Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 20:01, курсовая работа
Целью курсовой работы является раскрытие особенностей малого бизнеса.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
- раскрыть сущность малого бизнеса;
- раскрыть значение государственной поддержки предприятий малого бизнеса в условиях рыночной экономики;
- проанализировать современное состояние развития малого бизнеса в Калининградской области;
- выделить основные направления государственной поддержки малого бизнеса в Калининградской области;
- дать оценку осуществляемой поддержки предприятиям малого бизнеса в Калининградской области.
Введение………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы финансового взаимодействия государства и малого бизнеса в рыночных условиях………………………………………...5
1.1. Общая характеристика малого бизнеса и основные черты………5
1.2. Особенности формирования финансовых ресурсов малых предприятий…………………………………………………………………...13
1.3. Формы и особенности государственной финансовой поддержки малого предпринимательства………………………………………………...22
2. Перспективы развития форм государственной финансовой поддержки предприятий малого бизнеса…………………………………………………28
2.1. Государственная поддержка малого предпринимательства в Российской Федерации……………………………………………………….28
2.2. Прямая и косвенная поддержка малого бизнеса………………...33
2.3.Роль фондов поддержки малого предпринимательства…………39
3. Исследование форм государственной финансовой поддержки малого бизнеса.………………………………………………………………………...42
3.1. Инфраструктура поддержки и развития малого бизнеса в Калининградской области……………………………………………………42
3.2. Описание деятельности Калининградского областного фонда поддержки малого предпринимательств………………………………….…44
3.3. Оценка осуществляемой поддержки предприятия малого бизнеса в Калининградского области, деятельности Калининградского областного фонда поддержки малого бизнеса……………………………………………48
Заключение ……………………………………………………………………56
Список использованных источников
По итогам января-сентября 2012 года среднесписочная численность занятых на малых предприятиях (без учета внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) в целом по стране выросла на 9,9% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года и составила 6 359,4 тыс. человек. Удельный вес работников малых предприятий в общей среднесписочной численности занятых за этот период увеличился на 1,24 п.п. и составил 13,7%.
Таблица 4 – Объемы борота малых предприятий по федеральным округам Российской Федерации в январе-сентябре 2012 г.
Федеральные округа |
Объем оборота в январе-сентябре 2012 г. | ||
млн.руб. |
на душу населения, руб. |
в % к январю-сентябрю 2011г. | |
РФ |
10386589,3 |
72604,5 |
111,2 |
Центральный ФО |
3926589,3 |
101889,8 |
108,2 |
Северо-Западный ФО |
1141095,8 |
83534,7 |
105,5 |
Южный ФО |
772224,3 |
55619,6 |
110,8 |
Северо-Кавказский ФО |
210606,2 |
22185,6 |
112,3 |
Приволжский ФО |
1868973,6 |
62693,1 |
113,1 |
Уральский ФО |
978412,8 |
80571,3 |
130,8 |
Сибирский ФО |
1073644,7 |
55742,1 |
107,0 |
Дальневосточный ФО |
414997,1 |
66231,8 |
119,7 |
Общий объем оборота малых предприятий в Российской Федерации за первые три квартала 2012 года составил 10 386,5 млрд. рублей, что на 18,5% выше аналогичного показателя 2011 года (с учетом индекса потребительских цен рост показателя составил 11,2%).
Таблица 5 – Инвестиции в основной капитал на малых предприятиях по федеральным округам Российской Федерации в январе-сентябре 2012 г.
