Необходимость и содержание управления финансами на примере РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 00:06, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение необходимости и содержания управления финансами на примере РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
- осветить значение сферы государственных финансов в экономике РФ;
- раскрыть предпосылки и необходимость управления финансами;
- рассмотреть понятие и особенности системы управления финансами;
- охарактеризовать направления и формы управления финансами в РФ;
- изучить структуру финансовой системы России;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Финансы в экономике России: значение и необходимость управления 5
1.1. Значение сферы государственных финансов в экономике РФ 5
1.2. Предпосылки и необходимость управления финансами 14
Глава 2. Современная система управления финансами 20
2.1. Понятие и особенности системы управления финансами в РФ 20
2.2. Направления и формы управления финансами в РФ 24
Глава 3. Механизм управления финансами в РФ: финансовая система и финансовая политика 31
3.1. Финансовая система России 31
3.2. Государственная финансовая политика России 39
Заключение 47
Список использованной литературы 50

Файлы: 1 файл

Управление финансами.doc

— 298.50 Кб (Скачать файл)

2.2. Направления и формы управления  финансами в РФ

 

 

Государственное регулирование  финансов  в  наиболее  обобщенном виде включает следующие направления и формы.

А. Макроэкономическое регулирование финансовой сферы (косвенные методы):

1) выработка принципов и концепции, программы экономической политики и методов, мер в регулировании финансовой системы. Эта часть включает ежегодное Послание Президента России, в котором формулируются основные принципы социально-экономической, в том числе финансовой, политики; подготовку правительством РФ, правительствами субъектов Федерации, а также местными администрациями проектов бюджетов соответствующего уровня и прогнозов социально-экономического развития, необходимых для этого обоснований и расчетов. Кроме того, правительством и Центральным банком России совместно разрабатываются основные принципы денежно-кредитной и валютной политики на предстоящий период;

2) законодательное и нормативно-правовое обеспечение финансовой политики и мер по ее регулированию. Управление финансами на территории России регулируется прежде всего Конституцией Российской Федерации в части федеративного устройства (ст. 5 гл. 3), социальной, в том числе финансовой, политики (ст. 7, 39, 41), единого экономического пространства, гарантирующего свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств (ст. 8, 74), обязательности каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57).

В ведении Российской Федерации  находятся: установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки (п. «ж» ст. 71); федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития (п. «з» ст. 71). В то же время к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Федерации отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов (п. «и» ст. 72).

Основы денежной политики и независимость в этой части Центрального банка РФ конституционно закреплены ст. 75. Также в Конституции РФ определены права и функции в части финансового управления президента, Федерального Собрания и правительства. В частности, правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики (п. «б»; ст.  114).

Гражданский кодекс Российской Федерации регулирует наряду с экономическими (хозяйственными) отношениями гражданско-правовые основы управления финансами и финансовыми отношениямиправа граждан и юридических лиц, виды юридических лиц и их финансовые отношения при функционировании и в случае реорганизации, управление финансовыми активами (деньги, валютные ценности, ценные бумаги) как объектами гражданского права, регулирует сделки, совершаемые в том числе и с финансовыми активами, а также вытекающие в связи с этим обязательства (при купле-продаже, платежах, аренде, включая финансовую аренду — лизинг, при займе и кредите, банковском вкладе и счете, финансовых расчетах и страховании и др.).

Налоговый кодекс РФ определяет основы налоговой политики на территории России. Бюджетный процесс в Российской Федерации регулируется Бюджетным кодексом РФ (введен в действие с 1 января 1999 г.). Кроме того, ежегодно на всех уровнях власти принимаются законы или постановления о бюджете соответствующего уровня, в которых устанавливаются конкретные цифры по доходам и расходам в разрезе статей бюджетной классификации.

Однако для  управления бюджетным и налоговым  процессом одной даже развернутой законодательной и нормативно-правовой базы недостаточно. Необходимо реальное проведение эффективной бюджетной и налоговой политики, обеспечение расходования бюджетных средств с наибольшей социальной и экономической отдачей, создание в этой сфере жесткого контроля.

Для устойчивого функционирования системы управления финансами как в стране в целом, так и в отдельных ее звеньях важнейшее значение имеет проведение достаточно жесткой и в то же время гибкой монетарной политики, направленной на стимулирование экономического роста, обеспечение товарного обращения необходимой денежной массой, преодоление инфляции, стабилизацию цен и конъюнктуры фондового рынка.

Как показывает опыт функционирования открытой экономики, для макроэкономической стабилизации чрезвычайно важное значение имеет регулирование валютного курса и режима обращения иностранной валюты на территории Российской Федерации.

Б. Микроэкономические косвенные методы регулирования  финансов:

1)   формирование и поддержание  конкурентной, стимулирующей экономическое развитие среды в экономике и ограничение монополизации рынка;

2)   регулирование финансовой  деятельности, включая государственное регулирование цен, естественных монополистов;

3)   формирование, содействие  и защита договорно-контрактных отношений между субъектами рынка, в конечном счете обеспечивающих стабильное функционирование расчетно-платежных отношений в финансовой системе;

4)  использование государственного  предпринимательства для воздействия на конъюнктуру товарного и финансового рынка, поддержание уровня и соотношения цен с целью стабильной деятельности и структурной перестройки экономики, формирование эффективных спроса и предложения;

5)   регулирование внешнеэкономической  финансовой деятельности государства и коммерческих фирм, банков, проведение эффективной таможенной политики;

6)   развитие или содействие  развитию страхового дела и  страхования предпринимательского риска, в ряде случаев предоставление государственных гарантий федерального или регионального уровня.

