Направления совершенствования управления заемным капиталом ООО «Формопласт»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2015 в 21:43, дипломная работа

Описание работы

Цель выпускной квалификационной работы состоит в изучении теоретических и методологических основ управления привлечением заемного капитала предприятия, проведении соответствующего аналитического исследования с целью разработки предложений по совершенствованию управления заемным капиталом конкретного предприятия.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность, состав и структуру заемного капитала предприятия;
- изучить содержание управления заемным капиталом;
- оценить результативность управления привлечением заемного капитала на
ООО «Формопласт»;

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические основы управления заемным капиталом организации 6
1.1 Сущность, состав и структура заемного капитала организации 6
1.2 Содержание управления заемным капиталом 11
1.3 Проблемы привлечения заемных средств 25
2 Исследование процессов управления заемным капиталом
ООО «Формопласт» 35
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Формопласт» 35
2.2 Анализ динамики, состава и структуры заемного капитала
ООО «Формопласт» 49
2.3 Анализ эффективности управления заемным капиталом
ООО «Формопласт» 57
3 Направления совершенствования управления заемным капиталом
ООО «Формопласт» 70
3.1 Пути совершенствования стратегии и тактики управления
заемным капиталом ООО «Формопласт» 70
3.2 Рекомендации по использованию ООО «Формопласт» различных форм
краткосрочных заимствований 77
Заключение 83
Список использованных источников 92

Файлы: 1 файл

Диплом 25 июня.doc

— 1.34 Мб (Скачать файл)

3. Определение предельного объема привлечения заемных средств. Максимальный объем этого привлечения диктуется двумя основными условиями: а) предельным эффектом финансового левериджа. Так как объем собственных финансовых ресурсов формируется на предшествующем этапе, общая сумма используемого собственного капитала может быть определена заранее. По отношению к ней рассчитывается коэффициент финансового левериджа (коэффициент финансирования), при котором его эффект будет максимальным. С учетом суммы собственного капитала в предстоящем периоде и рассчитанного коэффициента финансового левериджа вычисляется предельный объем заемных средств, обеспечивающий эффективное использование собственного капитала; б) обеспечением достаточной финансовой устойчивости предприятия. Она должна оцениваться не только с позиций самого предприятия, но и с позиций возможных его кредиторов, что обеспечит впоследствии снижение стоимости привлечения заемных средств. С учетом этих требований предприятие устанавливает лимит использования заемных средств в своей хозяйственной деятельности [14. c. 167].

4. Оценка стоимости привлечения  заемного капитала из различных  источников. Такая оценка проводится в разрезе различных форм заемного капитала, привлекаемого предприятием из внешних и внутренних источников. Результаты такой оценки служат основой разработки управленческих решений относительно выбора альтернативных источников привлечения заемных средств, обеспечивающих удовлетворение потребностей предприятия в заемном капитале.

5. Определение соотношения  объема заемных средств, привлекаемых на кратко- и долгосрочной основе. Расчет потребности в объемах кратко- и долгосрочных заемных средств основывается на целях использования в предстоящем периоде. На долгосрочный период (свыше 1 года) заемные средства привлекаются, как правило, для расширения объема собственных основных средств и формирования недостающего объема инвестиционных ресурсов (хотя при консервативном подходе к финансированию активов заемные средства на долгосрочной основе привлекаются и для обеспечения формирования оборотного капитала). На краткосрочный период заемные средства привлекаются для всех остальных целей их использования. Расчет необходимого размера заемных средств в рамках каждого периода осуществляется в разрезе отдельных целевых направлений их предстоящего использования. Целью этих расчетов является установление сроков использования привлекаемых заемных средств для оптимизации соотношения долго- и краткосрочных их видом. В процессе этих расчетов определяются полный и средний срок использования заемных средств. Полный срок использования заемных средств представляет собой период времени с начала их поступления до окончательного погашения всей суммы долга. Он включает в себя три временных периода: а) срок полезного использования; б) льготный (грационный) период; в) срок погашения. а) срок полезного использования — это период времени, в течение которого предприятие непосредственно использует предоставленные заемные средства в своей хозяйственной деятельности, б) льготный (грационный) период — это период времени с момента окончания полезного использования заемных средств до начала погашения долга. Он служит резервом времени для аккумуляции необходимых финансовых средств; в) срок погашения — это период времени, в течение которого происходит полная выплата основного долга и процентов по используемым заемным средствам. Этот показатель используется в тех случаях, когда выплата основного долга и процентов осуществляется не одномоментно после окончания срока использования заемных средств, а частями в течение определенного периода времени по предусмотренному графику. Расчет полного срока использования заемных средств осуществляется в разрезе перечисленных элементов исходя из целей их использования и сложившейся на финансовом рынке практике установления льготного периода и срока погашения. Средний срок использования заемных средств представляет собой средний расчетный период, в течение которого они находятся в использовании на предприятии. Он определяется по формуле:

 

                                          ССз = СПз/2+ЛП+ПП/2,                                                   (1)

 

где  ССз - средний срок использования заемных средств;

СПз - срок полезного использования заемных средств;

ЛП - льготный (грационный) период;

ПП - срок погашения.

Средний срок использования заемных средств определяется по каждому целевому направлению привлечения этих средств; по объему их привлечения на кратко- и долгосрочной основе; по привлекаемой сумме заемных средств в целом. Соотношение заемных средств, привлекаемых на кратко- и долгосрочной основе, может быть оптимизировано также с учетом стоимости их привлечения.

6. Определение форм привлечения  заемных средств. Эти формы дифференцируются в разрезе финансового кредита; товарного (коммерческого) кредита; прочих форм. Выбор форм привлечения заемных средств предприятие осуществляет исходя их целей и специфики своей хозяйственной деятельности [15. c. 368].

7. Определение состава  основных кредиторов. Этот состав  определяется формами привлечения заемных средств. Основными кредиторами предприятия являются обычно его постоянные поставщики с которыми установлены длительные коммерческие связи, а также коммерческий банк, осуществляющий его расчетно-кассовое обслуживание.

8. Формирование эффективных  условий привлечения кредитов. К  числу важнейших из этих условий относятся: а) срок предоставления кредита; б) ставка процента за кредит; в) условия выплаты суммы процентов; г) условия выплаты основной суммы долга; д) прочие условия связанные с получением кредита.

Срок предоставления кредита является одним из определяющих условий его привлечения. Оптимальным считается срок предоставления кредита, в течение которого полностью реализуется цель его привлечения (например, ипотечный кредит — на срок реализации инвестиционного проекта; товарный кредит — на период полной реализации закупленных товаров и т.п.). Ставка процента за кредит характеризуется тремя основными параметрами: ее формой, видом и размером. По применяемым формам различают процентную ставку (для наращения суммы долга) и учетную ставку (для дисконтирования суммы долга). Если размер этих ставок одинаков, то предпочтение должно быть отдано процентной ставке, так как в этом случае расходы по обслуживанию долга будут меньшими. По применяемым видам различают фиксированную ставку процента (устанавливаемую на весь срок кредита) и плавающую ставку про. цента (с периодическим пересмотром ее размера в зависимости от изменения учетной ставки центрального банка, темпов инфляции и конъюнктуры финансового рынка). Время, в течение которого ставка процента остается неизменной, называется процентным периодом. В условиях инфляции для предприятия предпочтительней является фиксированная ставка или плавающая ставка с высоким процентным периодом. Размер ставки процента за кредит является определяющим условием при оценке его стоимости. По товарному кредиту он принимается при оценке в размере ценовой скидки продавца за осуществление немедленного расчета за поставленные товары, выраженной в годовом исчислении. Условия выплаты суммы процента характеризуются порядком выплаты его суммы. Этот порядок сводится к трем принципиальным вариантам: выплате всей суммы процента в момент предоставления кредита; выплате суммы процента равномерными частями; выплате всей суммы процента в момент уплаты основной суммы долга (при погашении кредита). При прочих равных условиях предпочтительней является третий вариант. Условия выплаты основной суммы долга характеризуются предусматриваемыми периодами его возврата. Эти условия сводятся к трем принципиальным вариантам: частичному возврату основной суммы долга в течение общего периода функционирования кредита; полному возврату всей суммы долга по истечении срока использования кредита; возврата основной или части суммы долга с предоставлением льготного периода по истечении срока полезного использования кредита. При прочих равных условиях третий вариант является для предприятия предпочтительней. Прочие условия, связанные с получением кредита, могут предусматривать необходимость его страхования, выплаты дополнительного комиссионного вознаграждения банку, разный уровень размера кредита по отношению к сумме заклада или залога и т.п.

