Необходимость и содержание управления финансами на примере РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 00:06, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение необходимости и содержания управления финансами на примере РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
- осветить значение сферы государственных финансов в экономике РФ;
- раскрыть предпосылки и необходимость управления финансами;
- рассмотреть понятие и особенности системы управления финансами;
- охарактеризовать направления и формы управления финансами в РФ;
- изучить структуру финансовой системы России;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Финансы в экономике России: значение и необходимость управления 5
1.1. Значение сферы государственных финансов в экономике РФ 5
1.2. Предпосылки и необходимость управления финансами 14
Глава 2. Современная система управления финансами 20
2.1. Понятие и особенности системы управления финансами в РФ 20
2.2. Направления и формы управления финансами в РФ 24
Глава 3. Механизм управления финансами в РФ: финансовая система и финансовая политика 31
3.1. Финансовая система России 31
3.2. Государственная финансовая политика России 39
Заключение 47
Список использованной литературы 50

Файлы: 1 файл

Управление финансами.doc

— 298.50 Кб (Скачать файл)

Взаимодействуя с рынком, государство решает следующие задачи: оно помогает рынку эффективно распределять имеющиеся ресурсы и производить продукцию в соответствии с общественными потребностями (спросом); оно корректирует чрезмерно резкие разрывы в распределении доходов, которые порождает рынок, обеспечивая стабильность в обществе; оно совместно с рынком организует устойчивый экономический рост и развитие общества во всех сферах.

Государство может не только регулировать экономическую сферу, функционирование рынка, но оно и само может быть производителем товаров и услуг, быть собственником очень значительного имущества. Денежные потоки государственных предприятий включаются в состав государственных финансов. Прибыль или убыток этих предприятий отражаются на общей величине государственных доходов и расходов. Государство может иметь доходы (убытки) от владения ценными бумагами негосударственных предприятий, а также от эксплуатации государственного имущества (сдача его в аренду и т.д.). Государство как собственник и как экономический субъект может осуществлять самые обычные деловые операции.

Непосредственно к сфере государственных финансов относятся покупка и продажа государством продукции и услуг. Преобладает, конечно, покупка, продажа осуществляется в значительно меньших размерах. Государство покупает услуги и продукцию в части организации обороны, охраны общественного порядка, в сфере образования и науки, медицинского обслуживания. В подавляющей части купленные им товары и услуги государство предоставляет обществу бесплатно (оборона, охрана общественного порядка), услуги образования и медицины государство тоже предоставляет бесплатно, но надо иметь в виду  что это только часть общего объема услуг этих отраслей. Значительная часть подобных услуг предоставляется за плату, но эту плату взимает не государство.

Пропорция платности и бесплатности различна в разных странах. Но бывают ситуации, когда само государство берет плату за реализуемые продукты и услуги. Например, за проезд на государственном транспорте. Если государство непосредственно владеет предприятиями, производящими товары и услуги, то эта продукция служит объектом продажи. В этом случае доходы этих предприятий считаются государственными, равно как и убытки. Находящееся в распоряжении государства имущество (земля, недра, здания, монопольные права) тоже пускается в хозяйственный оборот.

Вся деятельность государства по покупке  и реализации (предоставлению) товаров и услуг хотя и относится к сфере государственных финансов, но по форме напоминает обычный кругооборот товаров и услуг независимо от того, кто их производит и потребляет. Но есть область деятельности государства, где у него почти нет конкурентов. Это — социальные трансферты, чисто перераспределительные отношения, когда денежные средства предоставляются совершенно безвозмездно.

В состав государственных финансов входят кредитные отношения государства как с внутренними, так и с внешними заимодателями. Соотношение доходов государства, их балансировка, правильное оформление государственного долга, организация его обслуживания, отслеживание его динамики, объема и структуры важны и сами по себе, и как факторы воздействия на другие звенья финансово-кредитной системы.

От состояния государственных  финансов и государственного долга зависят и уровень процентной ставки в хозяйстве, и уровень инфляции. Благодаря расходам государства формируется значительный объем платежеспособного спроса и обеспечивается реализация существенной части конечного продукта.

