Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 00:06, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение необходимости и содержания управления финансами на примере РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
- осветить значение сферы государственных финансов в экономике РФ;
- раскрыть предпосылки и необходимость управления финансами;
- рассмотреть понятие и особенности системы управления финансами;
- охарактеризовать направления и формы управления финансами в РФ;
- изучить структуру финансовой системы России;
Введение 3
Глава 1. Финансы в экономике России: значение и необходимость управления 5
1.1. Значение сферы государственных финансов в экономике РФ 5
1.2. Предпосылки и необходимость управления финансами 14
Глава 2. Современная система управления финансами 20
2.1. Понятие и особенности системы управления финансами в РФ 20
2.2. Направления и формы управления финансами в РФ 24
Глава 3. Механизм управления финансами в РФ: финансовая система и финансовая политика 31
3.1. Финансовая система России 31
3.2. Государственная финансовая политика России 39
Заключение 47
Список использованной литературы 50
- единстве и взаимодействии подсистем;
- наличии специального
- наличии собственной финансовой базы.
Финансовая система государства представляет собой совокупность экономических и организационных элементов, создающих возможность кругооборота стоимостных потоков в экономике (табл. 1). Другими словами, финансовая система — это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий.
Смысл понятия «финансовая система» можно передать и несколько иначе: система взаимодействия финансовых ресурсов трех субъектов экономики - домашних хозяйств (т.е. населения), фирм и государства.
Таблица 1
Финансовая система государства
Элементы системы |
1. Совокупность бюджетов и фондов |
• Бюджеты • Внебюджетные фонды • Валютные резервы государства • Финансовые фонды предприятий и организаций |
2. Совокупность регулирующих органов |
• Министерство финансов • Прочие финансовые инстанции | |
3. Совокупность нормативных положений |
• Конституция страны • Законы и нормативные акты по вопросам о финансах |
Организационно финансовую систему РФ можно представить в виде следующих элементов (рис. 1).
Рис. 2. Структура финансовой системы РФ
Централизованные финансы — это государственная бюджетная система, государственный кредит, специальные внебюджетные фонды, фонды имущественного и личного страхования. Они используются в качестве инструмента регулирования национальной экономики в целом, решения целого ряда важнейших экономических и социальных задач.
Децентрализованные финансы — финансы фирм и предприятий различных форм собственности. Это финансовые отношения между юридическими лицами, юридическими лицами и государством, юридическими и физическими лицами. В своей стимулирующей функции они используются для регулирования экономических и социальных отношений в рамках отдельных хозяйственных субъектов. Финансы фирм, предприятий и отраслей народного хозяйства составляют основу финансов. Здесь формируется подавляющая часть финансовых ресурсов. От состояния финансов предприятий различных форм собственности во многом зависит общее финансовое положение страны.
Финансы домохозяйств — это личные финансы, т. е. финансовые отношения между физическими лицами, совместно проживающими и ведущими общее хозяйство. (В отличие от семьи, домохозяйство может включать, кроме родственников, также людей, которые полностью или частично вносят свою долю в бюджет домохозяйства, а также может состоять и из одного человека, обеспечивающего себя материально.)
Каждый элемент финансовой системы особым образом влияет на производство, имеет свои, присущие ему функции. Так, с помощью централизованных финансов мобилизуются ресурсы в основной централизованный фонд государства, и происходит их распределение и перераспределение между отраслями национального хозяйства, экономическими регионами, отдельными группами населения. Внебюджетные фонды в рамках централизованных финансов имеют строго целевое назначение: крупнейший из них Пенсионный фонд РФ мобилизует средства на выплату пенсий гражданам страны. Фонды имущественного и личного страхования предназначены для возмещения ущерба, нанесенного стихийными бедствиями предприятиям и населению, а также для выплаты застрахованному лицу или его семье материального обеспечения при наступлении страхового случая. Государственный кредит как элемент централизованных финансов представляет собой форму кредитных отношений между государством и юридическими и физическими лицами, при которых государство выступает, главным образом, в качестве заемщика средств.
Финансы фирм обслуживают производство. При их участии создается ВНП, распределяемый внутри фирм и отраслей народного хозяйства.
