Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 20:11, реферат
Технология электронной обработки задач – это совокупность строго регламентированных человеко-машинных операций, выполняемых в определенной последовательности, начиная от момента создания первичного бухгалтерского документа и заканчивая составлением сводной финансовой отчетности. Современный этап характеризуется созданием новой компьютерной информационной технологии на базе децентрализованной обработки бухгалтерских задач.
Компьютерные информационные технологии в бухгалтерском учете
Российский рынок финансово-экономических программ
Классификация бухгалтерских финансово-экономических программ и систем
Компьютерные информационные технологии в бухгалтерском учете
Технология электронной обработки задач – это совокупность строго регламентированных человеко-машинных операций, выполняемых в определенной последовательности, начиная от момента создания первичного бухгалтерского документа и заканчивая составлением сводной финансовой отчетности.
Современный этап
характеризуется созданием
Рассмотрим ее отличительные моменты:
· Применение компьютеров, установленных на рабочем месте пользователя, решение задач выполняется бухгалтером непосредственно на его рабочем месте.
· Формирование локальных и многоуровневых вычислительных сетей, обеспечивающих интегрированную обработку экономических задач различных подразделений предприятия (организации, фирмы).
· Существенное увеличение состава бухгалтерских расчетов, выполняемых вычислительной техникой.
· Создание единой распределенной базы данных предприятия для различных подразделений.
· Возможность формирования машиной первичных бухгалтерских документов, что обеспечивает переход к безбумажной технологии и сокращает трудоемкость операций по сбору и регистрации документов.
· Интеграция решения комплексов бухгалтерских задач.
· Возможность организации информационно-справочного обслуживания бухгалтера путем осуществления диалогового режима.
Новая интегрированная
технология – сложный информационно-
Первый вид связан с процессами сбора и регистрации первичных документов. При использовании ПЭВМ появляется возможность формировать эти документы машиной, что автоматизирует процесс их создания. Однако не исключена возможность поступления на ПЭВМ и первичных документов, заполненных ручным способом.
Второй вид информационного обеспечения – файлы переменной и условно-постоянной информации на машинных носителях и в памяти ПЭВМ (база данных).
Файлы переменной информации формируются на основании данных первичных документов и используются однократно при решении задачи за определенный период (например массивы рабочих нарядов, приходных ордеров, расходных кассовых ордеров, накладных и др.).
Файлы условно-постоянной информации создаются однократно при внедрении проекта, используются многократно и периодически корректируются. К ним относятся массивы различных нормативов, справочные данные, инвентарные карточки учета основных средств, персональные карточки работающих и др.
В условиях децентрализованной обработки, когда все операции технологического процесса выполняются бухгалтером на его рабочем месте, несколько меняется содержание традиционно сложившихся этапов технологического процесса. Выполнение всех операций определяет меню программы, которое высвечивается на экране сразу же после загрузки программы. Меню представляет собой перечень блоков (модулей) программы, где каждый модуль выполняет определенные функции технологического процесса, начиная от ввода первичных документов и заканчивая составлением сводных отчетов.
В технологическом процессе, выполняемом на ПЭВМ, можно выделить следующие этапы: подготовительный, начальный и основной.
Подготовительный этап связан с подготовкой программы и информационной базы к работе. Особенное значение этот этап приобретает в начальный период при внедрении задачи. Бухгалтер заносит в машину справочные данные предприятия, корректирует план бухгалтерских счетов и состав типовых проводок. Заполняются и корректируются различные справочники: подразделений, предприятий, материалов, поставщиков, покупателей и т.д. При внедрении проекта один раз вручную вводятся остатки по балансовым счетам; далее они получаются автоматически. Здесь же предусмотрено выполнение операций по установлению расчетного периода. Для выполнения этих операций используются блоки меню программы «Картотеки, справочники» и «Разное».
Начальный этап связан с операциями сбора и регистрацией первичных документов. Как уже отмечалось, возможно, формирование документов вручную или автоматически. В данном примере автоматическое формирование происходит путем обращения к блоку меню «Документы». В результате формируются документы по приходу и расходу материалов на склад. Ввод данных первичных документов в машину происходит периодически, по мере поступления данных.
Программа ввода документов предусматривает выполнение следующих функций:
· составление регистра введенных документов с присвоением уникального их номера, даты выписки и др.;
· автоматический ввод в документ справочных и условно-постоянных признаков (поставщики, цена и др.);
· преобразование введенной цифровой информации в алфавитную;
· автоматическое выполнение проводок в журнале хозяйственных операций;
· удаление неверных документов;
· контроль и корректировка неверной информации;
· печать первичного документа;
· дублирование документов.
Начальный этап
заканчивается размещением
Основной этап является завершающим этапом работы с программой и связан с получением различных отчетных форм. В нашем примере для его выполнения используется модуль меню «Отчеты», позволяющий получить такие документы, как «Ведомость остатков товарно-материальных ценностей», «Оборотная ведомость» и др. В ходе выполнения основного этапа машиной обеспечивается получение из базы данных различных комбинированных (рабочих) массивов, используемых для составления отчетов. Каждый рабочий массив подлежит сортировке по какому-либо ключевому слову (например, номенклатурному номеру материала) и подсчету в нем итоговых данных. В результате формируется отчетная сводка, которая затем выдается «На печать».
Возможно также выполнение таких операций, как архивация данных на машинные носители и формирование информации для передачи на другие АРМ.
Для современного этапа развития компьютерной обработки характерна интеграция задач бухгалтерского учета, предусмотренная операциями технологического процесса. Суть его в том, что, обрабатывая каждый участок бухгалтерского учета на отдельном АРМ, формируется информация, которая впоследствии объединяется и используется головным модулем программы для получения сводной бухгалтерской отчетности (режим «перенос проводок»).
