Парабанковская система как составляющая кредитной системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 19:46, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучении особенностей работы отечественных парабанковских систем.

Содержание работы

Введение………………………………………...…………………………………3
1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ ……………………5
1.1. Понятие и принципы организации территориальных финансов ...5
1.2. Состав и структура территориальных финансов………………….9
1.3. Роль территориальных финансов в социально-экономическом развитии финансов…………………………………………………….11
2. ОРГАНИЗАЦИЯ КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫМИ КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫМИ ИНСТИТУТАМИ……………………………………………...……………..13
2.1. Пенсионный фонд………………………..………………………………14
2.1.1. Негосударственный пенсионный фонд………..……………….…15
2.1.2. Государственный пенсионный фонд……………………..……….22
2.2. Инвестиционные компании…………………………………….……….23
2.3. Ломбарды………………………………………………………….…..…28
2.4. Страховые общества……………………………………………….……35
3. ОРГАНИЗАЦИЯ КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ ПОЧТОВО-СБЕРЕГАТЕЛЬНОЙ системой…………………………………………………………………… .42
3.1. Деятельность почтовых отделений……………………………..………42
3.2. Кредитно-финансовая деятельность почтово-сберегательных учреждений……………………………………………………………..43
4. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ СТРАХОВОГО ОБЩЕСТВА ОАСО «УРАЛСИБ»………………………45
Заключение…………………………………….…………….……………….…51
Список использованной литературы………………………….………………52

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 502.50 Кб (Скачать файл)

1). Трастовая деятельность, то есть банк является поверенным  в делах пенсионного фонда.  Например, это может быть маклерская  деятельность при купле-продаже  финансовых инструментов на бирже  ценных бумаг. Поверенный банк  покупает от лица фонда, уполномочившего его на эту сделку.

2). Инвестиционное управление, то есть коммерческий банк  может управлять инвестиционным  портфелем, принадлежащим пенсионному  фонду, причем фонд вправе сам  назначить портфельного управляющего  или за него это сделает  банк.

3). Продажа персональных пенсий или как их еще можно назвать персональных программ. Коммерческий банк может выдавать от своего имени обязательства на выплату пенсии на определенных условиях, которые, однако, не должны котироваться на вторичном рынке, то есть их нельзя перепродавать. Человек покупает облигацию, по которой банк начинает выплачивать проценты после выхода этого человека на пенсию, а также может погасить на оговоренных ранее условиях.

4). Пенсионные советы. Банк может оказывать консультации  по помещению средств в различные пенсионные фонды и финансовые инструменты на длительные сроки, составлять приблизительные графики выплат, оказывать юридические консультации.

Насколько явствует из приведенных  выше примеров, у коммерческих банков существует много возможностей, и появление частных пенсионных фондов открывает для них широкое поле деятельности.

Создание и развитие пенсионных фондов - новое явление на рынке ссудных капиталов, на рынке ценных бумаг и в целом в кредитной системе капиталистических стран.

Организационная структура пенсионного фонда отличается от структуры других кредитно-финансовых учреждений тем, что не предусматривает акционерной, кооперативной или паевой формы собственности. Как правило, пенсионные фонды создаются в частных корпорациях, которые юридически и фактически являются их владельцами. Однако пенсионный фонд передается на управление в траст-отделы коммерческим банкам или страховым компаниям. Такой пенсионный фонд называется незастрахованным.

Вместе с тем корпорация может заключить соглашение со страховой компанией, по которому последняя получает пенсионные взносы и обеспечивает в дальнейшем выплату пенсий. В этом случае пенсионный фонд является застрахованным, так как создан в рамках страховой компании.

Основой пассивных операций пенсионных фондов являются ресурсы, поступающие от корпораций, предприятий, а также взносы рабочих и служащих, обычно составляющие 20-30% всех поступлений. Доля взносов существенно колеблется по различным корпорациям, предприятиям и странам. Чем мощнее и богаче корпорация, тем меньше доля взносов рабочих и служащих. Особенность накопления капитала пенсионных фондов заключается в том, что он формируется в основном за счет взносов предпринимателей, рабочих и служащих, аккумулируемых как и при страховании жизни на довольно длительные сроки - 1 0 и более лет. Пенсионные фонды обладают долгосрочными денежными средствами и вкладывают их в правительственные и частные ценные бумаги. Почти 80% активов пенсионных фондов составляют ценные бумаги частных корпораций. При этом свыше 30% активов приходится на обыкновенные акции, что позволяет пенсионным фондам активно влиять на политику корпораций. Кроме того, пенсионные фонды вкладывают денежные средства в акции собственных корпораций, главным образом в обыкновенные акции.

Пенсионные фонды, управляемые банками, широко используются последними для приобретения больших пакетов акций крупных корпораций, за что коммерческие банки получают значительные комиссионные. Это позволяет сконцентрировать в руках нескольких фондов большую часть ценных бумаг, особенно акций.

