Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 11:30, реферат
Республика Казахстан, вступив на самостоятельный, независимый путь развития, как никогда нуждается в собственной законодательной, нормативной базе, регулирующей наиболее важные общественные отношения. За последний год в этом направлении была проделана огромная работа, результатом которой стало принятие таких жизнеопределяющих фактов, как Конституция Республики Казахстан, Гражданский Кодекс Республики Казахстан, Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона «О налогах и других обязательных платежах».
Введение
Глава 1. Создание надлежащей нормативной базы для внешнеэкономической деятельности.
1.1.Вводные замечания.
1.2.Распределение полномочий по регламентации внешнеэкономической деятельности и формирование механизма их реализации.
1.3.Развитие общего законодательства распространяющегося на международные хозяйственные связи.
1.4 Разработка специального внешнеэкономического законодательства
1.5 Некоторые требования к нормативной регламентации как таковой, процессу ее подготовки и механизму реализации.
Ãëàâà 2. Íîðìàòèâíàÿ ðåãëàìåíòàöèÿ îòíîøåíèé ïî âíåøíåýêîíîìè÷åñêèì ñäåëêàì.
2.1.Комплексный характер регулирования
2.2.Форма и порядок предписания внешнеэкономических сделок.
Ãëàâà 3. Ñäåëêè ïî âñòðå÷íîé òîðãîâëå.
3.1.Основные виды встречных сделок и их международно-правовое регулирование.
3.2.Бартерные операции.
3.3.Встречные закупки.
3.4.Встречные поставки.
Ãëàâà 4. Îïûò çàðóáåæíûõ ñòðàí â òàìîæåííîì äåëå
4.1 Виды таможенных пошлин
4.2 Таможенная обработка
4.3 Таможенные тарифы
Заключение
список использованной литературы
Отмеченная многоплановость указанной задачи предполагает ее рассмотрение с различных сторон , но с учетом ее целостности . Детальная разработка готовых нормотворческих предложений по всему широкому спектру вопросов , естественно , не может быть осуществлена в рамках одного исследования . Целью дипломной работы будет являться , выявление некоторых имеющихся достаточно крупных не решенных проблем в нормативном регулировании внешнеэкономической деятельности в их связи и взаимодействии и определить насколько это возможно желательные направления их решения . Могут быть названы по меньшей мере четыре крупных блока проблем :
* распределение полномочий по регламентации внешнеэкономической деятельности и формирование надлежащего механизма их реализации;
* развитие общего законодательства, затрагивающего сферу международных хозяйственных связей;
* разработка специального внешнеэкономического законодательства;
* формулирование
некоторых требований к
нормативной регламентации как таковой,
процессу ее подготовки и воплощению в
жизнь.
1.2 Распределение
полномочий по регламентации
внешнеэкономической деятельности и формирование
механизма их реализации.
Ïðîáëåìû êàñàþùèåñÿ îáùåãî ýêîíîìè÷åñêîãî ïðîñòðàíñòâà , âñòàþò ïî ìåíüøåé ìåðå â äâóõ ïëîñêîñòÿõ : â îòíîøåíèÿõ Êàçàõñòàíà ñ äðóãèìè ãîñóäàðñòâàìè , ïðåæäå âñåãî áûâøåãî ÑÑÑÐ , è âíóòðè ðåñïóáëèêè Êàçàõñòàí . Åñëè íà äàííîì ýòàïå â ïåðâîì ñëó÷àå ðå÷ü èäåò главным образом о воссоздании в том или ином виде упомянутого пространства , то во втором - о его сохранении .
Óãëóáëåííûé àíàëèç ñîäåðæàíèÿ ïîíÿòèÿ «ðåãóëèðîâàíèå âíåøíåýêîíîìè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè» â åãî ðàçëè÷íûõ ìîäèôèêàöèÿõ ïîêàçûâàåò , ÷òî îíî î÷åíü ìíîãîãðàííî , âêëþ÷àåò â ñåáÿ ìàññó ðàçíûõ ïî õàðàêòåðó ñòåïåíè çíà÷èìîñòè , âîçìîæíîñòè åäèíîîáðàçíîãî ðåøåíèÿ ïðîáëåì.