9. Обеспечение эффективного  использования кредитов. Критерием  эффективности выступают показатели оборачиваемости и рентабельности заемного капитала.

10. Обеспечение своевременных расчетов по полученным кредитам. С целью этого обеспечения по наиболее крупным кредитам может заранее резервироваться специальный возвратный фонд. Платежи по обслуживанию кредитов включаются в платежный календарь и контролируются в процессе мониторинга текущей финансовой деятельности. На предприятиях, привлекающих большой объем заемных средств форме финансового и товарного (коммерческого) кредита, общее управление привлечением заемных средств может быть детализировано затем в разрезе указанных форм кредита.

Одним из механизмов оптимизации структуры капитала организации является финансовый леверидж. Он характеризует использование организацией заемных средств, которое влияет на изменение коэффициента рентабельности собственного капитала. То есть, финансовый леверидж представляет собой объективный фактор, возникающий с появлением заемных средств в объеме используемого организациями капитала, позволяющий им получить дополнительную прибыль на собственный капитал. Показатель, отражающий уровень дополнительно генерируемой прибыли на собственный капитал при различной доле использования средств, называется эффектом финансового левериджа.

Он рассчитывается по следующей формуле:

 

                                           ЭФЛ = (1 - Снп) × (КВРа - ПК) × ЗК / СК,                       (2)

 

где  ЭФЛ - эффект финансового левериджа, заключающийся в приросте коэффициента рентабельности собственного капитала, %;

Снп ставка налога на прибыль, выраженная десятичной дробью;

КВРа коэффициент валовой рентабельности активов (отношение валовой прибыли к средней стоимости активов), %;

ПК средний размер процентов за кредит, уплачиваемых пред- приятием за использование заемного капитала, %;

ЗК средняя сумма используемого предприятием заемного капитала;

СК средняя сумма собственного капитала предприятия.

Максимальный объем этого привлечения диктуется двумя основными условиями: предельным эффектом финансового левериджа и обеспечением достаточной финансовой устойчивости предприятия.

Предельный эффект финансового левериджа предполагает расчет коэффициента финансового левериджа (коэффициент финансирования), при котором его эффект будет максимальным. Так как объем собственных финансовых ресурсов формируется на предшествующем этапе, общая сумма используемого собственного капитала может быть определена заранее. С учетом суммы собственного капитала в предстоящем периоде и рассчитанного коэффициента финансового левериджа вычисляется предельный объем заемных средств, обеспечивающий эффективное использование собственного капитала.

Обеспечение достаточной финансовой устойчивости должно оцениваться не только с позиций самого предприятия, но и с позиций возможных его кредиторов, что обеспечит впоследствии снижение стоимости привлечения заемных средств.

С учетом этих требований предприятие устанавливает лимит использования заемных средств в своей хозяйственной деятельности [16. с. 56].

Расчет необходимого размера заемных средств в рамках каждого периода осуществляется в разрезе отдельных целевых направлений их предстоящего использования. Целью этих расчетов является установление сроков использования привлекаемых заемных средств для оптимизации соотношения долго- и краткосрочных их видов. В процессе этих расчетов определяются полный и средний срок использования заемных средств.

Полный срок использования заемных средств   представляет    собой    период времени с начала их поступления до окончательного погашения всей суммы долга. Он включает в себя три временных периода:

а) срок полезного использования это период времени, в течение которого предприятие непосредственно использует предоставленные заемные средства в своей хозяйственой деятельности;

б) льготный (грационный) период это период времени с момента окончания полезного использования заемных средств до начала погашения долга. Он служит резервом времени для аккумуляции необходимых финансовых средств;

в) срок погашения это период времени, в течение которого происходит полная выплата основного долга и процентов по используемым заемным средствам. Этот показатель используется в тех случаях, когда выплата основного долга и процентов осуществляется не одномоментно после окончания срока использования заемных средств, а частями в течение определенного периода времени по предусмотренному графику.

