Обзор состояния и развития машиностроительного комплекса в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 18:32, дипломная работа

Описание работы

Стратегия экономического развития РК провозглашает одной из главных задач вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира, о чем Президент Н.А. Назарбаев заявил в своем Послании народу в марте 2006 года.
Очевидно, что поставленная руководством РК цель может быть достигнута только на основе глубокой диверсификации экономики страны, путем стимулирования инновационной деятельности, внедрения и развития конкурентоспособных производств, интегрированных в региональные и мировые рынки.

Содержание работы

Введение 5
1 Обзор состояния и развития машиностроительного комплекса в Республике Казахстан 7
1.1 Развитие машиностроения в Казахстане 7
1.2 Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 - 2014 годы 15
1.3 Развитие нефтегазового машиностроения 20
1.4 Общая характеристика машиностроительного комплекса на примере АО «Усть-Каменогорский арматурный завод» 23
2 Анализ операционной деятельности АО «Усть-Каменогорский арматурный завод» 30
2.1 Общая характеристика предприятия 30
2.2 Организация операционной деятельности на предприятии и исследование организационно-управленческой структуры 32
2.3 Анализ операционных показателей 38
2.4 Финансовый анализ состояния предприятия 47
3 Оценка экономической эффективности внедряемого проекта по производству сварных кранов шаровых DN 1000, PN 10,0 Мпа на АО «Усть-Каменогорский арматурный завод» 60
3.1 Обоснование внедрения процесса производства кранов шаровых DN 1000, PN 10,0 Мпа 60
3.2 Анализ производства опытных образцов кранов шаровых DN 1000, PN 10,0 МПа на АО «УКАЗ» 75
3.3 Анализ экономической эффективности инвестиционного проекта 78
Заключение
Список литературы
Приложения 94
96
97

Файлы: 1 файл

Захаров Дипломная работапоследняя версия.doc

— 4.36 Мб (Скачать файл)

      В качестве объекта инновационного проекта  берём сварной кран шаровой DN1000, PN10,0 МПа. Качественные характеристики данного продукта существенно отличается от имеющихся  мировых аналогов на рынке трубопроводной арматуры. В следствие всего вышеупомянутого можно сказать, что конструкция крана шарового сварного типа разработанного на АО УКАЗ, является наиболее прогрессивной и технологичной, что делает его более привлекательным для потребителя поскольку имеет ряд существенных преимуществ перед аналоговыми кранами, которые применяются на горизонтальных трубопроводах и как следствие большому спросу на рынке трубопроводной арматуры.  

      3.2 Анализ производства опытных образцов кранов шаровых DN 1000, PN 10 МПа на АО «УКАЗ» 

      За  последние годы наблюдается активный рост в сфере строительства и  модернизации нефте- и газотранспортных систем Казахстана, РФ и других стран  СНГ. Поэтому проект производства и  реализации кранов шаровых является актуальным. В связи с ростом экспорта энергоносителей в европейский регион, обеспечивающего до 43% отечественного внешнеторгового баланса. А также диверсификация направлений и увеличение числа способов транспортировки нефти и газа, придают глобальный характер энергетической взаимозависимости Казахстана, России и Европы, что ведет к усилению конкуренции между различными странами за право прохождения и реализации проектов по строительству транзитных маршрутов как по их территории так и за её пределами. Казахстан, занимающий одно из ведущих мест в мире по экспорту природного газа и пятое по экспорту нефти, когда как вынуждена транспортировать их на расстояние до 2000 км от регионов добычи. При экспорте в дальнее зарубежье 85% казахстанской  нефти и газа проходят транзитом через третьи страны. Прежде чем попасть к конечному потребителю, экспортируемые отечественные нефть и газ пересекают до 18 границ транзитных государств, а доля транспортных затрат в структуре их конечной цены достигает от 17% до 21%. В то же время, Российская Федерация (РФ) сама имеет нереализованные возможности для транзита нефти и газа стран Каспийского региона. Практическая реализация инициативы Р.Проди по установлению энергодиалога Россия - Европейский Союз (ЕС) также сталкивается с проблемами нетарифной дискриминации. Поэтому, вопросы обеспечения надежного и экономически эффективного транзита нефти и газа через территорию России и третьих стран являются одними из приоритетных для отечественного нефтегазового комплекса.