Финансы домохозяйства являются материальной основой их жизни, так как предполагают контроль за предстоящими доходами и расходами в рамках отдельной экономической ячейки общества.
Таким образом, каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом — совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.
Структура финансовой системы Российской Федерации с точки зрения управления включает:7
- основные элементы системы: финансы государства, финансы коммерческих предприятий, организаций, финансы домохозяйств;
- вспомогательные элементы системы: финансы банковско-кредитных организаций, страховых групп, финансы участников рынка ценных бумаг.
Институциональная структура финансовой системы Российской Федерации состоит из разных уровней.
На федеральном уровне институциональная структура включает:
- комитеты Государственной Думы и Совета Федерации;
- Министерство финансов Российской Федерации и в его составе: Федеральную налоговую службу; Федеральную службу страхового надзора; Федеральную службу финансово-бюджетного надзора, Финансовую службу по финансовому мониторингу, Федеральное казначейство (службу);
- Центральный банк Российской Федерации;
- Счетную палату Российской Федерации;
- Федеральную таможенную службу;
- Федеральную службу по финансам и рынкам;
- исполнительные дирекции (правления) федеральных внебюджетных фондов.
На уровне субъектов РФ:
- комиссии по бюджету и финансам в законодательном органе, соответствующие федеральным структурам исполнительной власти;
- министерства (управления, департаменты) финансов субъекта Российской Федерации, в том числе региональные аппараты Департамента контроля Минфина России, управления казначейства Министерства финансов Российской Федерации или управления казначейства субъекта Федерации, территориальные управления Федеральной службы. Российской Федерации по страховому надзору;
- главные управления Банка России субъектов Федерации;
- Федеральную налоговую службу (инспекцию) субъекта Федерации;
- Контрольно-счетную палату (комиссии) субъекта Российской Федерации;
- таможенную службу субъекта Российской Федерации;
- территориальные органы Федеральной службы по финансовым рынкам;
- региональные дирекции (правления) федеральных внебюджетных фондов.
На муниципальном уровне:
- комиссии по бюджету и финансам в представительном органе местного самоуправления;
- управления (департаменты, отделы) финансов;
- аппарат Департамента контроля Минфина России;
- городские (районные) органы (отделения) Федерального казначейства или муниципальное казначейство;
- городские (районные) управления Главного управления Банка России субъекта Российской Федерации;
- городские (районные) налоговые службы;
- счетную комиссию представительного органа местного самоуправления;
- городскую (районную) таможню.
Все рассмотренные органы осуществляют планирование, оперативное управление финансами и финансовый контроль, реализуя тем самым финансовую политику, содержание которой в России будет рассмотрено далее.
На уровне хозяйствующих субъектов управление финансами осуществляется финансовой службой (отделом), дирекцией по финансам, департаментом финансов.
Финансовая система Российской Федерации в соответствии со структурным делением финансовой системы в экономически развитых странах включает следующие звенья:
- государственный бюджет;
- государственные внебюджетные фонды;
- государственный кредит;
- фонд страхования;
- фондовый рынок;
- финансово-кредитную систему;
- финансы предприятий разных форм собственности.
Сердцевиной, главным звеном финансовой системы является государственный бюджет. По сути, он представляет собой финансовый план государства, в котором указаны величины ожидаемых доходов и предполагаемых расходов в течение года. По своему материальному содержанию бюджет - централизованный фонд денежных средств. Государственный консолидированный бюджет за 2009 г. представлен в Приложении 3.
В условиях федерального устройства государства бюджет выступает как иерархическая совокупность нескольких финансовых фондов. Например, в условиях федеративного устройства России понятие «консолидированный бюджет» отражает сумму федерального, регионального и местных бюджетов.
Функционирование государственного бюджета связано с реализацией ряда целевых функций (рис. 2).8
Государственный кредит представляет собой особую форму кредитных отношений между государством и юридическими и физическими лицами, при которых государство выступает главным образом в качестве заемщика средств. Политику в отношении государственного внутреннего долга определяет Федеральное Собрание Российской Федерации, которое устанавливает его верхний предел при утверждении федерального бюджета на предстоящий финансовый год.
