Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 08:52, дипломная работа
Современная социальная политика Казахстана нацелена на перманентное увеличение пенсионного обеспечения. Как подчеркнул Президент страны Н.А. Назарбаев в своем Послании 2008 года, «Обеспечение социального благополучия должно сопровождаться повышением качества жизнедеятельности, а также человеческих ресурсов страны… при этом к 2011г. размеры базовых пенсионных выплат должны вырасти до 50% от размера прожиточного минимума».1
Введение …………………………………………….……………………………3
Глава1. Теоретические основы пенсионного обеспечения населения ….8
Мировая и казахстанская практика пенсионного обеспечения
населения ……………..………………………………………………… ..8
Социально-экономические особенности пенсионного
обеспечения населения Республики Казахстан …………………… …..25
Глава 2. Анализ современного состояния накопительной пенсионной
системы Казахстана…… ……… ……………… ……..…… .28
2.1. Организационно - правовые основы деятельности пенсионных
фондов …………… ………………………………………………… …..28
2.2. Анализ функционирования накопительной пенсионной
системы Республики Казахстан……………………………………….. 31
Глава 3. Перспективные направления совершенствования
деятельности пенсионных фондов . ………………………… …37
Заключение …………………….………………………………………… …… 49
Список использованных источников …………………………
населения ……………..………………………………………………… ..8
обеспечения населения Республики Казахстан …………………… …..25
Глава 2. Анализ современного состояния накопительной пенсионной
системы Казахстана…… ……… ……………… ……..…… .28
2.1. Организационно - правовые основы деятельности пенсионных
фондов …………… ………………………………………………… …..28
2.2. Анализ функционирования накопительной пенсионной
системы Республики Казахстан……………………………………….. 31
Глава 3. Перспективные направления совершенствования
деятельности пенсионных фондов . ………………………… …37
Заключение …………………….………………………………………… …… 49
Список использованных источников …………………………………… ….. 60
Современная социальная политика Казахстана нацелена на перманентное увеличение пенсионного обеспечения. Как подчеркнул Президент страны Н.А. Назарбаев в своем Послании 2008 года, «Обеспечение социального благополучия должно сопровождаться повышением качества жизнедеятельности, а также человеческих ресурсов страны… при этом к 2011г. размеры базовых пенсионных выплат должны вырасти до 50% от размера прожиточного минимума».1
Актуальность темы исследования. В настоящее время в Республике Казахстан, несмотря на положительные итоги рыночных реформ и позитивные сдвиги в макроэкономической динамике, состояние пенсионного обеспечения населения все еще не соответствует современным требованиям. Для Казахстана реформа пенсионного обеспечения с 1998 г. связана с появлением частного (негосударственного) сектора, с особенностями «ломки» командно-административной системы управления, с ограниченностью финансирования социальных нужд и персональной ответственностью каждого трудоспособного гражданина за свое обеспечение в старости.
Следует отметить, что
на начальном этапе реформа
Пенсионные активы за период с начала пенсионной реформы неоднократно являлись источником заимствования для государства, использовались для реализации приоритетных направлений правительственных программ в разных сферах, в том числе в реальном секторе экономики. Предприятия промышленности получили возможность доступа к новым, относительно недорогим финансовым ресурсам.
Формирование частного пенсионного
обеспечения сняло остроту
Появление накопительных пенсионных фондов – явилось мощным стимулом развития банковского сектора, так как в условиях усиления конкуренции со стороны этих фондов банки были вынуждены создавать новые инструменты инвестирования, искать новые инвестиционные проекты, новых клиентов для кредитования, работать с ними на качественно новом уровне. Результатом конкуренции на денежном рынке было то, что стоимость кредитов все в большей степени стала регулироваться рыночными механизмами, а не монопольным положением банков, и максимально приблизилась к справедливой цене. Впервые пенсионные взносы стали выполнять одновременно две важные функции – увеличивать реальную пенсию вкладчиков и инвестировать экономику страны. Фактически объемы пенсионных взносов следует считать вкладом населения в развитие экономики страны, поскольку пенсионные взносы накопительной системы поступают не в государственный бюджет, а направлены на развитие рынка капиталов. 2
Сейчас в стране функционируют накопительные пенсионные фонды, имеющие крупных учредителей, которые с самого начала наделили их немалыми средствами, «поставляют» вкладчиков, тем самым, избавляя от необходимости конкурировать за деньги клиентов, тем более - мелких. Благополучие таких фондов напрямую зависит от положения учредителей - вкладчиков и приближенных к ним клиентов, а вовсе не от ситуации на рынке пенсионных услуг. Получается, что на дополнительное пенсионное обеспечение пока могут рассчитывать, в основном, работники крупнейших предприятий, финансово-промышленных групп и банков.
Начиная с 2003 г. показатели доходности большинства фондов сложились ниже уровня инфляции. Если за рубежом доходность по ГЦБ превышает уровень инфляции, то в Казахстане отрицательная разница составляет порой до 5% у отдельных НПФ. При такой доходности пенсионные фонды не могут обеспечить инвестиционный доход своим вкладчикам.
Ценность пенсионной реформы, покупательная способность пенсий резко снизилась. Мотивы к участию в негосударственном пенсионном обеспечении, уплате страховых взносов ослабли, так как размер получаемой будущей пенсии и правила его определения остаются неясными большинству вкладчиков. Создание накопительных пенсионных фондов, основанных на добровольных пенсионных взносах, тарифах, разработанных актуарными методами, которые и могли бы обеспечить многим казахстанцам весомую прибавку к пенсии, остается задачей будущего. Тем самым нарушаются пенсионные права ныне работающих молодых людей, которые должны иметь четкое представление о том, какова будет судьба пенсионных отчислений и каков размер будущих пенсий. Реформирование пенсионного обеспечения в любом случае не должно снижать степень материальной защищенности все увеличивающегося контингента пенсионеров.
