заемным капиталом организации 6
1.1 Сущность, состав и структура заемного капитала организации 6
1.2 Содержание управления заемным капиталом 11
1.3 Проблемы привлечения заемных средств 25
2 Исследование процессов управления заемным капиталом
ООО «Формопласт» 35
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Формопласт» 35
2.2 Анализ динамики, состава и структуры заемного капитала
ООО «Формопласт» 49
2.3 Анализ эффективности управления заемным капиталом
ООО «Формопласт» 57
3 Направления совершенствования управления заемным капиталом
ООО «Формопласт» 70
3.1 Пути совершенствования стратегии и тактики управления
заемным капиталом ООО «Формопласт» 70
3.2 Рекомендации по использованию ООО «Формопласт» различных форм
краткосрочных заимствований 77
Заключение 83
Список использованных источников 92
Выпускная квалификационная работа
Винникова ФК-096
Содержание
Введение 3
1 Теоретические основы управления заемным капиталом организации 6
1.1 Сущность, состав и структура
заемного капитала организации
1.2 Содержание управления заемным капиталом 11
1.3 Проблемы привлечения заемных средств 25
2 Исследование процессов управления заемным капиталом
ООО «Формопласт» 35
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Формопласт» 35
2.2 Анализ динамики, состава и структуры заемного капитала
ООО «Формопласт» 49
2.3 Анализ эффективности управления заемным капиталом
ООО «Формопласт» 57
3 Направления совершенствования управления заемным капиталом
ООО «Формопласт» 70
3.1 Пути совершенствования стратегии и тактики управления
заемным капиталом ООО «Формопласт» 70
3.2 Рекомендации по использованию ООО «Формопласт» различных форм
краткосрочных заимствований 77
Заключение 83
Список использованных источников 92
Приложение А Глоссарий 96
Приложение Б Бухгалтерская отчетность организации 99
Введение
Эффективная финансовая деятельность предприятия невозможна без постоянного привлечения заемных средств. Использование заемного капитала позволяет существенно расширить объем хозяйственной деятельности предприятия, обеспечить более эффективное использование собственного капитала, ускорить формирование различных целевых финансовых фондов, а в конечном счете повысить рыночную стоимость предприятия.
Организация, использующая только собственный капитал, имеет наивысшую финансовую устойчивость, но ограничивает темпы своего развития, поскольку не может обеспечить формирование необходимого дополнительного объема активов в периоды благоприятной конъюнктуры рынка и не использует финансовые возможности прироста прибыли на вложенный капитал. Поэтому организациям очень важно привлекать заемный капитал.
На предприятиях ряда отраслей экономики объем используемых заемных средств значительно превосходит объем собственного капитала. В связи с этим управление привлечением и эффективным использованием заемных средств является одной из важнейших функций финансового менеджмента, направленной на обеспечение достижения высоких конечных результатов хозяйственной деятельности предприятия. При этом следует иметь в виду, что предприятие в рыночных условиях должно сохранять ликвидность, платежеспособность и работать рентабельно.
Заемный капитал, используемый предприятием, характеризует в совокупности объем его финансовых обязательств (общую сумму долга). Проблема обеспечения предприятия финансовыми ресурсами, как долгосрочного характера, так и краткосрочного характера является актуальной. Источниками заемного капитала могут стать средства, привлекаемые на рынке ценных бумаг, и кредитные ресурсы. Выбор источника долгового финансирования и стратегия его привлечения определяют базовые принципы и механизмы организации финансовых потоков предприятия. Эффективность и гибкость управления формированием заемного капитала способствуют созданию оптимальной финансовой структуры капитала предприятия. Исходя из этого, актуальность исследования обусловлена необходимостью дальнейшего всестороннего научного анализа управления формированием заемного капитала предприятия, которое оказывает непосредственное влияние на финансовый результат деятельности предприятия.
Несмотря на большое количество работ, посвященных управлению заемным капиталом предприятия, существует потребность в комплексной разработке теоретических и практических вопросов его формирования. В теоретическим плане интерес представляет исследование этого процесса с использованием системного подхода и разработка количественных и качественных показателей доступности источников финансирования предприятия. В практическом плане для отечественных предприятий необходимы создание и реализация эффективной стратегии их выхода на рынок публичных заимствований и определение направлений совершенствования управления заемным капиталом.
