Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 00:06, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение необходимости и содержания управления финансами на примере РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
- осветить значение сферы государственных финансов в экономике РФ;
- раскрыть предпосылки и необходимость управления финансами;
- рассмотреть понятие и особенности системы управления финансами;
- охарактеризовать направления и формы управления финансами в РФ;
- изучить структуру финансовой системы России;
Введение 3
Глава 1. Финансы в экономике России: значение и необходимость управления 5
1.1. Значение сферы государственных финансов в экономике РФ 5
1.2. Предпосылки и необходимость управления финансами 14
Глава 2. Современная система управления финансами 20
2.1. Понятие и особенности системы управления финансами в РФ 20
2.2. Направления и формы управления финансами в РФ 24
Глава 3. Механизм управления финансами в РФ: финансовая система и финансовая политика 31
3.1. Финансовая система России 31
3.2. Государственная финансовая политика России 39
Заключение 47
Список использованной литературы 50
В первой главе курсовой работы были рассмотрены значение сферы государственных финансов в экономике России и предпосылки и необходимость управления финансами.
Финансы возникают и существуют в обществе, где действуют товарно-денежные отношения, с помощью финансов государство управляет различными денежными потоками, направляя их на обеспечение решения задач общественного развития. Финансы выступают всегда в денежной форме, однако денежные отношения не исчерпываются финансами и находятся они в разных плоскостях.
Государственные финансы являются, как уже отмечалось, инструментом, с помощью которого органы государственной власти аккумулируют денежные средства и осуществляют денежные расходы и, таким образом, создают условия для выполнения государством своих функций.
Место и роль государственных финансов в экономической жизни определяется как самим фактом мобилизации, перераспределения и расходования средств, так и целенаправленной государственной Политикой государства в области государственных финансов. В этой связи государственные финансы рассматриваются не только как инструмент привлечения средств с помощью обязательных платежей, но и как один из ведущих экономических рычагов государства.
Государственные и рыночные механизмы сосуществуют и дополняют друг друга. Нормальное социально-экономическое и политическое развитие страны предполагает эффективное функционирование государства. Для успешного развития страны требуются как экономические и технологические предпосылки, так и институциональная среда: нормы и правила, обеспечивающие использование этих предпосылок, четкое определение роли, которую государство может сыграть в конкретных сложившихся условиях, способность государства законодательно определять, финансировать и практически реализовывать принятые законодательные нормы, обеспечивать экономическую стабильность и благоприятные условия для деятельности субъектов хозяйствования. Перечисленное предполагает наличие механизма управления финансовой деятельностью государства.
Во второй главе курсовой работы были рассмотрены основы управления финансами в РФ: понятие, особенности, формы и направления.
Система управления финансами в современной рыночной экономике представляет собой взаимоувязанный комплекс мер, инструментов, а также финансовых институтов, обеспечивающих стабильное и эффективное функционирование финансовой системы в целом и ее отдельных звеньев, способствующих развитию реального сектора экономики и решению назревших социальных проблем.
Государственное регулирование финансов в наиболее обобщенном виде включает следующие направления и формы: 1) макроэкономическое регулирование финансовой сферы; 2) микроэкономические косвенные методы регулирования финансов; 3) микроэкономические методы прямого административного воздействия на финансовую деятельность хозяйствующих субъектов; 4) прогнозирование экономического и социального развития, важнейших финансовых показателей.
В третьей главе работы был рассмотрен механизм управления финансами: система управления финансами и финансовая политика РФ.
Финансовая система
Структура финансовой системы Российской Федерации с точки зрения управления включает: 1) основные элементы системы: финансы государства, финансы коммерческих предприятий, организаций, финансы домохозяйств; 2) вспомогательные элементы системы: финансы банковско-кредитных организаций, страховых групп, финансы участников рынка ценных бумаг.
Институциональная структура финансовой системы Российской Федерации состоит из разных уровней.
Важнейшими направлениями государственного воздействия на экономику посредством государственных финансов является политика в области доходов (прежде всего налоговая политика), расходов способов финансирования дефицита бюджета и управления государственным долгом. Политика в области государственных финансов должна обеспечивать поддержание адекватных экономическим условиям темпов экономического роста, ограничение социального неравенства, эффективность государственных расходов.
Рычагами государственного воздействия при налогообложении являются налоговые ставки и льготы, оказывающие влияние на объем производства, предложение и спрос на отдельные виды товаров и услуг. При расходовании средств государство осуществляет финансирование государственных программ, направленных на удовлетворение потребностей населения, содействие развитию тех или иных отраслей и производств, изменение структуры производства, субсидирует отдельные отрасли и предприятия. Рычагами государственного воздействия являются также льготные и беспроцентные кредиты и гарантии по банковским ссудам.
Благоприятное воздействие государственных финансов и прежде всего бюджета на экономику предполагает формирование эффективного механизма образования доходов и расходования бюджетных ресурсов в отношении экономики в целом на основе рационального налогообложения населения и предприятий, объема и структуры государственных расходов, обеспечивающих условия для экономического роста, надежный контроль за сменой стадий экономических циклов, стабильность производства и повышение материального уровня и условий жизни населения.
1 "Правовое регулирование финансовой деятельности государства и муниципальных образований" (Соколова Э.Д.) ("Юриспруденция", 2009) - с.
4.
2 Финансы: учебник / под ред. д-ра экон. наук, проф. С. И. Лушина, д-ра экон. наук, проф. В. А. Слепова. – М.: Экономистъ, 2007. – с. 121.
3 Принципы эффективного и ответственного управления общественными финансами // Государственная власть и местное самоуправление, 2006, № 12.
4 Финансы, денежное обращение и кредит: учебник / В. К. Сенчагов, А. И. Архипов [и др.]; отв. ред. В. К. Сенчагов, А. И. Архипов. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – с. 70.
5 Каратонов М. Е. Финансовая безопасность и финансовый контроль в условиях рыночных отношений / М. Е. Каратонов // Юрист, 2006, № 6.
6 Гриневич Л. С. Государственные и муниципальные финансы России: учебное пособие / Л. С. Гриневич, Н. К. Сагайдачная, В. В. Казаков, Ю. А. Рюмина. – М.: КНОРУС, 2007. – с. 14.
7 Дадашев А. З., Черник Д. Г. Финансовая система России: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006. – с. 114.
8 Экономика: учебник / А. И. Архипов [и др.]; под ред. А. И. Архипова, А. К. Большакова. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект», 2008. – с. 540.
9 Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник / под ред. Г. Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – с. 101.
10 Соколова Э. Д. Правовое регулирование финансовой деятельности государства и муниципальных образований / Э. Д. Соколова. – М.: Юриспруденция, 2009. – с. 4.
Информация о работе Необходимость и содержание управления финансами на примере РФ