Парабанковская система как составляющая кредитной системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 19:46, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучении особенностей работы отечественных парабанковских систем.

Содержание работы

Введение………………………………………...…………………………………3
1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ ……………………5
1.1. Понятие и принципы организации территориальных финансов ...5
1.2. Состав и структура территориальных финансов………………….9
1.3. Роль территориальных финансов в социально-экономическом развитии финансов…………………………………………………….11
2. ОРГАНИЗАЦИЯ КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫМИ КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫМИ ИНСТИТУТАМИ……………………………………………...……………..13
2.1. Пенсионный фонд………………………..………………………………14
2.1.1. Негосударственный пенсионный фонд………..……………….…15
2.1.2. Государственный пенсионный фонд……………………..……….22
2.2. Инвестиционные компании…………………………………….……….23
2.3. Ломбарды………………………………………………………….…..…28
2.4. Страховые общества……………………………………………….……35
3. ОРГАНИЗАЦИЯ КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ ПОЧТОВО-СБЕРЕГАТЕЛЬНОЙ системой…………………………………………………………………… .42
3.1. Деятельность почтовых отделений……………………………..………42
3.2. Кредитно-финансовая деятельность почтово-сберегательных учреждений……………………………………………………………..43
4. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ СТРАХОВОГО ОБЩЕСТВА ОАСО «УРАЛСИБ»………………………45
Заключение…………………………………….…………….……………….…51
Список использованной литературы………………………….………………52

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 502.50 Кб (Скачать файл)

 

По данным таблицы  мы видим прирост страхований 2007 г. по отношению к 2006 г. Страховая  премия, личное страхование, страхование имущества, обязательное страхование ,ОСАГО, ОМС  прирост повысился, а добровольное страхование и страхование жизни – понизился.

 Для эффективного развития парабанковской системы России необходимы новые подходы в развитии деятельности кредитно-финансовых институтов, которые видятся в эффективном функционировании каждого из его элементов. Заинтересованность государства в поддержке небанковских кредитных организаций позволит им более эффективно функционировать в современных условиях ужесточения конкуренции на рынке банковских продуктов и услуг, и массовое их применение в российской практике создает условия отечественной парабанковской системы. Общность интересов государства и парабанковской системы можно увидеть на рис. 2.



 












 

 

Рис. 2. Общность интересов государства и парабанковской системы.

  1. Роль специализированных кредитно-финансовых институтов.

Основную роль в финансовом посредничестве играют различного рода финансово-кредитные институты, которые с помощью разнообразных инструментов привлекают временно свободные денежные средства экономических агентов, а затем предоставляют их на различных условиях в пользование другим экономическим субъектам. В современных условиях существует множество разнообразных финансово-кредитных институтов, осуществляющих финансовое посредничество, причем в каждой стране его организация имеет свои национальные особенности. Рассмотрим наиболее характерные виды финансово-кредитных организаций, совокупность которых образует кредитную систему страны. В национальных законодательствах понятие «кредитная система», как правило, не фигурирует, чаще используется понятие «банковская система». Однако их нельзя отождествлять. Банки являются лишь одним, хотя и наиболее распространенным видом кредитных организаций. Поэтому логично считать банковскую систему сегментом кредитной в той части, в какой банки составляют ядро системы кредитных организаций. 

В самом широком смысле национальную кредитную систему  можно рассматривать как сложившуюся в стране совокупность кредитных организаций и правовых норм, регулирующих их деятельность и устанавливающих порядок взаимосвязи с другими хозяйствующими субъектами.

Институциональную основу кредитной системы составляет совокупность кредитных институтов, контролирующих их органов и различных организаций, таких как финансовые союзы, ассоциации, холдинги и др., связанных между собой определенными отношениями (корреспондентскими, конкурентными, расчетно-платежными и т.д.). Совокупность указанных институтов можно рассматривать как кредитный сектор страны. В каждом государстве имеется своя неповторимая совокупность организаций, которые относятся к кредитному сектору. Это связано с историческими особенностями развития кредитных отношений, а также с законодательными особенностями регулирования деятельности кредитных институтов. В странах с развитой рыночной экономикой возникают сходные формы кредитных институтов. Однако из-за различий в законодательствах понятия «банк», «кредитная организация» и особенно тех финансовых институтов, которые рассматриваются как кредитные организации и банки, полностью не совпадают. Они определяются через перечень операций, которые им разрешено проводить. В качестве дополнительных признаков обычно указывается, что эти институты должны быть юридическими лицами, действующими на коммерческих началах.

Таким образом, при определении  небанковских организаций кредитного сектора желательно разделить их на следующие группы: с преобладанием  кредитной функции (например, лизинговые, факторинговые, форфейтинговые компании, ломбарды, финансовые компании) и в основном с инвестированием на рынке ценных бумаг. 
СКОН — специализированные кредитные организации небанковского типа, ОВК — общества взаимного кредита, СФКО — специализированные финансово-кредитные организации

Функции, выполняемые  различными кредитными институтами, широки и имеют много общего. К основным из них можно отнести следующие:

1) аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала;

2) перераспределение  денежного капитала (посредническая роль);

3) регулирование денежного оборота;

4) уменьшение финансовых  рисков для поставщиков финансового капитала.