Недостаточная изученность эффективных методов управления формированием заемного капитала предприятия для создания благоприятных условий расширенного воспроизводства определили выбор темы, цель исследования и его задачи.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в изучении теоретических и методологических основ управления привлечением заемного капитала предприятия, проведении соответствующего аналитического исследования с целью разработки предложений по совершенствованию управления заемным капиталом конкретного предприятия.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность, состав и структуру заемного капитала предприятия;
- изучить содержание управления заемным капиталом;
- оценить результативность управления привлечением заемного капитала на
ООО «Формопласт»;
- разработать рекомендации по совершенствованию управления заемным капиталом ООО «Формопласт».
Объектом исследования данной работы является ООО «Формопласт». Предметом исследования являются проблемы управления заемным капиталом.
При написании работы были использованы методы и приемы экономического анализа: традиционные логические приемы обработки информации (сравнения, расчет финансовых коэффициентов, балансовые, табличные). Источниками информации для оценки платежеспособности ООО "Формопласт" являются данные бухгалтерской отчетности за 2011-2013 гг. Методологической основой при написании работы явились законодательные акты, а также специальная литература отечественных и зарубежных экономистов по вопросам финансового менеджмента и финансового анализа в области управления заемным капиталом.
Работа состоит из трех глав, введения, заключения, списка использованных источников, приложения.
Первая глава направлена на изучение теоретической информации о заемном капитале, его сущности, значений и показателей эффективности его использования.
Вторая глава связана с рассмотрением информации об исследуемой организации, практической стороной использования заемного капитала в данной организации, а так же расчет эффективности его использования.
Третья глава содержит пути совершенствования использования привлеченного капитала в исследуемой организации.
1 Теоретические основы управления заемным капиталом организации
1.1 Сущность, состав и структура заемного капитала
Заемный капитал – это капитал, который привлекается предприятием со стороны в виде кредитов, финансовой помощи, сумм, полученных под залог, и других внешних источников на конкретный срок, на определенных условиях под какие-либо гарантии. Он характеризует в совокупности объем финансовых обязательств, т.е. общую сумму долга предприятия.
Заемный капитал также представляет собой часть стоимости имущества организации, приобретенного в счет обязательства вернуть поставщику, банку, другому заимодавцу деньги либо ценности, эквивалентные стоимости такого имущества [1, c. 328]. Несмотря на платность кредита, его использование обеспечивает повышение уровня рентабельности предприятия [2, c. 83-84]. В составе заемного капитала различают краткосрочные и долгосрочные заемные средства, кредиторскую задолженность (привлечённый капитал).
Сравнительная характеристика собственного и заемного капитала приведена в таблице 1.
Таблица 1 - Свойства собственного и заемного капитала
Собственный капитал |
Заемный капитал |
1. Простота привлечения |
1.Широкие возможности привлечения |
2.Более высокая способность генерирования прибыли (не требуется уплата процента) |
2.Обеспечение роста |
3.Обеспечение финансовой устойчивости в долгосрочном периоде |
3.Увеличение риска снижения финансовой устойчивости |
4.Ограниченность объема привлечения |
4.Более низкая стоимость по сравнению с собственным капиталом |
5. Высокая стоимость по отношению к альтернативным источникам |
5. Высокая зависимость стоимости от конъюнктуры финансового рынка |
6.Невозможность использования «налог. щита» |
6.Сложность процедуры привлечения |
Итак, формирование финансовых ресурсов предприятия осуществляется за счет собственных и заемных средств.
