Отчет по практике в ЗАО «МТБанке»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2015 в 12:44, отчет по практике

Описание работы

Целью прохождения производственной практики является закрепление и углубление теоретических знаний в области бухгалтерского учета, контроля, приобретение навыков самостоятельной практической работы. Для этого необходимо выполнить следующие задачи:
• ознакомиться с организацией работы в банке;
• дать финансово-экономическую характеристику банка;
• провести экономический анализ деятельности банка;
• изучить основные операции банка;

Файлы: 1 файл

Тема 7.docx

— 153.25 Кб (Скачать файл)

гарантийного депозита денег. При других способах обеспечения исполнения

обязательств  (залог,  гарантия,  поручительство),  а  также  при  акцепте,  авале, индоссаменте  векселей  и  при  исполнении  своих  обязательств  банком  по причине  невыполнения  договорных  условий  клиентами  возникают кредитные операции в виде исполненных обязательств за клиентов. Кредитные  операции  возникают  также  при  предоставлении  банком клиентам  отсрочки  оплаты  при  выдаче  векселя  или  продаже  векселя  на вторичном рынке.

Кредитные  операции  с  клиентами  в  зависимости  от  учета подразделяются  на  балансовые  и  внебалансовые.  Эти  операции  могут  быть взаимосвязанными. К примеру,  предоставленные  кредиты  учитываются  на балансовых счетах по учету кредитной задолженности, а обязательства банка по  кредитному  договору  перед  клиентами  по  предоставлению  денежных средств учитываются на внебалансовых счетах.

 

4.2 Управление кредитным портфелем банка

     Совокупность  кредитных  вложений,  имеющихся  на  определенную дату, представляет  кредитный  портфель  банка,  который  включает межбанковские  кредиты  и  кредиты,  предоставленные  физическим  и юридическим лицам, или межбанковский и клиентский кредитные портфели.

     Основным источником информации о состоянии кредитного портфеля

банка является его бухгалтерский баланс. Классификация, на основе которой

построен баланс банка, дает представление о составе и структуре кредитных

вложений по контрагентам и видам кредита.

Кредитный  портфель  банка  —  это  совокупность  остатков задолженности  по  активным  кредитным  операциям  на  определенную  дату.

Клиентский  кредитный  портфель  является  его  составной  частью  и

представляет собой остаток задолженности по кредитным операциям банка с

физическими и юридическими лицами на определенную дату.

Различают  оптимальный  и  сбалансированный  кредитные  портфели.

Оптимальный  кредитный  портфель  —  это  портфель,  который  наиболее точно  соответствует  по  составу  и  структуре  кредитной  и  маркетинговой политике  банка  и  его  плану  стратегического  развития.  Оптимальность кредитного  портфеля  банка  дает  возможность  реализовать  поставленные перед  банком  задачи  определенного  экономического  поведения.  При формировании  оптимального  кредитного  портфеля  необходимо  учитывать значения основных показателей, характеризующих конкретную конструкцию кредитного  портфеля,  которых  надо  достичь  или  удержать  в  рамках определенных  границ,  например:  состав  кредитного  портфеля  в разрезе групп  риска;  степень  его  диверсификации;  степень  защиты  от  кредитного риска;  размер  резерва,  достаточный  для  покрытия  возможных  потерь; доходность кредитного портфеля в целом.

Сбалансированный  кредитный  портфель  —  это  портфель  банковских кредитов, который по своей структуре и финансовым характеристикам лежит в точке наиболее эффективного решения дилеммы «риск—доходность», т.е. в точке  достижения  баланса  между  двумя  противоборствующими показателями.

Оптимальный  портфель  не  всегда  совпадает  со  сбалансированным,

поскольку  банк  на  определенном  этапе  своей  деятельности  в  силу  ряда

внешних  факторов,  особенно  влияния  конкурентной  позиции,  может

осуществлять выдачу кредитов с меньшей доходностью и большим риском в

ущерб  сбалансированности  портфеля,  но  с  целью  укрепления  своей конкурентной  позиции,  завоевания  новых  ниш  на  рынке  кредитных  услуг, привлечения новых клиентов и др.

По признаку диверсифицированности выделяют: 

·  диверсифицированный  кредитный  портфель,  удовлетворяющий

требованиям  диверсификации  по  видам  кредитных  операций,  контингенту размещения, срокам, доходности и т.д.;

·  концентрированный  кредитный  портфель,  который характеризуется  высоким  удельным  весом  кредитных  операций определенного вида или одной категории кредитополучателей.