      К наиболее существенным проблемам можно  отнести: тарифную дискриминацию транзита нефти на Украине и в странах  Балтии, увязывание транзита отечественной  нефти в странах ЕС и Центральной  и Восточной Европы (ЦВЕ) с насыщением рынков этих стран, несанкционированный отбор российского газа при его транзите через территорию Украины, барьеры на доступ по транзиту газа в странах ЕС, несовершенство международного регулирования транзита, двойственное положение РФ как экспортной и транзитной страны, снижение экономической эффективности транзита нефти Каспия через территорию России из-за отсутствия методики расчета тарифа.

      Производим  анализ внедряемого производства, определяем перспективу и рентабельность производства кранов шаровых  а также необходимость  наращивания объёмов производства посредством поэтапного внедрения в технологический процесс элементов инновационных технологий в области машиностроения. Анализ действующего технологического процесса производим по производству опытных образцов кранов шаровых УК 39103-1000 DN 1000, PN 10,0МПа.Общий вид крана шарового УК 39103-1000 показан на рисунке 3.12.

Рисунок 3.12 Общий вид крана шарового УК 39103-1000 

      Для этого приводим расчёт себестоимости  готовой продукции на основании  средних данных за анализируемый период. Составляющие себестоимости приведены в таблице 3.1.  

      Таблица 3.1 Расчёт формирования полной себестоимости единицы опытного образца продукции

Статья  затрат, тыс. тг. УК 39103-1000
Всего материальные затраты: 15181,144
Стоимость сырья и материалов 9512,750
  Покупные изделия 5668,394
Заработная  плата 428,430
Соц. налог 57,838
Продолжение таблицы 3.1
Общепринятые  расходы 2303,024
Расходы периода 3158,459
Производственная  себестоимость 17970,436
Полная  себестоимость. 21128,895

 

      По  данным бюджета затрат на единицу продукции и рисунка 3.13 можно сказать, что наибольшую долю занимают сырье и материалы(45,02%), покупные изделия (26,83%), фонд заработной платы (2,03%), соц. налог (0,27%), общепринятые расходы (10,9%), расходы периода (14,95%).  

      Рисунок 3.13 Затраты на опытный кран шаровой 

      В частности расчёт формирования статья затрат «сырьё и материалы» для производства одного крана шарового показана в таблице 3.2. 

      Таблица 3.2 Расчёт формирования статьи затрат «сырьё и материалы», тыс. тг.

Поковки на патрубок 4689,8 49,3%
Поковка на корпус 1988,2 20,9%
Круг 399,54 4,2%
Лист 323,43 3,4%
Труба 209,28 2,2%
Сварочные материалы 960,79 10,1%
Полуфабрикаты собственного производства 856,15 9,0%
Вспомогательные материалы 85,615 0,9%
Итого 9512,75 100,0%

      Для наглядности затраты на «сырьё и  материалы» для производства одного крана шарового показаны на рисунке 3.14.

Рисунок 3.14 Затраты на «сырьё и материалы», тыс. тг 

      По  данным бюджета затрат на сырьё и  материалы и рисунка 3.14 можно сказать, что наибольшую долю занимают поковки на патрубок(49,3%), поковки на корпус (20,9%) и сварочные материалы (10,1%), а полуфабрикаты собственного производства (9%), круг (4,2%),  лист (3,4%), труба (2,2%), вспомогательные материалы (0,9%) занимаю относительно небольшую долю. 

      3.3 Анализ экономической  эффективности инвестиционного  проекта 

      Производственная  мощность машиностроительного предприятия (цеха, участка) - это максимально  возможный годовой объем производства продукции и выполняемых услуг  в номенклатуре и структуре, установленных планом, при полном использовании оборудования и площадей. При этом учитываются запланированные мероприятия по внедрению новой техники, технологии и организации производства. Производственная мощность - показатель динамический. С изменением технической оснащенности производства, технологии и организации производства меняется и величина производственной мощности.

      Различают мощность на начало планируемого года, конец года и среднегодовую.

      Эффективный годовой фонд времени работы оборудования Фэ определяется исходя из номинального фонда рабочего времени Фн и действительного фонда времени работы оборудования Фд по приведенным ниже формулам 3.1, 3.2. 

      Фн=[(Чо - Чвых-Чпразд - Чпредпр)dн+ Чпредпр×dy ]Ксм,        (3.1) 

      где  Чо - общее число дней в году;

      Чвых - число выходных (суббота и воскресенье) дней в году;

      Чпразд - число праздничных дней в году;

      Чпредпр - число предпраздничных дней в  году;

      dн- продолжительность нормального рабочего дня (8 ч);

      dy - продолжительность укороченного рабочего дня (6 ч);

      Ксм - число смен работы.

