Оценка перспектив развития форм государственной финансовой поддержки малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 20:01, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является раскрытие особенностей малого бизнеса.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
- раскрыть сущность малого бизнеса;
- раскрыть значение государственной поддержки предприятий малого бизнеса в условиях рыночной экономики;
- проанализировать современное состояние развития малого бизнеса в Калининградской области;
- выделить основные направления государственной поддержки малого бизнеса в Калининградской области;
- дать оценку осуществляемой поддержки предприятиям малого бизнеса в Калининградской области.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы финансового взаимодействия государства и малого бизнеса в рыночных условиях………………………………………...5
1.1. Общая характеристика малого бизнеса и основные черты………5
1.2. Особенности формирования финансовых ресурсов малых предприятий…………………………………………………………………...13
1.3. Формы и особенности государственной финансовой поддержки малого предпринимательства………………………………………………...22
2. Перспективы развития форм государственной финансовой поддержки предприятий малого бизнеса…………………………………………………28
2.1. Государственная поддержка малого предпринимательства в Российской Федерации……………………………………………………….28
2.2. Прямая и косвенная поддержка малого бизнеса………………...33
2.3.Роль фондов поддержки малого предпринимательства…………39
3. Исследование форм государственной финансовой поддержки малого бизнеса.………………………………………………………………………...42
3.1. Инфраструктура поддержки и развития малого бизнеса в Калининградской области……………………………………………………42
3.2. Описание деятельности Калининградского областного фонда поддержки малого предпринимательств………………………………….…44
3.3. Оценка осуществляемой поддержки предприятия малого бизнеса в Калининградского области, деятельности Калининградского областного фонда поддержки малого бизнеса……………………………………………48
Заключение ……………………………………………………………………56
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 999.50 Кб (Скачать файл)

 

По итогам января-сентября 2012 года среднесписочная численность занятых на малых предприятиях (без учета внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) в целом по стране выросла на 9,9% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года и составила 6 359,4 тыс. человек. Удельный вес работников малых предприятий в общей среднесписочной численности занятых за этот период увеличился на 1,24 п.п. и составил 13,7%.

Таблица 4 –  Объемы борота малых предприятий по федеральным округам Российской Федерации в январе-сентябре 2012 г.

 

 

Федеральные округа

Объем оборота в январе-сентябре 2012 г.

млн.руб.

на душу населения, руб.

в % к январю-сентябрю 2011г.

РФ

10386589,3

72604,5

111,2

Центральный ФО

3926589,3

101889,8

108,2

Северо-Западный ФО

1141095,8

83534,7

105,5

Южный ФО

772224,3

55619,6

110,8

Северо-Кавказский ФО

210606,2

22185,6

112,3

Приволжский ФО

1868973,6

62693,1

113,1

Уральский ФО

978412,8

80571,3

130,8

Сибирский ФО

1073644,7

55742,1

107,0

Дальневосточный ФО

414997,1

66231,8

119,7


 

Общий объем  оборота малых предприятий в Российской Федерации за первые три квартала 2012 года составил 10 386,5 млрд. рублей, что на 18,5% выше аналогичного показателя 2011 года (с учетом индекса потребительских  цен рост показателя составил 11,2%).

Таблица 5 –  Инвестиции в основной капитал на малых предприятиях по федеральным округам Российской Федерации в январе-сентябре 2012 г.

 

 

Федеральные округа

Объем инвестиций в основной капитал на МП в январе-сентябре 2012 г.

млн.руб.

на душу населения, руб.

в % к январю-сентябрю 2011г.

РФ

227311,6

1589,0

124,0

Центральный ФО

56657,7

1470,2

140,7

Северо-Западный ФО

14557,3

1065,7

184,8

Южный ФО

32202,8

2463,5

92,1

Северо-Кавказский ФО

5891,4

620,6

153,1

Приволжский ФО

57211,0

1919,1

125,7

Уральский ФО

12783,5

1052,7

113,7

Сибирский ФО

39870,3

2070,0

120,8

Дальневосточный ФО

6137,6

979,5

138,5


 

Объем инвестиций в основной капитал на малых предприятиях за первые три квартала 2012 года в целом по РФ составил 227 311,6 млн. рублей, что на 31,9% выше аналогичного показателя 2011 года, с учетом индекса потребительских цен показатель вырос на 24,0%.

На развитие малого бизнеса наибольшее влияние  оказывают следующие факторы (рис.3):

Рисунок 3 – Факторы, оказывающие влияние на развитие малого бизнеса.

Ежегодно на поддержку малых предприятий правительство предусматривает отчисления в размере не менее 5% от годового бюджета.

