Опыт и методы привлечения внебюджетных средств в ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 13:44, курсовая работа

Описание работы

Финансирование всех бюджетных учреждений производится на основании утвержденных смет доходов и расходов. Смета доходов и расходов представляет собой документ, в котором отражаются все доходы бюджетного учреждения, получаемые из бюджета и государственных внебюджетных фондов, а также от осуществления предпринимательской деятельности и иной приносящей доходы деятельности, в том числе оказания платных услуг, использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за учреждением на праве оперативного управления, и другой деятельности.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Особенности финансирования бюджетных учреждений 7
1.1. Сущность и функции финансов бюджетных учреждений. 7
1.2. Виды источников финансирования бюджетных учреждений 20
1.3. Современные проблемы финансирования дошкольных образовательных учреждений 27
Глава 2. Направление развития системы внебюджетного финансирования на примере ДОУ № 831 32
2.1. Основные экономические показатели 32
2.2. Анализ источников финансирования ДОУ № 831 51
2.3. Программа экономической деятельности по оказанию дополнительных образовательных услуг 55
2.4. Оценка эффективности программных мероприятий 63
Заключение 69
Список литературы 71

Файлы: 1 файл

Опыт и методы привлечения.doc

— 533.50 Кб (Скачать файл)

Дошкольное образование  обладает рядом специфических характеристик:

  • несамостоятельность потребителя услуг (выбор осуществляет не сам индивид, а его родители, родственники);
  • необязательность ступени дошкольного образования;
  • возможность выбора различных форм обучения;
  • низкая мобильность контингента;
  • преобладание значимости процесса над конечным результатом в виде уровня обученности и полученного диплома/сертификата (в отличие от других ступеней образования).

К факторам, дестабилизирующим  работу ДОУ, можно, в первую очередь  отнести социальную и экономическую нестабильность в стране и регионах. Финансирование ДОУ является актуальной и самой "больной" проблемой для системы дошкольного образования. Условия содержания детей в детском саду нуждаются в улучшении по многим направлениям (материально-техническая база, медицинское и физкультурное оборудование, игрушки, дидактические пособия, организация питания).

В качестве основных финансово-экономических  методов государственного регулирования  сферы дошкольного образования можно выделить следующие формы:

  • бюджетное финансирование образования;
  • альтернативные формы финансирования образования;
  • налоговое регулирование сферы образования;
  • регулирование ценообразования на рынке товаров и услуг образовательных учреждений.

Финансирование образования  по своему характеру становится многоуровневым и многоканальным. Многоуровневое финансирование означает, что перечисление средств образовательным учреждениям или на образовательные программы, проекты и мероприятия осуществляется из бюджетов разных уровней (федеральных, региональных и местных). Многоканальное финансирование отличается тем, что источником поступления финансовых ресурсов являются не только ассигнования из бюджетов разных уровней, но и различные виды внебюджетных средств, включая и оплату за образовательные и иные услуги учебных заведений.

В зависимости от сформировавшейся доходной базы субъекта федерации, муниципалитетов  и, исходя из доходов семьи, финансово-хозяйственные соотношения могут носить различный характер. Финансирование социальных услуг является совместной задачей муниципальных органов власти, реализующих социальные программы на своей территории, и родителей, чьи дети получают эти услуги.

По форме собственности  все ДОУ подразделяются на:

  • муниципальные, учредителем которых является муниципальный орган управления образованием;
  • муниципальные, находящиеся на балансе предприятий – акционерных обществ;
  • государственные, находящиеся на балансе государственных предприятий;
  • являющиеся собственностью акционерных обществ, так как при акционировании они были включены в уставной капитал.

Содержание и укрепление материальной базы является задачей  собственника данного учреждения (всего  в Российской Федерации немногим более полутора тысяч частных детских садов, в сравнении с общим количеством ДОУ, а их около 50 тысяч, это немного).

Если же учреждение находится в муниципальном ведении, то финансирование содержания и укрепления его материальной базы является обязанностью муниципалитета.