 Доля государственных расходов в настоящее время составляет до 50% в составе ВВП разных стран. Такова потенциальная мера воздействия государства на экономическое развитие и на уровень жизни. Через систему государственных финансов государство обеспечивает снижение социальной напряженности, перераспределяя доходы между отдельными слоями населения и выравнивая их. Увеличивая или сокращая государственные заказы, можно уменьшить колебания деловой конъюнктуры, сблизить крайние точки промышленного цикла. Именно благодаря ресурсам, собранным государственными финансами, можно регулировать спонтанные рыночные процессы в экономике, не допуская крайностей рыночного распределения ресурсов с его несправедливостью и потенциальной опасностью социальных конфликтов.

Несмотря на определенные успехи в  развитии народного хозяйства России за последние года, его положение продолжает оставаться достаточно сложным и тяжелым, это относится и к сфере финансов. Главная причина — это сохраняющийся все еще очень низкий уровень объема производства. Все основные преобразования экономики России с целью «перехода к рынку» разрушали финансовую систему страны, и в первую очередь государственные финансы. Это обстоятельство имело принципиальное значение. Исторические традиции России, как ее имперского периода, так и советского, свидетельствуют о решающей роли именно государственных финансов в экономической жизни и финансах страны и ее народного хозяйства. При советской власти, по существу, и не было никаких финансовых потоков, не зависящих от государства. В царской России государственные финансы постепенно сокращали сферу своего влияния во второй половине XIX в. и в начале XX в., но оставались главной составной частью всех финансовых отношений.

В современных условиях России они  наиболее устойчивая и жизнеспособная структура общих финансов, от ее состояния зависит работоспособность и других финансовых и денежно-кредитных подсистем, а также общее экономическое положение страны.

Итак, подводя итог, отметим, что  финансовая деятельность государства, обусловленная объективными предпосылками  развития общества, где действуют товарно-денежные отношения, вызывает необходимость использования при управлении данным обществом экономических рычагов − финансов и финансовой системы, что опосредуется, как правило, правовыми нормами.

Основное направление финансовой деятельности государства – это  бюджетная деятельность, которая, в связи с историческими  социально-политическими условиями развития Российской Федерации, нуждается в обеспечении сбалансированности соответствующих бюджетов, что может быть достигнуто только путем управления государственными финансами.

Глава 2. Современная система управления финансами

2.1. Понятие и особенности системы  управления финансами в РФ

 

 

Система управления финансами в современной экономике имеет определяющее значение для ее функционирования и развития. Сложившаяся к настоящему времени российская система управления финансами получила развитие в процессе экономических реформ перехода от планово-централизованной к рыночной экономике.

В планово-централизованной экономике управление финансами осуществлялось директивно-административными методами. Проблемы финансового рынка не возникало, поскольку как такового его вообще не было. Хотя некоторые элементы этого рынка все же существовали — выпускались государственные займы, функционировали сберегательные кассы для населения и некоторые другие. Но они не оказывали существенного воздействия на деятельность финансовой сферы и самой экономики.

Между тем цивилизованная рыночная экономика не может успешно и стабильно функционировать и развиваться без хорошо отлаженной, управляемой финансовой системы и регулируемого финансового рынка. Финансовая система и финансовый рынок функционируют на базе реальной экономики, производящей материальные и духовные блага. Они в то же время обслуживают и определяют условия деятельности самой реальной экономики. Поэтому в рыночной экономике управление финансами приобретает исключительно важное значение, финансовые (денежные) пропорции определяют материально-вещественные пропорции, распределение реальных, т. е. материальных и нематериальных, ресурсов, воздействуют на структурную перестройку, ставят благосостояние населения в зависимость результатов экономического роста.

Система управления финансами  в современной рыночной экономике представляет собой взаимоувязанный комплекс мер, инструментов, а также финансовых институтов, обеспечивающих стабильное и эффективное функционирование финансовой системы в целом и ее отдельных звеньев, способствующих развитию реального сектора экономики и решению назревших социальных проблем.