Очевидно, что эти функции  определяются ролью кредитных институтов как финансовых посредников. Но характер их выполнения разными группами кредитных организаций отличается.

В дальнейшем все множество  финансово-кредитных институтов в  стране будем называть финансово-кредитным  сектором. Он состоит из кредитного сектора и специализированных финансово-кредитных  организаций (СФКО), которые оказывают  финансовые услуги без предоставления займов и действуют при этом в основном на рынках ценных бумаг.

Различают два основных типа финансово-кредитных систем —  универсальные и сегментированные (специализированные). В универсальной  финансово-кредитной системе законодательно не ограничивается выполнение банками тех операций финансового обслуживания, которые не относятся к банковским. Это — фундаментальный признак. Классическим образцом такой системы является немецкая. Иногда считают, что обратная сторона универсализма — возможность выполнения небанковскими организациями банковских функций. Такое мнение не совсем точно, ибо практически во всех странах как с универсальными, так и с сегментированными системами существуют организации, которым разрешено выполнять часть банковских операций, и те, которые не имеют право это делать. Первые — это фактически небанковские кредитные организации.

Таким образом, для установления типа национальных финансово-кредитных  систем важно знать, какие операции относятся по закону к банковским и могут или нет банки выполнять и иные операции. Банковские операции, как было сказано выше, определяются преимущественно установленным перечнем, причем его состав периодически пересматривается в соответствии с изменением законодательных актов.

В строго сегментированной финансово-кредитной системе банкам не разрешено выполнять небанковские операции. Дополнительным признаком, хотя и необязательным, является более жесткое разграничение сфер деятельности кредитных организаций и отдельных операций. Таким образом, при сегментированной системе банковские операции по приему депозитов и выдаче кредитов законодательно отделены от операций по выпуску и размещению ценных бумаг промышленных компаний и ряда других видов услуг (страхования, сделок с недвижимостью, трастовых операций). Сегментированная система преобладала долгое время в США и Японии.

Приведенное разделение финансово-кредитных систем на универсальные  и сегментированные в современных  условиях все же не носит абсолютного  характера. Во-первых, каждая национальная финансово-кредитная система проходит несколько этапов своего развития, тяготея в той или иной мере то к универсальному, то к сегментированному образцу. В частности, это было характерно для финансово-кредитных систем Франции, Великобритании и других стран. Во-вторых, в последние десятилетия в большинстве развитых стран происходит процесс универсализации финансово-кредитных систем. Поэтому в современных условиях существуют не строго сегментированные, а либо смешанные финансово-кредитные системы, либо сегментированные с элементами универсализации.

В последние десятилетия  границы между банками и прочими  финансовыми институтами, в том  числе небанковскими кредитными организациями, все более размываются. Данный процесс характерен для большинства  развитых стран. Это происходит по двум причинам: во-первых, банки все больше проникают в сферу деятельности других финансовых институтов (однако в ряде стран этому процессу препятствуют законодатели), а во-вторых, расширяется спектр операций, которые выполняются небанковскими организациями. Так, банки принимают активное участие в осуществлении факторинговых и лизинговых операций, оказании трастовых и других услуг, которые выполняют и специализированные финансовые институты. Небанковским организациям сложнее универсализировать свою деятельность в силу их специализированного характера. Однако и они стали активнее заниматься традиционными банковскими операциями — денежными расчетами, краткосрочным кредитованием фирм, операциями с кредитными карточками, приемом сбережений, ведением текущих счетов и др. Характерно, что современные банки стремятся действовать как операторы на различных сегментах финансового рынка. По своей сути они прежде всего призваны осуществлять операции на рынке ссудных капиталов. Но большинство крупных и средних банков также являются активными участниками рынков ценных бумаг, валютных рынков и рынков производных финансовых инструментов. В этом заключается основное проявление процесса универсализации их деятельности. В то же время специализированные финансово-кредитные организации, как правило, действуют на отдельных сегментах финансовых рынков.

В целом кредитный  сектор страны включает обычно следующие  разновидности финансовых институтов:

1) центральный банк;

2) коммерческие банки  различного типа, в том числе  универсальные (выполняющие большинство банковских операций и услуг) и специализированные (сберегательные, инвестиционные, ипотечные, торговые и др.);

3) специализированные  кредитные организации небанковского  типа(СКОН);

4) специализированные  кредитные институты (кредитные кооперативы, союзы, ссудосберегательные ассоциации и др.), которые не везде признаются кредитными организациями, но везде реально выполняют часть банковских операций и услуг.

