Оценка перспектив развития форм государственной финансовой поддержки малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 20:01, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является раскрытие особенностей малого бизнеса.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
- раскрыть сущность малого бизнеса;
- раскрыть значение государственной поддержки предприятий малого бизнеса в условиях рыночной экономики;
- проанализировать современное состояние развития малого бизнеса в Калининградской области;
- выделить основные направления государственной поддержки малого бизнеса в Калининградской области;
- дать оценку осуществляемой поддержки предприятиям малого бизнеса в Калининградской области.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы финансового взаимодействия государства и малого бизнеса в рыночных условиях………………………………………...5
1.1. Общая характеристика малого бизнеса и основные черты………5
1.2. Особенности формирования финансовых ресурсов малых предприятий…………………………………………………………………...13
1.3. Формы и особенности государственной финансовой поддержки малого предпринимательства………………………………………………...22
2. Перспективы развития форм государственной финансовой поддержки предприятий малого бизнеса…………………………………………………28
2.1. Государственная поддержка малого предпринимательства в Российской Федерации……………………………………………………….28
2.2. Прямая и косвенная поддержка малого бизнеса………………...33
2.3.Роль фондов поддержки малого предпринимательства…………39
3. Исследование форм государственной финансовой поддержки малого бизнеса.………………………………………………………………………...42
3.1. Инфраструктура поддержки и развития малого бизнеса в Калининградской области……………………………………………………42
3.2. Описание деятельности Калининградского областного фонда поддержки малого предпринимательств………………………………….…44
3.3. Оценка осуществляемой поддержки предприятия малого бизнеса в Калининградского области, деятельности Калининградского областного фонда поддержки малого бизнеса……………………………………………48
Заключение ……………………………………………………………………56
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 999.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ 

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

ФГАОУ ВПО «БАЛТИЙСКИЙ  ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

ИМЕНИ ИММАНУИЛА  КАНТА»

 

КАФЕДРА «ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ»

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Оценка перспектив развития форм государственной финансовой поддержки малого бизнеса

 

(по дисциплине "Финансы")

 

 

 

Выполнила:

студентка 3 курса

экономического  факультета

специальности "Финансы и кредит"

дневного отделения 

Бараненкова Ю.В.

 

 

Научный руководитель:

к.э.н., доцент

Юданова А.Л.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Калининград 2013

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………...3

1. Теоретические  основы финансового взаимодействия  государства и малого бизнеса  в рыночных условиях………………………………………...5

1.1. Общая характеристика  малого бизнеса и основные черты………5

1.2. Особенности формирования финансовых ресурсов малых предприятий…………………………………………………………………...13

1.3. Формы и особенности государственной финансовой поддержки малого предпринимательства………………………………………………...22

2. Перспективы развития форм государственной финансовой поддержки предприятий малого бизнеса…………………………………………………28

2.1. Государственная поддержка малого предпринимательства в Российской Федерации……………………………………………………….28

2.2. Прямая и косвенная  поддержка малого бизнеса………………...33

2.3.Роль фондов поддержки  малого предпринимательства…………39

3. Исследование форм государственной финансовой поддержки малого бизнеса.………………………………………………………………………...42

3.1. Инфраструктура поддержки и развития малого бизнеса в Калининградской области……………………………………………………42

3.2. Описание деятельности Калининградского областного фонда поддержки малого предпринимательств………………………………….…44

3.3. Оценка осуществляемой поддержки предприятия малого бизнеса в Калининградского области, деятельности Калининградского областного фонда поддержки малого бизнеса……………………………………………48

Заключение ……………………………………………………………………56

Список использованных источников…………….…….…………………….57

Приложения…………………………………………………..…….…………58

 

 

 

Введение

В экономике  развитых стран одновременно функционируют  крупные, средние и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующая на личном и семейном труде. Размеры предприятий зависят от специфики отраслей, их технологических особенностей, от действия эффекта масштабности. Есть отрасли, связанные с высокой капиталоёмкостью и значительными объёмами производства, и отрасли, для которых не требуются предприятия больших размеров, а напротив, именно малые оказываются для них более предпочтительными.

