Оценка инновационных процессов в банковском бизнесе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 09:51, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является развитие теоретико-методологических вопросов формирования механизма реализации эффективной инновационной политики в банках, обеспечивающего внедрение современных финансовых и организационно-экономических инноваций.
Достижение поставленной цели осуществлялось путем решения ряда логически взаимосвязанных задач, последовательно раскрывающих тему:
обосновать сущность и отдельные составляющие понятия инновации;
разработать концептуальные положения о формировании инновационной политики банков на основе стратегического планирования, а также определить основные инструменты механизма управления инновационной деятельностью в банках;
выявить особенности внедрения инноваций в ОАО КБ «Авангард».;
предложить меры по улучшению инновационной деятельности ОАО КБ «Авангард».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы банковских инноваций 6
1.1 Сущность банковской инновации 6
1.2 Классификация банковских инноваций 11
Глава 2. Методические основы оценки эффективности банковской деятельности на основе использования инноваций 25
2.1 Принципы управления инновационной деятельностью банка 25
2.2 Оценка эффективности инновационной деятельности банков 35
Глава 3. Анализ инновационной деятельности ОАО КБ «Авангард» 42
3.1 Краткая экономическая характеристика ОАО КБ «Авангард» 42
3.2 Инновационная деятельность ОАО КБ «АВАНГАРД» и предложения по улучшению развития 47
Заключение 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61

Файлы: 1 файл

Инновации.doc

— 476.50 Кб (Скачать файл)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ФИНАНСЫ И КРЕДИТ»

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ «БАНКОВСКОЕ ДЕЛО»

 

 

 

 

 

 

 

 

К У Р С  О В А Я Р А Б О Т А

 

Тема: ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В БАНКОВСКОМ БИЗНЕСЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент 3 курса

 

 

 

 

 

 

 

Тюмень, 2013  
ПЛАН РАБОТЫ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с динамично меняющимися  условиями деятельности любой банк как полноценный участник рынка  вынужден меняться сам, становясь инициатором  внутриорганизационных инновационных процессов. Естественно, что данные процессы не должны протекать стихийно, их необходимо осуществлять планомерно в рамках разработанной инновационной стратегии, являющейся частью общей стратегии развития банковской системы. Одно из главных препятствий к формированию эффективной политики в области инноваций заключается в том, что сегодня трудно оценить инновационный потенциал различных вариантов организационно-экономического развития банков. Необходимо провести структуризацию нововведений, что даст возможность определить не только выбор конкретной стратегии или способ построения экономического и организационного механизма управления банком, но также характер будущей деятельности, состав банковских операций, формы обслуживания клиентов.

Вопросы исследования финансовых и  организационно-экономических инноваций  приобретают особую актуальность на современном этапе экономического развития. Создание системы эффективного управления инновационной деятельностью  в области организационно-экономического развития с целью повышения потенциала отечественных банков является новым научным направлением, особенно в аспекте финансовой глобализации и усиления конкуренции.

Актуальность повышения эффективности  инновационной деятельности на основе использования потенциала научно-технического прогресса раскрыта во многих трудах зарубежных и отечественных ученых и практиков. Многие исследователи акцентируют особое внимание на вопросах формирования, развития инновационного менеджмента, а также проблемах эффективного использования инновационного потенциала в современных моделях рыночного хозяйства. Этой проблематике посвящены труды таких ученых, как Аньшин В.М., Баркер А., Горфинкель В.А., Гохберг Л.М., Зеленский Ю.Б., Иванов Г.И., Ильенков С.Д., Клейтон М., Копер Джон П., Медынский В.Г., Пригожий А. И, Твисс Б., Фабоцци Фр. Дж., Швандер В.А., Шумпетер Й.

Исследование различных аспектов инновационной деятельности в финансовой и банковской сферах можно найти  в трудах Алавердова А.Р., Бланка И.А., Лаврушина О.И., Мамоновой И.Д., Мурычева А.Н., Роуза П. С, Русанова Ю.Ю., Сенчагова В.И., Смулова A. M., Тагирбекова К.Р., Трайнева В.А., Пановой Г.С., Черных СИ., Шенаева В.Н., Хоминич И.П. и ряда других.

