Оценка инновационных процессов в банковском бизнесе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 09:51, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является развитие теоретико-методологических вопросов формирования механизма реализации эффективной инновационной политики в банках, обеспечивающего внедрение современных финансовых и организационно-экономических инноваций.
Достижение поставленной цели осуществлялось путем решения ряда логически взаимосвязанных задач, последовательно раскрывающих тему:
обосновать сущность и отдельные составляющие понятия инновации;
разработать концептуальные положения о формировании инновационной политики банков на основе стратегического планирования, а также определить основные инструменты механизма управления инновационной деятельностью в банках;
выявить особенности внедрения инноваций в ОАО КБ «Авангард».;
предложить меры по улучшению инновационной деятельности ОАО КБ «Авангард».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы банковских инноваций 6
1.1 Сущность банковской инновации 6
1.2 Классификация банковских инноваций 11
Глава 2. Методические основы оценки эффективности банковской деятельности на основе использования инноваций 25
2.1 Принципы управления инновационной деятельностью банка 25
2.2 Оценка эффективности инновационной деятельности банков 35
Глава 3. Анализ инновационной деятельности ОАО КБ «Авангард» 42
3.1 Краткая экономическая характеристика ОАО КБ «Авангард» 42
3.2 Инновационная деятельность ОАО КБ «АВАНГАРД» и предложения по улучшению развития 47
Заключение 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61

Файлы: 1 файл

Инновации.doc

— 476.50 Кб (Скачать файл)

 

Рис.1. Решение определенной задачи

 

1. Появление идеи и постановка задачи предстоящего инновационного процесса.

2. Составление плана действий  и мероприятий, необходимых для  достижения цели.

3. Определение потребности в  ресурсах (кадровых, технологических, материальных), необходимых для реализации инновационного процесса, постановка локальных задач перед исполнителями.

4. Проведение исполнителями (сотрудниками банка, ответственными за проведение инновационных мероприятий) действий, связанных с реализацией поставленных задач.

5. Контроль, анализ и корректировка проводимых действий. Оценка эффективности инновационного проекта, инновационных управленческих решений, дополнительная аналитическая рабющих мероприятий для внедрения результатов инновационного процесса.

Сводя воедино данные об инновационной  деятельности кредитных организаций, необходимо выделить определенные закономерности ее зарождения и осуществления. Здесь следует заметить, что вопросы инновационного управления, которые становятся весьма актуальными на определенных стадиях функционирования кредитной организации, прочно связаны с вопросами стратегического управления. Соотношение данных связей позволяет рассматривать инновационную деятельность банка в этом аспекте как динамическую взаимосвязь пяти управленческих процессов: анализ среды, определение целей, выбор стратегии, выполнение стратегии, оценка и контроль выполнения19. Упомянутые процессы логически являются продолжением друг друга, поскольку изначально, при создании кредитной организации, возникают хронологически последовательно. Однако, в дальнейшем в процессе ее функционирования они протекают параллельно на постоянной основе, а наличествующая обратная взаимосвязь между ними обусловливает четко выраженное влияние каждого из этих процессов на остальные и на всю их совокупность в целом. Схематически эти взаимосвязи можно представить в виде следующей структуры (см. рис.2).

Анализ среды всегда подразумевается как исходный управленческий процесс, в ходе которого формируются предпосылки предстоящей деятельности, отправные точки для выбора миссии и определения целей, а также происходит рыночная и продуктовая ориентация кредитной организации.

Рис.2. Схема взаимодействия стратегических процессов управления

 

Банк, как и любая система, активно  взаимодействующая с внешней  средой (в частности, с рыночной средой), имеет основополагающую задачу сохранения и поддержания баланса этого взаимодействия. Следующий отсюда вывод заключается в том, что в основном банк в ходе отношений с элементами среды вовлечен в три основных процесса:

    • получение ресурсов из внешней среды (т. н. вход);
    • превращение ресурсов в продукт (т. н. преобразование);
    • передача созданного продукта во внешнюю среду (выход).