Åñëè ãîâîðèòü îá îòíîøåíèÿõ Êàçàõñòàíà ñ ñîîòâåòñòâóþùèìè ðåñïóáëèêàìè áûâøåãî ÑÑÑÐ , òî ñëåäóåò îñîáî ïîä÷åðêíóòü , ÷òî âðÿä ëè âîîáùå âîçìîæíî ýôôåêòèâíîå ñîãëàñîâàíèå è âîïëîùåíèå â æèçíü ñêîîðäèíèðîâàííûõ ìåð âî âíåøíåýêîíîìè÷åñêîé îáëàñòè áåç ôîðìèðîâàíèÿ íàäëåæàùåãî èíñòèòóöèîííîãî ìåæãîñóäàðñòâåííîãî ìåõàíèçìà . Ïîýòîìó , èñõîäÿ èç îáúåêòèâíûõ ðåàëèé , íàäî ïðèçíàòü íåîáõîäèìîñòü ïîäîáíîãî ìåõàíèçìà , îáëàäàþùåãî õîòÿ áû ìèíèìóìîì ïîëíîìî÷èé âî âíåøíåýêîíîìè÷åñêîé ñôåðå .
Ïîêà ðå÷ü èäåò î ïåðâûõ è äîñòàòî÷íî ñêðîìíûõ øàãàõ â ýòîé îáëàñòè . Òàê , â ÷àñòíîñòè , ïî ñîãëàøåíèþ ìåæäó ïðàâèòåëüñòâàìè ãîñóäàðñòâ - ó÷àñòíèêîâ ÑÍà î ñîòðóäíè÷åñòâå â îáëàñòè âíåøíåýêîíîìè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè îò 15 ìàÿ 1992 ãîäà ó÷ðåæäåí Ñîâåò ðóêîâîäèòåëåé âíåøíåýêîíîìè÷åñêèõ âåäîìñòâ . Íà óðîâíå ïðàâèòåëüñòâ ñòðàí ïîäïèñûâàþùèõ ñîãëàøåíèå ( Àðìåíèè , Áåëîðóññèè , Êàçàõñòàíà , Êûðãûçñòàíà , Ìîëäîâû , Ðîññèè , Òàäæèêèñòàíà , Óçáåêèñòàíà , Óêðàèíû ) , óòâåðæäåíû 28 àïðåëÿ 1993 ãîäà ïîëîæåíèÿ îá óêàçàííîì Совете и регламент его работы . Положительную роль могло бы сыграть реальное налаживание работы по сближению нормативных актов заинтересованных государств , ранее входивших в СССР , что также неразрывно связанно с созданием надлежащего организационного механизма , необходимого для успешного осуществления такой работы , носящей кропотливый и длительный характер .
 ýòîé ñâÿçè ìîæíî ñîñëàòüñÿ íà ïðèíÿòûå 15 ñåíòÿáðÿ 1992 ãîäà ìåæïàðëàìåíòñêîé àññàìáëååé ãîñóäàðñòâ - ó÷àñòíèêîâ ÑÍà . Îñíîâíûå íàïðàâëåíèÿ ñáëèæåíèÿ íàöèîíàëüíûõ çàêîíîäàòåëüñòâ ãîñóäàðñòâ - ó÷àñòíèêîâ Ñîäðóæåñòâà .  íèõ ïðèçíàíî öåëåñîîáðàçíûì îñóùåñòâèòü ñáëèæåíèå íàöèîíàëüíûõ íîðì, â ÷àñòíîñòè ïî ñëåäóþùèì íàïðàâëåíèÿì:
* статус и общие условия деятельности предприятий и иных хозяйствующих объектов ;
* условия межгосударственного движения товаров, финансовых средств и общий порядок взаимных расчетов;
* таможенные правила и тарифы;
* внешнеэкономическая деятельность включая иностранные инвестиции и валютное регулирование и др. В упоминавшемся выше соглашении о сотрудничестве в области внешнеэкономической деятельности говорится о намерении договаривающихся сторон консультироваться по вопросам государственного регулирования внешнеэкономической деятельности , провозглашено стремление к согласованию ее правовой базы . Поиск же конкретных форм и методов практической реализации соглашения возложен на Совет руководителей внешнеэкономических ведомств .
