Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 08:52, дипломная работа
Современная социальная политика Казахстана нацелена на перманентное увеличение пенсионного обеспечения. Как подчеркнул Президент страны Н.А. Назарбаев в своем Послании 2008 года, «Обеспечение социального благополучия должно сопровождаться повышением качества жизнедеятельности, а также человеческих ресурсов страны… при этом к 2011г. размеры базовых пенсионных выплат должны вырасти до 50% от размера прожиточного минимума».1
Введение …………………………………………….……………………………3
Глава1. Теоретические основы пенсионного обеспечения населения ….8
Мировая и казахстанская практика пенсионного обеспечения
населения ……………..………………………………………………… ..8
Социально-экономические особенности пенсионного
обеспечения населения Республики Казахстан …………………… …..25
Глава 2. Анализ современного состояния накопительной пенсионной
системы Казахстана…… ……… ……………… ……..…… .28
2.1. Организационно - правовые основы деятельности пенсионных
фондов …………… ………………………………………………… …..28
2.2. Анализ функционирования накопительной пенсионной
системы Республики Казахстан……………………………………….. 31
Глава 3. Перспективные направления совершенствования
деятельности пенсионных фондов . ………………………… …37
Заключение …………………….………………………………………… …… 49
Список использованных источников …………………………
Доброволь-ная, частная пенсия (частное пенсионное обеспечение) |
Застрахован-ные граж-дане любого возраста, по-ла, места проживания, независимо от трудоза-нятости |
Определяется самим вкладчиком и зависит от размера пен-сионного взноса, страхового ста-жа, возраста, по-ла и т. д. |
— |
По инициа-тиве работо-дателя (если сумма стра-хового взно-са за работ-ника не пре-вышает 20-кратного рас-четного по-казателя, то сумма взноса включается в себестои-мость). Из чистой прибыли |
а) Граждане, третьи лица - в пользу застрахован-ного. б) Рабочие – от дохода (если сумма страхового взноса не превышает 10-кратного расчетного показателя, то налогом она не облагается) |
Данные таблицы 4 показывают, что размер страховых взносов, устанавливаемый в соответствии с предложенной моделью пенсионного, обеспечения не является обременительными для субъектов пенсионной системы. Но последовательное применение страхового принципа с целью снижения доли государственного бюджета в пенсии является обязательным условием формирования рациональной и справедливой системы пенсионного обеспечения в условиях рыночной экономики.
Исследование важнейших
аспектов реформирования пенсионного
обеспечения позволило
Однако проведение этой крупной реформы, затрагивающей практически все население страны, интересы всех хозяйствующих субъектов, на взгляд автора, недостаточно теоретически и методологически обосновано. Основная идея, принципы и механизмы проведения реформы, не обеспечивают сбалансированность интересов разных слоев населения (мало- и среднеимущих). При разработке стратегических направлений пенсионных преобразований не достаточно просчитывались их социальные последствия с целью смягчения неблагоприятного воздействия реформы на жизненный уровень населения и создания предпосылок для адаптации населения к рыночным условиям. Для того, чтобы реформа пенсионного обеспечения была эффективной и имела позитивные результаты необходим более полный учет негативных последствий, более точные обоснования и расчеты с тем, чтобы достичь соответствия целей, задач, программ социальной защиты пенсионеров, инвалидов или потерявших кормильца - с одной стороны, и средств, ресурсов, форм и методов их реализации – с другой.
При исследовании теоретических основ проведения реформы пенсионного обеспечения Казахстана выявлены серьезные проблемы. Так, в качестве научной базы используется лишь одно из направлений неоклассической экономической теории – либерализм в его монетаристском исполнении, и в недостаточной мере учитываются основные положения неокейнсианства, институционализма и других направлений. Положенные в основу пенсионной реформы монетаристские постулаты предусматривают достаточно узкий и ограниченный набор мероприятий по обеспечению пенсиями наиболее уязвимых слоев населения. Такой подход содействовал дезинтеграции пенсионного дела, углублению разрыва между финансовым и реальным секторами экономики. Между тем, даже незначительные просчеты, сбои и неувязки в осуществлении программных намерений относительно пенсионной реформы чреваты серьезными отрицательными последствиями с последующей дискредитацией в глазах населения накопительного механизма.
Современными исследованиями
выявлены недостаточные теоретико-
Основными признаками кризиса современного пенсионного обеспечения являются: критическое понижение уровня реальной пенсии у нынешних пенсионеров с учетом уровня инфляции; неуверенность в завтрашнем дне у будущих пенсионеров, поскольку они не могут просчитать размер ожидаемой пенсии; отсутствие методически обоснованного пенсионного страхования.