Создание эффективных организационных  структур управления инновационными процессами в банке обычно проходит несколькими  способами. В одном случае в банке формируется отдельное структурное подразделение, основной целью которого является разработка нововведений и согласование этого процесса с долгосрочными планами развития банка. Второй способ подразумевает интеграцию и координацию инновационного потенциала всех подразделений банка и создание внутри него механизма, позволяющего налажено проводить разработку и внедрение нововведений. В настоящее время банки могут использовать и комбинацию вышеприведенных вариантов создания контроля над инновационными процессами, меняя их приоритеты по мере необходимости. Тем не менее, оба способа подтверждают, что процесс разработки и внедрения инноваций в банковской деятельности носит не эпизодический, а системно организованный и управляемый характер.

Для инициирования управляемой  инновационной деятельности, направленной на развитие успешного функционирования банка, и создания условий эффективного ее осуществления необходимо руководствоваться  следующими принципами:

  1. создание стимулов для выявления тенденций и кристаллизации идей, потенциально являющихся предпосылками для инновационных разработок (данный принцип относится в основном к действиям руководящего состава банка);
  2. сознательная недогрузка интеллектуального потенциала банка в расчете на спонтанное возникновение идей и предложений, которые могут благотворно сказаться на развитии продуктового ряда банка;
  3. оптимизация уровней управления (в сторону сокращения) с целью ускорения цикла любого инновационного процесса;
  4. минимизация сроков разработки и внедрения банковских продуктов не путем уменьшения количества стадий инновационного процесса, а координирования нескольких параллельно идущих процессов во избежание т. н. "эстафетного" эффекта;
  5. ориентирование всей инновационной деятельности банка на потребителя создаваемых банковских продуктов с возможностью тотального контроля за первыми шагами внедрения инноваций.

Построение механизма управления инновационной деятельностью банка с целью повышения эффективности всей банковской деятельности, базируется на общепринятых принципах управления предприятием, которые были дополнены принципом организационной концентрации инновационных идей и принципом ограниченности инновационного проекта по времени. Сущность принципов управления, адаптированных применительно к банковскому бизнесу, раскрыта в таблице 3.

Принципы клиентоориентированности и опережения выделены в связи  с клиентоориентированной стратегией развитии банковского бизнеса. Реализация на практике принципов измеримости и эффективности связана с необходимостью создания системы показателей, с помощью которой можно оценить эффективность банковской деятельности.

 

 

 

Таблица 3. Принципы управления инновационной деятельностью банка20

Наименование

принципа

Сущность принципа

Принцип перспективности

Инновационная деятельность должна соответствовать стратегическим целям банка

Принцип масштабности новизны

Следует определить объект приложения инновации и уровень  её новизны 

Принцип клиентоориентированности

Банковские инновации, в основном, должны быть направлены на удовлетворение потребностей клиентов

Принцип опережения

Банковские инновации  должны опережать потребности основной массы клиентов и ориентироваться  на запросы клиентов-новаторов

Принцип обеспеченности ресурсами

Необходимо наличие  финансовых, технических и кадровых возможностей банка для ведения  инновационной деятельности

Принцип эффективности

Эффективность инновационной  деятельности определяется ростом прибыли, расширением масштабов бизнеса и возможностей накопления для последующего реинвестирования капитала, повышением конкурентоспособности банка

Принцип измеримости

Должна существовать система оценки эффективности внедрения  инноваций, включающая количественные и качественные показатели

Принцип организационной  концентрации инновационных идей

Для успешного управления инновационной деятельностью в  банке необходимо создавать департаменты исследования и разработки инновационных  проектов

Принцип ограниченности по времени

Необходимость ограничения сроков реализации инновационного проекта от момента подачи заявки до внедрения инновации в банковскую практику


 

Необходимость создания и использования  системы показателей эффективности  деятельности банка, осуществляющего  активный инновационный процесс, вызвана следующими причинами:

  • необходимо рассчитать затраты и количественно оценить результат инновационного проекта, только тогда можно предпринять целенаправленные управленческие решения;
  • инновационный процесс должен быть органично встроен в бизнес-процесс, подчиняясь стратегическим целям организации;
  • показатели эффективности инноваций позволят сопоставить прогнозные и фактические значении, характеризующие достижимость поставленных целей;
  • количественно оценить долю сотрудников с инновационным типом мышления.

Создаваемая система показателей  эффективности должна удовлетворять  следующим требованиям:

  • система должна включать не только количественные, но и качественные показатели, некоррелируемые друг с другом;
  • система показателей эффективности инновационной деятельности должна быть встроена в систему корпоративных показателей эффективности деятельности банка;
  • система должна оценивать удовлетворённость клиентов качеством и количеством предлагаемых продуктов и услуг;
  • система должна включать только актуальные для конкретной инновации показатели;
  • система показателей должна раскрывать причины не только успеха инновационной деятельности, но и её неудачи.