Управление финансами в современной  экономике имеет ряд особенностей, которые характеризуются следующими основными моментами:4

- распад Советского Союза и приобретение бывшими союзным республиками суверенитета и атрибутов международного права поставили управление российской финансовой системой в кардинально новые условия — осложнились, а в большей части были разорваны связи между республиками, входившими в бывший Советский Союз, в том числе и с теми, с которыми российская экономика имела важные производственно-экономические и финансовые отношения;

- прежняя планово-централизованная система управления финансами не была приспособлена к новым рыночным условиям. Поэтому в России была создана новая система управления финансами и кредитно-денежной сферой, получившая относительно автономное функционирование. Был создан Центральный банк Российской Федерации, получили развитие коммерческие банки и другие финансовые организации. Бюджетная система была перестроена на принципах федерализма и налоговой основе. Установлены таможенные границы, в том числе и для перемещения финансовых ресурсов между государствами, ранее входившими в Советский Союз;

- вместо закрепления финансовых ресурсов в общественной собственности — государственной и колхозно-кооперативной — в результате приватизации и разгосударствления в экономике образовалось множество самостоятельных институциональных структур, наделенных финансовыми ресурсами и в силу этого имеющих возможность вырабатывать и определять собственные финансовую стратегию и тактику;

- сложились некоторые характерные финансово-экономические институциональные сферы, которые имеют свою специфику в управлении финансами. Поэтому перед государством встала чрезвычайно важная проблема в управлении финансами — это учет финансовой и экономической деятельности субъектов хозяйствования, по своему статусу, относящихся к различным сферам экономической деятельности.

В связи с этим возникла необходимость  учета особенностей управления финансами  в следующих сферах экономической  деятельности:

а) регламентирование и регулирование  деятельности нефинансовых коммерческих корпораций и квазикорпораций (иначе говоря, предприятий реального сектора экономики, производящих материальные ценности и услуги);

б) контроль за деятельностью финансовых и кредитных организаций;

в) управление финансами органов государственной и муниципальной власти;

г) контроль за финансовой деятельностью  некоммерческих организаций, обслуживающих население;

д) регулирование финансов домашних хозяйств, в конечном счете определяющих благосостояние населения;

- переход к рыночному ценообразованию для большинства предприятий России и регионов, так же как и для большинства союзных республик бывшего СССР, оказался неожиданным. Никто не был готов работать в принципиально новых условиях рынка и рыночного   ценообразования.   Финансовые   показатели,   формирование финансовых ресурсов и их расходование стали зависимы от весьма неустойчивых рыночных цен. Эта зависимость от рыночных цен относится как к федеральным, так и к региональным органам власти и отдельным предприятиям;

- существенно расширились права и возможности в самостоятельном формировании и использовании финансовых ресурсов практически у всех субъектов финансовой системы;

- в регионах начала складываться инфраструктура финансовых институтов рынка, в основном вписывающаяся в финансово-рыночную систему России, но эти институты подчас не соблюдают нормы законодательно-правового регулирования.

Государственное регулирование финансов в рыночной экономике играет ведущую роль. В то же время эта роль государства в регулировании финансов рыночной экономики принципиально отличается от функций государства в планово-централизованной экономике. Это обусловлено, с одной стороны, коренным отличием рыночной экономики, ее институциональной структуры, организации финансов и связей между хозяйствующими субъектами от планово-централизованной экономики, базирующейся главным образом на административных методах управления, а с другой стороны, принципиально иной организацией устройства государственной власти гражданского общества, когда в той или иной мере конституционно закреплено разделение ветвей власти: законодательной (представительной), исполнительной, судебной.

Для регулирования финансов очень  важную роль имеет достаточно большая автономия Центрального банка РФ в осуществлении монетарной политики, а также вновь созданных таких институциональных структур, как коммерческие банки, инвестиционные фонды, страховые компании и другие финансовые организации.

Кроме того, практически в роли достаточно сильной лоббирующей власти выступают средства массовой информации (СМИ), которые непосредственно не участвуют в выработке и осуществлении финансовой политики и, конечно, в осуществлении финансирования, но своим воздействием через средства печати, радио и телевидение иногда весьма ощутимо влияют на принятие важных финансовых решений в различных органах власти.

Таким образом, в современном гражданском  обществе государственная организация управления финансами оказывается весьма сложной и требует для стабильности общественно-политической жизни определенного равновесия, сбалансированности взаимодействия между различными ветвями власти, в том числе и в части регулирования экономики и ее финансовой сферы. Это во многом зависит от политической структуры общества и взаимодействия между различными партийными организациями.

Информация о работе Необходимость и содержание управления финансами на примере РФ