ЦЕЛЕВЫЕ ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА | |||
Функции (задачи) бюджета |
Основные направления использования финансовых средств / Характеристика | ||
Традиционный экономический анализ | |||
1. Перераспределение национального дохода 2. Регулирование и стимулирование экономики 3. Стимулирование НТП 4. Финансирование социальной политики 5. Контрольная функция |
• Расходы на социальные цели • Расходы на регулирование экономики • Оборонные расходы • Расходы на государственное управление | ||
Институциональный анализ | |||
1. Создание общественных благ |
Система внешней и внутренней безопасности, общественный транспортный сектор, коммуникации, социальная система | ||
|
2. Устранение негативных внешних эффектов (возникающих при потреблении частных благ) |
Внешний эффект представляет собой то воздействие, которое оказывает потребление блага одним лицом на другие лица (оно может иметь позитивный или негативный характер) |
Рис. 3. Задачи государственного бюджета
Увеличение внутреннего долга за последние годы связано с эмиссией банкнот Центральным Банком России для покрытия бюджетного дефицита и явилось мощным инфляционным фактором. Задача состоит в том, чтобы бюджетные дефициты, как и в зарубежных странах с развитой рыночной экономикой, покрывались путем выпуска государственных займов, размещаемых среди юридических и физических лиц.
Другой важной составляющей финансовой системы выделяют фонды страхования. В условиях административно-командной системы действовала государственная монополия на страховое дело. Страхование осуществлялось на всей территории страны Госстрахом СССР, и страховые органы союзных республик находились в двойном подчинении — Правлению Госстраха и Министерству финансов союзной республики. Деятельность страховой системы была подчинена интересам государственного бюджета. Государство безвозмездно изымало из страховых фондов крупные средства для покрытия бюджетного дефицита. С переходом к рыночной экономике созданы объективные условия для активного развития страхования.
В 1990 г. было покончено с государственной монополией в страховом деле. Наряду с государственными страховыми организациями страхование осуществляют акционерные страховые компании, получившие лицензию на проведение страховых операций. В настоящее время на страховом рынке действуют около трех тысяч страховых компаний.
По мере развития рыночных отношений имущественное и личное страхование и страхование ответственности приобретают все большее значение, поскольку степень страхового риска, связанного с возможностью наступления стихийных бедствий, спадов производства, политической нестабильностью, возрастает.
Для управления финансовой системой необходим мониторинг (систематическое наблюдение и анализ) основных макроэкономических показателей социально-экономического развития страны, регионов и, конечно, важнейших финансовых индикаторов (показателей), имеющих непосредственное значение в системе макроэкономического регулирования экономики и финансовой системы (см. Приложение 2). На основе анализа и прогноза макроэкономических показателей и финансовых индикаторов должна быть получена достаточно полная и объективная характеристика финансового состояния экономики страны и ее регионов, выявлены реальные возможности финансовой стабилизации, создания условий для экономического роста и финансово-экономических предпосылок формирования и расширения налоговой базы.
Государственная финансовая политика определяется как политика государства, государственных институтов, служб, агентств и их полномочных представителей в области финансов в интересах (к выгоде) господствующего имущественного класса и правящей элиты, в интересах (к пользе) правящей партии (партий) и поддерживающих ее (их) общественно-политических и общественных движений, в интересах (не в ущерб) общественного большинства.9
Основу финансовой политики государства составляют стратегические направления использования финансовых ресурсов, предусматривающие решение главных задач развития экономики на данном этапе. Особенности государственной финансовой политики в тех или иных ситуациях социально-экономического и социально-политического развития науки, общества, страны определяются в первую очередь спецификой самих ситуаций (революционная, эволюционная, военная, застойная, реабилитационная и др.), затем — характеристикой имущественного класса, господствующего в стране и в обществе (феодалы, крупная национальная буржуазия, транснациональные и иностранные капиталисты, олигархи, «средний класс», пролетариат), а также доминантной характеристикой правящей элиты (революционеры, реформаторы, хозяйственники-прагматики, монархисты, военная хунта, радикалы, демократы, националисты, клерикалы, «оборонцы», депутаты-«профессионалы», профессиональные менеджеры, чиновники-аппаратчики и т.д.).
Информация о работе Необходимость и содержание управления финансами на примере РФ