Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 00:06, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение необходимости и содержания управления финансами на примере РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
- осветить значение сферы государственных финансов в экономике РФ;
- раскрыть предпосылки и необходимость управления финансами;
- рассмотреть понятие и особенности системы управления финансами;
- охарактеризовать направления и формы управления финансами в РФ;
- изучить структуру финансовой системы России;
Введение 3
Глава 1. Финансы в экономике России: значение и необходимость управления 5
1.1. Значение сферы государственных финансов в экономике РФ 5
1.2. Предпосылки и необходимость управления финансами 14
Глава 2. Современная система управления финансами 20
2.1. Понятие и особенности системы управления финансами в РФ 20
2.2. Направления и формы управления финансами в РФ 24
Глава 3. Механизм управления финансами в РФ: финансовая система и финансовая политика 31
3.1. Финансовая система России 31
3.2. Государственная финансовая политика России 39
Заключение 47
Список использованной литературы 50
Естественно, государственная финансовая политика имеет профильные специализированные составляющие и выражения (финансово-институциональная политика, бюджетная политика, валютная политика, денежно-кредитная политика, инвестиционная политика, налоговая, таможенная, политика межбюджетных отношений, денежно-эмиссионная политика, заемная, финансово-контрольная и финансово-лицензионная политика, финансово-технологическая и финансово-защитная политика, политика страхования и резервирования, тарифная и ценовая политика и др.).
Государственная финансовая политика в целом и профильные ее составляющие в частности реализуются соответствующими подразделениями (институтами) государственной системы финансов, действующими на основании государственного и финансового права в рамках соответствующего профильного законодательства и ведомственно-отраслевых нормативных и директивных документов. В качестве главных субъектов государственной финансовой политики выступают обычно законодательные органы страны, центральный банк, правительство и его Министерство финансов, министерства и комитеты экономического профиля, Имущественное и Финансовое казначейство, общегосударственные и подгосударственные финансово-кредитные учреждения (банки, фонды, страховые компании).
Как и всякая политика, в том числе государственная, финансовая политика и ее разветвления (составляющие) имеют следующие критериальные, динамические и функциональные характеристики:
- адекватность ситуации, целям, интересам;
- степень и глубина проработанности оснований и ее реалистичность;
- степень компромиссности и эффективности, гармоничность, цельность и сбалансированность;
- степень закамуфлированности и декларативности, результативность;
- информационно-технологическая обеспеченность;
- степень устойчивости при внешних воздействиях и др.
В качестве универсальных методов финансовой политики предлагаются следующие:
- системный, комплексный и организационно-деятельностный подходы;
- метод организационно-деятельностных и организационно-проектировочных имитаций и тренингов;
- методы специального имитационного моделирования;
- методы социально-экономического прогнозирования;
- методы экспертных оценок;
- методы конкретных экономических и социальных исследований;
- разнообразные балансовые методы;
- методы структурного и структурно-функционального анализа.
Поскольку финансовая политика — это совокупность решений, принимаемых субъектами экономики в связи с получением и использованием денежных доходов в соответствии с основными стратегическими и текущими задачами данного субъекта, то проводником финансовой политики может быть лишь реальный владелец или распорядитель денежных средств, размер которых во многом определяет масштабы этой политики.
Таким образом, об уровнях финансовой политики справедливо говорить в связи с основными звеньями финансовой системы, т.е. финансовая политика проводится и на государственном уровне, и предприятиями, и населением.
Финансовая политика государства имеет большую специфику, оно не ставит своей целью получение прибыли, как обычный экономический субъект, его решения диктуются общественными интересами. То же с определенной поправкой можно сказать о центральном банке, он проводит денежную политику, имея в виду необходимость улучшения общего экономического и финансового состояния всего народного хозяйства, это — его главная задача, хотя определенную прибыль он и получает.
Переход отечественной экономики на рыночные условия, к сожалению, привел к глубокому экономическому кризису, спаду производства, расстройству финансовой системы. На протяжении почти всего перестроечного периода наблюдался бюджетный дефицит, неплатежи предприятий, рост внутренней и внешней задолженностей страны.
В последние годы ушедшего века наметились некоторые положительные тенденции в экономическом состоянии России, началось увеличение производства, удалось приостановить нарастание внешней задолженности, появилась возможность разработать программу долгосрочного развития страны.