Финансовое  обеспечение политики государственной поддержки осуществляет Фонд поддержки малого предпринимательства, созданный в соответствии с Законом « О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14.06.95 г.

Необходимо  отметить, что помимо Фонда поддержки существует так же Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно- технической сфере. Деятельность этого фонда направлена исключительно на оказание финансовой поддержки высокоэффективных наукоемких проектов, разрабатываемых малыми предприятиями, способствует освоению и внедрению новых технологий и ноу-хау с использованием патентов и лицензий, а так же созданию малых наукоемких фирм – инкубаторов бизнеса, инновационных инжиниринговых центров.

Преимуществом малого предприятия является то, что выпускаемые им партии товаров могут быть достаточно небольшими, в то же время будут обеспечивать прибыль.

Масштаб предприятия  ограничивает масштаб производства. Но в тоже время он ничуть не ограничивает возможность внедрения ноу-хау. Уже одна эта возможность составляет важный аспект исключительности вашего товара или услуг.

Малый масштаб  предприятия ограничивает вложения в оборудование для производства товаров. Если есть возможность вкладывать деньги в производство оснастки и оборудования, то малый масштаб предприятия не будет помехой в достижении высокого уровня конкурентоспособности.

Сегодня, когда  с крупными предприятиями слишком много проблем, задача стоит в их реструктуризации, чтобы создавать малые. Необходимы новые типы самих предприятий, равно как и стимулирование их деятельности за счет упрощения процедур, обучения кадров, анализа экономической статистики, создание бизнес центров, кредитных линий и т.д.

Важное место  в механизме поддержки предпринимательства занимает производственно-технологическая и имущественная поддержка, оказание помощи субъектам малого предпринимательства в предоставлении в аренду (или в собственность) сооружении, оборудования, производственных и служебных помещений, иного имущества, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В решении этой проблемы особая роль отводится субъектам РФ и органам местного самоуправления, которые имеют большую возможность в создании сети технопарков, лизинговых фирм.

Кардинальное  изменение ситуации к лучшему  возможно при последовательном снижении уровня налогообложения, усиление контрольных функций государства с параллельным обеспечением правоохранительным органам достаточных гарантий безопасности ведения малого бизнеса. Увеличение числа добросовестных налогоплательщиков выведет из тени значительные финансовые потоки, что в конечном итоге увеличит налоговые поступления от субъектов малого предпринимательства.

Современное законодательство необходимо направить в сторону налогоплательщика, сделать законы более доступными, упростить тем самым не только работу предпринимателей, но и налоговых органов, которые и сами очень часто не знают как трактовать тот или иной нормативный акт.

 

1.2. Особенности формирования  финансовых ресурсов малых предприятий

Финансовые ресурсы предприятия - это совокупность собственных денежных доходов и поступлений извне (привлеченные и заемные средства), предназначенные для выполнения финансовых обязательств предприятия, финансирования текущих затрат и затрат, связанных с расширением производства.[7] Формирование финансовых ресурсов осуществляется за счет собственных и приравненных к ним средств, мобилизации ресурсов на финансовом рынке и поступления денежных средств от финансово-банковской системы в порядке перераспределения.

Первоначальное  формирование финансовых ресурсов происходит в момент учреждения предприятия, когда  образуется уставный фонд. Его источниками  в зависимости от организационно-правовых форм хозяйствования выступают (рис.4):

Рисунок 4 – Виды источников формирования.

Величина уставного  фонда показывает размер тех денежных средств (основных и оборотных), которые  инвестированы в процесс производства. Основным источником финансовых ресурсов на действующих предприятиях выступает стоимость реализованной продукции (оказанных услуг), различные части которой в процессе распределения выручки принимают форму денежных доходов и накоплений. Финансовые ресурсы формируются главным образом за счет прибыли и амортизационных отчислений. Наряду с ними источниками финансовых ресурсов также выступают (рис.5):

Рисунок 5 – Виды источников финансовых ресурсов.

Разворачивающиеся повсеместно процессы приватизации государственной собственности  привели к тому, что появился еще один источник финансовых ресурсов — паевые и иные взносы членов трудового коллектива.

Значительные  финансовые ресурсы, особенно по вновь  создаваемым и реконструируемым предприятиям, могут быть мобилизованы на финансовом рынке. Формами их мобилизации являются: продажа акций, облигаций и других видов ценных бумаг, выпускаемых данным предприятием, кредитные инвестиции.

В ходе образования  и использования финансовых ресурсов предприятия возникают финансовые отношения. Они сопровождают процессы кругооборота средств по всем видам деятельности компаний (текущей, операционной или производственной, инвестиционной, финансовой и пр.). Способы финансирования разнообразны (рис.6).

