Оценка перспектив развития форм государственной финансовой поддержки малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 20:01, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является раскрытие особенностей малого бизнеса.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
- раскрыть сущность малого бизнеса;
- раскрыть значение государственной поддержки предприятий малого бизнеса в условиях рыночной экономики;
- проанализировать современное состояние развития малого бизнеса в Калининградской области;
- выделить основные направления государственной поддержки малого бизнеса в Калининградской области;
- дать оценку осуществляемой поддержки предприятиям малого бизнеса в Калининградской области.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы финансового взаимодействия государства и малого бизнеса в рыночных условиях………………………………………...5
1.1. Общая характеристика малого бизнеса и основные черты………5
1.2. Особенности формирования финансовых ресурсов малых предприятий…………………………………………………………………...13
1.3. Формы и особенности государственной финансовой поддержки малого предпринимательства………………………………………………...22
2. Перспективы развития форм государственной финансовой поддержки предприятий малого бизнеса…………………………………………………28
2.1. Государственная поддержка малого предпринимательства в Российской Федерации……………………………………………………….28
2.2. Прямая и косвенная поддержка малого бизнеса………………...33
2.3.Роль фондов поддержки малого предпринимательства…………39
3. Исследование форм государственной финансовой поддержки малого бизнеса.………………………………………………………………………...42
3.1. Инфраструктура поддержки и развития малого бизнеса в Калининградской области……………………………………………………42
3.2. Описание деятельности Калининградского областного фонда поддержки малого предпринимательств………………………………….…44
3.3. Оценка осуществляемой поддержки предприятия малого бизнеса в Калининградского области, деятельности Калининградского областного фонда поддержки малого бизнеса……………………………………………48
Заключение ……………………………………………………………………56
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 999.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

2. Перспективы развития форм государственной финансовой поддержки предприятий малого бизнеса.

2.1. Государственная поддержка малого предпринимательства в Российской Федерации

В соответствии с Законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 14 июля 1995 г. № 88ФЗ государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется на основании Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства региональными (межрегиональными), отраслевыми (межотраслевыми) и муниципальными программами развития, разрабатываемыми Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Цель составления таких программ — определение конкретных мер по реализации перечисленных направлений государственной поддержки малого предпринимательства на предстоящий финансовый год. Головным исполнителем Федеральной программы является 
Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России).

В соответствии с Федеральной программой в проекте  федерального бюджета каждый год  предусмотрено выделение средств  на ее реализацию, а в конце бюджетного года Правительство РФ представляет в Государственную Думу доклад о состоянии и развитии малого предпринимательства в Российской Федерации и мерах по его государственной поддержке, включая отчет об использовании выделенных на эти цели средств федерального бюджета. Следует отметить, что в 1996—1997 гг. из федерального бюджета на целевую программу государственной поддержки МП выделялось всего по 386,6 млрд руб. ежегодно.

Указом Президента РФ «О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в РФ» от 4 апреля 1996 г. № 491 определены некоторые источники средств, выделяемых МП, и формирование Федерального фонда поддержки малого предпринимательства. Правительству РФ указано на необходимость учета интересов субъектов МП при разработке законодательных и нормативных актов, а органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления предложено создать региональные системы государственной поддержки МП и предусматривать в соответствующих бюджетах выделение на поддержку МП средств в размере не менее 0,5% от годовых доходов бюджетов.

В целях финансирования программ, проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие МП, создаются соответствующие государственные и муниципальные органы, являющиеся некоммерческими организациями.

Российская  ассоциация развития малого предпринимательства (РАРМП) учреждена в ноябре 1994 г.

Рисунок 9 – Основные направления деятельности Ассоциации.

 

В структуре  Ассоциации действуют (рис.10):

Рисунок 10 – Комитеты, действующие в РАРМП.

Развитию малого бизнеса оказывают также поддержку кредитные организации. Европейским банком реконструкции и развития была разработана программа кредитования МП через ряд банков-участников, расположенных в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Кемерове, Нижнем Новгороде, Самаре, Тольятти, Томске и Туле. В течение четырех лет существования программы более 8000 кредитов были выданы на общую сумму немногим менее 100 млн долл. При соблюдении установленных норм малое предприятие могло получить кредит от 20 тыс. до 125 тыс. долл. США на срок до 36 месяцев под установленную банком ставку. В качестве залога может быть использована недвижимость, машины и оборудование и т.д. Цели применения кредитов, как правило, следующие: покупка машин и оборудования, покупка и ремонт недвижимости, которая будет использована МП, оборотный капитал, направленный на производство (например, покупку сырья) или оплату услуг. Не допускается финансирование оборотных средств, направленных на ведение торговой деятельности (например, покупку товаров, которые перепродаются без улучшения их качества). Финансирование торговой деятельности, однако, возможно по программе микрокредитования малого бизнеса ЕБРР, цель которой состоит в предоставлении надежного источника финансирования с разумной процентной ставкой и быстрым оформлением. Размер микрокредита 10—30 тыс. долл., сроки — до шести месяцев для компаний производителей и до года для компаний, оказывающих услуги. В отличие от первой программы микрокредиты можно использовать для финансирования торговой деятельности.

