Необходимость и содержание управления финансами на примере РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 00:06, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение необходимости и содержания управления финансами на примере РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
- осветить значение сферы государственных финансов в экономике РФ;
- раскрыть предпосылки и необходимость управления финансами;
- рассмотреть понятие и особенности системы управления финансами;
- охарактеризовать направления и формы управления финансами в РФ;
- изучить структуру финансовой системы России;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Финансы в экономике России: значение и необходимость управления 5
1.1. Значение сферы государственных финансов в экономике РФ 5
1.2. Предпосылки и необходимость управления финансами 14
Глава 2. Современная система управления финансами 20
2.1. Понятие и особенности системы управления финансами в РФ 20
2.2. Направления и формы управления финансами в РФ 24
Глава 3. Механизм управления финансами в РФ: финансовая система и финансовая политика 31
3.1. Финансовая система России 31
3.2. Государственная финансовая политика России 39
Заключение 47
Список использованной литературы 50

Файлы: 1 файл

Управление финансами.doc

— 298.50 Кб (Скачать файл)

Необходимость и содержание управления финансами на примере РФ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Финансовая деятельность государства  и муниципальных образований  играет значительную роль в развитии общества, которому присущи товарно-денежные отношения. Природа финансовой деятельности государства и муниципальных образований, предпосылки ее возникновения и осуществления всегда находились в центре внимания представителей науки финансового права.

В обществе, где действуют товарно-денежные отношения на любом уровне своего развития, государство использует и не может не использовать для управления общественным производством, обеспечения социально-экономических потребностей населения, безопасности страны, для решения иных общественных интересов различные экономические рычаги, такие, как финансы, налоги, деньги, кредит и т.д.

Необходимость применения государством различных экономических регуляторов при управлении обществом обусловила потребность в изучении и достаточно активном обсуждении в финансово-экономической и правовой литературе содержания таких экономических категорий, как финансы, финансовая система и управление финансами, которые являются объективными предпосылками возникновения и осуществления финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

 Выявление и обоснование объективных предпосылок возникновения и осуществления управления финансовой деятельностью государства и муниципальных образований в современный период приобретают особую актуальность, поскольку в литературе высказываются мнения, ставящие под сомнение, казалось бы, уже устоявшиеся представления по обозначенной проблеме.1

Природа и сущность экономических  категорий, в том числе и финансов, детально изучаются современной  экономической наукой. В экономической  литературе подчеркивается, что финансы − неотъемлемый элемент общественного воспроизводства на всех уровнях хозяйствования; они одинаково необходимы и низовому звену − предприятиям (организациям), и межхозяйственным объединениям (ассоциациям, концернам), и государственной системе управления народным хозяйством. Без финансов невозможно обеспечивать индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности.

Целью данной курсовой работы является изучение необходимости и содержания управления финансами на примере РФ.

Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:

- осветить значение сферы государственных финансов в экономике РФ;

- раскрыть предпосылки и необходимость  управления финансами;

- рассмотреть понятие и особенности  системы управления финансами;

- охарактеризовать направления  и формы управления финансами  в РФ;

- изучить структуру финансовой системы России;

- рассмотреть содержание государственная  финансовая политика России.

Методологической базой данной работы являются исследования в сфере  функционирования государственных  и муниципальных финансов таких  авторов как: А. И. Архипова, Л. С. Гринкевич, Д. В. Дементьева, В. А. Слепова, Г. Б. Поляка, В. А. Щербакова и др.

Нормативной базой работы являются нормативно-правовые акты Российской Федерации: Бюджетный кодекс, федеральные законы, постановления, приказы и другие законодательные акты.

При написании работы использовались также статистические данные социально-экономического развития РФ.

В соответствии с поставленными  целью и задачами структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

Глава 1. Финансы в экономике России: значение и необходимость управления

1.1. Значение сферы государственных  финансов в экономике РФ

 

 

Поскольку экономической базой  современного общества является рыночное товарно-денежное хозяйство, то государство для своего функционирования нуждается в определенном фонде денежных ресурсов, которые и составляют государственные финансы.