Объектом исследования явились  отдельные подсистемы инновационного комплекса банка и взаимозависимости, возникающие между ними в процессе формирования и реализации инновационной политики.

Предметом исследования является ОАО КБ «Авангард».

Целью курсовой работы является развитие теоретико-методологических вопросов формирования механизма реализации эффективной инновационной политики в банках, обеспечивающего внедрение современных финансовых и организационно-экономических инноваций.

Достижение поставленной цели осуществлялось путем решения ряда логически  взаимосвязанных задач, последовательно раскрывающих тему:

    • обосновать сущность и отдельные составляющие понятия инновации;
    • разработать концептуальные положения о формировании инновационной политики банков на основе стратегического планирования, а также определить основные инструменты механизма управления инновационной деятельностью в банках;
    • выявить особенности внедрения инноваций в ОАО КБ «Авангард».;
    • предложить меры по улучшению инновационной деятельности ОАО КБ «Авангард».

Теоретической и методологической основой курсовой работы послужили фундаментальные и прикладные научные работы ведущих отечественных и зарубежных исследователей по теории банковского дела, банковскому менеджменту, инновационному менеджменту.

Информационной базой курсовой работы послужили законодательные и нормативные документы Российской Федерации, Центрального банка РФ, внутренние организационные и финансовые документы ОАО КБ «Авангард», информационные ресурсы сети Интернет, материалы периодической печати за период 2000-2013 гг., научно-методическая литература и материалы научных конференций.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Во введении дано обоснование актуальности темы, определены предмет, объект, цели и задачи исследования.

В первой главе «Теоретические основы банковских инноваций» рассмотрены особенности инновационной банковской деятельности, выделены основные принципы и классификация банковских нововведений.

Во второй главе «Методические основы эффективности банковской деятельности на основе использования инноваций» изучены различные принципы управления инновационной деятельностью банка, проведен анализ методики оценки эффективности применения инновационных продуктов банком.

В третьей главе «Анализ инновационной деятельности ОАО КБ «Авангард» выявлены особенности существующих инновационных продуктов в банке, даны мероприятия и рекомендации, способствующие улучшению инновационной деятельности ОАО КБ «Авангард»..

В заключении обобщены выводы исследования.

 

Глава 1. Теоретические основы банковских инноваций

1.1 Сущность банковской инновации

Австрийский экономист Й. Шумпетер является основоположником теории инноваций. Он рассматривал инновацию (техническую) как средство предпринимателя для получения прибыли и обосновал, что «динамичный предприниматель» является источником конъюнктурных колебаний. Анализируя причины этих колебаний, Й. Шумпетер, впервые в экономической науке, выделил и дал характеристику «новых комбинаций изменений в развитии». 1

П.Ф. Дракер инновацию определяет как особый инструмент предпринимателей, средство, с помощью которого они используют изменения как шанс осуществить новый вид бизнеса или услуг.

Определение П.Ф. Дракера, на мой взгляд, более полно отражает суть классического определения Й. Шумпетера, одновременно подчеркивая необходимость практической реализации нового товара и значение предпринимательского фактора в качестве условия эффективности развития производства.

В соответствии с международными стандартами  инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

Традиционно все инновации делятся  на две основные категории: технологические и нетехнологические.

Большинство исследователей уделяют  наибольшее внимание технологическим  инновациям, являющимся прямой характеристикой  интенсивности развития производства. К ним относят все изменения, затрагивающие средства, методы, технологии производства, определяющие научно-технический прогресс.

Соответственно, инновации организационного, управленческого, правового, социального, экологического характера относят  к нетехнологическим инновациям.

