Оценка инновационных процессов в банковском бизнесе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 09:51, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является развитие теоретико-методологических вопросов формирования механизма реализации эффективной инновационной политики в банках, обеспечивающего внедрение современных финансовых и организационно-экономических инноваций.
Достижение поставленной цели осуществлялось путем решения ряда логически взаимосвязанных задач, последовательно раскрывающих тему:
обосновать сущность и отдельные составляющие понятия инновации;
разработать концептуальные положения о формировании инновационной политики банков на основе стратегического планирования, а также определить основные инструменты механизма управления инновационной деятельностью в банках;
выявить особенности внедрения инноваций в ОАО КБ «Авангард».;
предложить меры по улучшению инновационной деятельности ОАО КБ «Авангард».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы банковских инноваций 6
1.1 Сущность банковской инновации 6
1.2 Классификация банковских инноваций 11
Глава 2. Методические основы оценки эффективности банковской деятельности на основе использования инноваций 25
2.1 Принципы управления инновационной деятельностью банка 25
2.2 Оценка эффективности инновационной деятельности банков 35
Глава 3. Анализ инновационной деятельности ОАО КБ «Авангард» 42
3.1 Краткая экономическая характеристика ОАО КБ «Авангард» 42
3.2 Инновационная деятельность ОАО КБ «АВАНГАРД» и предложения по улучшению развития 47
Заключение 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61

Файлы: 1 файл

Инновации.doc

— 476.50 Кб (Скачать файл)

По степени новизны банковские инновации подразделяются на новосозданные  и построенные на новом способе  использования уже существующих продуктов. Новосозданные, или, как их еще называют, инновации, основанные на новых открытиях, не так уж часты в банковской сфере.

Как уже упоминалось выше, они  в основном связаны с глобальными  переменами в системах производственных отношений и возникают вследствие появления новых технологий в других отраслях. Новосозданные банковские инновации обычно влекут за собой целую цепочку мероприятий по изменению наличествующих технологий функционирования банка и являются достаточно капиталоемкими. Они внедряются лишь в случае глобальных изменений всей банковской системы и обусловлены агрессивной позицией банка на рынке в стремлении занять определенный сектор или нишу с помощью предложения принципиально новых продуктов и процедур обслуживания клиентов. Достаточно подробной иллюстрацией этого вида нововведений выступает получающая все более широкое распространение услуга интернет-трейдинга.

Банковские инновации, построенные  на уже созданных продуктах, имеют  наибольшее распространение ввиду  относительной дешевизны разработок, несложности внедрения и пониженных рисков неудачи внедрения нового продукта.14 Они направлены прежде всего на повышение эксплуатационных качеств и показателей эффективности уже давно присутствующих на рынке продуктов и услуг.

Классификация банковских инноваций  по характеру удовлетворяемых потребностей выделяет инновации, связанные с  удовлетворением существующих потребностей, и инновации, направленные на создание новых потребностей. Основная масса  нововведений, осуществляемых кредитными организациями, направлена на удовлетворение имеющихся потребностей.

Появляющаяся необходимость клиентуры  в заемных средствах побуждает  банки разрабатывать различные  схемы кредитования, расширение внешнеторговой деятельности обусловливает рост предложения разнообразных схем международных расчетов и т.п. Зачастую инициатива каких-либо инновационных преобразований в этом случае исходит от клиентов кредитной организации, которые идентифицируют свои потребности и, обращаясь в банк, дают повод к разработке определенных технологий обслуживания или новых продуктов.

Инновации, направленные на создание новых потребностей, достаточно редки, поскольку требуют наличия у  банка определенного творческого  и инвестиционного потенциала, подкрепленного результатами тщательного маркетингового и социологического исследования. 15 Кроме этого данная подгруппа инноваций несет в себе значительные риски неуспеха проводимых мероприятий в случае недостаточной полноты данных, полученных в результате исследования рынка, и ошибочности принятого руководящего решения.

Ввиду данных обстоятельств необходимо отразить подразделение банковских инноваций по отношению к разработчику. Далеко не каждый банк в состоянии  иметь в своей структуре подразделение, профессионально занимающееся маркетинговыми исследованиями, анализом поступающей информации, а также разработкой и предложением новых банковских продуктов или технологических процессов. Существует достаточное количество предприятий и фирм, профессиональная деятельность которых связана с предоставлением услуг по системному анализу на основе результатов проводимых исследований и генерации идей по созданию новых форм обслуживания, технологий банковских операций и т.п.

Прибегая к услугам подобных организаций, банки определяют существование  двух групп нововведений: нововведения, разработанные собственными силами, и нововведения, "заказанные" и приобретенные у стороннего разработчика.

