Необходимость и содержание управления финансами на примере РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 00:06, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение необходимости и содержания управления финансами на примере РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
- осветить значение сферы государственных финансов в экономике РФ;
- раскрыть предпосылки и необходимость управления финансами;
- рассмотреть понятие и особенности системы управления финансами;
- охарактеризовать направления и формы управления финансами в РФ;
- изучить структуру финансовой системы России;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Финансы в экономике России: значение и необходимость управления 5
1.1. Значение сферы государственных финансов в экономике РФ 5
1.2. Предпосылки и необходимость управления финансами 14
Глава 2. Современная система управления финансами 20
2.1. Понятие и особенности системы управления финансами в РФ 20
2.2. Направления и формы управления финансами в РФ 24
Глава 3. Механизм управления финансами в РФ: финансовая система и финансовая политика 31
3.1. Финансовая система России 31
3.2. Государственная финансовая политика России 39
Заключение 47
Список использованной литературы 50

Файлы: 1 файл

Управление финансами.doc

— 298.50 Кб (Скачать файл)

- единстве и взаимодействии  подсистем;

- наличии специального обслуживающего  аппарата;

- наличии собственной финансовой базы.

Финансовая  система государства представляет собой совокупность экономических и организационных элементов, создающих возможность кругооборота стоимостных потоков в экономике (табл. 1). Другими словами, финансовая система — это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий.

Смысл понятия «финансовая система» можно передать и несколько иначе: система взаимодействия финансовых ресурсов трех субъектов экономики - домашних хозяйств (т.е. населения), фирм и государства.

 

Таблица 1

Финансовая система государства

Элементы системы

1. Совокупность бюджетов и фондов

• Бюджеты

• Внебюджетные фонды

• Валютные резервы государства

• Финансовые фонды предприятий  и организаций

2. Совокупность

регулирующих

органов

• Министерство финансов

• Прочие финансовые инстанции

3. Совокупность

нормативных

положений

• Конституция страны

• Законы и нормативные акты по вопросам о финансах


 

Организационно финансовую систему  РФ можно представить в виде следующих элементов (рис. 1).

Рис. 2. Структура финансовой системы  РФ

 

Централизованные финансы — это государственная бюджетная система, государственный кредит, специальные внебюджетные фонды, фонды имущественного и личного страхования. Они используются в качестве инструмента регулирования национальной экономики в целом, решения целого ряда важнейших экономических и социальных задач.

Децентрализованные финансы — финансы фирм и предприятий различных форм собственности. Это финансовые отношения между юридическими лицами, юридическими лицами и государством, юридическими и физическими лицами. В своей стимулирующей функции они используются для регулирования экономических и социальных отношений в рамках отдельных хозяйственных субъектов. Финансы фирм, предприятий и отраслей народного хозяйства составляют основу финансов. Здесь формируется подавляющая часть финансовых ресурсов. От состояния финансов предприятий различных форм собственности во многом зависит общее финансовое положение страны.

Финансы домохозяйств — это личные финансы, т. е. финансовые отношения между физическими лицами, совместно проживающими и ведущими общее хозяйство. (В отличие от семьи, домохозяйство может включать, кроме родственников, также людей, которые полностью или частично вносят свою долю в бюджет домохозяйства, а также может состоять и из одного человека, обеспечивающего себя материально.)

Каждый элемент финансовой системы  особым образом влияет на производство, имеет свои, присущие ему функции. Так, с помощью централизованных финансов мобилизуются ресурсы в основной централизованный фонд государства, и происходит их распределение и перераспределение между отраслями национального хозяйства, экономическими регионами, отдельными группами населения. Внебюджетные фонды в рамках централизованных финансов имеют строго целевое назначение: крупнейший из них Пенсионный фонд РФ мобилизует средства на выплату пенсий гражданам страны. Фонды имущественного и личного страхования предназначены для возмещения ущерба, нанесенного стихийными бедствиями предприятиям и населению, а также для выплаты застрахованному лицу или его семье материального обеспечения при наступлении страхового случая. Государственный кредит как элемент централизованных финансов представляет собой форму кредитных отношений между государством и юридическими и физическими лицами, при которых государство выступает, главным образом, в качестве заемщика средств.