Количественную  характеристику  дает  валовой  кредитный  портфель, который  определяется  путем  суммирования  срочной,  пролонгированной, просроченной задолженности по всем активным кредитным операциям. Как

правило,  его  размер  рассчитывается  путем  вычитания  из  итога  второго класса  счетов.  Кредиты  и  иные  активные  операции  с  клиентами» начисленных  и  просроченных  процентных  доходов  и  прибавления  к

полученной  сумме  дебетового  сальдо  по  текущему  счету  или  карт-счету физического лица (овердрафту), отражаемого в третьем классе счетов «Счета

по  операциям  клиентов»  ведомости  остатков  и  оборотов  по  счетам  банка (ежедневном  балансе).  По  методике  Национального  банка  для  расчета размеров индикативных параметров в кредитную задолженность включаются и начисленные процентные доходы.

Валовой  кредитный  портфель  клиентам  по  виду  кредитополучателей подразделяется  на  деловой,  представляющий  остаток  задолженности  по кредитным  операциям  с  юридическими  лицами,  и  персональный, представляющий  остаток  задолженности  по  кредитным  операциям  с физическими лицами.

С некоторого времени выделяется также  розничный портфель  —  совокупность  требований  банка  к  физическим  лицам  и  индивидуальным предпринимателям, отвечающих определенным условиям.

Деловой клиентский кредитный портфель классифицируется:

·  по  типам  контрагентов:  на  небанковские  финансовые организации, коммерческие и некоммерческие организации, индивидуальные

предприниматели, органы государственного управления;

·  по  видам  кредитных  операций:  займы,  кредиты,  факторинг, лизинг, операции с использованием векселей, средства, предоставленные по операциям  «Репо»,  средства,  перечисленные  в  качестве  обеспечения исполнения обязательств, исполненные за клиента обязательства;

·  по видам валют: в национальной и иностранной;

·  по  отраслевой  принадлежности  клиента:  кредиты  про-мышленности, сельскому хозяйству, торговле, транспорту, связи и т.д.;

·  по способу юридического оформления отношений между банком

и  клиентом:  кредитный  договор, договор факторинга, лизинга, комбинаций

двух противоположных сделок купли-продажи («Репо»);

·  по времени возникновения: потенциальный и реальный;

·  по способу обеспечения исполнения обязательств по кредитному

договору:  обеспеченные  тем  или  иным  видом  залога,  гарантий,

поручительств и не имеющие обеспечения (доверительные, бланковые).

     В  классификации  валового  клиентского  кредитного  портфеля  по характеру  задолженности  отражается  соблюдение  сроков  кредитования.

Исходя  из  этого,  выделяют  портфель  срочной,  пролонгированной  и

просроченной задолженностей. К  срочной  относится та задолженность, срок

погашения  которой  в  соответствии  с  договором  еще  не  наступил.

Пролонгированная  задолженность  —  это  задолженность,  по  которой  банк при наличии уважительных причин продлевает время пользования кредитом.При  недостаточности  средств  у  кредитополучателя  для  полного выполнения обязательств перед банком весь непогашенный кредит относится на счет просроченной задолженности.

Кредитный  портфель  с  качественных  позиций  характеризуют:  чистый кредитный портфель и кредитный портфель, взвешенный на риск.

Чистый  кредитный  портфель  рассчитывается  путем  вычитания  из

валового  портфеля  суммы  резервов  на  покрытие  возможных  убытков  по

кредитным  операциям,  отражаемой  на  пассивных  счетах  второго  класса

ежедневного баланса. Он представляет собой ту сумму кредитных вложений, которая реально может быть возвращена банку на анализируемую дату.

Для  начисления  резерва  на  покрытие  возможных  убытков  валовой

клиентский  кредитный  портфель  подразделяется  на  пять  групп  со

следующими  уровнями  риска:  0,  10,  30,  50  и  100  %  .  Классификация

клиентского  кредитного  портфеля  производится  на  комплексной  основе  в зависимости  от  способности  должника  вернуть  долг,  качества  и достаточности  обеспечения,  количества  пролонгации  и  длительности просроченной задолженности.

Для определения размера  кредитного портфеля, взвешенного на риск,

прежде  всего  следует  валовой  клиентский  портфель  подразделить  на  семь групп кредитного риска (от 0 до 150  %) .   При этом учитываются различные критерии, основными из которых являются: контрагент по кредитной сделке, наличие  у  него  внешней  рейтинговой  оценки,  способ  обеспечения обязательств  по  кредитному  договору,  характер  задолженности.  Из  остатка задолженности  по  каждой  группе  кредитного  риска  вычитается  сумма созданного  по  этой  группе  резерва  на  покрытие  возможных  убытков  и полученная  сумма корректируется  на установленный  уровень риска.  Сумма полученных  результатов  по  всем  группам  кредитного  риска  представляет собой клиентский кредитный портфель, взвешенный на риск.На  фактическом  состоянии  клиентского  кредитного  портфеля сказывается  принятая  коммерческим  банком  система  управления  им.