      1. Негосударственные пенсионные фонды.

 Негосударственный пенсионный фонд - некоммерческая финансовая организация, действующая по сберегательно-накопительной схеме, когда размер пенсии пропорционален накопленной сумме, либо по принципу фиксированной выплаты пенсии по достижению клиентом пенсионного возраста. 

Частное пенсионное обеспечение возникло как противовес неудовлетворительному государственному социальному обеспечению, а также как результат борьбы трудящихся за свои социальные права. На развитие пенсионных фондов оказало влияние стремление корпораций и предприятий привлечь наиболее квалифицированную рабочую силу на свою сторону. Активно пенсионные фонды начинают развиваться на Западе, после Второй мировой войны, хотя первый пенсионный фонд был создан в1875 г. в США.

Частный пенсионный фонд, согласно закону, образуется как некоммерческая организация, аккумулирующая пенсионные взносы и производящая пенсионные выплаты в соответствии с условиями договора. Для прироста собранных средств с условиями договора. Для прироста собранных средств пенсионный фонд должен передавать их специальному учреждению по управлению активами пенсионного фонда. За исключением заранее оговоренной доли в виде комиссионных весь получаемый комиссией доход используется исключительно на определенные уставом фонда цели (в основном на выплату пенсий). В этом проявляется некоммерческий характер негосударственного пенсионного фонда. Частные пенсионные фонды используют различные схемы пенсионных выплат: выплата пожизненной пенсии; пенсионные выплаты в течение оговоренного ряда лет, но не менее пяти; единовременная выплата части пенсионной суммы и гарантированный размер пенсионных выплат в течение оговоренного периода. При этом фонды используют варианты с наследованием пенсионных сумм.

Инвестиционная компания ПФ должна базироваться на принципах  диверсификации, минимального риска  и долгосрочных вложений. Однако высокая  инфляция заставляет маневрировать. Когда  возникает альтернатива между короткими  деньгами и вложениями их в долгосрочные программы, то инфляция подталкивает к коротким деньгам. В то же время для долгосрочных вложений ПФ необходимо находить значительный начальный капитал, а не размениваться на так называемые конъюнктурные вложения.

Официальными документами предусматривается свобода перемещения вкладов между различными негосударственными пенсионными фондами, что при определенных условиях создает конкуренцию между ними. Средства клиентов постепенно будут перемещаться в более выгодные для них фонды, которые сумели лучше использовать аккумулированные средства. Когда этот механизм начнет работать, число различных негосударственных пенсионных фондов, быстро растущее сейчас, со временем начнет уменьшаться.

За привлекаемые средства негосударственные пенсионные фонды ведут борьбу с коммерческими банками, страховыми компаниями и другими финансовыми посредниками. Доля пенсионных фондов окажется тем большей, чем ниже темп инфляции в стране.

Одним из классических способов массированного привлечения новых  вкладчиков служит реклама. На нее обычно тратятся значительные средства, особенно в период становления. Однако главная реклама для пенсионных фондов определяется началом выплат и спектром оказываемых услуг.

Чем этот спектр шире, тем  лучше. В спектр оказываемых услуг, в частности, входят: страхование жизни пожилых людей; льготное страхование жизни любого участника фонда; обеспечение медицинской страховки; накопительные счета для приобретения собственного дома, садового участка, товаров длительного пользования; выдача для определенных категорий вкладчиков беспроцентных ссуд на приобретение недвижимости и пр.; частичная или полная оплата услуг, необходимых престарелым людям. При этом в разных регионах ведущими могут быть различные услуги.

Для быстрого накопления средств вновь создаваемый негосударственный пенсионный фонд начинает не столько с физических лиц, сколько с предприятий. Поэтому важное значение (сравнимое по значимости с рекламой) имеют отработка процедуры заключения коллективных договоров на пенсионное обслуживание с предприятиями, а также технологии втягивания в сферу своего влияния мелких негосударственных пенсионных фондов, создаваемых обычно на отдельных предприятиях. При этом должна использоваться различная тактика для рентабельных и убыточных предприятий (банкротов).

Взнос, как правило, представляет собой определенный процент от фонда  оплаты труда предприятий, а выплачивается  он из прибыли. В результате пенсионный фонд получает сразу солидные накопления, да и для клиентов фонда это  выгодно – не страдает их заработная плата. В перспективе выгодными сферами вложений активов служат жилье, недвижимость, высокие технологии и человеческий капитал (здоровье, образование, переквалификация, трудоустройство и пр.).

Интерес предприятий  к пенсионному фонду в принципе устойчив и серьезен. Благодаря такому фонду они могут получить значительные налоговые льготы, решить проблему закрепления кадров, получить необходимые финансовые средства для развития собственного производства.