Финансы фирм обслуживают производство. При их участии создается ВНП, распределяемый внутри фирм и отраслей народного хозяйства.

Финансы домохозяйства являются материальной основой их жизни, так как предполагают контроль за предстоящими доходами и расходами в рамках отдельной экономической ячейки общества.

Таким образом, каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом — совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.

Структура финансовой системы Российской Федерации с точки зрения управления включает:7

- основные элементы системы: финансы государства, финансы коммерческих предприятий, организаций, финансы домохозяйств;

- вспомогательные элементы системы: финансы банковско-кредитных организаций, страховых групп, финансы участников рынка ценных бумаг.

Институциональная структура финансовой системы Российской Федерации состоит из разных уровней.

На федеральном уровне институциональная  структура включает:

- комитеты Государственной Думы и Совета Федерации;

- Министерство финансов Российской Федерации и в его составе: Федеральную налоговую службу; Федеральную службу страхового надзора; Федеральную службу финансово-бюджетного надзора, Финансовую службу по финансовому мониторингу, Федеральное казначейство (службу);

- Центральный банк Российской Федерации;

- Счетную палату Российской Федерации;

- Федеральную таможенную службу;

- Федеральную службу по финансам и рынкам;

- исполнительные дирекции (правления) федеральных внебюджетных фондов.

На уровне субъектов РФ:

- комиссии по бюджету и финансам в законодательном органе, соответствующие федеральным структурам исполнительной власти;

- министерства (управления, департаменты) финансов субъекта Российской Федерации, в том числе региональные аппараты Департамента контроля Минфина России, управления казначейства Министерства финансов Российской Федерации или управления казначейства субъекта Федерации, территориальные управления Федеральной службы. Российской Федерации по страховому надзору;

- главные управления Банка России субъектов Федерации;

- Федеральную налоговую службу (инспекцию) субъекта Федерации;

- Контрольно-счетную палату (комиссии) субъекта Российской Федерации;

- таможенную службу субъекта Российской Федерации;

- территориальные органы Федеральной службы по финансовым рынкам;

- региональные дирекции (правления) федеральных внебюджетных фондов.

На муниципальном уровне:

- комиссии по бюджету и финансам в представительном органе местного самоуправления;

- управления (департаменты, отделы) финансов;

- аппарат Департамента контроля Минфина России;

- городские (районные) органы (отделения) Федерального казначейства или муниципальное казначейство;

- городские (районные) управления Главного управления Банка России субъекта Российской Федерации;

- городские (районные) налоговые службы;

- счетную комиссию представительного органа местного самоуправления;

- городскую (районную) таможню.

Все рассмотренные органы осуществляют планирование, оперативное управление финансами и финансовый контроль, реализуя тем самым финансовую политику, содержание которой в России будет рассмотрено далее.

На уровне хозяйствующих субъектов управление финансами осуществляется финансовой службой (отделом), дирекцией по финансам, департаментом финансов.

Финансовая система Российской Федерации в соответствии со структурным делением финансовой системы в экономически развитых странах включает следующие звенья:

- государственный бюджет;

- государственные внебюджетные фонды;

- государственный кредит;

- фонд страхования;

- фондовый рынок;

- финансово-кредитную систему;

- финансы предприятий разных форм собственности.

Сердцевиной, главным звеном финансовой системы является государственный бюджет. По сути, он представляет собой финансовый план государства, в котором указаны величины ожидаемых доходов и предполагаемых расходов в течение года. По своему материальному содержанию бюджет - централизованный фонд денежных средств. Государственный консолидированный бюджет за 2009 г. представлен в Приложении 3.

В условиях федерального устройства государства бюджет выступает как  иерархическая совокупность нескольких финансовых фондов. Например, в условиях федеративного устройства России понятие «консолидированный бюджет» отражает сумму федерального, регионального и местных бюджетов.

Функционирование государственного бюджета связано с реализацией ряда целевых функций (рис. 2).8

Государственный кредит представляет собой особую форму кредитных отношений между государством и юридическими и физическими лицами, при которых государство выступает главным образом в качестве заемщика средств. Политику в отношении государственного внутреннего долга определяет Федеральное Собрание Российской Федерации, которое устанавливает его верхний предел при утверждении федерального бюджета на предстоящий финансовый год.