Ôåäåðàòèâíûé äîãîâîð îòíîñèò ê âåäåíèþ ôåäåðàòèâíûõ îðãàíîâ âàëþòíîå, òàìîæåííîå ðåãóëèðîâàíèå, à òàêæå âíåøíåýêîíîìè÷åñêèå îòíîøåíèÿ Ðåñïóáëèêè Êàçàõñòàí. Îäíîâðåìåííî ñóáúåêòû Ðåñïóáëèêè Êàçàõñòàí ïðèçíàþòñÿ «ñàìîñòîÿòåëüíûìè ó÷àñòíèêàìè ìåæäóíàðîäíûõ è âíåøíåýêîíîìè÷åñêèõ îòíîøåíèé». Åìêèé è êðàòêèé õàðàêòåð ôîðìóëèðîâîê óêàçàííîãî äîãîâîðà äîïóñêàåò âåñüìà øèðîêîå èõ òîëêîâàíèå, ÷òî ìîæåò îòðèöàòåëüíî ñêàçàòüñÿ íà íåîáõîäèìîñòè ïðîâåäåíèÿ åäèíîé ñîãëàñîâàííîé âíåøíåýêîíîìè÷åñêîé ïîëèòèêè . Ôåäåðàòèâíûì äîãîâîðîì óñòàíîâëåíî , ÷òî êîîðäèíàöèÿ ìåæäóíàðîäíûõ è âíåøíåýêîíîìè÷åñêèõ îòíîøåíèé ñóáúåêòîâ ôåäåðàöèè îñóùåñòâëÿåòñÿ ôåäåðàëüíûìè îðãàíàìè ñîâìåñòíî ñ ñîîòâåòñòâóþùèìè ñóáúåêòàìè .
Íåêîòîðûå øàãè ê ðåøåíèþ ïîñòàâëåííîé ïðîáëåìû ïðåäïðèíÿòû. Âìåñòå ñ òåì ðå÷ü èäåò î íà÷àëüíûõ ïîäñòóïàõ ê ðåøåíèþ èìåþùåãî âåñüìà âàæíîå çíà÷åíèå âîïðîñà î ðàçðàáîòêå íàäëåæàùåãî îðãàíèçàöèîííîãî ìåõàíèçìà êîîðäèíàöèÿ ó÷àñòèÿ âî âíåøíåýêîíîìè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè ñóáúåêòîâ Ôåäåðàöèè â ðàìêàõ ïåðåäàííûõ èì ïîëíîìî÷èé . Ðåàëèçàöèÿ óêàçàííîé çàäà÷è ïðåäïîëàãàåò â òîì ÷èñëå ñîçäàíèå ãîñóäàðñòâåííîãî îðãàíà ïî êîîðäèíàöèè øàãîâ âî âíåøíåýêîíîìè÷åñêîé ñôåðå , âêëþ÷àÿ ïðèâëå÷åíèå èíîñòðàííûõ èíâåñòèöèé .  ïðàâîâîì плане это потребует подготовки положения о таком органе и , в частности , разработке процедуры принятия решений с учетом мнений заинтересованных сторон .
Çàäà÷è ñîãëàñîâàíèÿ è êîîðäèíàöèè ñ ïðîöåäóðíîé òî÷êè çðåíèÿ âî ìíîãîì ÿâëÿþòñÿ îáùèìè è äëÿ ðÿäà äðóãèõ çâåíüåâ ãîñóäàðñòâåííîãî óïðàâëåíèÿ . Èõ ðåàëèçàöèÿ âëå÷åò çà ñîáîé ñóùåñòâåííûå èçìåíåíèÿ õàðàêòåðà ôóíêöèîíèðîâàíèÿ óïðàâëåí÷åñêèõ ñòðóêòóð .
Öåëåñîîáðàçíî
òàêæå ïî âîçìîæíîñòè ìàêñèìàëüíî ñòðåìèòüñÿ
ê âíåäðåíèþ åäèíîãî ïîðÿäêà ðåãóëèðîâàíèÿ
âíåøíåýêîíîìè÷åñêèõ ñâÿçåé (ëèöåíçèðîâàíèÿ
, êâîòèðîâàíèÿ è ò.ä.), íà îñíîâå è â ðàìêàõ
êîòîðîãî ìîãó ðåàëèçîâûâàòüñÿ ñîîòâåòñòâóþùèå
ïîëíîìî÷èÿ ñóáúåêòîâ ôåäåðàöèè.
