Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 20:01, курсовая работа
Целью курсовой работы является раскрытие особенностей малого бизнеса.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
- раскрыть сущность малого бизнеса;
- раскрыть значение государственной поддержки предприятий малого бизнеса в условиях рыночной экономики;
- проанализировать современное состояние развития малого бизнеса в Калининградской области;
- выделить основные направления государственной поддержки малого бизнеса в Калининградской области;
- дать оценку осуществляемой поддержки предприятиям малого бизнеса в Калининградской области.
Введение………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы финансового взаимодействия государства и малого бизнеса в рыночных условиях………………………………………...5
1.1. Общая характеристика малого бизнеса и основные черты………5
1.2. Особенности формирования финансовых ресурсов малых предприятий…………………………………………………………………...13
1.3. Формы и особенности государственной финансовой поддержки малого предпринимательства………………………………………………...22
2. Перспективы развития форм государственной финансовой поддержки предприятий малого бизнеса…………………………………………………28
2.1. Государственная поддержка малого предпринимательства в Российской Федерации……………………………………………………….28
2.2. Прямая и косвенная поддержка малого бизнеса………………...33
2.3.Роль фондов поддержки малого предпринимательства…………39
3. Исследование форм государственной финансовой поддержки малого бизнеса.………………………………………………………………………...42
3.1. Инфраструктура поддержки и развития малого бизнеса в Калининградской области……………………………………………………42
3.2. Описание деятельности Калининградского областного фонда поддержки малого предпринимательств………………………………….…44
3.3. Оценка осуществляемой поддержки предприятия малого бизнеса в Калининградского области, деятельности Калининградского областного фонда поддержки малого бизнеса……………………………………………48
Заключение ……………………………………………………………………56
Список использованных источников
05 июля 2011 года
решением единственного
- осуществления
приоритетной поддержки
- развития в
Калининградской области
Направление «РАЗВИТИЕ ЯНТАРНОЙ ОТРАСЛИ»
На указанное
мероприятие предусмотрены
№ п/п |
Мероприятие |
Объемы финансирования (млн. рублей) | |||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
всего | ||
|
Гос. поддержка предприятий, организаций и индивидуальных предпринимателей, реализующих инвестиционные проекты в сфере переработки янтаря и сопутствующих материалов, организации производства оборудования для данной сферы, в виде предоставления субсидий на возмещение части затрат при реализации инвестиционных проектов в сфере янтарной отрасли |
1,5 |
7,5002 |
4,5633 |
6,3742 |
5,0 |
24,9377 |
Направление «СЕРТИФИКАЦИЯ ДЛЯ ДОСТУПА НА РЫНОК ЕС»
На указанное
мероприятие предусмотрены
№ п/п |
Мероприятие |
Объемы финансирования (тыс. рублей) | |||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
всего | ||
|
Субсидирование части затрат СМСП на сертификацию для доступа на рынок ЕС и соответствия международным стандартам (только областной бюджет) |
- |
- |
80 |
1400 |
1400 |
2880 |
Направление «ГАРАНТИЙНЫЙ ФОНД»
На указанное
мероприятие предусмотрены
№ п/п |
Мероприятие |
Объемы финансирования (тыс. рублей) | |||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
всего | ||
|
Субсидия ГАУ «Фонд поддержки предпринимательства» на формирование системы гарантирования кредитов и займов в сфере малого предпринимательства (создание гарантийного фонда), в том числе: федеральный бюджет областной бюджет внебюджетные источники |
212553,9
177553,9 25000 10000 |
65000
40000 25000 - |
-
- - - |
5000
- 5000 - |
5000
- 5000 - |
287553,9
217553,9 60000 10000 |
Гарантийный фонд сформирован за счёт средств, выделяемых в соответствии с Областной целевой программой «Основные направления поддержки малого и среднего предпринимательства в Калининградской области на 2009-2013 годы», утверждённой Постановлением № 57.
Целью деятельности Гарантийного фонда является предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства, поручительства необходимого при получении в банке кредитов на развитие бизнеса, при недостаточности залогового обеспечения.
Фондом в 2010 году было выдано 8 поручительств на общую сумму 29 925 500 рублей. Общая сумма кредитов, полученная субъектами малого и среднего предпринимательства в 2010 году, составила 78 900 000 рублей.
Поручительства Фонда в общем объёме заёмных средств, полученных субъектами малого и среднего предпринимательства в 2010 году, составляют 37,93%.
Структура общего объёма выданных поручительств в 2010 году по видам деятельности заёмщиков составила: перерабатывающая промышленность -1,19%; деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и инфо.технологий -1,95%; производство 9,97%; социальные услуги -27,74%; ЖКХ - 33,42 %; сельское хозяйство - 25,73%
На 01.08.2011 года Фондом выдано 6 поручительств на общую сумму 34 435 440 рублей. Сравнительный анализ показал увеличение суммы выданных поручительств в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 15 %. Общая сумма кредитов, полученная субъектами малого и среднего предпринимательства 2011 году, составила 69 765 803 рублей.
Поручительства фонда в общем объёме заемных средств, полученных субъектами малого и среднего предпринимательства в 2011 году, составляют 49,36 %. Таким образом, в 2011 году произошло увеличение на 30% доли поручительства в объёме заёмных средств полученных субъектами малого и среднего предпринимательства.