Именно вследствие наличия у  кредитной организации собственного потенциала для разработки и внедрения  инноваций, а также достаточной диффузности рыночных и продуктовых инноваций возникает необходимость разделить нововведения по времени появления: 16

инновации-лидеры, то есть инновации, внедряемые банками самостоятельно, имея лишь крайне неточные расчетные  рисковые показатели возможной неудачи. Данный тип инноваций обладает абсолютной новизной для области внедрения, что в случае удачной разработки может обусловить появление у банка определенных конкурентных преимуществ;

инновации-последователи, или нововведения, осуществляемые кредитными организациями с определенным лагом во времени после внедрения предыдущей группы инноваций в желании сохранить уже имеющиеся конкурентные преимущества. Данные инновации носят менее рисковый характер, поскольку реакция рынка на них уже была выявлена.

Во многом пересекаясь с уже  описанными классификационными группами, существует подразделение инноваций  по глубине вносимых изменений: инновации  нулевого порядка, касающиеся обновления и сохранения уже имеющихся свойств  системы (замена отдельных представителей персонала кредитной организации, отдельных объектов материально-технической базы для сохранения существующей функциональности банка на первоначальном уровне);

инновации первого порядка, включающие количественные изменения, вносимые в  систему (расширение того или иного подразделения кредитной организации для улучшения качества обслуживания за счет увеличения "производственной мощности");

инновации второго порядка, в процессе которых происходит перегруппировка  составных частей системы (структурные изменения в рамках одной кредитной организации, слияние отдельных структурных подразделений, выделение новых с целью повышения функциональной отдачи);

инновации третьего порядка - изменения  структурных элементов адаптивного  характера, предназначенные для улучшения взаимодействия отдельных подразделений кредитной организации друг с другом, перераспределения функций между ними;

инновации четвертого порядка, включающие сохранение первоначальных свойств  структуры при проведении простейших изменений качественного характера, выходящих за рамки адаптивных изменений;

инновации пятого порядка, подразумевающие  сохранение базовой структуры кредитной  организации нетронутой, но с внесением  изменений в большинство свойств  системы;

инновации шестого порядка - качественное изменение первоначальных свойств кредитной организации, смена системообразующих секторов клиентов, обслуживаемых банком;

инновации седьмого порядка, обозначающие высшее изменение в функциональных свойствах кредитной организации (смена "специализации" банка, изменение всего спектра оказываемых услуг, переход на новые рынки и использование новых принципов выбора и обслуживания клиентской базы).

Таким образом, приведенная выше классификация  банковских инноваций дает возможность  выявить некоторые закономерности в возникновении и прохождении инновационных процессов в кредитных организациях. Дело в том, что преобладание того или иного типа инноваций определяет тип и направленность инновационной стратегии банка. В свою очередь, типология банковских инноваций позволяет конструировать соответствующие экономические и управленческие механизмы, поскольку они определяются именно типом внедряемых инноваций и выбранной инновационной стратегией.

При этом любой банк в процессе реализации системного подхода к  определению своей инновационной стратегии, рассматривая свою инновационную деятельность с учетом вышеописанных принципов и аспектов классификации, получает возможность точнее позиционироваться на рынке, определить формы продвижения и реализации своих разработок и продуктов на рынок, которые для разных типов инноваций различны.

 

Глава 2. Методические основы оценки эффективности банковской деятельности на основе использования инноваций

2.1 Принципы управления инновационной деятельностью банка

В течение последних 10-15 лет российские банки активно развивают свою инфраструктуру для поддержки инновационной деятельности. Однако современная рыночная ситуация, в которой они находятся, чрезвычайно динамична и требует от каждого банка быстрой и точной реакции на происходящие изменения. Рано или поздно реорганизация бизнеса становится неизбежной, и менеджерам банка приходится задумываться о том, как изменить текущие бизнес-процессы, чтобы повысить эффективность банковской деятельности.

Инновационный комплекс банка должен рассматриваться неотъемлемым элементом всего банка как системы наряду с такими элементами, как подсистема инвестиционного развития, подсистема управления рисками, подсистема управления активами и пассивами и т.д. В состав инновационного комплекса включается планирование и бюджетирование инновационного развития, стимулирование и мотивация персонала, контроль за внедрением инноваций, информационное обеспечение инновационного процесса. Важнейшей составляющей общего инновационного комплекса является подсистема организационно-экономического развития, особенность которой является то, что, с одной стороны, организационно-экономические условия являются необходимой предпосылкой для внедрения самих инноваций, а с другой стороны, организационно-экономическая составляющая является отдельным объектом инновационной политики.