Федеральные округа |
Объем инвестиций в основной капитал на МП в январе-сентябре 2012 г. | ||
млн.руб. |
на душу населения, руб. |
в % к январю-сентябрю 2011г. | |
РФ |
227311,6 |
1589,0 |
124,0 |
Центральный ФО |
56657,7 |
1470,2 |
140,7 |
Северо-Западный ФО |
14557,3 |
1065,7 |
184,8 |
Южный ФО |
32202,8 |
2463,5 |
92,1 |
Северо-Кавказский ФО |
5891,4 |
620,6 |
153,1 |
Приволжский ФО |
57211,0 |
1919,1 |
125,7 |
Уральский ФО |
12783,5 |
1052,7 |
113,7 |
Сибирский ФО |
39870,3 |
2070,0 |
120,8 |
Дальневосточный ФО |
6137,6 |
979,5 |
138,5 |
Объем инвестиций в основной капитал на малых предприятиях за первые три квартала 2012 года в целом по РФ составил 227 311,6 млн. рублей, что на 31,9% выше аналогичного показателя 2011 года, с учетом индекса потребительских цен показатель вырос на 24,0%.
На развитие малого бизнеса наибольшее влияние оказывают следующие факторы (рис.3):
Рисунок 3 – Факторы, оказывающие влияние на развитие малого бизнеса.
Ежегодно на поддержку малых предприятий правительство предусматривает отчисления в размере не менее 5% от годового бюджета.
Финансовое обеспечение политики государственной поддержки осуществляет Фонд поддержки малого предпринимательства, созданный в соответствии с Законом « О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14.06.95 г.
Необходимо отметить, что помимо Фонда поддержки существует так же Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно- технической сфере. Деятельность этого фонда направлена исключительно на оказание финансовой поддержки высокоэффективных наукоемких проектов, разрабатываемых малыми предприятиями, способствует освоению и внедрению новых технологий и ноу-хау с использованием патентов и лицензий, а так же созданию малых наукоемких фирм – инкубаторов бизнеса, инновационных инжиниринговых центров.
Преимуществом малого предприятия является то, что выпускаемые им партии товаров могут быть достаточно небольшими, в то же время будут обеспечивать прибыль.
Масштаб предприятия ограничивает масштаб производства. Но в тоже время он ничуть не ограничивает возможность внедрения ноу-хау. Уже одна эта возможность составляет важный аспект исключительности вашего товара или услуг.
Малый масштаб предприятия ограничивает вложения в оборудование для производства товаров. Если есть возможность вкладывать деньги в производство оснастки и оборудования, то малый масштаб предприятия не будет помехой в достижении высокого уровня конкурентоспособности.
Сегодня, когда с крупными предприятиями слишком много проблем, задача стоит в их реструктуризации, чтобы создавать малые. Необходимы новые типы самих предприятий, равно как и стимулирование их деятельности за счет упрощения процедур, обучения кадров, анализа экономической статистики, создание бизнес центров, кредитных линий и т.д.
Важное место
в механизме поддержки предпринимательства занимает
производственно-
Кардинальное изменение ситуации к лучшему возможно при последовательном снижении уровня налогообложения, усиление контрольных функций государства с параллельным обеспечением правоохранительным органам достаточных гарантий безопасности ведения малого бизнеса. Увеличение числа добросовестных налогоплательщиков выведет из тени значительные финансовые потоки, что в конечном итоге увеличит налоговые поступления от субъектов малого предпринимательства.
Современное законодательство необходимо направить в сторону налогоплательщика, сделать законы более доступными, упростить тем самым не только работу предпринимателей, но и налоговых органов, которые и сами очень часто не знают как трактовать тот или иной нормативный акт.
1.2. Особенности формирования
финансовых ресурсов малых пред
Финансовые ресурсы предприятия - это совокупность собственных денежных доходов и поступлений извне (привлеченные и заемные средства), предназначенные для выполнения финансовых обязательств предприятия, финансирования текущих затрат и затрат, связанных с расширением производства.[7] Формирование финансовых ресурсов осуществляется за счет собственных и приравненных к ним средств, мобилизации ресурсов на финансовом рынке и поступления денежных средств от финансово-банковской системы в порядке перераспределения.
Первоначальное формирование финансовых ресурсов происходит в момент учреждения предприятия, когда образуется уставный фонд. Его источниками в зависимости от организационно-правовых форм хозяйствования выступают (рис.4):
Рисунок 4 – Виды источников формирования.
