Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 20:01, курсовая работа
Целью курсовой работы является раскрытие особенностей малого бизнеса.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
- раскрыть сущность малого бизнеса;
- раскрыть значение государственной поддержки предприятий малого бизнеса в условиях рыночной экономики;
- проанализировать современное состояние развития малого бизнеса в Калининградской области;
- выделить основные направления государственной поддержки малого бизнеса в Калининградской области;
- дать оценку осуществляемой поддержки предприятиям малого бизнеса в Калининградской области.
Введение………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы финансового взаимодействия государства и малого бизнеса в рыночных условиях………………………………………...5
1.1. Общая характеристика малого бизнеса и основные черты………5
1.2. Особенности формирования финансовых ресурсов малых предприятий…………………………………………………………………...13
1.3. Формы и особенности государственной финансовой поддержки малого предпринимательства………………………………………………...22
2. Перспективы развития форм государственной финансовой поддержки предприятий малого бизнеса…………………………………………………28
2.1. Государственная поддержка малого предпринимательства в Российской Федерации……………………………………………………….28
2.2. Прямая и косвенная поддержка малого бизнеса………………...33
2.3.Роль фондов поддержки малого предпринимательства…………39
3. Исследование форм государственной финансовой поддержки малого бизнеса.………………………………………………………………………...42
3.1. Инфраструктура поддержки и развития малого бизнеса в Калининградской области……………………………………………………42
3.2. Описание деятельности Калининградского областного фонда поддержки малого предпринимательств………………………………….…44
3.3. Оценка осуществляемой поддержки предприятия малого бизнеса в Калининградского области, деятельности Калининградского областного фонда поддержки малого бизнеса……………………………………………48
Заключение ……………………………………………………………………56
Список использованных источников
В свою очередь, собственные финансовые ресурсы формируются за счет внутренних и внешних источников. В составе внутренних источников основное место принадлежит прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, которая распределяется решением учредительного (руководящего) органа на цели потребления и накопления.
Важную роль в составе
собственных внутренних источников
играют также амортизационные
Среди внешних источников
собственных финансовых ресурсов основная
роль принадлежит дополнительной эмиссии
акций, посредством которой происходит
увеличение акционерного капитала предприятия,
а также привлечение дополнител
Таблица 7 – Состав собственных финансовых ресурсов предприятий.
Внутренние источники |
Внешние источники |
Средства собственников (учредителей) |
Целевые средства и паевые взносы |
Амортизационные отчисления |
Дополнительная эмиссия акций |
Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия |
Устойчивые пассивы (устойчивая кредиторская задолженность) |
Эмиссионный доход, резервные фонды и др. |
Прочие внешние источники |
В составе внешних собственных финансовых ресурсов следует выделить и некоторые фонды предприятий, которые раньше в России относились к устойчивым пассивам. Устойчивые пассивы — это привлеченные средства, не принадлежащие данной организации, но постоянно находящиеся в ее обороте. Эти средства используются в качестве источника формирования оборотных средств организаций.
Вообще привлеченные средства – это средства, не принадлежащие предприятию, но в отличие от заемных не оформляемые специальными кредитными соглашениями и используемые, как правило, безвозмездно. По существу, это устойчивая кредиторская задолженность: переходящая задолженность по заработной плате и отчислениям во внебюджетные фонды; задолженность по резервам на покрытие предстоящих расходов и платежей; задолженность перед бюджетом по налогам и т.п. Образование данных фондов вызвано тем, что между моментом поступления денежных средств, предназначенных для вышеперечисленных выплат, и фиксированным (либо договором, либо законом) днем выплаты имеется определенное количество дней, в течение которых указанные средства уже находятся в обороте организации, но не расходуются по своему назначению.
В условиях рыночной экономики
производственно-хозяйственная
Однако в ситуации, когда размер затрат по обслуживанию долга превышает дополнительные доходы от использования заемных средств, неизбежно ухудшение финансовой ситуации на предприятии.
К средствам, поступающим в порядке перераспределения, как уже отмечено, относятся страховое возмещение по наступившим рискам, средства, поступающие от концернов, ассоциаций, головных компаний, дивиденды и проценты по ценным бумагам других эмитентов. Что же касается бюджетных средств, то они могут использоваться как на возвратной, так и на безвозвратной основе. Как правило, они выделяются из бюджетов различных уровней под финансирование государственных заказов, отдельных инвестиционных программ или в качестве краткосрочной финансовой государственной поддержки организации, продукция которых имеет народнохозяйственное значение.
1.3. Формы и особенности государств
Современный этап функционирования малого предпринимательства все еще не стал действительным инструментом решения макроэкономических задач экономического роста, политики занятости, научно-технического прогресса. Обеспечение конкурентоспособности малого предпринимательства возможно только при выработке соответствующих адекватных направлений экономической политики. Известно, что субъектами экономической политики являются государство и его институты, а также общественные и негосударственные институты. Одной из экономических функций государства является правовое и организационное закрепление новых производственных отношений. В этом смысле его значение для укрепления малого предпринимательства велико. Здесь возможны два варианта поддержки государством малого предпринимательства. Первый вариант – широкое государственное регулирование деятельности малых предприятий в сочетании с протекционистской политикой в их пользу.