Десятилетняя практика реформирования
пенсионного обеспечения в
Изложенное обусловливает высокую актуальность исследований широкого круга вопросов, связанных с модернизацией пенсионного обеспечения.
Цели и задачи исследования. Цель дипломной работы – теоретико-методологическое обоснование новой модели пенсионного обеспечения населения в контексте модернизации национальной экономики страны и разработка механизмов инвестирования пенсионных активов в реальный сектор экономики, в частности в воспроизводство человеческого капитала.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи, определившие логику исследования, его содержание и структуру:
1. исследовать теоретические основы пенсионного обеспечения и выявить возможности их применения в казахстанской практике;
2. проанализировать порядок организации и опыт функционирования негосударственных пенсионных фондов, а также современную практику реформирования пенсионного обеспечения в странах СНГ и развитых странах мира с целью определения возможности применения зарубежного опыта в казахстанской практике;
3. изучить и проанализировать
организационную структуру и
порядок функционирование
4. раскрыть институциональную основу новой модели пенсионного обеспечения и роль накопительного пенсионного фонда как системообразующего фактора.
Методологической и
теоретической основой исследов
В основу методологии исследования положены классические принципы системного подхода в управлении социально-экономическими процессами. Использованы международные рекомендации по вопросам негосударственного пенсионного обслуживания населения.
Базой исследования явились законодательные и нормативные акты Республики Казахстан, регулирующие деятельность накопительных пенсионных фондов, материалы периодической печати, результаты прикладных экономических исследований в масштабе Казахстана, данные Агентства РК по статистике, Агентства РК по регулированию и надзору за финансовыми рынками и финансовыми организациями, Министерства финансов РК, Министерства труда и социальной защиты РК.
В работе использовались разнообразные методы исследования: статистически, логического и структурного анализа, анализа и синтеза, методы расчета, сравнения и обобщения.
обеспечения населения
В рыночной экономике пенсионное обеспечение
населения необходимо рассматривать
как обязательную (принудительную)
экономическую необходимость
По мнению отечественных исследователей, пенсия – это определенная часть дохода человека, которая в период его трудовой деятельности отчисляется в виде страховых взносов в пенсионный фонд для капитализации и выплачивается в будущем при наступлении страхового случая (пенсионного возраста, инвалидности, потери кормильца), она имеет денежную форму. Источник происхождения - трудовые доходы, а именно – заработная плата. Согласно трудовой теории стоимости, категория заработной платы выступает в качестве определенной формы дохода, получаемой работником в результате экономической реализации его способности к труду. 3
В рыночной экономике наблюдается раздвоение стоимости рабочей силы, одна часть которой в денежном выражении сохраняет традиционный статус заработной платы, другая же, экономически обособленная, составляет стоимость бывшей рабочей силы достигшей периода нетрудоспособности. Последняя приобретает особую форму дохода – пенсии, а ее получатель становится субъектом рыночных отношений, также имеющим особый статус – пенсионер.
Пенсионное обеспечение - это правовые и социально-экономические институты по накоплению части доходов граждан для материального и натурального (социальные услуги) обеспечения своей старости, либо случаев наступления инвалидности или потери кормильца. Объектом пенсионного обеспечения является все население страны, субъектами – структуры (организации, учреждения), обеспечивающие организацию и управление пенсионным обеспечением.
Негосударственное пенсионное обеспечение является сферой коммерческой деятельности пенсионных фондов, которые определяют действие такого вида, как частные пенсии. Здесь включаются накопительные персонализированные схемы сбора пенсионных взносов негосударственными пенсионными фондами. Эти специализированные корпорации в обязательном порядке инвестируют средства вкладчиков на национальных и международных финансовых рынках с тем, чтобы за счет полученных доходов защитить данные средства от инфляции, и обеспечить более высокие темпы роста сбережений.
Государства создают соответствующие пенсионные системы, которые не идентичны понятию «пенсионное обеспечение». В общепринятом понимании, пенсионная система – это совокупность взаимосвязанных структур по организации и управлению пенсионным обеспечением, а также правовые и социально-экономические механизмы материального и натурального обеспечения граждан при наступлении старости, инвалидности или потери кормильца.
Реформирование пенсионного обеспечения рассмотрено в единстве с созданием адекватной его требованиям институциональной среды. В сфере пенсионного обеспечения система институтов (совокупность правил) выполняет соответствующие функции. Поэтому необходимо своевременно изменять институты в соответствии с новыми требованиями, возникающими со временем в системе «пенсионные взносы – пенсионные фонды – пенсионные выплаты», что позволит избежать негативного воздействия этих институтов на пенсионное обеспечение.4
Эффективность институциональных преобразований в пенсионном обеспечении все больше зависит от того, на какие социальные институты и механизмы они опираются, какие социальные рычаги используют и к каким изменениям социальных индикаторов ведут. Нужно развивать то направление социально-экономической политики, которое обеспечивает наращивание человеческого потенциала, включающего жизненный потенциал людей (взаимосвязанное развитие физических ресурсов человека и демографического развития); наращивание интеллектуального капитала (знаний, навыков, профессионализма); повышение уровня и качества жизни. В этой связи следует отметить, что деятельность накопительных пенсионных фондов с точки зрения инвестирования их активов в человеческий капитал в отечественной науке практически не изучалась.