Поиск новых  форм поддержки малого предпринимательства был и остается актуальной задачей с момента появления этого сектора экономики в начале 90-х годов. Следует отметить, что положение малого бизнеса в стране в последнее время улучшается. Несмотря на это, малый бизнес по-прежнему сталкивается с целым рядом проблем. Одной из основных причин, которая в значительной степени сдерживает развитие малых предприятий, является отсутствие доступа к финансовым ресурсам.

Предпринимаемые Правительством РФ и администрациями  субъектов Федерации меры в этой области зачастую не связаны между  собой, труднодоступны для малого бизнеса. Средства, выделяемые на финансовую поддержку, незначительны по объему, нередко используются не по назначению. Несмотря на то, что практика выработала целый комплекс форм, механизмов и инструментов государственного финансового регулирования малого бизнеса, многие из них в российской экономике вообще не используются. Поэтому, чтобы обеспечить развитие рассматриваемого сектора экономики ускоренными темпами, необходимо создавать адекватные условия государственной финансовой поддержки малого бизнеса. Отсутствие у российского правительства четкой политики по отношению к малому бизнесу на протяжении долгого периода времени значительно сократило число исследований, посвященных данной тематике.

Выбор темы обусловлен необходимостью рассмотрения важнейших теоретических и практических проблем эффективности использования финансовых ресурсов малыми предприятиями и механизмов их привлечения на финансовом рынке.

Предметом курсовой работы выступают финансовые отношения между государством, малыми предприятиями и субъектами финансовой инфраструктуры малого бизнеса.

Объектом исследования являются методы и инструменты государственной финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства.

Целью курсовой работы является раскрытие особенностей малого бизнеса.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи: 
- раскрыть сущность малого бизнеса;

- раскрыть значение государственной поддержки предприятий малого бизнеса в условиях рыночной экономики;

- проанализировать  современное состояние развития  малого бизнеса в Калининградской области;

- выделить основные  направления государственной поддержки  малого бизнеса в Калининградской области;

- дать оценку осуществляемой поддержки предприятиям малого бизнеса в Калининградской области.

 

 

 

 

1. Теоретические  основы финансового взаимодействия государства и малого бизнеса в рыночных условиях.

1.1. Общая характеристика и роль малого бизнеса.

Мировая практика убедительно свидетельствует, что  даже в странах с развитой рыночной экономикой малое предпринимательство  оказывает существенное влияние на развитие народного хозяйства, решение социальных проблем, увеличение численности занятых работников. По численности работающих, по объему производимых и реализуемых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг субъекты малого предпринимательства в отдельных странах занимают ведущую роль. В принятых в Российской Федерации в течение 1991-1995 гг. законодательных и нормативных актах указывается, что развитие в стране малого предпринимательства является одним из направлений экономической реформы, способствующих развитию конкуренции, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формированию широкого слоя собственников и предпринимателей.

Рассматривая законодательные  документы, регламентирующие деятельность малых предприятий в стране в хронологической последовательности, можно выделить следующие основные этапы развития малого предпринимательства (приложение А).

Практика показывает, что технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса сегодня, во многом определяются эффективностью работы небольших предприятий. Высокие темпы внедрения нововведения, мобильность технологических изменений,  внедрение изобретений, быстрый рост сферы услуг и занятости, острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой – к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества, возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений – все это и составляет вклад малых предприятий в экономику страны.

Малое предприятие специализируется в конкретной области деятельности (например, фотография, столовая, авторемонтная мастерская и т. п.), и клиентами в основном являются отдельные граждане.

Успешность деятельности малого предприятия по оказанию индивидуальных услуг зависит от количества клиентов. Если в авторемонтную мастерскую не придут клиенты, то она разорится, поэтому ее владелец и ее работники будут стремиться к повышению качества обслуживания, расширению ассортимента услуг и их рекламе. Эти мероприятия способствуют появлению постоянных клиентов и привлечению новых, а в итоге – обеспечивают рост прибыли.

Все малые предприятия можно разделить на две группы (рис.1):

Рисунок 1 – Классификация малых предприятий по самостоятельности.