Структура общего объёма выданных поручительств в 2011 году по видам деятельности заёмщиков составила: перерабатывающая промышленность - 7,26%; производство - 29,04%; социальные услуги - 5,81%; сельское хозяйство - 29,72%, торговля - 28,17%.
В 2011 году по сравнения с 2010 годом произошло увеличение общего объёма выданных поручительств по видам деятельности заёмщиков по следующим направлениям: перерабатывающая промышленность на 510%, производство - 191%, сельское хозяйство - 16%.
Заключение
Актуальность темы курсовой работы вызвано тем, что малый бизнес представляет собой важный структурный элемент свободной рыночной экономики, более того, как хозяйственная система, оно является его основой. Без развития малого бизнеса России не встать на путь устойчивого хозяйственного прогресса. Именно малый бизнес позволяет осуществить структурную перестройку народного хозяйства, ориентировать его на удовлетворение потребностей людей, сформировать надежную социальную базу проводимых реформ. Многие вопросы, связанные с деятельностью малого бизнеса, исследованы еще не в полной мере, являются дискуссионными, а ряд проблем не находится даже в стадии постановки.
В экономике развитых
стран одновременно функционируют
крупные, средние и малые предприятия,
а также осуществляется деятельность,
базирующая на личном и семейном труде.
Размеры предприятий зависят от специфики
отраслей, их технологических особенностей,
от действия эффекта масштабности. Есть
отрасли, связанные с высокой капиталоёмкостью
и значительными объёмами производства,
и отрасли, для которых не требуются предприятия
больших размеров, а напротив, именно малые
оказываются для них более предпочтительными.
Список использованных источников
1. Врублевская, О.В. и др. Бюджетная система РФ [Текст]: Учебник / Под ред. О.В. Врублевской, М.В. Романовского. – 3-е изд., испр. и перераб. – М.: Юрайт-Издат., 2004. – 838 с.
2. Лапуста, М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство [Текст]: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 1998 г. – 320 с.
3. Авдашева, С.Б. и др. Конкуренция и антимонопольное регулирование [Текст]: Учебное пособие. – М.: Логос 2003. – 368 с.
5. http://xn----
6. Миронов С.М. Глава 6. Государственная поддержка малого бизнеса. /
Прямая речь
/ Избранные труды. http://mironov.ru/Selected/
7. http://be5.biz/ekonomika/f006/
8. Прохоровский В.С., Чайникова Л.Н.. Финансы малых предприятий: Учеб. пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та,2003. 96 с., 2003.
9. http://www.invest-profit.ru/
10. http://www.fpmp39.ru/ сайт Фонда поддержки малого бизнеса Калининградской области
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Этапы развития малого предпринимательства в России
№ п\п |
Нормативный акт |
Дата принятия |
Основное содержание |
Последствия применения в экономике |
1 |
Закон СССР «О кооперации в СССР» |
26.08.1988 |
Созданы привилегированные
условия одной форме |
Отток квалифицированной рабочей силы с государственных предприятий в кооперативы |
2 |
«Положение об организации деятельности малых предприятий» (Протокол №6 заседания Комиссии по совершенствованию хозяйственного механизма при Совете Министров СССР) |
6.06.1988 |
Введен упрощенный порядок создания и регистрации малых предприятий. Они получили статус юридического лица, большую самостоятельность в осуществлении хоз. деятельности и распределении хозрасчетного дохода |
Началось создание в различных отраслях промышленности и регионах страны малых предприятий |
3 |
Закон СССР «О предприятии в СССР» |
4.06.1990 |
Объявлено о равенстве организационно-правовых форм предприятий, основанных на любой форме собственности |
Рост предприятий различных форм собственности |
4 |
Постановление Совета Министров СССР № 790 «О мерах по созданию и развитию малых предприятий» |
8.07.1990 |
Определены основные документы для государственной регистрации малых предприятий, утвержден двухнедельный срок гос. регистрации, определены льготы малому бизнесу по налогообложению, амортизации и др. |
Развитие малого предпринимательства, основанного на различных формах собственности, их сочетании |
5 |
Постановление Совета Министров РСФСР 1991 № 406 « О мерах по поддержанию и развитию малых предприятий» |
18.06.1991 |
Определены направления государственной поддержки малого бизнеса в России |
Развитие малого бизнеса в стране |
6 |
Закон РСФСР «О налоге
на прибыль предприятий и |
27.12.1991 |
Определены дополнительные льготы для малых предприятий |
Усилена государственная поддержка малого бизнеса |
7 |
Постановление Совета Министров- Правительства РФ №446 «О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в РФ» |
11.05.1993 |
Указано, что государственная поддержка малого предпринимательства - одно из важнейших направлений экономической реформы. Определены приоритеты развития малого предпринимательства |
Эффективность работы малого предпринимательства |
8 |
Федеральный Закон «О
государственной поддержке |
12.05.1995 |
Определены признаки субъекта малого предпринимательства, инфраструктура поддержки и развития МП |
Развитие и повышение эффективности деятельности МП |
9 |
Федеральный Закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства |
08.12.1995 |
Предусмотрена замена уплаты совокупности установленных законодательством РФ Федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности предприятий и организаций |
Дальнейшее развитие малого бизнеса в стране |