Все разнообразие инноваций можно  классифицировать по ряду признаков:

  1. По степени новизны:
  • радикальные (базисные) инновации - реализуют открытия, крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений и направлений развития техники и технологии;
  • улучшающие инновации - реализующие средние изобретения;
  • модификационные инновации - направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии, организации производства.
  1. По объекту применения:
  • продуктовые инновации - ориентированные на производство и использование новых продуктов (услуг) или новых материалов, полуфабрикатов, комплектующих;
  • технологические инновации - нацеленные на создание и применение новой технологии;
  • процессные инновации - ориентированные на создание и функционирование новых организационных структур, как внутри фирмы, так и на межфирменном уровне;
  • комплексные инновации - представляющие собой сочетание различных инноваций.
  1. По масштабам применения:
  • отраслевые;
  • межотраслевые;
  • региональные;
  • в рамках предприятия.
  1. По причинам возникновения
  • реактивные (адаптивные) инновации - обеспечивающие выживание фирмы, как реакция на нововведения, осуществляемые конкурентами;
  • стратегические инновации - инновации, реализация которых носит упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе.
  1. По эффективности:
  • экономическая;
  • социальная;
  • экологическая;
  • интегральная.

Классификация нововведений по критерию значимости в развитии производительных сил общества предполагает их деление  на следующие группы:

Во-первых, базовые нововведения - это такие нововведения, которые реализуют крупнейшие изобретения и становятся основой революционных переворотов в технике, формирования новых ее направлений, качественных изменений технологической системы, создания новых отраслей.

Во-вторых, крупные и принципиальные нововведения - инновации, возникшие на базе аналогичного ранга изобретений, научных и технических рекомендаций, в результате которых происходит смена поколений техники в рамках данного направления или появление новой технологии при сохранении исходного фундаментального научного принципа.

В-третьих, средние и комбинаторные  нововведения представляют собой использование  различных сочетаний конструктивного  соединения элементов.

В-четвертых, мелкие и комбинаторные  нововведения - нововведения, возникающие  на основе мелких изобретений, рационализаторских предложений, производственного опыта.

Эффективность работы банка и его  конкурентоспособность на рынке  во многом зависят от внедрения новых  банковских продуктов и услуг. К  новым банковским услугам относят  деятельность по оказанию помощи или содействия клиенту в получении прибыли, способная приносить дополнительный комиссионный доход.2 В отличие от банковского продукта услуга может носить незавершенный характер.

Новый банковский продукт - комбинированная, либо нетрадиционная форма банковского обслуживания, создаваемая на основе маркетинговых исследований потребностей рынка. Новым банковским продуктом может быть и кредитно-финансовый инструмент. Так, в 1752 году возникли чеки, как реакция банков на запрет британского правительства выдавать кредитными организациями банкноты, оплачиваемые по предъявлении в кассе. В 1958 году была выпущена первая массовая банковская карточка Bank Americard (ныне Visa), предоставлявшая возможность продленного кредита (кредитная карта). До этого карточные схемы носили локальный характер3.

Понятие банковская операция означает процедуру действий, направленную на решение определенной задачи по управлению банковским капиталом. К банковским операциям относятся формы контроля и учета движения денежных средств  и ценных бумаг, методы планирования финансовых показателей, методология составления финансовых планов разных видов, приемы финансового анализа, формы организации финансовой работы в банке и различные другие действия.

Банковские операции как действия имеют неосязаемую форму, и чтобы быть проданной, банковская операция должна быть материализована. Формой материализации банковской операции является какой-то определенный документ (методические указания, инструкция). Этот документ представляет собой уже банковский продукт, то есть он является объектом купли-продажи на финансовом рынке.

Реализуемые на рынке новые банковские продукты и услуги в их совокупности представляют собой банковские инновации.

Итак, как синтетическое понятие  банковская инновация, или совокупность новых банковских продуктов и услуг - это результат деятельности банка, направленной на получение дополнительных доходов в процессе создания благоприятных условий формирования и размещения ресурсного потенциала при помощи нововведений, содействующих клиентам в получении прибыли4.

Среди непременных свойств, присущих инновации, можно выделить следующие  характеристики:

  • новизна;
  • удовлетворение рыночного спроса;
  • коммерческая реализуемость.

Все вышеперечисленные признаки в  полной мере отвечают и понятию банковского продукта, однако в данном случае необходимо обосновать понятие "новизны" применительно к внедрению именно новых банковских продуктов:

Информация о работе Оценка инновационных процессов в банковском бизнесе