В свете вышеизложенного современная  практика инновационной деятельности кредитных организаций выглядит следующим образом: значительный разброс возможностей участников рынка банковских продуктов (банков и небанковских организаций) напрямую влияет и на протекающие инновационные процессы. Для выживания в современных условиях, т.е. создания и реализации спектра продуктов, потенциально востребуемых на рынке, одному банку иногда недостаточно собственных мощностей, финансовых ресурсов и инновационного потенциала. Поэтому в сфере инновационного управления банковской деятельностью отмечено появление межструктурных образований, получивших формы долгосрочных стратегических союзов, партнерских соглашений и т.д., подразумевающих реализацию целого ряда совместных мероприятий на постоянной основе или для осуществления однократных инновационных проектов. В процессе их осуществления происходит обмен ноу-хау, имеющимися базами данных, использование совместных площадей, совмещение технологий, коммуникационных сетей и т.п.

2.2 Оценка эффективности инновационной деятельности банков

Оценка эффективности инновационных  проектов является отдельным направлением в сфере обоснования проектных решений, а ее методология выходит за рамки традиционных методов инвестиционного анализа.

С другой стороны, подобие методов  финансирования реальных инвестиционных проектов, не отличающихся высокой  степенью технологической новизны, и проектов, предполагающих освоение продуктовых и технико-технологических инноваций, обусловливает общность методологических подходов к оценке экономической эффективности проектов того и другого вида. В основе оценки лежат базовые концепции управления финансами: концепция денежного потока, концепция изменения ценности денежной единицы во времени, концепция стоимости капитала, концепция компромисса между риском и доходностью, концепция издержек упущенных возможностей. Их сочетание составляет теоретический базис стандартных критериев инвестиционного анализа, основанных на дисконтировании: 21

    • чистой текущей стоимости проекта (Net Present Value - NPV);
    • внутренней нормы доходности проекта (Internal Rate of Return - IRR);
    • срока окупаемости проекта, основанного на дисконтированных оценках (Discounted Pay-back Period - DPP);
    • индекса доходности проекта (Profitability Index - PI).

Годовой экономический  эффект определяется путем сопоставления так называемых приведенных затрат по базовому и новому вариантам производственной деятельности.

Приведенные затраты представляют собой сумму себестоимости и нормативной прибыли, отнесенную на единицу продукции или услуг.

Для оценки эффективности инновационной деятельности кредитной организации более эффективным является показатель модифицированной внутренней нормы рентабельности (MIRR), который рассчитывается следующим образом:

;      (1)

где MIRRR-модифицированная норма рентабельности инновационной деятельности кредитной организации (в расчете на период t);

r - ставка дисконтирования (в расчете на период t);

T - средний временный лаг между началом исследования и началом проектов, выраженных в периодах t;

∑NPVi - сумма чистых текущих стоимостей инновационных проектов, начатых в отчетный период;

Рассчитанная модифицированная внутренняя норма рентабельности позволяет  оценить эффективность инновационной  деятельность на уровне всей кредитной  организации. Полученное значение данного  показателя удобно для восприятия менеджерами  банка, позволяет проводить сравнительный анализ различных периодов и оценивать эффективность путем сравнения MIRRR со ставкой дисконтирования r. Также оценку эффективности инновационной деятельности следует рассматривать совместно с оценкой эффективности инновационных проектов или сегментов за тот же период, который, для сопоставления целесообразно привести к показателю модифицированной внутренней нормы рентабельности (MIRR).

Данный показатель позволяет исключить  влияние рискообразующих факторов на банк до 20%, проанализировать влияние факторов на финансовую устойчивость кредитной организации, что очень актуально в период финансового кризиса, характеризующегося нестабильностью экономики.

Также модифицированный показатель внутренней нормы рентабельности позволяет  определить рейтинговую позицию конкретного банка в сфере инновационной деятельности банковской системы в целом.

Построение механизма управления инновационной деятельностью банка  с целью повышения эффективности  всей банковской деятельности, базируется на общепринятых принципах управления предприятием, которые были дополнены принципом организационной концентрации инновационных идей и принципом ограниченности инновационного проекта по времени.

Информация о работе Оценка инновационных процессов в банковском бизнесе