1.3
Развитие общего законодательства распространяющегося
на международные хозяйственные связи.
Âíåøíåýêîíîìè÷åñêèå îòíîøåíèÿ íå åñòü íå÷òî ÷èñòî âíåøíåå ïî îòíîøåíèþ ê íàöèîíàëüíîé ýêîíîìèêå . Ïåðâîå ñîñòàâëÿåò íåîòúåìëåìóþ ÷àñòü âòîðîé òó åå ÷àñòü , êîòîðàÿ îðèåíòèðîâàííàÿ âîâíå . Ãîâîðÿ î ìåõàíèçìå âíåøíåýêîíîìè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè â ñîïîñòàâëåíèè ñ âíóòðèõîçÿéñòâåííûì ìåõàíèçìîì , ñëåäóåò ïîìíèòü , ÷òî ðå÷ü èäåò î äâóõ íåðàçðûâíî ñâÿçàííûõ ÷àñòÿõ åäèíîãî öåëîãî .
 ïðàâîâîì ïëàíå äàííîå îáñòîÿòåëüñòâî ïîçâîëÿåò âûñêàçàòü ñëåäóþùèå ñîîáðàæåíèÿ . Âî-ïåðâûõ , ñêàçàííîå ìîæåò ñëóæèòü îáîñíîâàíèåì ãëóáèííîé ñâÿçè ïðåäïèñàíèÿ , ðåãëàìåíòèðóþùèõ âíóòðåííèå îòíîøåíèÿ , è ñïåöèàëüíûõ íîðì , îïîñðåäóþùèõ âíåøíåýêîíîìè÷åñêóþ деятельность . Последние должны сопрягаться с национальным хозяйственным механизмом , ибо они регулируют его неотъемлемую часть . Во-вторых совершенствование юридической регламентации внешнеэкономических связей не может мыслиться в отрыве от развития общего законодательства . Более того , его регулятивное воздействие на внешнеэкономическую деятельность не уменьшается , а напротив возрастает .
Äåëî â òîì , ÷òî äî íåäàâíåãî âðåìåíè âíåøíåòîðãîâûå îïåðàöèè , ñâîäèâøèåñÿ , êàê èçâåñòíî , â íàøåé ïðàêòèêå ãëàâíûì îáðàçîì ê ýêñïîðòó è èìïîðòó òîâàðîâ íà ïðÿìóþ ìàëî çàòðàãèâàëè âíóòðèõîçÿéñòâåííóþ äåÿòåëüíîñòü . Îíî ðåãóëèðîâàëîñü ïðåèìóùåñòâåííî îñîáûìè ïðåäïèñàíèÿìè , ïðèíöèïèàëüíî îòëè÷àþùèìèñÿ â ñâîåé îñíîâå îò íîðì , îïîñðåäîâàâøèõ âíåøíåýêîíîìè÷åñêèå ñâÿçè è îðèåíòèðîâàííûõ íà ðûíî÷íûå îòíîøåíèÿ . Ñåé÷àñ ïðîèçîøëè ñóùåñòâåííûå ïîäâèæêè , ïðè÷åì â çíà÷èòåëüíîé ìåðå âî âñòðå÷íîì íàïðàâëåíèè , в области как внешнеэкономической , так и внутрихозяйственной деятельности .