Из указанных разновидностей финансовых институтов в банковский сектор и соответственно банковскую систему входят первые две. 
Разделение кредитных институтов в зависимости от того, относятся ли они к коммерческим организациям или нет, имеет значение с точки зрения регулирования их деятельности. Если такой институт признается коммерческой организацией, то он должен действовать в соответствии с законами о кредитном деле, кредитных организациях и т.п. В противном случае должны быть указаны другие основные законы, определяющие деятельность организации. 

Независимо от выполняемых  функций и форм специализации кредитные организации, в том числе и банки, могут создаваться на основе как частной собственности, так и государственной. В кредитных системах многих стран существуют смешанные государственно-частные кредитные организации (банки, лизинговые, финансовые компании и др.).

Панорама кредитной  системы не будет полной, если не упомянуть финансовые услуги почты. Обладая крупной сетью отделений, размещенных на территории многих стран, почтово-сберегательная система собирает значительное число вкладов (например, в Японии они составляют более 20%, что соответствует примерно 2 трлн дол.). В то же время следует учитывать, что почтовая система не выдает кредиты. Помимо выполнения традиционных функций привлечения денежных средств, почтово-сберегательная система занимается страхованием и оказывает другие финансовые услуги, облегчая доступ населения к ним. Так, японская почтово-сберегательная система является крупнейшим в мире учреждением по объему привлечения частных сбережений. На этом, как утверждают специалисты, основано экономическое и политическое могущество японского финансового капитала. Привлеченные денежные средства населения Японии поступают в распоряжение правительства, формируя как бы «второй государственный бюджет», достигающий почти 10% годового ВНП. Получая дешевые денежные средства через почтово-сберегательную систему, Япония до недавнего времени не нуждалось в развитии рынка государственных долговых обязательств.4

 

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫМИ ВНЕБАНКОВСКИМИ КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫМИЕ ИНСТИТУТАМИ

В последние годы на национальных рынках ссудных капиталов развитых капиталистических стран важную роль стали выполнять специализированные небанковские кредитно-финансовые институты, которые заняли видное место в накоплении и мобилизации денежного капитала. К числу этих учреждений следует отнести страховые компании, пенсионные фонды, ссудо-сберегательные ассоциации, строительные общества (Англия), инвестиционные и финансовые компании, благотворительные фонды, кредитные союзы. Эти институты существенно потеснили банки в аккумуляции сбережений населения и стали важными поставщиками ссудного капитала.

Страховые компании конкурируют с пенсионными фондами за привлечение пенсионных сбережений и вложение их в акции. Ссудо-сберегательные ассоциации ведут борьбу со страховыми компаниями в сфере ипотечного кредита и вложений в недвижимость, а также в области инвестирования в государственные ценные бумаги. Финансовые компании соперничают со страховыми компаниями в сфере потребительского кредита. Инвестиционные и страховые компании, пенсионные фонды конкурируют между собой за вложения в акции. Кроме того, все виды этих учреждений конкурируют с коммерческими и сберегательными банками за привлечение сбережений всех слоев населения. При этом необходимо отметить, что конкуренция как между специализированными небанковскими учреждениями, так между ними и банками носит так называемый неценовой характер. Это объясняется, прежде всего, спецификой пассивных операций каждого вида кредитно-финансовых учреждений. Так, в банковском деле действует процентная ставка по вкладам (депозитам) и предоставляемым кредитам, в страховом деле - страховой тариф, который определяет размер страховой премии и страхового возмещения, у инвестиционных компаний - курсовая разница выпускаемых и приобретаемых ими акций. Поэтому неценовая конкуренция определяется в первую очередь несопоставимостью операций и цен за них. Сопоставимость возможна лишь при инвестировании в однородные, одинаковые по своей природе объекты. В данном случае можно говорить о сопоставимости в государственные ценные бумаги и некоторые виды акций, а также в ипотечный и потребительский кредиты.

 

  1. Пенсионные фонды.

Пенсионный фонд - фонд, создаваемый частными и/или государственными компаниями, предприятиями для выплаты пенсий и пособий лицам, вносящим пенсионные взносы. Свободные средства пенсионных фондов могут инвестироваться в финансовые активы, приносящие доходы Фонд нельзя просто так организовать на пустом месте, для этого необходимы некоторые предпосылки. На первый взгляд, сегодня в самом предпочтительном положении находятся страховые компании. У них самая подходящая база для того, чтобы занять пустующую нишу на финансовом рынке и начать предоставлять услуги частного пенсионного страхования. Они имеют необходимый капитал, а также опыт ведения подобных расчетов. Ведь пенсии – это тоже своего рода страхование, учитывающее фактор времени как один из основных. Поскольку в Эстонии самыми успешно развивающимися финансовыми посредниками являются коммерческие банки, то возможна ситуация при которой банки тоже предпримут все усилия, чтобы предложить свои услуги в этой области. Существует несколько способов контролирования и управления пенсионными фондами (а значит, и возможность получения прибыли) для коммерческих банков:

Информация о работе Парабанковская система как составляющая кредитной системы РФ