 

ЦЕЛЕВЫЕ ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

   

Функции (задачи) бюджета

Основные направления

использования финансовых

средств / Характеристика

 

Традиционный экономический  анализ

   

1. Перераспределение национального дохода

2. Регулирование и стимулирование экономики

3. Стимулирование НТП

4.  Финансирование социальной политики

5. Контрольная функция

• Расходы на социальные цели

• Расходы на регулирование экономики

• Оборонные расходы

• Расходы на государственное управление

 

Институциональный анализ

   

1. Создание общественных благ

Система внешней и внутренней безопасности, общественный транспортный сектор, коммуникации, социальная система

 

 

2. Устранение негативных внешних  эффектов (возникающих при потреблении частных благ)

Внешний эффект представляет собой  то воздействие, которое оказывает  потребление блага одним лицом на другие лица (оно может иметь позитивный или негативный характер)


 

Рис. 3. Задачи государственного бюджета

 

Увеличение внутреннего долга  за последние годы связано с эмиссией банкнот Центральным Банком России для покрытия бюджетного дефицита и явилось мощным инфляционным фактором. Задача состоит в том, чтобы бюджетные дефициты, как и в зарубежных странах с развитой рыночной экономикой, покрывались путем выпуска государственных займов, размещаемых среди юридических и физических лиц.

Другой важной составляющей финансовой системы выделяют фонды страхования. В условиях административно-командной системы действовала государственная монополия на страховое дело. Страхование осуществлялось на всей территории страны Госстрахом СССР, и страховые органы союзных республик находились в двойном подчинении — Правлению Госстраха и Министерству финансов союзной республики. Деятельность страховой системы была подчинена интересам государственного бюджета. Государство безвозмездно изымало из страховых фондов крупные средства для покрытия бюджетного дефицита. С переходом к рыночной экономике созданы объективные условия для активного развития страхования.

В 1990 г. было покончено с государственной монополией в страховом деле. Наряду с государственными страховыми организациями страхование осуществляют акционерные страховые компании, получившие лицензию на проведение страховых операций. В настоящее время на страховом рынке действуют около трех тысяч страховых компаний.

По мере развития рыночных отношений  имущественное и личное страхование и страхование ответственности приобретают все большее значение, поскольку степень страхового риска, связанного с возможностью наступления стихийных бедствий, спадов производства, политической нестабильностью, возрастает.

Для управления финансовой системой необходим мониторинг (систематическое наблюдение и анализ) основных макроэкономических показателей социально-экономического развития страны, регионов и, конечно, важнейших финансовых индикаторов (показателей), имеющих непосредственное значение в системе макроэкономического регулирования экономики и финансовой системы (см. Приложение 2). На основе анализа и прогноза макроэкономических показателей и финансовых индикаторов должна быть получена достаточно полная и объективная характеристика финансового состояния экономики страны и ее регионов, выявлены реальные возможности финансовой стабилизации, создания условий для экономического роста и финансово-экономических предпосылок формирования и расширения налоговой базы.

3.2. Государственная финансовая политика России

 

 

Государственная финансовая политика определяется как политика государства, государственных институтов, служб, агентств и их полномочных представителей в области финансов в интересах (к выгоде) господствующего имущественного класса и правящей элиты, в интересах (к пользе) правящей партии (партий) и поддерживающих ее (их) общественно-политических и общественных движений, в интересах (не в ущерб) общественного большинства.9

Основу финансовой политики государства  составляют стратегические направления использования финансовых ресурсов, предусматривающие решение главных задач развития экономики на данном этапе. Особенности государственной финансовой политики в тех или иных ситуациях социально-экономического и социально-политического развития науки, общества, страны определяются в первую очередь спецификой самих ситуаций (революционная, эволюционная, военная, застойная, реабилитационная и др.), затем — характеристикой имущественного класса, господствующего в стране и в обществе (феодалы, крупная национальная буржуазия, транснациональные и иностранные капиталисты, олигархи, «средний класс», пролетариат), а также доминантной характеристикой правящей элиты (революционеры, реформаторы, хозяйственники-прагматики, монархисты, военная хунта, радикалы, демократы, националисты, клерикалы, «оборонцы», депутаты-«профессионалы», профессиональные менеджеры, чиновники-аппаратчики и т.д.).

Информация о работе Необходимость и содержание управления финансами на примере РФ