Опыт и методы привлечения внебюджетных средств в ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 13:44, курсовая работа

Описание работы

Финансирование всех бюджетных учреждений производится на основании утвержденных смет доходов и расходов. Смета доходов и расходов представляет собой документ, в котором отражаются все доходы бюджетного учреждения, получаемые из бюджета и государственных внебюджетных фондов, а также от осуществления предпринимательской деятельности и иной приносящей доходы деятельности, в том числе оказания платных услуг, использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за учреждением на праве оперативного управления, и другой деятельности.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Особенности финансирования бюджетных учреждений 7
1.1. Сущность и функции финансов бюджетных учреждений. 7
1.2. Виды источников финансирования бюджетных учреждений 20
1.3. Современные проблемы финансирования дошкольных образовательных учреждений 27
Глава 2. Направление развития системы внебюджетного финансирования на примере ДОУ № 831 32
2.1. Основные экономические показатели 32
2.2. Анализ источников финансирования ДОУ № 831 51
2.3. Программа экономической деятельности по оказанию дополнительных образовательных услуг 55
2.4. Оценка эффективности программных мероприятий 63
Заключение 69
Список литературы 71

Файлы: 1 файл

Опыт и методы привлечения.doc

— 533.50 Кб (Скачать файл)

Сама система сметного финансирования, основанная на затратном  принципе и очень централизованная, является ограничителем на пути совершенствования управления финансами бюджетных учреждений. Государство или крупный муниципалитет как собственники большого числа учреждений не имеют возможностей для эффективного управления всеми аспектами их деятельности (хотя это подразумевается самим статусом учреждения). Возможно, стоит обратить внимание на зарубежный опыт, где сметный принцип финансирование применяется в общине, имеющей считанные единицы учреждений (как правило, по одной Лицее, больнице и т.п.) и совершенно самостоятельно определяющей объемы и статьи расходов (региональные и федеральные центры лишь предоставляют помощь за выполнение определенных стандартов). Учреждения, имеющие значение не только для муниципалитетов, не находятся в собственности государства или муниципалитета и используют принцип самофинансирования (с возможной помощью государства на тех же условиях).

Общий вектор совершенствования  системы управления финансами бюджетных  учреждений направлен на повышение  самостоятельности и ответственности  учреждений, создание конкуренции между ними, внесение механизмов софинансирования и саморегулирования на местах.

Все расходы государства, покрываемые бюджетными средствами, подразделяются на две группы: повторяющиеся  ежегодно (например, на содержание функционирующих  школ, вузов, больниц и т.д.) и новые, вводимые в предстоящий бюджетный период (на предстоящее строительство новых корпусов больниц, окончание строительства, начатого ранее, и т.п.).

В условиях структурной  перестройки народного хозяйства  в практику финансирования вошло  выделение денежных средств из бюджета на основах безвозвратности и безвозмездности. В значительной степени финансирование осуществляется на прежних принципах безвозвратности и безвозмездности, но в случаях необходимости получения бюджетных ассигнований и невозможности выделения средств на этих принципах участники финансирования в соответствии с законодательством могут получать денежные средства из бюджета на возвратной и возмездной основе.

Финансирование бюджетных  учреждений образования состоит  в предоставлении им средств бюджета на текущее содержание. Расходы на образование ежегодно предусматривают в бюджетах всех уровней: в федеральном, субъектов Федерации, местных. Принципиально важным для оценки предусматриваемых объемов расходов на образование является переход к планированию расходов не на основе заявленных потребностей ведомства, а исходя из реальных возможностей бюджета. Основную нагрузку по финансированию массовой сети образовательных учреждений и проведению мероприятий в области образования несут субъекты Федерации. Бюджет субъекта Федерации в соответствующем финансовом году должен обеспечить функционирование учреждений образования, выполнение государственных целевых программ и мероприятий. Формирование расходов бюджета на образование каждым субъектом Федерации осуществляется самостоятельно.

Действующий механизм финансирования обеспечивает широкую самостоятельность  учреждениям образования в использовании  дополнительных финансовых источников.

Расходование средств  производится в строгом соответствии с показателями, утвержденными по смете учреждения.