Государственные финансы  — это система сбора и использования денежных средств на нужды государства. Из самого определения вытекают две важные предпосылки их существования: наличие денежного хозяйства, т.е. использование в экономической жизни общества развитых форм денег, и создание системы определения (формирования) общественных потребностей, их упорядочения и ранжирования, т.е. определения того, на что, собственно, предполагается тратить «общие» (общественные) деньги. Конкретные формы денежных отношений и государственного устройства в тех или иных странах оказывают непосредственное влияние на государственные финансы, обусловливая их большое разнообразие в различных странах.

В период абсолютистских государств государственные финансы были личной казной королей, царей, других монархов. Под влиянием революций и распространения просвещения стали укрепляться демократические начала в устройстве общества, и постепенно государственными финансами стала распоряжаться общественная власть в лице представительных и исполнительных органов.

В настоящее время в подавляющем  большинстве стран, включая и  конституционные монархии, государственными финансами распоряжаются парламенты и ответственные перед ними правительства.

Разные типы государства во многом определяют особенности системы государственных финансов. Реальному государственному устройству соответствует и определенный тип государственных финансов. В тоталитарных государствах обычно наблюдается некоторое упрощение финансовой системы, ее примитивизация, поскольку все или почти все общественные потребности регламентируются государством. В демократических государствах преобладают сложные, глубоко дифференцированные финансовые системы, отражающие структуру и интенсивность общественных потребностей.2

В общем виде объем финансовых ресурсов, привлекаемых государством, зависит от тех функций, которые государство выполняет в обществе. В демократическом государстве эти функции вытекают из тех полномочий, которыми общество его наделяет. В тоталитарных государствах последнее само определяет круг своих полномочий, а стало быть, и объем финансовых ресурсов, мобилизуемых на свои нужды. В демократическом обществе государство теоретически представляет только интересы населения, и здесь важна сама процедура выявления этих интересов и формирования их как государственных. Как правило, это происходит в рамках соответствующих обсуждений в органах представительной власти различных уровней, избираемых населением.

Поэтому для формирования государственных  финансов необходимо признание и определение особых государственных потребностей, которые должны быть удовлетворены в интересах всего общества. Следует отметить, что в любой стране общественные, в широком смысле слова, и государственные потребности совпадают далеко не всегда, между ними есть определенное различие. Оно заключается в том, что государственные потребности, как правило, носят опосредованный или косвенный характер, так как население (отдельные индивидуумы, семьи, различные группы) может таких потребностей непосредственно и не ощущать и не высказывать желания их удовлетворять. Например, потребности в содержании армии или внешней разведки, в создании устройств по термоядерному синтезу и т.п. далеки от повседневных нужд рядовых граждан. Такого рода потребности определяются и формируются специально на это уполномоченными членами общества. Вот для этого-то и нужны представительные (выборные) органы, а также соответствующие ведомства исполнительной власти.

Таким образом, государственные финансы  как совокупность денежных отношений обслуживают, как правило, интересы общества в целом, в первую очередь те потребности, которые свойственны обществу, понимаемому как единая сложная система.

Финансы как общественное явление  одной из своих главных функций  имеют выражение экономических  и других интересов как отдельных  людей, так и различных группировок  населения, включая и государство, представляющее интересы всего общества в целом. Как правило, государственное устройство, сложившиеся формы управления и взаимоотношений между членами общества определяют и особенности финансовой системы, функционирующей в данном государстве. И в дореволюционной России, и в бывшем СССР в силу наличия мощного государственного аппарата финансовая система имела главной задачей обслуживание государственных потребностей и носила сравнительно упрощенный характер, а применительно к СССР и вовсе примитивный.

Становление в России нового типа хозяйства (рыночного) и одновременно нового типа государства (демократического) потребовало решительных перемен в финансовой системе, учета интересов населения, субъектов Федерации, общественных организаций и т.д. Этот процесс идет противоречиво и далек от завершения в настоящее время. Прежде всего, возникла проблема разделения полномочий между законодательной и исполнительной властью в части распоряжения финансовыми ресурсами общества (государства). Эта проблема для России особенно сложна, так как в ней, по существу, никогда ранее не существовало общепринятого согласованного соотношения этих ветвей власти. Исторические традиции России сводятся к слиянию этих ветвей власти на высшем уровне в нечто единое. В царской России это был император, в СССР — политбюро и генеральный секретарь.

