Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 00:06, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение необходимости и содержания управления финансами на примере РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
- осветить значение сферы государственных финансов в экономике РФ;
- раскрыть предпосылки и необходимость управления финансами;
- рассмотреть понятие и особенности системы управления финансами;
- охарактеризовать направления и формы управления финансами в РФ;
- изучить структуру финансовой системы России;
Введение 3
Глава 1. Финансы в экономике России: значение и необходимость управления 5
1.1. Значение сферы государственных финансов в экономике РФ 5
1.2. Предпосылки и необходимость управления финансами 14
Глава 2. Современная система управления финансами 20
2.1. Понятие и особенности системы управления финансами в РФ 20
2.2. Направления и формы управления финансами в РФ 24
Глава 3. Механизм управления финансами в РФ: финансовая система и финансовая политика 31
3.1. Финансовая система России 31
3.2. Государственная финансовая политика России 39
Заключение 47
Список использованной литературы 50
Государственное регулирование финансов в наиболее обобщенном виде включает следующие направления и формы.
А. Макроэкономическое регулирование финансовой сферы (косвенные методы):
1) выработка принципов и концепции, программы экономической политики и методов, мер в регулировании финансовой системы. Эта часть включает ежегодное Послание Президента России, в котором формулируются основные принципы социально-экономической, в том числе финансовой, политики; подготовку правительством РФ, правительствами субъектов Федерации, а также местными администрациями проектов бюджетов соответствующего уровня и прогнозов социально-экономического развития, необходимых для этого обоснований и расчетов. Кроме того, правительством и Центральным банком России совместно разрабатываются основные принципы денежно-кредитной и валютной политики на предстоящий период;
2) законодательное и нормативно-правовое обеспечение финансовой политики и мер по ее регулированию. Управление финансами на территории России регулируется прежде всего Конституцией Российской Федерации в части федеративного устройства (ст. 5 гл. 3), социальной, в том числе финансовой, политики (ст. 7, 39, 41), единого экономического пространства, гарантирующего свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств (ст. 8, 74), обязательности каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57).
В ведении Российской Федерации находятся: установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки (п. «ж» ст. 71); федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития (п. «з» ст. 71). В то же время к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Федерации отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов (п. «и» ст. 72).
Основы денежной политики и независимость в этой части Центрального банка РФ конституционно закреплены ст. 75. Также в Конституции РФ определены права и функции в части финансового управления президента, Федерального Собрания и правительства. В частности, правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики (п. «б»; ст. 114).
Гражданский кодекс Российской Федерации регулирует наряду с экономическими (хозяйственными) отношениями гражданско-правовые основы управления финансами и финансовыми отношениямиправа граждан и юридических лиц, виды юридических лиц и их финансовые отношения при функционировании и в случае реорганизации, управление финансовыми активами (деньги, валютные ценности, ценные бумаги) как объектами гражданского права, регулирует сделки, совершаемые в том числе и с финансовыми активами, а также вытекающие в связи с этим обязательства (при купле-продаже, платежах, аренде, включая финансовую аренду — лизинг, при займе и кредите, банковском вкладе и счете, финансовых расчетах и страховании и др.).
Налоговый кодекс РФ определяет основы налоговой политики на территории России. Бюджетный процесс в Российской Федерации регулируется Бюджетным кодексом РФ (введен в действие с 1 января 1999 г.). Кроме того, ежегодно на всех уровнях власти принимаются законы или постановления о бюджете соответствующего уровня, в которых устанавливаются конкретные цифры по доходам и расходам в разрезе статей бюджетной классификации.
Однако для управления бюджетным и налоговым процессом одной даже развернутой законодательной и нормативно-правовой базы недостаточно. Необходимо реальное проведение эффективной бюджетной и налоговой политики, обеспечение расходования бюджетных средств с наибольшей социальной и экономической отдачей, создание в этой сфере жесткого контроля.
Для устойчивого функционирования системы управления финансами как в стране в целом, так и в отдельных ее звеньях важнейшее значение имеет проведение достаточно жесткой и в то же время гибкой монетарной политики, направленной на стимулирование экономического роста, обеспечение товарного обращения необходимой денежной массой, преодоление инфляции, стабилизацию цен и конъюнктуры фондового рынка.
Как показывает опыт функционирования открытой экономики, для макроэкономической стабилизации чрезвычайно важное значение имеет регулирование валютного курса и режима обращения иностранной валюты на территории Российской Федерации.