Образовательная услуга является конституционно гарантированной, и поэтому ее обеспечение —  задача субъекта Российской Федерации, как государственного уровня власти, несущего ответственность за реализацию конституционных гарантий.

Бюджетное финансирование в настоящее время не позволяет  покрыть расходы по затратам на текущее  содержание и капитальные расходы.

Не все положения  действующего Законодательства РФ по обеспечению системы образования  находят свое отражение в соответствующих нормативных актах министерств и ведомств субъектов Федерации, что создает сложности в их исполнении. Например, в Конституции РФ даются гарантии каждому ребенку на получение бесплатного дошкольного образования. На деле бюджеты муниципальных образований, формируемые в соответствии с областными нормативами, позволяют предоставлять финансовую поддержку не более чем 40% детей в возрасте от 1,5 до 7 лет.

Назрела необходимость  в разработке нормативов бюджетного финансирования ДОУ с учетом вида и категории, а также механизма дифференциации родительской платы, адресной помощи малообеспеченным и социально-незащищенным семьям.

Проектный документ Министерства образования и науки "О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации" предполагает введение новых организационно-правовых форм образовательных учреждений.

"Помимо бюджетных учреждений предполагается использование таких организационно-правовых форм, как автономные учреждения (АУ) и государственные (муниципальные) автономные некоммерческие организации (Г[М]АНО). Выполнение данной задачи позволит создать базовые условия для повышения эффективности и прозрачности финансирования сферы образования".

Переход ДОУ в организационно-правовую форму - (Г[М]АНО) близок по своим последствиям вхождению в бизнес.

Прежде чем принять  решение о трансформации муниципального образовательного учреждения в новую  организационно-правовую форму необходимо четко и ясно сформулировать суть бизнес-идеи; попытаться понять, что может явиться подтверждением (или гарантом) реальности, верности самой идеи; разработать и реализовать комплекс мероприятий, которые бы позволили этот переход совершить с наименьшими потерями. И, конечно, надо оценить эффект от реализации бизнес-идеи, а также определить будущих надежных партнеров и инвесторов, заинтересованных в успехе. Необходимо оценить состояние рынка образовательных услуг и свою конкурентоспособность, определить программу-минимум, программу-максимум и наиболее вероятную для реализации программу, связанные с этим затраты, риски и гарантии, то есть провести маркетинговое исследование региональной рыночной среды.

Успех перехода ДОУ в (Г[М]АНО) и последующая эффективная деятельность в новом статусе – это результат правильного анализа и прогнозирования процессов его функционирования на подготовительном этапе к переходу. Современная наука располагает широким арсеналом соответствующих инструментов исследования рынка, среди которых особое место занимает экономико-математическое моделирование. Именно экономико-математические методы и модели призваны помочь региональным органам управления образованием осмыслению современной ситуации на рынке услуг ДОУ и выбрать адекватные инструменты для его финансового регулирования.

 

 

Глава 2. Направление развития системы внебюджетного финансирования

2.1. Основные экономические показатели

 

Детское образовательное учреждение Детский сад № 831 зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Северному административному округу г. Москвы.

Образовательная деятельность ведется на площадях, находящихся  в оперативном управлении. Общая площадь занимаемого помещения 2917,1 кв.м.

На используемых Детским  садом № 831 помещения имеются санитарно-эпидемиологическое заключение, заключение государственной противопожарной службы.

В используемом здании оборудованы:

  • групповые комнаты – 8, спальни – 8, дополнительные помещения: для проведения коррекционных занятий с логопедом;
  • для работы с психологом;
  • для занятий изодеятельностью;
  • для работы с неорганизованными детьми в группах кратковременного пребывания – 2 помещения; 
  • массажный кабинет;
  • тренажерный зал;
  • спортивный зал;
  • музыкальный зал;
  • пищеблок с подсобными помещениями;
  • медицинский блок (кабинет врача, процедурная, изолятор);
  • прачечная;
  • кабинет старшего воспитателя, кабинет заведующей;
  • кабинет музыкального руководителя, кладовые и прочие подсобные помещения (туалет для сотрудников – 2).