Финансирование статей сметы в основном должно идти за счет регионального бюджета.

 

1.2. Виды источников финансирования бюджетных учреждений

 

Источники финансовых ресурсов бюджетных учреждений регламентированы государством. В частности, установлены источники формирования имущества некоммерческих организаций в денежной и неденежной форме. По определению финансовых ресурсов, это поступления в денежной форме. Далее рассмотрим подробно источники формирования финансовых ресурсов применительно к бюджетным учреждениям.

Первый источник –  регулярные и единовременные поступления  от учредителей (участников, членов). Учредителями бюджетных учреждений могут быть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование. Такие учреждения соответственно называются государственные или муниципальные, так как их собственниками являются РФ, субъект РФ, муниципальное образование. Собственники государственных и муниципальных учреждений несут обязательства по их полному или частичному финансированию. Слово "финансирование" трактуется как обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами затрат на осуществление, развитие чего-либо. Это расходы, связанные с деятельностью этих организаций. Непосредственно порядок их финансового обеспечения за счет бюджетов определяется законом, а не учредительными документами некоммерческой организации. Соответственно учредители (собственники) бюджетных учреждений и финансируют их из соответствующих бюджетов. Таким образом, первый источник финансовых ресурсов бюджетных учреждений – поступления из бюджетов различного уровня.7

Финансовое обеспечение  выполнения функций бюджетного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы. Такая смета представляет собой документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств бюджетного учреждения. Лимит бюджетных обязательств – объем прав в денежном выражении на принятие бюджетным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году. Бюджетные обязательства – расходные обязательства. Расходные обязательства – обусловленные обязанности бюджетного учреждения, действующего от имени публично-правового образования, предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета. Объем прав в денежном выражении и есть денежные обязательства. Обязательства получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения. Таким образом, поступления из бюджетов обусловлены выполнением заданий собственника, которое обеспечивается на основании соответствующего закона "О бюджете". Отсюда следует, что учредители бюджетного учреждения финансируют непосредственно целевые расходы, связанные с деятельностью бюджетного учреждения на основании бюджетной сметы, которая и определяет цели и направления расходования средств. Заключение и оплата бюджетным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств по кодам классификации расходов соответствующего бюджета с учетом принятых и неисполненных обязательств. Сами операции с бюджетными средствами осуществляются через лицевые счета, открытые ему в органах федерального казначейства.

Второй источник –  добровольные имущественные взносы и пожертвования.8

Первое, это добровольные денежные взносы, так как деньги признаются движимым имуществом (вещью). Такие добровольные денежные взносы могут быть сделаны физическими и (или) юридическими лицами без определения цели, и будут называться дарением, т. е. носят безвозмездный характер. По договору дарения одна сторона (даритель – физическое или юридическое лицо) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому – бюджетному учреждению) деньги в собственность. Дарение, сопровождаемое передачей дара одаряемому (бюджетному учреждению), может быть совершено устно, если сумма дарения не превышает пять установленных законом минимальных размеров оплаты труда. В случаях, когда сумма дарения превышает пять установленных законом минимальных размеров оплаты труда или когда договор содержит обещание дарения в будущем необходимо заключение письменного договора.

Второе, добровольные денежные пожертвования. Пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным учреждениям, музеям и другим учреждениям культуры и иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права. Пожертвования юридическим лицам (бюджетным учреждениям) может быть обусловлено жертвователем (физическим или юридическим лицом) использованием этого имущества по определенному назначению. При отсутствии такого условия пожертвование используется одаряемым (бюджетным учреждением) в соответствии с назначением имущества. Таким образом, пожертвования в денежной форме, получаемые бюджетными учреждениями от физических или юридических лиц, используются ими (бюджетными учреждениями) по своему усмотрению в соответствии с законодательством РФ, если жертвователем не обусловлены цели использования. Когда цели использования добровольных денежных пожертвований определены жертвователем, то бюджетные учреждения обязаны использовать средства по назначению. За исключением двух случаев: когда законом установлен иной порядок и когда использование пожертвования (денежных средств) в соответствии с указанным жертвователем назначением становится вследствие изменившихся обстоятельств невозможным. В законодательстве нет прямых указаний на необходимость оформления пожертвований в письменной форме. Необходимость оформления целевых пожертвований в виде договора вытекает из желания жертвователя обеспечить контроль за целевым расходованием средств, так как граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе и свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. В свою очередь, договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Третий источник –  выручка от реализации товаров, работ, услуг.9

Такая выручка может  поступать в бюджетные учреждения от платной реализации услуг, работ, товаров. Это работы и услуги, выполняемые сверх государственных или муниципальных заданий, финансируемых учредителями полностью либо в соответствии с ними, но с частичной оплатой таковых.