Управление  кредитным  портфелем  представляет  собой  организацию

деятельности  банка  при  осуществлении  процесса  кредитования, направленную на предотвращение или минимизацию кредитного риска.

       При управлении кредитным портфелем конечными целями коммерческого банка являются:

·  получение прибыли от активных кредитных операций;

·  сохранение надежной и безопасной деятельности банка.

Система  управления  кредитным  портфелем  многогранна,  ее важнейшими элементами являются:

·  организационная структура управления кредитным портфелем;

·  разработка стратегии и тактики кредитной политики;

·  наличие  внутренних  нормативных  документов,  регламен-тирующих процесс кредитования;

·  анализ  кредитного  портфеля  с  целью  улучшения  его  коли-чественных и качественных характеристик.

Важное  значение  в  организационной  системе  управления  имеет санкционирование  размера  кредита,  сопровождаемое  информационным

обменом разных отделов и уровней управления. Процесс санкционирования

и  число  этапов  в  этом  процессе  различны  и  зависят  от  размера,  стиля

управления  банка,  сложности  и  объема  активных  кредитных  операций  и других факторов.

Главная роль в управлении кредитным портфелем банка принадлежит Кредитному  комитету.  Основной  задачей  Кредитного  комитета  является

реализация  кредитной  политики,  направленной  на  максимальное  снижение риска по активным кредитным  операциям. Комитетом утверждаются лимиты кредитования,  или  кредитные  потолки  одному  кредитополучателю.  При  их установлении  зачастую  учитывается  качество  сложившегося  кредитного портфеля того структурного подразделения, кому лимит утверждается.

Органами,  занимающимися  непосредственными  исполнительными

функциями,  являются  кредитные  департаменты  (управления,  отделы, службы).

     Основными функциями кредитных департаментов головных банков являются:

·  разработка  внутренних  процедур  кредитования  (совместно  с

юридическими и другими службами);

·  расчет  приемлемых  сумм  подведомственным  подразделениям,

которые могут взять риск на себя (лимит кредитования);

·  контроль  за  соблюдением  полномочий  (эпизодический  и

регулярный);

·  периодическая  оценка  кредитного  портфеля  с  позиций

кредитного риска и качества кредитов;

·  составление  и  предоставление  соответствующей  отчетности

Национальному банку.

Решающую  роль  в  управлении  кредитным  портфелем  играют локальные  документы,  регламентирующие  организацию  кредитных

отношений  банка  с  клиентами.  Внутрибанковские  положения  должны содержать подробные  процедуры  рассмотрения  кредитной  заявки, изучения кредитоспособности  кредитополучателя,  достаточности,  ликвидности  и приемлемости залога, определения цены кредита, его сопровождения.

Для  эффективного  управления  кредитным  портфелем  необходим  его анализ по различным количественным и качественным характеристикам как в  целом  по  банку,  так  и  по  его  структурным  подразделениям.

Количественный  анализ  заключается  в  изучении  в  динамике  состава  и структуры  валового  клиентского  кредитного  портфеля  по  всем

вышеперечисленным  экономическим  признакам.  Такой  анализ  позволяет

выявить предпочтительные сферы кредитных вложений, тенденции развития.

После  количественного  анализа  кредитного  портфеля  все  внимание

уделяется  его  качеству.  С  этой  целью  анализируются  в  динамике  такие

показатели,  как  чистый  кредитный  портфель;  чистый  кредитный  портфель, взвешенный на риск как в целом по банку, так и в разрезе подведомственных учреждений.  Для  качественного  анализа  кредитного  портфеля  можно использовать  различные  относительные  показатели,  рассчитываемые  по обороту  за  определенный  период  или  по  остатку  на  определенную  дату,  а именно:  удельный  вес  проблемных  кредитов  во  всем  валовом  клиентском кредитном  портфеле;  отношение  просроченной  задолженности  к акционерному капиталу; соотношение резерва на покрытие возможных убыт-ков по активам банка с кредитным портфелем, с проблемными кредитами и др.  Эти  показатели  рассчитываются  в  целом  по  банку,  по  структурным подразделениям и в динамике как  в оперативном порядке, так и на отчетные даты.

Информация о работе Отчет по практике в ЗАО «МТБанке»