Рассматривая банк как объект системной  организации, принципы системного подхода  необходимо преобразовать с целью  учёта специфики банковского  бизнеса и его инновационной  составляющей (табл.2), направленной на повышение эффективности и усиление конкурентных позиций.

Таблица 217. Принципы системного подхода применительно к банковской деятельности

Принцип

Расшифровка принципа

Принцип целостности  системы

Банк необходимо рассматривать  как сложную, относительно самостоятельную целостную систему в совокупности взаимосвязанных и взаимообусловленных подсистем, между которыми существуют горизонтальные и вертикальные взаимосвязи.

Принцип взаимосвязанности  и взаимодействия элементов системы

Активные и пассивные  операции банка связаны между собой по срокам и стоимости, что является необходимым условием устойчивой и эффективной работы банка.

Принцип обусловленности 

Инновационная деятельность банка соответствует принятой в  банке стратегии, чутко реагируя на спрос определённого вида банковских продуктов и услуг, руководствуясь имеющимися в наличие финансовыми, техническими и кадровыми ресурсами.

Принцип иерархичности, автономности и согласованности  элементов

Все банковские подразделения, работая автономно, находятся в  иерархической связи, и для эффективной деятельности банка в целом необходимым условием является согласованность в действиях и следование стратегическим целям развития банка.

Принцип многоаспектности

Способность банка к  внедрению новшеств требует наличие  системы переподготовки банковского персонала, технологии изменения и расширения продуктового ряда, стратегии внедрения новых банковских услуг и освоения новых возможностей финансовых рынков.

Принцип ритмичности

Замена старых услуг, продуктов и технологий на новые должна осуществляться без нарушения ритмичности в деятельности банка

Принцип прозрачности

Финансовая и операционная прозрачность* является обязательной компонентой модели успешного внедрения  инноваций 

Принцип нацеленности на конечный результат

Оптимизация усилий всех подразделений банка, нацеленных на решение стратегических задач банка.


 

Финансовая и операционная прозрачность подразумевает доступность и  открытость финансовой отчетности банков, предоставление необходимых сведений о деятельности банка, мониторинг торгового  и инвестиционного портфелей  банка; в повышении прозрачности заинтересованы инвесторы, клиенты и регулирующие органы.

Принцип взаимосвязанности и взаимодействия элементов системы для кредитных  организаций проявляется в необходимости  согласования активов и пассивов банка по срокам и стоимости, что  влияет на финансовую устойчивость функционирования кредитной организации. Реализация на практике принципов многоаспектности, ритмичности, нацеленности на конечный результат обеспечивает эффективное ведение инновационной деятельности в банке.

Ресурсами инновационного комплекса  являются: капиталовложения в денежной форме; информация; специалисты банков, посредники, консультанты; управленцы-менеджеры.

Результатом функционирования инновационного комплекса являются новые банковские технологии, организационно-экономические  решения, услуги, предоставляемые клиентам, а также иные инновации, имеющие полезность для внешней среды. Функционирование инновационного комплекса банка может считаться эффективным, когда отношение совокупного дохода от использования инноваций к объему ресурсов на инновационное развитие будет величиной положительной. При этом должны учитываться затраты на создание самого инновационного комплекса.

Все существующие в банке инновационные  процессы можно подразделить на три  логические группы18:

1. Простой внутриорганизационный  инновационный процесс, т.е. процесс, предполагающий создание и использование инновации в рамках одного и того же банка. В этом случае новшество не принимает формы нового банковского продукта, а лишь совершенствует технологию производства уже существующих продуктов либо какую-либо сервисную технологию.

2. Простой межорганизационный  процесс, предусматривающий формирование нового банковского продукта, предназначенного для продвижения на рынке в качестве предмета купли-продажи.

3. Расширенный инновационный  процесс, в основном связанный с формированием комплексного банковского продукта, когда при его создании банк сотрудничает со своими партнерами, тем самым перераспределяя инновационный процесс между несколькими участниками. В качестве примера можно привести услуги эквайринга, системы дистанционного управления счетом, пакетное предоставление страховых услуг и т.д.

В целом, любой инновационный процесс  в банке имеет циклический  характер. Деятельность, имеющая в  своей основе инновационный процесс, логически распадается на отдельные четко выраженные элементы, реализуемые хронологически последовательно, а зачастую и разными подразделениями банка. Схематически цикл инновационного процесса выглядит следующим образом (см. рис.1).

Информация о работе Оценка инновационных процессов в банковском бизнесе