Предприятие-«помощник» крупного завода может изготавливать конкретную деталь и узел, осуществлять (при необходимости) ремонт оборудования, быть посредником при продаже продукции. Успехи такого малого предприятия зависят от достижений обслуживаемого завода.

С учетом особенностей работы малых предприятий можно разделить на две группы (рис.2):

 

Рисунок 2 – Классификация малых предприятий с учетом особенностей работы.

Традиционные  малые предприятия отличаются стабильностью объемов выпускаемой продукции в определенной сфере деятельности. Они производят необходимые виды услуг, без которых человек не может обойтись, выпускают продукцию широкого потребления. 

Инновационные малые предприятия возникают  на основе конкретных научных открытий. Они часто оказываются «проводником» нового вида производства, новой продукции.

В России действует примерно один миллион малых предприятий.

Наибольшее  количество малых предприятий успешно работает в сфере капитального ремонта автомобилей и ремонта автомобильных двигателей.

Таблица 1 – Масштабы развития малого предпринимательства в ведущих странах мира и России.

Страна

Число малых  и средних предприятий, тыс

Число малых  и средних предприятий на 1000 жителей

Число занятых, млн чел

Доля малых  и средних предприятий в общей численности занятых, %

Доля малых  и средних предприятий в ВВП,%

Великобритания

2630,0

460

13,6

49,0

50-53

Германия

2290,0

370

18,5

46,0

50-54

Италия 

3920,0

68,0

16,8

73,0

57-60

Франция

1980,0

35,0

15,2

54,0

55-62

Страны ЕС в  целом

15770,0

45,0

68,0

72,0

63-67

США

19300,0

74,2

10,2

54,0

50-52

Япония

6450,0

49,6

39,5

78,0

52-55

Россия

836,2

5,62

8,1

9,6

11-11


 

 

 

Таблица 2 – Количество зарегистрированных малых предприятий по федеральным округам Российской Федерации на 1 октября 2012 г.

 

 

Федеральные округа

Количество зарегистрированных МП на 1 октября 2012 г. в расчете на 100 тыс. чел. населения (исходя из численности  населения на 1 января 2012 г.)

единиц

прирост / сокращение за период  01.10.2011-01.10.2012

в % от среднего по РФ

РФ

166,4

4,6

100,0

Центральный ФО

185,9

1,1

111,7

Северо-Западный ФО

244,3

-18,3

146,8

Южный ФО

132,0

6,5

79,3

Северо-Кавказский ФО

58,7

-6,3

35,3

Приволжский ФО

162,2

3,8

97,5

Уральский ФО

170,7

33,8

102,6

Сибирский ФО

152,2

10,2

91,4

Дальневосточный ФО

171,8

18,1

103,2


 

По состоянию  на 1 октября 2012 года в России было зарегистрировано 238,1 тыс. малых предприятий, что на 3,0% больше, чем по состоянию на 1 октября 2011 года. Количество малых предприятий  в расчете на 100 тыс. жителей увеличилось  на 4,6 ед. и составило 166,4 ед.

Таблица 3 – Среднесписочная численность занятых на малых предприятиях по федеральным округам Российской Федерации в январе-сентябре 2012 г.

 

Федеральные округа

Среднесписочная численность  работников МП

Доля занятых на МП в общей среднесписочной численности занятых

 

тыс. чел

в % к январю-сентябрю 2011 г.

 

%

изменение относительно января-сентября 2011 г., п.п.

РФ

6359,4

109,9

13,7

1,24

Центральный ФО

1866,5

112,6

14,1

1,62

Северо-Западный ФО

737,3

105,8

14,5

0,81

Южный ФО

508,4

102,8

13,5

0,46

Северо-Кавказский ФО

171,7

103,1

10,3

0,29

Приволжский ФО

1354,1

106,6

14,0

0,93

Уральский ФО

583,7

132,0

13,0

3,08

Сибирский ФО

829,0

106,5

13,6

0,77

Дальневосточный ФО

308,7

109,6

13,7

1,01

Информация о работе Оценка перспектив развития форм государственной финансовой поддержки малого бизнеса