Величина уставного
фонда показывает размер тех денежных
средств (основных и оборотных), которые
инвестированы в процесс
Рисунок 5 – Виды источников финансовых ресурсов.
Разворачивающиеся повсеместно процессы приватизации государственной собственности привели к тому, что появился еще один источник финансовых ресурсов — паевые и иные взносы членов трудового коллектива.
Значительные финансовые ресурсы, особенно по вновь создаваемым и реконструируемым предприятиям, могут быть мобилизованы на финансовом рынке. Формами их мобилизации являются: продажа акций, облигаций и других видов ценных бумаг, выпускаемых данным предприятием, кредитные инвестиции.
В ходе образования
и использования финансовых ресурсов
предприятия возникают
Рисунок 6 – Способы предоставления финансовых ресурсов. [6]
В последние годы широко используются такие формы финансирования деятельности организаций, как финансовый лизинг, факторинг и т.п.
Самофинансирование представляет собой финансирование деятельности организации главным образом за счет генерируемой прибыли. При этом полученная предприятием прибыль может использоваться следующим образом
Несмотря на всю привлекательность данного способа мобилизации финансовых ресурсов, ни одно предприятие не ограничивается лишь самофинансированием, а прибегает к привлечению дополнительных средств из других источников, наиболее значимый из которых — рынок капитала.
Существуют два основных варианта мобилизации ресурсов на рынке капитала: долевое и долговое финансирование. В первом случае компания выходит на рынок со своими акциями, т.е. получает средства от дополнительной продажи акций либо за счет дополнительных вкладов уже существующих собственников. Во втором случае компания выпускает и продает на рынке срочные долговые ценные бумаги (облигации), которые дают право их держателям на получение текущего дохода и возврат вложенного капитала в соответствии с условиями, определенными при организации данного облигационного займа.
Рассмотренные методы (способы) финансирования не свободны от недостатков. Так, первому из них свойственна ограниченность привлекаемых ресурсов, второму — сложность в реализации, недоступность для большого количества предприятий малого и среднего бизнеса.
Недостатки
указанных способов преодолеваются
посредством использования
Главная проблема
в современных условиях состоит
не столько в получении
Бюджетное финансирование предполагает использование различных его разновидностей (способов): государственные гарантии (гарантии субъектов РФ); бюджетные кредиты; субсидии; изменение срока уплаты налогов и сборов. Однако в последнее время в силу ряда объективных причин доступ к этому источнику постоянно сужается.
Взаимное финансирование хозяйствующих субъектов возникает тогда, когда организации поставляют друг другу продукцию на условиях оплаты с отсрочкой платежа. Принципиальное отличие данного метода финансирования от предыдущих заключается в том, что он является составной частью системы финансирования текущей деятельности предприятия, тогда как другие методы (кроме краткосрочного банковского кредита) используются для финансирования развития предприятия, т.е. имеют стратегическую направленность.
Таблица 6 – Состав финансовых ресурсов, формируемых на предприятии.
Финансовые ресурсы предприятия |
Собственные и приравненные к ним источники |
Источники заемных средств |
источники средств, поступивших в порядке перераспределения |
прибыль, остающаяся в распоряжении организации |
кредиты банков и иных кредитных организаций |
страховое возмещение по наступившим рискам |
Амортизационные отчисления |
Займы, предоставленные другими предприятиями и физ.лицами |
денежные средства, поступающие от союзов и ассоциаций, ФПГ и тп |
Поступления от учредителей при формировании уставного капитала |
коммерческий кредит |
Дивиденды и проценты по ценным бумагам сторонних эмитентов |
Дополнительные паевые и иные взносы в уставный капитал |
средства от выпуска и размещения облигаций |
Средства из бюджетов различных уровней |
Дополнительная эмиссия и |
факторинг |
Средства из внебюджетных фондов |
Устойчивые пассивы (устойчивая кредиторская задолженность) |
лизинг |
|
прочие источники |
прочие источники |
По источникам формирования финансовые ресурсы подразделяются на три группы (табл.6):