В ближайшей перспективе наиболее актуальными экономическими задачами являются:10
- обеспечение дальнейшего роста производства и объема доходов в хозяйстве с целью достижения их докризисного уровня (1989−1990 гг.);
- рост реальных доходов населения и уменьшение разрывов в душевых доходах различных слоев населения;
- сохранение положительного сальдо внешней торговли и улучшение платежного баланса;
- дальнейшее развитие системы образования, науки и научных исследований на перспективных направлениях;
- существенное улучшение социального обслуживания населения.
В соответствии с этим основными направлениями финансовой политики на макроуровне должны стать:
- создание условий для активизации инвестирования свободных финансовых ресурсов в материальное производство;
- регулирование уровня инфляции и ставок процента таким образом, чтобы содействовать росту рентабельности реального сектора;
- проведение налоговой реформы, призванной стимулировать всех экономических субъектов к расширению производства, увеличению доходов, к переходу от теневой к легальной хозяйственной деятельности;
- существенная реструктуризация финансовых потоков в хозяйстве, сокращение дотационных платежей из бюджета, реформа пенсионного дела, жилищно-коммунального хозяйства и др.;
- обеспечение устойчивого равновесия доходов и расходов бюджета, по возможности недопущение его дефицита;
- регулярные платежи по внешнему долгу, существенное сокращение общего объема государственной задолженности.
Имеет смысл заметить, что в трактовке финансовой политики наблюдается определенное расхождение между зарубежной и современной российской наукой.
В традициях зарубежной науки, деловой практики и управления хозяйством обычно не разделяется экономическая и финансовая политика. В условиях зарубежной рыночной экономики главными задачами финансовой политики на макроуровне, т.е. для высших государственных органов управления и центральных банков, считаются: обеспечение (по возможности) полной занятости трудоспособного населения, недопущение инфляции, т.е. стабильность цен, экономический рост. И такой набор задач (целей) для финансовой макрополитики, разумеется, не может вызывать никаких возражений. Но в России под влиянием длительного периода социалистического хозяйствования сложилось разделение между экономической и финансовой политикой. Это было связано с тем, что экономические цели определялись в натуральных измерителях (млн тонн, штук, метров и т.д.), а затем уже к ним приспосабливались финансовые показатели, при этом приоритет отдавался «натуральному» планированию.
Но поскольку инерция мышления очень сильна, то можно сохранить применительно к российским условиям, как самостоятельный термин, экономическую политику, считая, что она формулирует самые общие перспективные цели развития народного хозяйства (например, повышение доли атомной энергетики, переход к накопительной системе пенсионного обеспечения и т.п.), имея в виду, что эти же самые цели будут на конкретном уровне требовать и определенных финансовых решений и, стало быть, будут включаться и в финансовую политику. Разумеется, имеется значительная область хозяйственной жизни, где используются чисто финансовые показатели, а сама финансовая политика выступает уже как единственное средство решения возникающих проблем. К ним можно отнести налоги, дефицит бюджета, государственный долг, валютный курс и др. Тем не менее главная задача состоит не в том, чтобы «с точностью до микрона» отделить экономическую политику от финансовой, а в понимании сути возникающих проблем и в определении средств и методов их разрешения. А как назвать эти методы — «экономическими» или «финансовыми» — вопрос второстепенный. Поэтому вполне приемлем вариант задач финансовой макрополитики, сформулированной зарубежной наукой, а если кто-то желает его уточнить и скорректировать, то это вполне возможно, надо только оставаться в пределах здравого смысла.
Если учесть также и нынешнюю ситуацию в России, т.е. все еще низкий уровень производства, расстроенные финансы, низкий уровень доходов и капитализации в хозяйстве, то есть, конечно, основания для специфической трактовки финансовой политики в России и ее основных показателей. В частности, желательно добиться повышения роли кредитной системы и, прежде всего коммерческих банков, а также фондового рынка в мобилизации свободных денежных средств и в направлении их наиболее удачно работающим предприятиям, осваивающим новые виды продукции, успешно конкурирующим с импортными товарами, ведущим активную экспортную деятельность.