Рис. 1. Структура управления ГОУ Детский сад № 831

 

Цели и задачи ДОУ Детский сад № 831:

  1. Воспитание здоровой и всесторонне развитой личности ребенка.
  2. Оптимизация и гуманизация педагогического процесса ДОУ.
  3. Построение процессуальной (диалоговой), личностно-ориентированной модели общения в обучении.
  4. Формирование потребности педагогов в саморазвитии и рефлексии.
  5. Внедрение активных методов обучения.
  6. Обобщение и распространение результатов поисково-экспериментальной деятельности.

Функции ДОУ Детский сад № 831:

  1. Обучающая:
  • развитие у детей познавательных возможностей и интеллекта, художественно-творческих способностей;
  • повышение профессиональной компетенции педагогов ДОУ.
  1. Экспериментальная:
  • реализация личностно-ориентированной модели всестороннего развития ребенка по заявленным программам;
  • педагогические эксперименты по реализации инновационной технологии.
  1. Внедренческая:
  • внедрение базовой программы, реализация парциальных программ.
  1. Аналитическая:
  • анализ образовательного процесса ДОУ, инструктивных писем Министерства образования России, образовательного компонента города, новинок научно-методической литературы.
  1. Просветительская:
  • выполнение социального заказа; просветительская работа среди населения города для привлечения внимания к проблемам дошкольного детства и их преодолению;
  • организация семинаров, клубов, консультационных пунктов для родителей.

Общий бюджет представляет собой скоординированный (по всем подразделениям и функциям) план работы университета в целом. Он состоит из двух основных бюджетов: оперативного и финансового.

В процессе подготовки оперативного бюджета прогнозируемые объемы услуг  по направлениям деятельности трансформируются в количественные оценки доходов  и расходов для каждого из действующих подразделений ГОУ Детский сад № 831. Оперативный бюджет включает в себя бюджеты услуг, товарно-материальных запасов и расходов.

Финансовый бюджет (смета  доходов и расходов) представляет собой план, в котором отражаются предполагаемые источники финансовых средств и направления их использования.

Для получения бюджетного финансирования по установленным нормативам составляется смета расходов и после  утверждения агентством по образованию  включается в общий финансовый бюджет.

Показатели по комплектованию ГОУ Детский сад № 831 с 2004 по 2009 годы приведены в таблице 1.

Таблица 1

Комплектование ГОУ  Детский сад № 831

Наименование  показателя

2004-2005 гг.

2006-2009 гг.

Количество  групп, всего

10

10

в т.ч. ясельных

3

3

дошкольных

7

7

Количество  мест

217

215


 

Количество групп и число детей относятся к показателям производственной деятельности ДОУ. С 2004 г. в ДОУ функционирует 10 групп. За годы реформ произошло уменьшение числа детей, посещающих ДОУ. Это связано с ростом безработицы, и особенно среди женщин, со снижением реальных доходов населения и ростом бедности. В таких условиях семье часто не под силу оплачивать услуги ДОУ.

Анализ выполнения плана  по штатам и контингенту проводится путем сопоставления фактических  данных по отчету с показателями, утвержденными  по смете (таблица 2).

 

 

Таблица 2

Анализ выполнения плана по штатам и контингенту по ДОУ

 

2007 г.

2008 г.

2009 г.

план

факт

%

план

факт

%

план

факт

%

Количество  групп, ед.

10

10

100

10

10

100

10

10

100

Число детей, чел.

210

217

103

217

215

99

215

206

96

в т.ч. детей ясельного возраста, чел.

50

52

104

52

55

106

55

58

105

Число детей  освобожденных от платы, чел.

х

-

 

х

-

 

х

5 –50%

 

Число дней посещения  детьми, дето-дней

33694

36691

109

33457

37532

112

36233

32200

89

Число штатных  единиц на конец отчетного периода, ед.

77

77.25

100,3

77,25

78,75

102

78,75

80,5

102

Среднегодовое число штатных единиц

77

78

101

78

77.5

99

77.5

79

102

Информация о работе Опыт и методы привлечения внебюджетных средств в ДОУ