В. Микроэкономические методы прямого административного  воздействия на финансовую деятельность хозяйствующих субъектов:

1)   регистрация и лицензирование  предпринимательской деятельности, установление квот на производство некоторых товаров исключительного ассортимента (наркотики, алкоголь и др.), установление цен, в ряде случаев предельных, на ограниченную номенклатуру товаров и услуг;

2)   управление унитарными  предприятиями государственной  собственности и контроль за их финансовой деятельностью;

3)   финансовое дотирование  отдельных предприятий и субсидирование производства и реализации, в том числе субсидирование спроса на конкретные, отдельные виды товаров и услуг;

4) применение государственной монополии и акцизного налогообложения на отдельные виды товаров (наркотики, алкоголь, табачные изделия и некоторые другие);

5)   целенаправленная социальная  финансовая защита малообеспеченных слоев населения и проведение системы мер социальных гарантий;

6)   проведение экологически  направленной финансовой политики в части использования природных богатств и охраны окружающей среды, налогов, платежей и цен;

7)   установление льгот по  налогам и другим платежам  в бюджет для конкретных налогоплательщиков и субъектов хозяйствования;

8)   применение финансовых и других санкций в отношении нарушителей финансовой, в том числе налоговой, дисциплины.

Г. Прогнозирование  экономического и социального развития, важнейших финансовых показателей:

1)   долгосрочное прогнозирование  финансовой системы в соответствии с прогнозами экономического и социального развития страны, которое имеет главным образом концептуальное значение и разрабатывается целесообразно по укрупненным показателям и в вариантных разрезах;

2)   разработка прогноза социально-экономического  развития страны и ее регионов на стратегический (среднесрочный — от 3 до 5 лет) период и определение основных индикаторов макроэкономического развития, играющих решающую роль в формировании финансовых ресурсов и их распределении;

3)   прогнозирование мирового политического, социального, экономического развития, изменение мирохозяйственных приоритетов и связей и на этой основе разработка концепции развития финансовых отношений и возможных сценариев формирования финансовый ресурсов страны и их эффективного использования с учетом взаимодействия с мировым рынком и конкретными зарубежными странами;

4)   среднесрочное и краткосрочное  прогнозирование экономического и социального развития страны и регионов и их финансового обеспечения;

5)   разработка конкретных  прогнозов и программ по решению наиболее острых социальных и экономических проблем и их финансовому обеспечению.

Общая характеристика совокупности макроэкономических показателей представлена в Приложении 2.

Д. Организация  финансового контроля на всех уровнях государственной и муниципальной власти, а также за соблюдением законодательства во всех сферах финансовой деятельности. В этой области важнейшее значение имеет создание единой государственной системы финансового контроля.

Финансовый контроль является одним из составных элементов осуществляемого в стране контроля. Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функция. Финансовый контроль рассматривается обычно в двух аспектах:

1) как строго регламентированная  деятельность специально созданных контролирующих органов соблюдения финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов;

2) как неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками на макро- и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций.

Оба аспекта контроля взаимосвязаны, но различаются целями, методами, субъектами контроля. В первом случае преобладает правовая и количественная сторона контроля, а во втором — основное внимание уделяется аналитической стороне контроля.

В общем случае финансовый контроль − это совокупность действий и операций по проверке финансовых средств и связанных с ними видов деятельности экономических субъектов с использованием особых форм и методов ведения контроля.

Государственный финансовый контроль представляет собой регламентированную деятельность государственных органов власти и управления по проверке финансовых операций, связанных с образованием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных денежных фондов.

Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Это прежде всего контроль за полным и своевременным поступлением всех видов доходов, контроль за своевременным финансированием расходов в утвержденных размерах и в запланированные сроки, контроль за целевым использованием бюджетных средств.

Таким образом, государственный финансовый контроль выполняет следующие основные задачи:5

- проверку своевременности и  полноты образования фондов государственных средств;

- выявление резервов роста финансовых  ресурсов государства;

- проверку сохранности, эффективности  и целевого использования фондов государственных средств;

- обеспечение возврата незаконно  использованных государственных средств и поступления доходов от их использования в бюджеты и внебюджетные фонды;

- контроль за прохождением государственных  средств в сфере денежного обращения;

- проверку выполнения международных  финансовых обязательств государства;

- экспертизу проекта государственного  бюджета и контроль за исполнением принятого бюджетного закона;

- финансовую экспертизу проектов  законов, других нормативных правовых актов органов государственной власти, предусматривающих расходы государственных средств или влияющих на формирование и использование фондов этих средств;

- предоставление органам государственной  власти информации о результатах проведенного контроля;

- сотрудничество с органами  государственного финансового контроля  иностранных государств и международными  организациями, занимающимися вопросами государственного финансового контроля;

- подготовку, переподготовку и  повышение квалификации специалистов в области государственного финансового контроля.

Основы государственного финансового  контроля закреплены в Конституции Российской Федерации, в конституциях республик в составе Федерации, а также в основных законах и правовых актах представительных органов местного самоуправления и органов исполнительной власти.

 

 

Глава 3. Механизм управления финансами в РФ: финансовая система и финансовая политика

3.1. Финансовая система России

 

 

 

Понятие «финансовая система» употребляется в различных значениях. Во-первых, как совокупность финансовых учреждений (институциональная структура финансовой системы) и, во-вторых, с точки зрения экономического содержания как совокупность финансовых отношений.

Само понятие «система» предполагает наличие определенных составляющих элементов и связей между ними. Структурная организация совокупности финансовых отношений позволяет упорядочить и целенаправленно управлять элементами системы, отслеживать и корректировать финансовые связи. Построение финансовой системы основывается на следующих признаках:6

- функциональном назначении той  или иной группы финансовых отношений;

- наличии определенной специфики  в финансовых отношениях;

Информация о работе Необходимость и содержание управления финансами на примере РФ