В настоящее время эти ветви  власти обособлены, но их позиции еще  не закрепились и не стали традиционными. Более того, позиции законодательной и исполнительной власти при обсуждении бюджета в России зачастую противоположны сложившимся традициям развитых стран. В большинстве этих стран правительство отстаивает увеличение расходов бюджета, включая и образование (или даже рост) бюджетного дефицита. Парламенты, как правило, настаивают на сокращении государственных расходов и бюджетных дефицитов, что естественно, так как именно представительная власть непосредственно выражает, интересы широких слоев населения. А эти интересы предполагают уменьшение (или неувеличение) налогов.

Федеральное Собрание России старается  иногда совмещать плохо совместимые вещи. С одной стороны, оно против роста налогов, с другой — отстаивает рост расходов государства, прежде всего на социальные нужды. Естественно, такая позиция не всегда способствует нормальному функционированию финансовой системы, создает дополнительные трудности в обеспечении финансовой стабилизации.

Другим важным направлением модернизации государственных финансов стало  расчленение единого государственного бюджета времен развитого социализма на три самостоятельные части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные, или земские, бюджеты. Это очень важный шаг по демократизации финансовых отношений и учета интересов различных слоев и групп населения, в первую очередь в сфере финансов. В этом же направлении действовали переход к налогам как главному способу обеспечения доходов бюджета, отмена монополии на внешнюю торговлю и валютные отношения, разгосударствление промышленности и другие аналогичные меры. Все это привело к принципиальному изменению всего процесса формирования государственных финансов, т.е. составления, утверждения и исполнения бюджета.

В СССР объем и пропорции бюджета  определяла верхушка партийной и  исполнительной властей. Теперь число участников распределения ресурсов резко возросло, они получили возможность легально отстаивать свои интересы. Разумеется, и прежде были сильнейшие ведомства, существовало так называемое телефонное право и другие методы отстаивания своих интересов. Но круг подобных ведомств и лиц был достаточно узок. Сейчас же число влиятельных лиц и организаций в этом процессе резко возросло, реальную силу приобрели средства массовой информации. Началось не просто отстаивание интересов, но уже борьба за эти интересы, и подобная ситуация не противоречит законам. Но, с другой стороны, ввиду отсутствия опыта и традиций эта вспыхнувшая борьба принимает зачастую нецивилизованные формы, что мешает образованию новой финансовой системы.

Таким образом, если ранее финансовые ресурсы государства собирались и распределялись чиновниками государственного и партийного аппарата, отвечавшими только перед своими начальниками, то теперь в этот процесс помимо чиновников (без них нельзя) включены десятки тысяч организаций и лиц, как правило, формально ни от кого не зависящих, готовых зачастую на крайние меры в отстаивании своих интересов. В принципе, ничего особо нового здесь нет, люди конфликтуют во всех сферах личной и общественной жизни, но в сфере государственных финансов эти конфликты особенно остры.

Во-первых, формирование государственных финансовых ресурсов связано, как правило, с прямым уменьшением чьих-то доходов. Налоги — прямой вычет из кем-то полученных доходов. Естественно, что эти вычеты никому из тех, у кого они делаются, не нравятся.

Во-вторых, и это, пожалуй, еще важнее, государственные ресурсы в подавляющем большинстве случаев предоставляются бесплатно. Правда, при соблюдении определенных условий получатели этих средств должны удовлетворять каким-то заранее сформулированным требованиям. Но требования поддаются истолкованию, они могут быть и просто изменены. Поэтому число желающих получить «бесплатные деньги» громадно, во всяком случае, сумма всех просьб всегда намного больше имеющихся ресурсов. Отсюда и острота борьбы, тем более что подобная ситуация признается законной.

Информация о работе Необходимость и содержание управления финансами на примере РФ