Не менее, а  может быть даже более важным, чем оказание финансовой помощи, элементом государственной поддержки МП является создание благоприятных условий для их функционирования. Законодательством предусмотрены возможности льготного кредитования, страхования и информационного обслуживания субъектов малого предпринимательства. При этом фондам поддержки малого предпринимательства предоставлено право полной или частичной компенсации кредитным и страховым организациям доходов, недополученных ими в результате предоставления соответствующих льгот. Размер, порядок и условия компенсации устанавливаются договором между соответствующим фондом и кредитными и страховыми организациями. Фонды поддержки малого предпринимательства также вправе полностью или частично компенсировать субъектам МП их расходы, связанные с внешнеэкономической деятельностью и информационным обслуживанием.

Создаваемая при содействии федеральных и региональных органов  исполнительной власти инфраструктура, обеспечивающая поддержку и развитие МП, включает сеть технопарков, лизинговых фирм, бизнесклубов, производственно-технических центров и других объектов, призванных открыть малым предприятиям доступ к современному оборудованию и технологиям. На региональном уровне особое значение имеет обеспечение МП производственными площадями.

Законом г. Москвы «Об основах малого предпринимательства» предусматривается проведение целевых, предназначенных исключительно для субъектов МП открытых конкурсов по продаже прав на аренду нежилых помещений и земельных участков, торгов по продаже не завершенных строительством объектов.

Еще до принятия указанного закона Правительством Москвы были одобрены предложения Московской лизинговой компании об организации лизинга малых предприятий «под ключ». Суть данной формы лизинга заключается в сдаче во временное пользование или долгосрочную аренду созданного арендодателем (при необходимости по согласованию с будущим арендатором) малого предприятия, подготовленного к началу самостоятельной хозяйственной деятельности. Минимальный набор имущественного комплекса включает в себя производственные помещения и/или земельные участки, технологию и оборудование. При необходимости он может быть дополнен запасами сырья и материалов, «ноухау» и заемными оборотными средствами. По окончании лизингового соглашения арендатор вправе выкупить малое предприятие по остаточной стоимости. В целях реализации данных предложений, отмеченным распоряжением Москомимуществу, поручено, начиная с 1994 г., ежеквартально выделять в каждой префектуре города на правах аренды не менее пяти помещений для вновь создаваемых «под ключ» предприятий малого бизнеса, а Московской лизинговой компании предоставлено приоритетное право размещения на предприятиях города, имеющих в уставном капитале долю собственности Москвы, не менее 30%, городского заказа по изготовлению оборудования для предприятий малого бизнеса на договорной основе.

Еще одним важным элементом государственной поддержки МП является обеспечение доступа малых предприятий к распределению заказов на производство и поставку продукции и товаров (услуг) для государственных нужд.

Федеральным законом  «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» предусмотрено, что государственные заказчики при формировании и размещении заказов и заключении государственных контрактов на закупку и поставку продукции и услуг для государственных нужд по видам продукции, отнесенным Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ к приоритетным, обязаны размещать у субъектов МП не менее 15% общего объема поставок данного вида продукции. Размещение госзаказов производится между субъектами МП на конкурсной основе. Номенклатура изделий под выделяемый для МП объем госзаказа определяется при участии Департамента поддержки и развития малого предпринимательства.

Анализируя  результаты социологических опросов, можно сделать вывод, что одной  из самых тяжелых проблем предприниматели  называют налогообложение малого бизнеса.

В настоящее  время наряду с общеустановленной системой налогообложения действует упрощенная система налогообложения малого бизнеса и налогообложение единым налогом на вмененный доход для определенных видов деятельности. Однако каждая из указанных выше систем имеет свои недостатки, ограничивающие ее применение на практике. [4]

 

2.2. Прямая и косвенная  поддержка малого бизнеса.

Прямая поддержка  малого бизнеса включает в себя бюджетные субсидии, гранты и субвенции малому бизнесу в приоритетных сферах и обслуживающим его организациям (рис.11). В странах Европейского Союза такие средства из местного бюджета и специальных фондов выдаются на возвратной (долгосрочный низкопроцентный кредит) или безвозвратной основе для формирования стартового капитала, инвестиций в основные и оборотные средства, в том числе на основе долевого участия в капитале начинающих предпринимателей (прежде всего, молодежи и женщин). Субвенции выдаются для участия в ярмарках и выставках, международной торговле, а также для проведения исследований и разработок, обучения кадров, оплаты консультационных, маркетинговых и информационных услуг.

