Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 20:01, курсовая работа
Целью курсовой работы является раскрытие особенностей малого бизнеса.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
- раскрыть сущность малого бизнеса;
- раскрыть значение государственной поддержки предприятий малого бизнеса в условиях рыночной экономики;
- проанализировать современное состояние развития малого бизнеса в Калининградской области;
- выделить основные направления государственной поддержки малого бизнеса в Калининградской области;
- дать оценку осуществляемой поддержки предприятиям малого бизнеса в Калининградской области.
Введение………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы финансового взаимодействия государства и малого бизнеса в рыночных условиях………………………………………...5
1.1. Общая характеристика малого бизнеса и основные черты………5
1.2. Особенности формирования финансовых ресурсов малых предприятий…………………………………………………………………...13
1.3. Формы и особенности государственной финансовой поддержки малого предпринимательства………………………………………………...22
2. Перспективы развития форм государственной финансовой поддержки предприятий малого бизнеса…………………………………………………28
2.1. Государственная поддержка малого предпринимательства в Российской Федерации……………………………………………………….28
2.2. Прямая и косвенная поддержка малого бизнеса………………...33
2.3.Роль фондов поддержки малого предпринимательства…………39
3. Исследование форм государственной финансовой поддержки малого бизнеса.………………………………………………………………………...42
3.1. Инфраструктура поддержки и развития малого бизнеса в Калининградской области……………………………………………………42
3.2. Описание деятельности Калининградского областного фонда поддержки малого предпринимательств………………………………….…44
3.3. Оценка осуществляемой поддержки предприятия малого бизнеса в Калининградского области, деятельности Калининградского областного фонда поддержки малого бизнеса……………………………………………48
Заключение ……………………………………………………………………56
Список использованных источников
Косвенная поддержка малого бизнеса.
Косвенная поддержка малого бизнеса стала в развитых зарубежных странах основой создания благоприятной внешней среды для его развития.
Такая поддержка включает в себя следующее (рис.12):
Рисунок 12 – Основные составляющие косвенной поддержки.
1. Обязательное резервирование части государственного и муниципального заказа для малого бизнеса. По данным Министерства экономического развития и торговли, заявки на эти заказы подает ежегодно более 100 тысяч предпринимателей (52 % – на муниципальном уровне), однако лишь 9 % заказов достается малому бизнесу, причём на конкурсной основе. [5] Крупные компании не кооперируются с ними при выполнении госзаказа. Необходимо сделать аутсорсинг магистральным направлением экономии затрат государственных и муниципальных учреждений и крупного бизнеса на вспомогательные и обслуживающие функции.
2. На долю лизинга в России приходится лишь 4–5 % общей суммы инвестиций. Между тем региональные и отраслевые лизинговые компании, созданные с участием государства и крупного бизнеса, эффективнее всего решают основную проблему конкурентоспособности малого бизнеса – быстрое обновление оборудования при весьма ограниченных финансовых ресурсах.
3. Венчурное финансирование в развитых зарубежных странах покрывает до 85 % затрат малого бизнеса на разработку и освоение нововведений. В сочетании со страхованием коммерческих рисков и залогом интеллектуальной собственности (прав на результаты исследований и разработок) оно открывает дорогу для развития малых инновационных фирм, помогает сдержать эмиграцию специалистов, привлечь молодежь в «стареющую» российскую науку. Правовая база в этой сфере крайне несовершенна. Здесь есть чему поучиться не только у больших стран, но и у Финляндии, Норвегии, Израиля.
4. Решающее значение для поддержки малого бизнеса имеет административная и муниципальная реформа, развитие региональной рыночной и инновационной инфраструктуры (инкубаторы бизнеса, технопарки и технополисы, информационные, консультационные, патентные, рекрутинговые и рейтинговые, прокатные, транспортно-логистические, складские и распределительные центры). Определённый опыт в этом отношении накоплен в Москве, Петербурге, Новосибирске, Томске и других городах. В 2003 году впервые стало сокращаться число административных проверок и разрешений. Однако до сих пор расходы малого бизнеса на оплату ненужных и незаконных «услуг» государственных организаций и криминала, на поиск и проверку информации о возможных партнерах, подготовку тендерной документации, сертификацию и так далее превышают налоговую нагрузку.
2.3. Роль фондов поддержки малого предпринимательства
Финансовое
обеспечение федеральной
Рисунок 13 – Основные направления деятельности Фонда.
1. Участие в
разработке, проведении экспертизы,
конкурсном отборе и
2. Осуществление финансовой поддержки инновационной деятельности предпринимательских структур, стимулирование разработки и производства принципиально новых технологий и изобретений.
3. Содействие в привлечении отечественных и иностранных инвестиций, кредитов для реализации приоритетных направлений деятельности по развитию МП и созданию конкурентной среды.
4. Участие в
формировании инфраструктуры
Финансовые ресурсы Фонда образуются из бюджетных ассигнований, средств, поступающих от приватизации объектов федеральной собственности, а также за счет доходов от собственной деятельности и иных средств из внебюджетных источников.