Рисунок 6 – Способы предоставления финансовых ресурсов. [6]

В последние годы широко используются такие формы финансирования деятельности организаций, как финансовый лизинг, факторинг и т.п.

Самофинансирование  представляет собой финансирование деятельности организации главным  образом за счет генерируемой прибыли. При этом полученная предприятием прибыль может использоваться следующим образом

  • полностью изыматься в отчетном году с целью ее потребления или инвестирования;
  • реинвестироваться в полном объеме в развитие организации;
  • путем комбинации указанных вариантов, что предполагает распределение полученного чистого дохода на две части: реинвестированная прибыль и дивиденды.

Несмотря на всю привлекательность данного  способа мобилизации финансовых ресурсов, ни одно предприятие не ограничивается лишь самофинансированием, а прибегает к привлечению дополнительных средств из других источников, наиболее значимый из которых — рынок капитала.

Существуют  два основных варианта мобилизации  ресурсов на рынке капитала: долевое  и долговое финансирование. В первом случае компания выходит на рынок со своими акциями, т.е. получает средства от дополнительной продажи акций либо за счет дополнительных вкладов уже существующих собственников. Во втором случае компания выпускает и продает на рынке срочные долговые ценные бумаги (облигации), которые дают право их держателям на получение текущего дохода и возврат вложенного капитала в соответствии с условиями, определенными при организации данного облигационного займа.

Рассмотренные методы (способы) финансирования не свободны от недостатков. Так, первому из них свойственна ограниченность привлекаемых ресурсов, второму — сложность в реализации, недоступность для большого количества предприятий малого и среднего бизнеса.

Недостатки  указанных способов преодолеваются посредством использования метода банковского кредитования.

Главная проблема в современных условиях состоит  не столько в получении краткосрочных  кредитов для финансирования текущей  деятельности предприятий, сколько  в возможности получения инвестиционных кредитов, носящих, как правило, долгосрочный характер. Для предприятий малого бизнеса чрезвычайно важно и проблематично, к примеру, получение так называемых кредитов «старт-ап», направленных на финансирование становления бизнеса.

Бюджетное финансирование предполагает использование различных  его разновидностей (способов): государственные гарантии (гарантии субъектов РФ); бюджетные кредиты; субсидии; изменение срока уплаты налогов и сборов. Однако в последнее время в силу ряда объективных причин доступ к этому источнику постоянно сужается.

Взаимное финансирование хозяйствующих субъектов возникает тогда, когда организации поставляют друг другу продукцию на условиях оплаты с отсрочкой платежа. Принципиальное отличие данного метода финансирования от предыдущих заключается в том, что он является составной частью системы финансирования текущей деятельности предприятия, тогда как другие методы (кроме краткосрочного банковского кредита) используются для финансирования развития предприятия, т.е. имеют стратегическую направленность.

Таблица 6 – Состав финансовых ресурсов, формируемых на предприятии.

Финансовые ресурсы предприятия




 

 


 


Собственные и приравненные к ним  источники

Источники заемных средств

источники средств, поступивших  в порядке перераспределения




 

прибыль, остающаяся в распоряжении организации

кредиты банков и иных кредитных  организаций

страховое возмещение по наступившим  рискам

Амортизационные отчисления

Займы, предоставленные другими  предприятиями и физ.лицами

денежные средства, поступающие  от союзов и ассоциаций, ФПГ  и  тп

Поступления от учредителей при формировании уставного капитала

коммерческий кредит

Дивиденды и проценты по ценным бумагам  сторонних эмитентов

Дополнительные паевые и иные взносы в уставный капитал

средства от выпуска и размещения облигаций

Средства из бюджетов различных уровней

Дополнительная эмиссия и размещение акций

факторинг

Средства из внебюджетных фондов

Устойчивые пассивы (устойчивая кредиторская задолженность)

лизинг

 

прочие источники

прочие источники

 

 

По источникам формирования финансовые ресурсы подразделяются на три группы (табл.6):

  • финансовые ресурсы, сформированные за счет собственных и приравненных к ним средств (прибыль от основной деятельности, реализации выбывшего имущества, внереализационных операций, амортизационные отчисления, поступления от учредителей при формировании уставного капитала, дополнительные паевые и иные взносы, устойчивые пассивы и др.);
  • финансовые ресурсы, сформированные за счет заемных средств (средства от выпуска и продажи облигаций, кредиты банков и займы юридических и физических лиц, факторинг, финансовый лизинг и др.);
  • финансовые ресурсы, поступающие в порядке перераспределения (страховые возмещения, средства, поступающие от концернов, ассоциаций, бюджетные средства и т.п.).

Информация о работе Оценка перспектив развития форм государственной финансовой поддержки малого бизнеса