Ñ îäíîé ñòîðîíû , óãëóáëÿåòñÿ õîçÿéñòâåííîå âçàèìîäåéñòâèå êàçàõñòàíñêèõ ïàðòíåðîâ ñ çàðóáåæíûìè ôèðìàìè âíåøíåýêîíîìè÷åñêèå ñâÿçè âûõîäÿò äàëåêî çà ðàìêè ïðîñòîãî òîâàðîîáìåíà , ïåðåíîñÿòñÿ â ñôåðó ïðîìûøëåííîãî ñîòðóäíè÷åñòâà â ðàçëè÷íûõ åãî ôîðìàõ (ñðåäè êîòîðûõ ñîâìåñòíûå ïðåäïðèÿòèÿ ). Îáðàçíî ãîâîðÿ, âíåøíåýêîíîìè÷åñêàÿ äåÿòåëüíîñòü ïðîíèêàåò âíóòðü õîçÿéñòâåííîãî ìåõàíèçìà . Ñ äðóãîé ñòîðîíû , ýòîò ìåõàíèçì ñòàë ñòðîèòüñÿ ïî çàêîíàì ðûíêà , òåì ñàìûì çàêîíîì , êîòîðûå â öåëîì õàðàêòåðíû è для внешнеэкономических связей . Происходит сближение или во всяком случае , существенное расширение предпосылок для сближения законодательства , регулирующего хозяйственную деятельность иностранным участием и без такового . В этом смысле внутрихозяйственное регулирование все более становится общехозяйственным . По-новому начинают звучать проблемы сочетания общих и специальных предписаний, затрагивающих внешнеэкономические отношения .
Âàæíî ïîä÷åðêíóòü, ÷òî ðåãëàìåíòàöèÿ òàêîãî ðîäà äåÿòåëüíîñòè ñ ïðèâëå÷åíèåì çàðóáåæíûõ ïàðòíåðîâ , êàê ïðàâèëî , íà îñíîâå îáùèõ íîðì ( î þðèäè÷åñêèõ ëèöàõ , äîãîâîðàõ è ò.ä. ) ñîîòâåòñòâóþò ìèðîâîé ïðàêòèêå . Èìåþùååñÿ ñïåöèàëüíîå çàêîíîäàòåëüñòâî â îñíîâíîì âûñòóïàåò â êà÷åñòâå èñêëþ÷åíèÿ ê îáùåìó ïðè ðåøåíèè îòäåëüíûõ âîïðîñîâ ( ïîðÿäîê ââîçà è âûâîçà èíîñòðàííîãî êàïèòàëà , ïðàâèëà ïðåáûâàíèÿ èíîñòðàíöåâ è ò.ä. ) .  ïðèìåíåíèè îáùåãî çàêîíîäàòåëüñòâà íàõîäÿò ñâîå âîïëîùåíèå ïðèíöèï íàöèîíàëüíîãî ðåæèìà .
 ýòîé ñâÿçè âàæíîå çíà÷åíèå äëÿ ñîçäàíèÿ íàäëåæàùèõ óñëîâèé âíåøíåýêîíîìè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè èìååò ïðîâîäèìàÿ ðàáîòà ïî ïîäãîòîâêå çàêîíîäàòåëüíûõ àêòîâ â ðàìêàõ ïðàâîâîãî îáåñïå÷åíèÿ ýêîíîìè÷åñêîé ðåôîðìû. Îñîáî ñëåäóåò îòìåòèòü àêòóàëüíîñòü ñîâåðøåíñòâîâàíèÿ çàêîíîäàòåëüñòâà î ðàçëè÷íûõ âèäàõ þðèäè÷åñêèõ ëèö , äîãîâîðàõ î öåííûõ áóìàãàõ è äð. .
Îòñóòñòâèå íàäëåæàùåãî ðàçâåðíóòîãî ðåãóëèðîâàíèÿ ïî íàçâàííûì âîïðîñàì â ñî÷åòàíèè ñ ìåõàíèçìîì , åãî ðåàëèçàöèè ñëóæèò îäíèì èç ïðåïÿòñòâèé , ñäåðæèâàþùèõ ïðèòîê èíîñòðàííûõ èíâåñòèöèé . Äàííûå íîðìàòèâíûå àêòû äîëæíû ñëóæèòü òåì ôóíäàìåíòîì , íà áàçå êîòîðîãî ïîäëåæèò ó÷åòó ñïåöèôèêà îòíîøåíèé ñ ó÷àñòèåì èíîñòðàííûõ ëèõ â êà÷åñòâå äîïîëíåíèé ê îáùåìó ðåãóëèðîâàíèþ , íàïðèìåð ïðè îáðàçîâàíèè Àêöèîíåðíîãî Îáùåñòâà è Òîâàðèùåñòâ ñ Îãðàíè÷åííîé Îòâåòñòâåííîñòüþ ñ ïðèâëå÷åíèåì çàðóáåæíîãî êàïèòàëà . Òàêîé ïîäõîä ïðèíÿò, â ÷àñòíîñòè , â êàçàõñòàíñêîì çàêîíå îá èíîñòðàííûõ èíâåñòèöèÿõ.