Для осуществления поставленных перед ним целей Фонд поддержки малого предпринимательства:
- осуществляет
финансирование Федеральной про
- выполняет
функции залогодателя, поручителя
или гаранта по обязательствам
субъектов МП, осуществляет контроль
за целевым использованием
- принимает долевое участие в создании и деятельности коммерческих и некоммерческих организаций, обеспечивающих развитие инфраструктуры рынка, специализированных консультационных организаций, информационных систем поддержки МП и развития конкуренции, систем потребительской экспертизы и сертификации товаров и услуг;
- финансирует мероприятия по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров для субъектов МП, поддержке новых экономических структур, защите прав потребителей, организует консультации по вопросам налогообложения и применения норм действующего законодательства в области МП;
- организует сбор и обработку правовой, патентно-лицензионной и иной информации, представляющей интерес для субъектов малого предпринимательства, изучает конъюнктуру внутреннего рынка, предоставляет консультационную и организационно-методическую помощь при разработке программ и проектов в области малого предпринимательства;
- может выступать
гарантом по целевым
С участием Фонда созданы 75 региональных фондов и центров поддержки предпринимательства. Они находятся под контролем местных органов самоуправления, работают в тесном контакте с администрациями субъектов РФ.
Помимо Федерального
фонда поддержки МП Постановлением Правительства
РФ от 3 февраля 1994 г. № 65 создан Фонд содействия
развития малых форм предприятий в научно-технической
сфере.
Задачи фонда, его права и структура аналогичны
Федеральному фонду поддержки МП, но его деятельность концентрируется
исключительно в научно-технической сфере;
создание малых наукоемких фирм, инновационных
и инжиниринговых центров, финансовая поддержка высокоэффективных
национальных проектов, разрабатываемых
малыми предприятиями и т.п. Другим отличием
от федерального фонда является то, что
финансовая помощь данным фондом может
оказываться только на возвратной основе
с оплатой за использование средств федерального
бюджета в размере до 1/2 действующей учетной
ставки Центрального банка РФ.
3. Исследование форм государственной финансовой поддержки малого бизнеса
3.1. Инфраструктура поддержки и развития малого бизнеса в Калининградской области.
Инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства в Калининградской области включает в себя деятельность следующих фондов:
Фонд микрофинансирования предпринимателей.
Основными получателями
услуг, предоставляемых
МФО, осуществляющие деятельность в форме кредитных потребительских кооперативов, работают по простому принципу: пайщики кооператива вносят свободные денежные средства в виде сбережений под определенный процент, эти сбережения аккумулируются на счету кредитного кооператива, а затем выдаются самим членам кооператива под залог или под поручительство в виде микрозаймов как на потребительские нужды, так и на финансирование предпринимательской деятельности.
Государственное автономное учреждение Калининградской области «Фонд поддержки предпринимательства»
Основной целью деятельности Центра является поддержка и содействие развитию субъектов малого и среднего предпринимательства Калининградской области, осуществляющих поставки товаров (работ, услуг) на экспорт, а также экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Калининградской области, формирование благоприятной среды для возникновения конкурентоспособных товаров, работ, услуг, востребованных на внешних рынках, производимых субъектами малого и среднего предпринимательства Калининградской области.
Гарантийный фонд
Цель гарантийного фонда обеспечить субъектам малого и среднего бизнеса доступ к кредитным ресурсам уже в этом году за счет средств областного и федерального бюджетов. Планируется, формирование системы гарантирования кредитов и займов в сфере малого и среднего предпринимательства в объеме 70 млн. рублей в 2009 году, с последующим увеличение на 35 млн. рублей в 2010 году и на 5 млн. рублей в 2011 году.
«Исследование возможностей бизнес инкубирования в Калининградской области».
В настоящий момент одним из ключевых перспективных направлений деятельности фонда является создание в нашем регионе бизнес-инкубаторов.
Фонд совместно
с Министерством экономики
Поддержка
малого предпринимательства в
ГАУ КО «Фонд поддержки предпринимательства» является учредителем 11 центров поддержки малого предпринимательства в муниципальных образованиях, на территории Калининградской области:
ЦПМП «Неманского района», ЦПМП «Правдинского района», ЦПМП «Гусевского района», ЦПМП «г. Советск», ЦПМП «Черняховского района», ЦПМП «Гвардейского района», ЦПМП «Светлогорского района», ЦПМП «Светловского района», ЦПМП «Балтийского района», ЦПМП «Озёрского района», ЦПМП «Полесского района».
ГАУ «Фонд поддержки предпринимательства» открыт для сотрудничества и обсуждения конструктивных предложений, инвестиционных программ и проектов, способствующих эффективному развитию малого предпринимательства.
Некоммерческий Фонд знаний и технологий для малого и среднего бизнеса «Виктория»
Основные цели деятельности:
3.2. Описание деятельности Калининградского областного фонда поддержки малого предпринимательств.
Калининградской
области «Фонд поддержки
Деятельность фонда координируется Министерством экономики Калининградской области, которое формирует и осуществляет государственную политику по поддержке и развитию малого предпринимательства на территории Калининградской области.
Правовое положение фонда определяется ст. 6 Закона Калининградской области от 20 октября 2008 года № 278 «О государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в Калининградской области».
Деятельность фонда способствует мобилизации финансовых ресурсов из бюджетных и внебюджетных источников, их эффективному использованию для осуществления поддержки малого и среднего предпринимательства, формированию в регионе необходимой инфраструктуры поддержки малого бизнеса.
Миссия:
Создание комфортных условий ведения бизнеса на территории Калининградской области для предприятий всех форм собственности посредством организации инфраструктуры, реализации региональных и федеральных программ поддержки предпринимательства.
Фонд стремится к тому, чтобы бюджетные и иные средства, направленные государством в сектор малого предпринимательства, давали максимальную отдачу в виде увеличения количества рабочих мест, доходов населения, обеспечения социальных гарантий жителям области. Внедрение перспективных для региона технологий – гарантирования займов, венчурного инвестирования, микрофинансирования, бизнес-инкубирования и других даст новый импульс в реализации приоритетных направлений развития малого бизнеса.