      Действительный  фонд времени работы оборудования учитывает  простои оборудования в планово-предупредительных ремонтах. 

                                            ФД=ФН(100-КР)/100,                                   (3.2) 

      где КР- норматив простоя оборудования в ремонте в течение года, %. 

      Производственная  мощность рассчитывается в тех же единицах измерения, в каких определяется производственная программа, т. е. в  штуках изделий (условных деталей), в  тоннах, погонных метрах, станко-часах и пр.

      Проектная мощность производства АО «Усть-Каменогорский  арматурный завод» представлена по видам  продукции и составляет:

      - 840 штук в год крупногабаритной  арматуры DN300-2400мм;

      - 360 штук в год оборудования  колон клинового;

      - 480 штук в год фонтанной арматуры;

      - 4800 штук в год задвижек шиберных  DN65мм;

      - 2400 штук в год задвижек клиновых  DN100-250мм.

      Годовая программа планируемого производства  120 кранов шаровых сварного типа в  год.

      Такт  выпуска планируемого производства можно рассчитать по формуле:

        мин/шт                                        (3.3) 

      где: ТТ.К. – такт выпуска (мин/шт.);

      F – годовой рабочий фонд станка (при двухсменной работе 4015 ч.);

      Q – объем выпуска изделий (детали) в год (шт.). 

      

 мин/шт. 

      Ориентировочное значение коэффициента закрепления  операций на одном рабочем месте: 

                                               (3.4)

      В соответствии с ГОСТ 14.004 – 83, устанавливаем  тип мелкосерийного производства, т.к.   КЗ.О .> 20.

      По  данным реализации продукции, можно  сказать, что использование проектной  мощности низкое.

      В связи с необходимостью наращивания  объёмов производства без потери качества изготавливаемой продукции, и модернизацией девствующего производства. Проведя  анализ действующего технологического процесса на примере крана шарового сварного типа УК39103-1000 как одного наиболее востребованного продукта на мировом рынке трубопроводной арматуры. С целью выявления наиболее загруженного оборудования непосредственно участвующего в  процессе производства.

      Для возможности повышения качества, увеличения производительности и уменьшения трудоемкости, необходимо применять  современное оборудование. Такого принципа инновационного направления придерживаются и крупнейшие производители крупногабаритной арматуры на территории СНГ. Два завода «ТЯЖПРОМАРМАТУРА» г. Пенза и г. Алексин, Россия, а так же АО «УКАЗ» (АО «Усть-Каменогорский Арматурный Завод»), г. Усть-Каменогорск, Республика Казахстан).

      В связи с этим, я решил в своей  работе подобрать оборудование, которое может расширить «узкие» места в действующей технологии производства крупногабаритной трубопроводной арматуры.  

      Таблица 3.3 Расчёт максимально-возможного производства кранов шаровых DN 1000, РN 10,0 МПа участков мехобработки и сборки-сварки при 3 сменном режиме работы при имеющемся оборудовании

Оборудование Трудозатраты  на 1 ед. (час) Количество  станков, шт Коэф-т  использ. Оборудования с учётом ППР Коэф-т  переработки норм. Кол-во произв. кранов.в  месяц, шт
1 Токарно винторезный ст. 16К20 35,9 6 0,8 1,4 90
2 Токарно винторезный ст. 1М63 8,1 4 0,8 1,4 265
3 Полуавтомат сварочный ВД506 34,4 4 0,8 1,5 67
4 Гор.расточ. ст. 2А622 20 4 0,8 1,5 115
5 Гор.расточ. 2А554 7,2 6 0,8 1 320
6 Рад сверл.ст. 2М57 27,8 7 0,8 1 97
7 Токарно-кар. ст. 1525 21,1 10 0,8 1,5 273
8 Токарно-кар. 25KDS 30,1 3 0,8 1,6 61
9 2А656 20 3 0,8 1,5 86
10 Манипулятор сварочный DK20 190 2 0,8 1,5 6
Продолжение таблицы 3.3
11 Обраб. центр. DS 1200/450c 8,4 1 0,8 1,5 69
12 Токарно-кар. SKIQ 20 2 1 0,8 1,5 288
13 Токарно-кар. ст. 40DS 24 3 0,8 1,6 77
14 Гор.расточ. Ст.WHQ 13 CNC 6,2 1 0,8 1,5 93
Среднее значение производительности 136,2

Информация о работе Обзор состояния и развития машиностроительного комплекса в Республике Казахстан