Российский
рынок финансово-экономических
Присутствующее сегодня на рынке финансово-экономическое прикладное ПО весьма разнообразно и неоднородно, что является результатом воздействия на его развитие трех доминирующих факторов: постоянно растущих требований потребителей; конъюнктурного мировоззрения подавляющего числа разработчиков; неустойчивости нормативно-правовой базы.
На сегодняшний день единой, общепринятой классификации финансово-экономических программ не существует. Тем не менее, развитие и применение компьютерных систем сейчас таково, что необходима комплексная, всеобъемлющая классификация, отвечающая требованиям системного анализа. Она помогла бы непрофессиональному пользователю правильно ориентироваться не только в выборе того или иного программного продукта (ПП), но и в его эксплуатации. Для этого программные продукты необходимо классифицировать по нескольким признакам, в том числе таким, которые характеризовали бы его генезис (происхождение). Последнее существенно влияет на аспекты эксплуатации ПП, его возможность адаптироваться к структуре того или иного конкретного предприятия, к меняющемуся законодательству и т.п.
В этой
связи подходы к классификации
могут быть сгруппированы
1. Программы
предназначены и создаются для
работы в различных
под DOS, Windows 3.0, Windows
2. По степени автоматизации программы можно разбить на следующие основные категории: узкоспециализированные программы, специализированные, универсальные (комплексные системы).
3. Программы
предназначены и создаются для
работы в различных организациях. При
этом можно выделить бюджетные организации и
4. Очень часто
возникает необходимость
5. Размер организации,
специфика бухгалтерского
6. Наличие макроязыка и степень его развития в целях адаптации программного продукта к изменяющимся условиям функционирования производства и законодательной базы.
7. Наличие сервисных возможностей адаптации программы к изменяющемуся законодательству, структуре производства и т.п.: отсутствуют или недостаточно развиты средства, позволяющие вносить изменения, осуществлять настройку самим пользователем, не изменяя при этом программы.
Классификация бухгалтерских финансово-экономических программ и систем
Не претендуя на создание классификации, сгруппируем наиболее известные программные продукты, предлагаемые на российском рынке различными фирмами-разработчиками.
Мини-бухгалтерия. К классу «мини-бухгалтерия» относятся программы, предназначенные главным образом для бухгалтерий с малой численностью (1–3 человека), без явной специализации сотрудников по конкретным разделам учета. Эти программы ориентированы, как правило, на малый бизнес. Они реализуют функции ведения синтетического и стоимостного аналитического учета, позволяют вводить и обрабатывать бухгалтерские записи, оформлять небольшой набор первичных документов и формировать отчетность. На малых предприятиях основной объем работ приходится на финансовый учет, а на ведение управленческого учета затрачивается гораздо меньше времени. Это связано с упрощением алгоритмов решаемых задач по управленческому учету. Среди этой группы программ наибольшее распространение получили такие программные продукты, как «Финансы без проблем» (Хакерс-Дизайн, Мариуполь), «Мини-бухгалтерия» (фирма «1С», Москва), «Бухгалтерия малого предприятия» (фирма «Фор», Москва) и др.
Интегрированная бухгалтерская система (ИБС). К данному классу относятся программы, объединяющие и поддерживающие ведение всех основных учетных функций и разделов. Реализованные в рамках единой программы, эти системы ориентированы в основном на малый и средний бизнес и предназначены для бухгалтерий численностью 2–5 человек. ИБС служат для работы, в основном, на одном компьютере, хотя возможны варианты их использования и на нескольких компьютерах (например, выделяют ПК для расчета зарплаты и др.), а также в локальной сети. При этом на каждом ПК отображается, как правило, целиком вся система. Среди этой группы наиболее распространены программные продукты фирм «Парус», «Инфософт», «Инотек», «Модуль Пи» (Минск).
Бухгалтерский конструктор. Это бухгалтерская система с расширенными инструментальными возможностями. Реализованные в таких системах бухгалтерские «навыки» (для типовых продаж) ограничиваются обычно не слишком большими возможностями. Выполнение таких операций, как расчет износа основных средств, оценка запасов товарно-материальных ценностей, расчет заработной платы, калькуляция себестоимости, переоценка валютных счетов, распределение прибыли, движение и взаимодействие первичных документов в крупной бухгалтерии между различными участками учета, «конструкторы», как правило, без соответствующих настроек не могут осуществить. Однако при овладении специальным языком можно самостоятельно научить программу выполнять любые расчеты, выдавать ведомости, отчеты и пр. Принципиально невозможно заложить в одну программу специфику учета тысяч бухгалтерий. Поэтому такие системы стали производить по типу универсальных заготовок, из которых с помощью настроек можно сделать программу, подходящую для любой фирмы. Эти универсальные системы более устойчивы, свободны от ошибок, не связаны с конкретной спецификой той или иной фирмы. Программы менее уязвимы для быстроменяющегося законодательства. Главной особенностью программных систем (ПС) класса «бухгалтерский конструктор» является модульная и гибкая архитектура. Наряду с основными бухгалтерскими функциями в них имеются специальный встроенный процедурный язык и средства настройки, предполагающие широкие возможности адаптации самого пользователя либо дилера разработчика к конкретным условиям учета и дополнительным требованиям. В противоположность этому виду ПС большинство других бухгалтерских систем используют, как правило, «защитные» алгоритмы настройки специальных учетных методик и расчетов, не доступные пользователям для изменений, например алгоритмы расчета износа ОС, оценки запасов ТМЦ, расчета курсовых разниц и т.д.
Элементы «инструментальности» в той или иной степени могут присутствовать в разработке любого класса, но в интегрированных системах программы-конструкторы встречаются чаще.
Информация о работе Обзор и классификация финансово-экономических систем в Российской Федерации