 

Рисунок 11 – Основные оставляющие прямой поддержки.

Приоритетными отраслями в различных странах Европейского Союза признаны также дорожное строительство и местный транспорт; заготовка,  хранение и переработка местного сельскохозяйственного сырья; сбор и переработка отходов и местных ресурсов; ремесло и народные промыслы; охрана лесов, водоемов, воздуха; социальные услуги.

Следует отметить, что доля этих субсидий в национальном бюджете постоянно сокращается. В России они также не могут служить основным средством поддержки малого бизнеса, поскольку порождают иждивенчество и способствуют коррупции. Исключением на ближайшие годы следует признать аграрную сферу. В Соединенных Штатах Америки на поддержку фермеров ежегодно выделяется 35 миллиардов долларов. В Российской Федерации, где 37 % населения проживает в сельской местности, на эти цели в 2003 году выделено лишь 28 миллиардов рублей [5].

Кроме того, прямая поддержка малого бизнеса включает в себя субсидирование процентной ставки и гарантии по кредитам малому бизнесу для обновления оборудования, приобретения и аренды недвижимости, учреждения филиалов, расширения и диверсификации производства, обновления ассортимента продукции, повышения квалификации кадров, развития экспорта и транспортно-логистической инфраструктуры. С 2004 года в странах Европейского Союза вводится пакет «Базель-II», по которому кредит на деятельность, связанную с минимальным риском при наличии у малой фирмы собственных средств, выдается всего под 1,5 % годовых. Если же платежеспособность заёмщика сомнительна (при её оценке учитывается сфера деятельности и тенденции её развития, конкурентная позиция фирмы и её доля на рынке, качество менеджмента и репутация владельца, рентабельность, доходность, состояние банковского счета, показатели баланса и амортизации капитала), ссудный процент повышается и проект по крайней мере наполовину должен финансироваться из собственных средств.

Кредитование  малого бизнеса осуществляют специальные банковские и другие финансовые организации. Согласно специальной программе, кредитование стартового капитала на 10 лет проводится без залога под низкий процент на основании бизнес-плана. После заключения независимых экспертов заёмщик, обладающий необходимой не только профессиональной, но и экономической квалификацией и собственным капиталом в размере 15 % потребности по бизнес-плану, может получить в виде кредита до 75 % инвестиций без залога. По другой программе кредиты выдаются на срок до восьми лет. Микрокредиты с гарантиями или поручительствами на 20 % займа не требуют наличия собственного капитала.

В России банки  не выдают долгосрочные кредиты малому бизнесу в основном из-за того, что он предпочитает держать свои активы в тени и не имеет на своем балансе основных фондов для залога.

Необходимо  также поддерживать региональные малые и средние банки, работающие с малым бизнесом, удешевлять кредитные ресурсы путем снижения фондов обязательного резервирования, развития рефинансирования в Центральном банке, использовать в качестве залога ипотечные ценные бумаги, страховые полисы и так далее. Недостаточна правовая база обществ взаимного кредита и страхования малого бизнеса. Из-за нереального в условиях России требования о полном залоговом обеспечении малые фирмы берут кредиты у теневых структур под ростовщический процент или в лучшем случае – у зарубежных инвесторов под 17–20 % годовых, то есть во много раз дороже, чем на Западе. Между прочим, степень возврата кредитов в Рос сии, по оценке Европейского банка реконструкции и развития, соответствует европейскому уровню. [5]

Существенную  роль в развитии российского малого бизнеса с 2003  года начали играть налоговые льготы. Расширена сфера применения и упорядочено взимание вмененного налога, который позволяет обойтись без детального контроля доходов магазинов, кафе и предприятий сферы услуг, заинтересовывает их в лучшем использовании торговой площади.

Упрощенная  система налогообложения позволила фирмам с годовым оборотом до 15 миллионов рублей заменить пять налогов (на прибыль, имущество, продажи, НДС и единый социальный налог) внесением 15 % от разницы между доходами и полными деловыми расходами или (по выбору фирмы) 6 % от общей суммы выручки. В результате налоговая нагрузка снижается в 2–2,5 раза и уменьшаются расходы на налоговый учет. [5]

Однако эти  льготы касаются только мелкого, а не всего малого и среднего бизнеса. Целесообразно ввести ускоренную амортизацию нового оборудования, расширить сферу применения инвестиционного кредита (отсрочка уплаты налогов), предоставлять (по решению местных властей) льготы при создании новых рабочих мест и в приоритетных для данного региона сферах деятельности. Во всех случаях льготы должны предоставляться не с момента регистрации, а при фактическом начале хозяйственной деятельности, причем не в качестве панацеи, а как элемент комплексной системы поддержки малого бизнеса.

Информация о работе Оценка перспектив развития форм государственной финансовой поддержки малого бизнеса