Расчет полного срока использования заемных средств осуществляется в разрезе перечисленных элементов исходя из целей их использования и сложившейся на финансовом рынке практике установления льготного периода и срока погашения [17, с. 269].

Средний срок использования заемных средств (ССз) представляет собой средний расчетный период, в течение которого они находятся в использовании на предприятии. Он определяется по формуле:

 

                                                 ССз = СПз/2+ЛП+ПП/2,                                        (3)

 

где  СС3 - средний срок использования заемных средств;

СП3 - срок полезного использования заемных средств;

ЛП - льготный (грационный) период;

ПП - срок погашения.

Средний срок использования заемных средств определяется по каждому целевому направлению привлечения этих средств; по объему их привлечения на кратко- и долгосрочной основе; по привлекаемой сумме заемных средств в целом.

Соотношение заемных средств, привлекаемых на кратко- и долгосрочной основе, может быть оптимизировано также с учетом стоимости их привлечения [15, с.485].

В целом процесс управления формированием заемного капитала предприятия характеризуется:

1. Направленностью действий  управляющей системы на достижение  конкретных целей. Перед тем как привлекать заемный капитал, предприятие-заемщик должно четко определить цели и направления использования земных средств, сопоставить их эффективность и цену привлечения. И только после этого предприятие может начать осуществлять кредитно-займовые операции. Важность данного принципа состоит в том, что эффективность формы и условий привлечения заемного капитала зависят в первую очередь от целей, которые необходимо достичь.

2. Минимизацией транзакционных  издержек привлечения заемных  средств, при этом эффективность  совокупности заемных средств, объединенных  в рамках единой организационной структуры корпорации (или заемный капитал корпорации), должна быть выше эффективности альтернативных вложений заемных средств по отдельности. Только в этом случае целесообразно говорить о том, что данная организационная структура корпорации эффективна для кредитно-займовых операций.

3. Комплексностью процесса  управления заемным капиталом, включающего  планирование, анализ, регулирование  и контроль этапов привлечения  и использования заемных средств.

4. Неопределенностью в  реализации стратегии кредитно- займовых операций. Реализация стратегии привлечения заемных средств происходит в неопределенной внешней среде, ошибки неизбежны и естественны, поэтому управление должно быть гибким, уметь приспосабливаться, изменяться, когда обстановка неожиданно меняется.

5. Единством перспективного  и текущего планирования потребностей (с учетом своих возможностей) в привлечении заемных средств предприятия, что обеспечивает непрерывность и помогает коммерческим организациям справиться с неопределенностью. Их единство определяет устойчивость развития предприятия, а также точность прогнозирования и планирования управляемой системы заемного капитала.

 

 

1.3 Проблемы привлечения заемных средств

По поводу степени привлечения заемных средств в зарубежной практике существуют различные мнения. Наиболее распространено мнение, что доля собственного капитала должна быть достаточно велика. Поскольку в организацию с высокой долей собственного капитала кредиторы вкладывают средства более охотно, постольку она с большей вероятностью может погасить долги за счет собственных средств. В противоположность данному мнению многим японским компаниям свойственна высокая доля привлеченного капитала, а значение этого показателя в среднем на 58% выше, чем, например, в американских корпорациях. Объясняется тем, что в этих двух странах инвестиционные потолки имеют совершенно разную природу - в США основной потолок инвестиций поступает от населения, в Японии - от банков. Поэтому высокое значение коэффициента концентрации привлеченного капитала свидетельствует о степени доверия к корпорации со стороны банков, а, значит, о ее финансовой надежности; напротив, низкое значение этого коэффициента для японской корпорации свидетельствует о ее неспособности получить кредиты в банке, что является определенным предостережением инвесторам и кредиторам.

Информация о работе Направления совершенствования управления заемным капиталом ООО «Формопласт»