К собственным источникам финансовых ресурсов на действующих предприятиях относятся: прибыль (от основной и других видов деятельности), амортизационные отчисления, выручка от реализации выбывшего имущества. Наряду с ними источниками финансовых ресурсов выступают устойчивые пассивы, которые приравниваются к собственным источникам, так как постоянно находятся в обороте предприятия, используются для финансирования его хозяйственной деятельности, но ему не принадлежат. К ним относится: минимальная переходящая задолженность по заработной плате и отчислениям на социальное страхование, в пенсионный фонд, медицинское страхование, минимальная задолженность по резервам на покрытие предстоящих расходов и платежей; задолженность заказчикам по авансам и частичной оплате продукции; задолженность бюджету по некоторым видам налогов и др.
По мере функционирования предприятия (роста производственной программы, износа основных производственных фондов и т.д.) потребность в денежных средствах возрастает, что требует соответствующего финансирования прироста капитала. Поэтому при недостатке собственных средств предприятие может привлекать средства других организаций, которые получили название заемный капитал.
Заемный капитал – это часть капитала, используемая хозяйствующим субъектом, которая не принадлежит ему, но привлекается на основе банковского, коммерческого кредита или эмиссионного займа на основе возвратности. Необходимость привлечения заемного капитала должна обосновываться предварительно сделанным расчетом потребности в оборотных средствах [3, с. 223]. В состав заемных средств входят: финансовый кредит, полученный от банковских и небанковских финансово-кредитных учреждений, коммерческий кредит от поставщиков, кредиторская задолженность предприятия, задолженность по эмиссии долговых ценных бумаг и др. В бухгалтерском учете заемные средства и кредиторская задолженность отражаются отдельно. Поэтому в широком смысле возможно выделение заемных средств и в узком смысле – собственно финансового кредита. Разница между заемными средствами представляет собой привлеченные средства.
В составе заемного капитала различают: краткосрочные и долгосрочные заемные средства, кредиторскую задолженность (привлечённый капитал). Структура заёмного капитала раскрыта на рисунке. 1.
Рисунок 1 - Структура заемного капитала
Долгосрочные заемные средства это кредиты и займы, полученные организацией на период более года, срок погашения которых наступает не ранее чем через год. К ним относятся задолженность по налоговому кредиту; задолженность по эмитированным облигациям; задолженность по финансовой помощи, предоставленной на возвратной основе, кредиты банков и т.п. Кредиты и займы, привлекаемые на долгосрочной основе, направляются на финансирование приобретения имущества длительного использования.
Краткосрочные заемные средства - это обязательства, срок погашения которых не превышает года. Среди этих средств следует выделить текущую кредиторскую задолженность, которая возникает в результате коммерческих и других текущих расчетных операций. К ней относятся: задолженность персоналу по оплате труда; задолженность бюджету и внебюджетным фондам по обязательным платежам; авансы полученные; предварительная оплата заказов и продукции; задолженность поставщикам и другие виды задолженности. Краткосрочные кредиты и займы и кредиторская задолженность являются источниками формирования оборотных активов.
Классификация привлекаемых предприятием заемных средств по основным признакам приведена в таблице 2.
Таблица 2 - Классификация привлекаемых заемных средств | ||||
По целям привлечения |
По источникам привлечения |
По периоду привлечения |
По форме привлечения |
По форме обеспечения |
Заемные средства, привлекаемые для обеспечения воспроизводства внеоборотных активов |
Заемные средства, привлекаемые из внешних источников |
Заемные средства, привлекаемые на долгосрочный период (более 1-го года) |
Заемные средства, привлекаемые в денежной форме (финансовый кредит) |
Необеспеченные заемные средства |
Заемные средства, привлекаемые для пополнения оборотных активов |
Заемные средства, привлекаемые из внутренних источников (внутренняя задолженность) |
Заемные средства, привлекаемые на краткосрочный период (до 1-го года) |
Заемные средства, привлекаемые в форме оборудования (финансовый лизинг) |
Заемные средства, обеспеченные поручительством или гарантией |
Заемные средства, привлекаемые для уловлетворения иных хозяйственных или социальных потребностей |
Заемные средства, привлекаемые в товарной форме (товарный или коммерческий кредит) |
Заемные средства, обеспеченные залогом или закладом | ||
Заемные средства, привлекаемые в материальных или нематериальных формах |
Информация о работе Направления совершенствования управления заемным капиталом ООО «Формопласт»