Б. Микроэкономические косвенные методы регулирования финансов:
1) формирование и поддержание конкурентной, стимулирующей экономическое развитие среды в экономике и ограничение монополизации рынка;
2) регулирование финансовой деятельности, включая государственное регулирование цен, естественных монополистов;
3) формирование, содействие и защита договорно-контрактных отношений между субъектами рынка, в конечном счете обеспечивающих стабильное функционирование расчетно-платежных отношений в финансовой системе;
4) использование
5) регулирование
6) развитие или содействие развитию страхового дела и страхования предпринимательского риска, в ряде случаев предоставление государственных гарантий федерального или регионального уровня.
В. Микроэкономические методы прямого административного воздействия на финансовую деятельность хозяйствующих субъектов:
1) регистрация и лицензирование
предпринимательской
2) управление унитарными предприятиями государственной собственности и контроль за их финансовой деятельностью;
3) финансовое дотирование
отдельных предприятий и
4) применение государственной монополии и акцизного налогообложения на отдельные виды товаров (наркотики, алкоголь, табачные изделия и некоторые другие);
5) целенаправленная социальная
финансовая защита
6) проведение экологически направленной финансовой политики в части использования природных богатств и охраны окружающей среды, налогов, платежей и цен;
7) установление льгот по налогам и другим платежам в бюджет для конкретных налогоплательщиков и субъектов хозяйствования;
8) применение финансовых и других санкций в отношении нарушителей финансовой, в том числе налоговой, дисциплины.
Г. Прогнозирование экономического и социального развития, важнейших финансовых показателей:
1) долгосрочное прогнозирование
финансовой системы в соответст
2) разработка прогноза социально-
3) прогнозирование мирового политического, социального, экономического развития, изменение мирохозяйственных приоритетов и связей и на этой основе разработка концепции развития финансовых отношений и возможных сценариев формирования финансовый ресурсов страны и их эффективного использования с учетом взаимодействия с мировым рынком и конкретными зарубежными странами;
4) среднесрочное и краткосрочное прогнозирование экономического и социального развития страны и регионов и их финансового обеспечения;
5) разработка конкретных прогнозов и программ по решению наиболее острых социальных и экономических проблем и их финансовому обеспечению.
Общая характеристика совокупности макроэкономических показателей представлена в Приложении 2.
Д. Организация финансового контроля на всех уровнях государственной и муниципальной власти, а также за соблюдением законодательства во всех сферах финансовой деятельности. В этой области важнейшее значение имеет создание единой государственной системы финансового контроля.
Финансовый контроль является одним из составных элементов осуществляемого в стране контроля. Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функция. Финансовый контроль рассматривается обычно в двух аспектах:
1) как строго регламентированная
деятельность специально
2) как неотъемлемый элемент
Оба аспекта контроля взаимосвязаны, но различаются целями, методами, субъектами контроля. В первом случае преобладает правовая и количественная сторона контроля, а во втором — основное внимание уделяется аналитической стороне контроля.
В общем случае финансовый контроль − это совокупность действий и операций по проверке финансовых средств и связанных с ними видов деятельности экономических субъектов с использованием особых форм и методов ведения контроля.
Государственный финансовый контроль представляет собой регламентированную деятельность государственных органов власти и управления по проверке финансовых операций, связанных с образованием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных денежных фондов.
Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Это прежде всего контроль за полным и своевременным поступлением всех видов доходов, контроль за своевременным финансированием расходов в утвержденных размерах и в запланированные сроки, контроль за целевым использованием бюджетных средств.
Таким образом, государственный финансовый контроль выполняет следующие основные задачи:5
- проверку своевременности и
полноты образования фондов
- выявление резервов роста
- проверку сохранности,
- обеспечение возврата
- контроль за прохождением
- проверку выполнения
- экспертизу проекта
- финансовую экспертизу
- предоставление органам
- сотрудничество с органами
государственного финансового
- подготовку, переподготовку и
повышение квалификации специал
Основы государственного финансового контроля закреплены в Конституции Российской Федерации, в конституциях республик в составе Федерации, а также в основных законах и правовых актах представительных органов местного самоуправления и органов исполнительной власти.
Понятие «финансовая система» употребляется в различных значениях. Во-первых, как совокупность финансовых учреждений (институциональная структура финансовой системы) и, во-вторых, с точки зрения экономического содержания как совокупность финансовых отношений.
Само понятие «система»
- функциональном назначении той или иной группы финансовых отношений;
- наличии определенной
Информация о работе Необходимость и содержание управления финансами на примере РФ