Существует недоверие  многих граждан к негосударственным пенсионным фондам, поскольку эти фонды еще не зарекомендовали себя как надежные, добросовестные и выгодные населению финансовые посредники.

Расцвет негосударственных  пенсионных фондов в России наступит, когда:

-Темп инфляции уменьшится и долгосрочные вложения капитала на основе современных достижений НТП станут прибыльными;

-Процесс обновления постоянного капитала в России за счет национальных, а не только иностранных инвестиций станет массовым;

-Начнется массовая выплата пенсий;

-Появятся серьезные налоговые льготы для предприятий, переводящих часть средств в пенсионные фонды;

-Совокупные активы негосударственных пенсионных фондов станут сравнимы с совокупными активами коммерческих банков.

В России за счет бюджета  планируется выплачивать только социальные пенсии, а одним из основных институтов станут негосударственные пенсионные фонды, в которых будут формироваться базовые, дополнительные и льготные пенсии.

Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) являются некоммерческими организациями социального образования.

 Специфической особенностью НПФ является чрезвычайно долгосрочный характер его финансовых отношений с вкладчиками и участниками.

  Негосударственное пенсионное обеспечение позволяет работнику предприятия или иному физическому лицу получать дополнительную пенсию за счет добровольных пенсионных или страховых взносов самого работника либо третьих лиц в его пользу. Оно осуществляется независимо от системы государственного пенсионного обеспечения.

 На данном этапе  развития в нашей стране рынок НПФ еще недостаточно развит. Закон «О негосударственных пенсионных фондах», регулирующий деятельность НПФ, принят с большим трудом менее полутора лет назад. Не хватает подзаконных актов, положений, нормативов, регулирующих и разъясняющих действие того или иного закона. Кроме того, данный закон регулирует лишь вопросы создания и деятельности НПФ. Полностью отсутствует законодательная база, определяющая правовые аспекты негосударственного пенсионного обеспечения.

      Сейчас  зарегистрировано чуть более 300 НПФ, из них реально функционируют около 150. Из более чем 1000 фондов, образовавшихся с 1992 г., свыше 50% были отсечены как не справляющиеся со своими функциями или занимающиеся другими видами деятельности. Многие исчезли сами, причем часто с деньгами участников фонда. Когда сторонники НПФ ссылаются на западные примеры, они забывают, что там фонды работают в основном с физическими лицами, у нас же 95% выплат приходится на корпоративные фонды (за весь 1998 г. они составили всего 250 млн. руб.).

      Важнейший  вопрос – инвестирование собранных взносов. НПФ возмещает собранные резервы через специальную коммерческую организацию – управляющую компанию. В данном случае скопирована западная модель, которая в наших условиях дала прямо противоположенный эффект. Учитывая, что размер пенсий заранее не устанавливается и зависит от получения дохода, повсеместной практикой стало занижение настоящего дохода от инвестирования резервов,  лишнее звено при слабом контроле резко снижает надежность всей системы.

Практически доверяют такой  модели только корпорации, владеющие как НПФ, так и управляющей компанией, что превращает НПФ в инструмент решения далеко не социальных проблем. При этом мало шансов не только на эффективное вовлечение собранных ресурсов в экономику страны, но и просто на осуществление контроля со стороны государства за финансовыми потоками.

      Несмотря  на это сейчас намечается некоторая  тенденция поддержания НПФ.

Ярким примером может служить введение налоговых льгот для НПФ:

     - Платежи по договорам с негосударственными пенсионными фондами, имеющими государственную лицензию, включаются в стоимость продукции (работ, услуг).

    -  В перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, включены суммы работодателей по договорам с негосударственными пенсионными фондами.

      -Между тем последний кризис нанес сокрушительный удар по НПФ. Большинство фондов перестали выполнять свои обязательства перед вкладчиками из-за кризиса на фондовом рынке, из-за прекращения погашения государственных ценных бумаг и т. п. И если с корпорациями фонды еще работают, то частный вкладчик надолго потерял доверие к НПФ.

С самого начала существования  НПФ постоянно дебатировался  вопрос: являются ли НПФ прежде всего  финансовым институтом (хотя и выполняющими социальную функцию) или же социальным институтом (хотя и действующим в финансовой сфере). От ответа на этот вопрос зависело, как именно организовать регулирование НПФ: если они преимущественно финансовые институты, то регулировать надо прежде всего их финансовое состояние и финансовые операции, - как это делается применительно к банкам, страховым компаниям, профессиональным участникам рынка ценных бумаг. Если же НПФ являются по преимуществу социальными институтами, то и регулировать надо было бы прежде всего социальные аспекты их взаимодействия с клиентами (прежде всего с физическими лицами), их воздействие на социальную среду, а уже во вторую очередь заботиться о финансовом регулировании[1].

Теоретически этот вопрос решался  в пользу гипотезы о социальной природе  НПФ.

Информация о работе Парабанковская система как составляющая кредитной системы РФ