Государственным (муниципальным) заданием признается документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему, условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг. И соответственно государственными (муниципальными) услугами физическим и юридическим лицам признаются услуги, оказываемые физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием бюджетными учреждениями, иными юридическими лицами (например, автономными учреждениями) безвозмездно или по ценам (тарифам), устанавливаемым в порядке, определенном органами государственной власти (органами местного самоуправления).

Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.

Доходы от использования  имущества, находящегося в оперативном  управлении, поступают в оперативное  управление учреждения.

В целом такая деятельность бюджетных учреждений называется предпринимательской, так как осуществляется за свой счет.

Осуществлять предпринимательскую  деятельность бюджетные учреждения могут лишь постольку, поскольку  это служит достижению целей, ради которых  они созданы, и такая деятельность должна соответствовать этим целям. Юридические лица (бюджетные учреждения) могут иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Под самой предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Хотя некоммерческие организации (бюджетные учреждения) – это организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками.

Четвертый источник – доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации. Доходы от собственности находящейся в оперативном управлении бюджетных учреждений. Это непосредственно доходы от использования имущества, как правило, от сдачи его в аренду. По договору аренды арендодатель (бюджетное учреждение) обязуется предоставить арендатору (физическому или юридическому лицу) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. В аренду могут быть переданы земельные участки, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи). Чаще всего передаются в аренду не целые здания, а временно неиспользуемые площади, иногда оборудование. Договор аренды независимо от срока должен быть заключен в письменной форме. Однако само имущество (в частности, недвижимое) закрепляется за бюджетными учреждениями на праве оперативного управления. Бюджетные учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества. Именно учредители учреждений имеют право собственности или иное вещное право на имущество бюджетных учреждений. Значит, для сдачи имущества (в частности, недвижимого) в аренду необходимо согласие собственника (учредителя). К недвижимому имуществу относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, т. е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.10

Бюджетное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным  этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.

Пятый источник – другие, не запрещенные законом поступления.11

Это какие-то иные возможные  источники, связанные с предпринимательской  деятельностью, которая, как мы уже  отмечали, может осуществляться лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых созданы бюджетные учреждения и соответствующая этим целям.

На источники отдельных  видов доходов законами могут  устанавливаться ограничения.

Таким образом, бюджетные  учреждения создаются органами государственной  власти для выполнения задач и функций социального характера. Их деятельность направлена на выполнения государственных гарантий и, прежде всего, конституционных гарантий гражданам Российской Федерации на возможности получения за счет государства образования, медицинского обслуживания и некоторых других благ.

В частности, гарантируются  общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и  среднего профессионального образования  в государственных или муниципальных  образовательных учреждениях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

 

1.3. Современные проблемы финансирования дошкольных образовательных учреждений

 

Рост интереса к дошкольному  детству относится к числу  общемировых общественных тенденций. Ряд исследований западных ученых свидетельствует о том, что в наиболее развитых странах раннее и дошкольное детство рассматриваются как особый национальный ресурс, позволяющий решать сложные проблемы социального и экономического развития.

Потребности в дошкольных образовательных учреждениях и образовательных услугах периода детства детерминированы социально-демографическими показателями. У нас в России сейчас особую актуальность приобрела проблема создания равных условий для образования максимально возможного числа детей старшего дошкольного возраста.

Задача государства  – обеспечить разнообразие форм дошкольного  образования, полностью удовлетворяющее  потребности семей, а также регулирование многоканальной системы финансирования услуг ДОУ.

Информация о работе Опыт и методы привлечения внебюджетных средств в ДОУ