Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 22:30, дипломная работа
Актуальность работы состоит в необходимостью выявления причин, условий и факторов, приводящих к изменению валютной политики в стране, и выработки на этой основе предложений по созданию комплексной системы валютного контроля, адекватной происходящим переменам в экономической ситуации в России. Валютный контроль является инструментом денежно-кредитной политики, частью механизма финансовой стабилизации, развития внешней торговли и экономического роста1 .
Происходящая в настоящее время либерализация валютного законодательства в целом соответствует ситуации, сложившейся в экономике страны. Однако меры валютного контроля, принятые в законодательном порядке государством, ещё недостаточно проработаны как в институциональном, так и в организационно-методическом плане.
Введение.............................................................................................3
Глава 1.Теоритические аспекты валютного контроля....................6
1.1.Понятие валюты и валютных ценностей...................................6
1.2. Валютное регулирование в РФ.................................................11
1.3. Валютный контроль..................................................................18
Выводы по 1 главе............................................................................27
Глава 2. Исследование предприятия...............................................29
2.1. Краткая характеристика компании..........................................29
2.2. Исследование процесса ведения валютного контроля в
ООО «А ГРУПП».......................................................................................45
Выводы по 2 главе............................................................................56
Глава 3. Организация валютного контроля уполномоченным
банком.........................................................................................................58
3.1.Органамы валютного контроля в Российской Федерации.....58
3.2. Права и обязанности сторон ватного регулирования............60
3.3. Осуществление валютного контроля в уполномоченных
банках..........................................................................................................69
3.4.Отвественность сторон..............................................................81
3.5.Проблемы осуществления валютного контроля
уполномоченными банками.......................................................................88
Вывод по 3 главе................................................................................93
Заключение.........................................................................................95
Список используемой литературы..................................................101
Государства с рыночной экономикой основной задачей регулирования видят, прежде всего, защиту национальной валюты и внутреннего рынка. Допуская в известных пределах обращение иностранной валюты и валютных ценностей, государство обеспечивает приоритет собственной валюты. Именно такие задачи и ставит валютное законодательство РФ. Подобный подход является относительно новым для нашей страны. Предыдущее валютное законодательство разрешало отдельные валютные операции, причём все, что не было разрешено, считалось запрещённым. Нормы нового валютного законодательства имеют в основном запретительный характер, с чётко определёнными рамками. Все, что не попадает в данные рамки, считается разрешённым. В соответствии с этим подходом была кардинально изменена и упрощена система валютного регулирования.9
Органы валютного регулирования.
В соответствии со статьей 5 главы 2 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"10 органами валютного регулирования в РФ являются Центральный банк РФ и Правительство РФ. Для реализации своих функций они издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов.
Если порядок осуществления валютных операций, порядок использования счетов (включая установление требования об использовании специального счета) не установлены органами валютного регулирования в соответствии с ФЗ №173, валютные операции осуществляются, счета открываются и операции по счетам проводятся без ограничений. При установлении требования об использовании специального счета органы валютного регулирования не вправе вводить ограничения, не предусмотренные ФЗ №173.
Не допускается установление органами валютного регулирования требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений.
Центральный банк РФ устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.
Центральный банк РФ, Правительство РФ, а также специально уполномоченные на то Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти осуществляют все виды валютных операций, регулируемых настоящим Федеральным законом, без ограничений.11
К валютным операциям относится:12
Валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты РФ, для поддержания устойчивости платежного баланса РФ. Указанные ограничения носят недискриминационный характер и отменяются по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление.13
Валютные операции между резидентами запрещены, за исключением:14
Таким образом, государство обеспечивает приоритет национальной валюты внутри страны, обязывая граждан и организации использовать для расчетов рубли.
Без ограничений осуществляются валютные операции между резидентами и уполномоченными банками, связанные:
Нерезиденты вправе без ограничений осуществлять между собой переводы иностранной валюты со счетов в банках за пределами территории РФ на банковские счета в уполномоченных банках и в обратном порядке. Они вправе осуществлять между собой валютные операции с внутренними ценными бумагами на территории РФ.15
Внутренний валютный рынок РФ
Купля-продажа иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, в РФ производится только через уполномоченные банки.
Центральный банк РФ устанавливает для кредитных организаций требования к оформлению документов при купле-продаже наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте.
Установление требования об идентификации личности при купле-продаже физическими лицами наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, не допускается.
Сведения, идентифицирующие личность, могут быть внесены в документы, оформляемые при купле-продаже физическим лицом наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, по просьбе самого физического лица.16
Резиденты открывают без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). Резиденты вправе переводить на свои счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории РФ, средства со своих счетов (с вкладов) в уполномоченных банках или других своих счетов (вкладов), открытых в банках за пределами территории РФ.17
Юридические лица - резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции со средствами, зачисленными на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории РФ, за исключением валютных операций между резидентами.
Физические лица - резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции, не связанные с передачей имущества и оказанием услуг на территории РФ, с использованием средств, зачисленных на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории РФ.
Резиденты вправе без ограничений открывать в уполномоченных банках банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте. Расчеты при осуществлении валютных операций производятся резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, за исключением следующих валютных операций:18
Ввоз в Российскую Федерацию иностранной валюты и внешних ценных бумаг в документарной форме осуществляется резидентами и нерезидентами без ограничений при соблюдении требований таможенного законодательства РФ.19
Физические лица - резиденты и нерезиденты имеют право вывозить из РФ иностранную валюту, а также внешние ценные бумаги в документарной форме, ранее ввезенные, пересланные или переведенные в Российскую Федерацию, при соблюдении требований таможенного законодательства РФ в пределах, указанных в таможенной декларации или ином документе, подтверждающем их ввоз, пересылку или перевод в РФ.
Физические лица - резиденты и нерезиденты имеют право единовременно вывозить из РФ наличную иностранную валюту в сумме, равной в эквиваленте 10 000 долларов США или не превышающей этой суммы. При этом не требуется представление в таможенный орган документов, подтверждающих, что вывозимая наличная иностранная валюта была ранее ввезена, переслана или переведена в РФ либо приобретена в РФ. При единовременном вывозе из РФ физическими лицами - резидентами и нерезидентами наличной иностранной валюты в сумме, равной 3 000 долларов США, вывозимая наличная иностранная валюта не подлежит декларированию таможенному органу.20
Валютный контроль в РФ
Валютный контроль является одним из видов финансового контроля, который осуществляется при проведении валютных операций.
Основными направлениями валютного контроля являются:
В соответствии со статьей 22 главы 4 ФЗ №173 валютный контроль в РФ осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.21
Органы и агенты валютного контроля
Органами валютного контроля в РФ являются Центральный банк РФ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ.
Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку РФ, государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы.
Контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами осуществляет Центральный банк РФ.
Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.
Правительство РФ обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком РФ.
Правительство РФ обеспечивает взаимодействие не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг, таможенных и налоговых органов как агентов валютного контроля с Центральным банком РФ.
Центральный банк РФ осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля и обеспечивает взаимодействие с ними, а также с таможенными и налоговыми органами уполномоченных банков как агентов валютного контроля в соответствии с законодательством РФ.
Уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают таможенным и налоговым органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля информацию в объеме и порядке, установленных Центральным банком РФ.22
В соответствии с таможенным законодательством Таможенные органы РФ осуществляют в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле.23
Права и обязанности органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц
Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ имеют право:
1) проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;
2) проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;
3) запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.
Органы валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:
1) выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;
Информация о работе Организация валютного контроля уполномоченным банком