Необходимо наведение порядка в расчетах, финансовой дисциплине, преодоление кризиса неплатежей. Необходимо и укрепление бюджетной системы, к главным направлениям реализации которого относятся: развитие самостоятельности и равноправия бюджетов всех уровней, укрепление доходной базы региональных и местных бюджетов по мере развития процессов разгосударствления и приватизации, совершенствование системы межбюджетных отношений.
Государственная финансовая политика выступает важнейшим фактором регулирования финансовой политики предприятий и населения. В условиях административной экономики, для которой характерны директивность, сильная ограниченность хозяйственной самостоятельности предприятий, крайне сжаты были любые их инициативы в работе. Переход к рыночным условиям обеспечил расширение финансовых возможностей хозяйствующих субъектов, укрепив тем самым материальную базу для проведения ими собственной финансовой политики. В сфере финансовой политики предприятий должно быть обеспечено лучшее, чем сейчас, сочетание интересов предприятий (частных и коллективных) и государства, резко снижен уровень конфликтности интересов. Это — общее дело и государства, и предприятий. От достижения такого сочетания во многом зависит успех реализации финансовой политики всех уровней.
Российская практика показала, что прямолинейное расширение финансовых прав экономических субъектов не всегда обеспечивает большую эффективность производства и разумное согласование интересов всех участников производства и распределения. Здесь очень полезен зарубежный опыт.
Мировой практикой развития рыночных отношений накоплен богатый опыт сочетания финансовой политики разных уровней, главными результатами которого являются: стабильная система законодательства и разумная налоговая система, не побуждающая предприятия к сокрытию доходов, обеспечивающая реальные льготы предприятиям тех сфер хозяйства, развитие которых представляет наибольшую необходимость на данном этапе развития экономики, стимулирование общего роста производства и доходов в стране.
С учетом мирового опыта общая финансовая политика может быть с некоторой условностью разделена на два основных направления: первое – денежно-кредитная политика; второе — налогово-бюджетная политика. В условиях России ответственными за проведение денежно-кредитной политики является Центральный банк и Правительство РФ. В этот раздел финансовой политики входит регулирование объема денежной массы, установление уровня процента и воздействие на всю систему процентных ставок, определение уровня инфляции, т.е. ограничение по возможности роста цен, а также валютный курс и формирование валютных резервов. В сферу налогово-бюджетной политики, естественно, входит формирование налоговой системы (ставок налогов и условий их взимания), сбор налогов и, конечно же, распределение сформированного фонда государственных финансовых ресурсов в соответствии с заранее определенными принципами, возникновение дефицита или профицита бюджета.
Ответственными за проведение данного направления финансовой политики в России являются Федеральное Собрание, Президент РФ и Правительство РФ.
Оба направления финансовой политики тесно взаимодействуют и должны быть согласованы между собой. Вопрос инфляции, к примеру, зависит и от денежной, и от бюджетной политики, то же самое относится к проблемам государственного долга, платежного баланса, уровню безработицы, объему инвестиций и т.д. Можно сказать, что любая важная экономическая задача требует для своего решения использования всех средств финансовой политики, выработанных в обществе в ходе его развития.
Следует отметить, что в условиях современной России государственная финансовая политика одной из своих главных целей имеет создание цивилизованного рынка. Десятилетние реформы, к сожалению, не привели к образованию нормального (по мировым стандартам) рынка, и сложившаяся экономическая система нуждается в значительном усовершенствовании.
Главная цель очевидна и всем понятна — подъем производства, известен и главный ответственный за достижение этой цели — государство. Но государство после всех прошедших преобразований может воздействовать на экономический рост в основном через свою финансовую политику, именно она и оказывается главным средством обеспечения роста экономики. Поэтому государственная финансовая система, как решающее звено всех финансовых отношений общества, должна стимулировать развитие хозяйства и рост уровня жизни населения. Общеэкономические задачи в современных условиях (в отличие от социализма) выступают прежде всего как финансовые проблемы.
Таким образом, именно финансовая политика государства является в нынешних условиях главным фактором и выхода из кризиса, и организации экономического развития, именно она совершенствует наши рыночные отношения и обеспечивает решение социальных вопросов.
Информация о работе Необходимость и содержание управления финансами на примере РФ