Второй вариант – умеренное государственное регулирование рыночных условий с тем, чтобы формирующаяся конкуренция самостоятельно продиктовала «кому быть, а кому не быть» на рынке в качестве субъекта хозяйствования. Развитие малого бизнеса становится одним из важнейших направлений экономических преобразований в стране.
В соответствии
с федеральным
Рисунок 7 – Направления государственной поддержки малого предпринимательства.
Формами государственной поддержки малых предприятий являются оказание финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основе; финансирование федеральных программ поддержки и развития малого предпринимательства; предоставление налоговых льгот малым предприятиям, осуществляющим приоритетные виды деятельности; льготное кредитование и страхование субъектов малого предпринимательства; предоставление малым предприятиям на конкурсной основе государственных заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и услуг для государственных нужд и другие формы поддержки. К сожалению, из-за сложившейся экономической ситуации не все формы поддержки реализуются на практике.
В Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства сформулированы следующие комплексные меры по поддержке малого предпринимательства:
Обобщенный потенциал малого предпринимательства представляет собой дополнительный ресурс государственной социально-экономической политики, полное использование которого позволяет решать перспективные программные задачи развития. С его помощью государство может более эффективно (с большей вероятностью успеха, в меньшие сроки, с разумными затратами) реализовать свою социально-экономическую политику. Но для этого государство должно сформировать условия для саморазвития малого предпринимательства, ускоренного накопления его потенциала и проявления его позитивных черт, а также минимизировать негативные внешние воздействия, зависимость от которых малого предпринимательства крайне велика.
Развитие малого предпринимательства объективно является одним из главных направлений преобразований, происходящих в российской экономике, ее разгосударствления и формирования новых экономических структур в условиях рынка и конкуренции. Малое предпринимательство положительно воздействует на продвижение реформ, их целостность и результативность, на преодоление кризисных явлений, повышение эффективности и производительности, решение социальных проблем.[1]
Намерения государства в отношении малого предпринимательства реализуются по двум «встречным» направлениям. Государство хочет использовать потенциал малого предпринимательства для решения стратегических задач социально-экономических преобразований в соответствии с основными национальными интересами. Оно должно создать условия, обеспечивающие устойчивый рост и структурное совершенствование этого сектора экономики, повышение его эффективности, конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности. В свою очередь, малый бизнес также заинтересован в поддержке государства.
Во-первых, возможности доступа субъектов малого предпринимательства к ресурсам, необходимым для их функционирования и развития, объективно ограничены. Это в той или иной мере относится ко всем группам факторов производства: материально-вещественным (недвижимость, земля, оборудование, технологии, в отдельных случаях — сырье), финансовым (внешние инвестиции и кредитные ресурсы), трудовым (особенно с точки зрения квалификации и мобильности кадров), информационным. Не имея достаточных возможностей приобретать их на рынке на равных условиях с другими субъектами, малые предприятия заинтересованы в том, чтобы государство выполняло определенные функции «посредника» по доведению имеющихся ресурсов до этой сферы экономики через объекты инфраструктуры на приемлемых условиях (аренда помещений, передача технологий, лизинг оборудования, льготное кредитование и гарантии, привлечение частных инвестиций, подготовка кадров и так далее).
Во-вторых, государство представляет значительный интерес для субъектов малого предпринимательства как потенциальный покупатель их продукции и услуг в рамках реализации государственных программ, поставок для государственных нужд и других мер для стимулирования внутреннего спроса на продукцию малых предприятий.
Наконец, от государства ожидают создания благоприятных правовых и политических условий развития деловой активности, стабилизации финансовой системы, либерализации налогового законодательства, определения общих правил поведения на рынке в рамках гражданского, антимонопольного, лицензионного законодательства, защиты прав собственности и обеспечения безопасности этого вида деятельности.[2]
Государственная поддержка охватывает все фазы производственного процесса субъектов малого предпринимательства, включая помощь в приобретении ресурсов, содействие эффективной организации производственной деятельности, стимулирование реализации произведенного продукта (услуги) непосредственно или через систему объектов инфраструктуры. Перечисленные направления государственной политики определяют основные элементы системы государственной поддержки малого предпринимательства и механизмы взаимодействия между ними, предусмотренные законодательством Российской Федерации и соответствующими федеральными программами.
Большая часть проблем, с которыми сталкиваются предприниматели, связана с нехваткой оборотных средств. Многие малые предприятия в силу неустойчивого финансового положения и недостаточности денежных средств не имеют внутренних стимулов для развития и освоения новых рынков, осуществления долгосрочного инвестирования, внедрения новых технологий, повышения качества продукции и услуг. Они в наибольшей степени страдают от платежного кризиса, недисциплинированности контрагентов, банкротств деловых партнеров.
Основные проблемы и направления для начинающего предпринимателя (рис.8):
Рисунок 8 – Основные проблемы и направления для начинающего предпринимателя. [8]
Начинающие малые предприниматели, как правило, не располагают денежными средствами, достаточными для эффективного функционирования. Первоначальное накопление капитала происходит без образования юридического лица или в рамках незарегистрированного (то есть незаконного) предпринимательства. Низкий уровень заработной платы и других видов доходов, рост потребительских цен, а следовательно, расходов на личное потребление, угнетающая деловую активность фискальная система налогообложения, периодические кризисы на финансовых рынках — все это значительно ограничивает возможность начать собственное дело за счет личных сбережений.[3]