Ñîãëàøàÿñü ñ òåì, ÷òî ãëóáîêèå èçìåíåíèÿ âî âíåøíåýêîíîìè÷åñêîé ñôåðå ïî ðÿäó ïðè÷èí íà÷àëèñü ðàíüøå ïåðåñòðîéêè âñåãî õîçÿéñòâåííîãî ìåõàíèçìà , òðóäíî íå ïðèéòè ê ïîäòâåðæäàåìîìó íàêîïëåííûì ñ òåõ ïîð îïûòîì âûâîäó î òîì , ÷òî îòñòàâàíèå â íàäëåæàùåì ïðàâîâîì îáåñïå÷åíèè ýêîíîìè÷åñêîé ðåôîðìû íåáëàãîïðèÿòíî ñêàçûâàþòñÿ è íà âíåøíåýêîíîìè÷åñêóþ äåÿòåëüíîñòü . Èíûìè ñëîâàìè , âíîâü äàåò î ñåáå çíàòü âçàèìîçàâèñèìîñòü âíåøíèõ è âíóòðåííèõ àñïåêòîâ îáùåãî õîçÿéñòâåííîãî ìåõàíèçìà.
Îòìå÷åííîå ðàçâèòèå îáùåãî õîçÿéñòâåííîãî çàêîíîäàòåëüñòâà â íàïðàâëåíèè áîëüøîãî ñîîòâåòñòâèÿ ðûíî÷íûì îòíîøåíèÿì âûñòóïàåò êàê òåíäåíöèÿ , ðåàëèçàöèÿ êîòîðîé â ïîëíîé ìåðå çàâèñèò îò ìíîãèõ óñëîâèé è ïîòðåáóåò ðÿäà ëåò , à òàêæå çíà÷èòåëüíûõ íîðìîòâîð÷åñêèõ óñèëèé. Îíî ñàìûì íåïîñðåäñòâåííûì îáðàçîì ñêàçûâàåòñÿ è íà ðåãëàìåíòàöèè âíåøíåýêîíîìè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè .
Íåêîòîðûå ñïåöèàëüíûå àêòû íåîáõîäèìîñòü ïðèíÿòèÿ êîòîðûõ äèêòîâàëàñü ñóùåñòâîâàíèåì ðàçëè÷èé â ïðàâîâîì ðåæèìå âíóòðèõîçÿéñòâåííûõ è âíåøíåýêîíîìè÷åñêèõ ñäåëîê ïîñòåïåííî òåðÿþò ñâîå çíà÷åíèå ñ âîïëîùåíèåì â æèçíü óêàçàííîé òåíäåíöèè . Ê òàêèì àêòàì ìîæíî отнести основные условия регулирования договорных отношений при осуществлении экспортно-импортных операций .
Ïðåäñòàâëÿåòñÿ
âàæíûì, ÷òîáû ïðè ñîâåðøåíñòâîâàíèè îáùåãî
õîçÿéñòâåííîãî çàêîíîäàòåëüñòâà íå áûëè
çàáûòû íóæäû âíåøíåýêîíîìè÷åñêîé
äåÿòåëüíîñòè , êàê ýòî óæå áûâàëî . Öåëåñîîáðàçíî
àêòèâèçèðîâàòü ðîëü
ñïåöèàëèñòîâ ïî âíåøíåýêîíîìè÷åñêèì
ñâÿçÿì â ðàçðàáîòêå
óïîìÿíóòîãî çàêîíîäàòåëüñòâà . Ê òîìó
æå ïðè âñåé âîçìîæíîñòè îáùèõ íîðì â ðÿäå
ñëó÷àåâ òðåáóåòñÿ èõ ñîïðîâîæäåíèå
ñïåöèàëüíûìè ïðåäïèñàíèÿìè , ÷òî ïîðîé
ñëóæèò íåîáõîäèìûì óñëîâèåì íàäëåæàùåãî
óðåãóëèðîâàíèÿ âíåøíåýêîíîìè÷åñêèõ
ñâÿçåé .
1.4. Разработка специального внешнеэкономического