В настоящее время
реформа пенсионного
- для пенсионного обеспечения
людей, уже достигших
- лица предпенсионного
возраста, несмотря на реформу,
также не могут повлиять на
размер причитающейся им
- для будущих пенсионеров
пенсионное обеспечение стало
более понятным логичнее и
больше привязано к
Анализ позволил установить,
что негосударственное
Модернизация пенсионного
обеспечения Казахстана затруднена
в связи с отсутствием
К негативным факторам институционального
характера относится и
Анализ ситуации позволяет сделать вывод, что в Казахстане с помощью пенсионных средств экономика может получить дополнительные инвестиционные ресурсы, которые на порядок выше банковских, с точки зрения их объема, срочности и «дешевизны». Однако отсутствие развитого инвестиционного спроса на долгосрочные финансовые ресурсы пенсионных фондов порождает проблемы с эффективным размещением пенсионных накоплений. Финансовые рынки в Казахстане не готовы к инвестиционной деятельности накопительных пенсионных фондов. Даже при появлении реальных инвестиционных проектов, для финансирования которых могут использоваться пенсионные резервы, пенсионным фондам в большинстве случаев не удается стать прямыми инвесторами в связи с высоким уровнем риска подобных операций. Отсутствие отработанных механизмов перераспределения риска служит серьезным ограничителем для развития системы накопительных пенсий и проведения эффективной инвестиционной политики пенсионными фондами.
Одна из причин всех вышеуказанных недостатков состоит в том, что правовая база пенсионной реформы существенно отстает и даже препятствует формированию реальных предпосылок ее проведения. Пенсионное законодательство не могло обеспечить четкого разграничения и соответствующего регулирования обязательного и добровольного пенсионного страхования. Многие статьи законодательства носят размытый, неясный характер, что отрицательно отразилось на качестве первичной документации, на точности определения сроков пенсионных договоров, возраста начала выплат пенсий, размеров комиссионных вознаграждений и т. д.
Особую опасность представляет то, что принимаемые подзаконные акты приостанавливают действие основного закона, выхолащивают и изменяют его суть. Подзаконные и ведомственные акты порождают проблемы, в результате возникает множество недоразумений, не связанных с функционированием даже главного звена негосударственного пенсионного обеспечения - накопительных пенсионных фондов, основанных на методах расчета актуарных обязательств.
Методы организации функционирования накопительных фондов как социально-финансовых институтов, термины, понятия, используемые в практике развитых стран (социальные и профессиональные риски, эквивалентность пенсионных взносов и выплат, увязка уровней получаемой пенсий и пенсионных тарифов, пенсионные схемы, актуарные расчеты, выкупная сумма и т. д.), в повседневной деятельности еще не используются. Эти и другие классические элементы и механизмы системы пенсионного страхования, характерные для стран с развитой рыночной экономикой, все еще представляются отвлеченными категориями, а не жизненно важными регуляторами пенсионного обеспечения. Поэтому для формирования и совершенствования накопительного пенсионного фонда предстоит найти правовые формы, организационные и экономические механизмы, обеспечивающие реализацию важнейших принципов пенсионного страхования.
Результаты современных исследований убеждают, что еще рано говорить о том, что формирование модели пенсионного обеспечения, выбор институтов и механизмов пенсионного обеспечения завершены. Продолжается поиск организационно-правовых институтов и экономических механизмов, необходимых для выработки новой парадигмы пенсионного обеспечения. Поскольку негосударственное пенсионное обеспечение Казахстана пока функционирует лишь в режиме накопления, не выплачивая пенсий, то говорить о ее успехе и даже называть ее полноценной пенсионной системой преждевременно.
Сегодня разработана модель пенсионного обеспечения с акцентом на формирование институциональных условий и норм пенсионного обеспечения, повышение уровня пенсий малообеспеченных слоев населения. Разработана новая структура системы пенсионного обеспечения с целью формирования необходимых институциональных условий. В основу формирования этих условий положен принцип разграничения материальной ответственности субъектов пенсионных отношений: государства, работодателей, наемных работников. В частности, государство освобождается от выплаты пенсии, от субсидиарной функции, т. е. дополнительной ответственности по обязательствам накопительных пенсионных фондов перед пенсионерами. В то же время государство стало субъектом пенсионного обеспечения, источником финансирования всех бюджетных работников страны.
Разработан механизм и правовая основа института пенсионного страхования, предполагающие развитие коллективных и индивидуальных форм страхования. Причем для малоимущих слоев населения в качестве определяющих предложены коллективные формы пенсионного страхования. Разработан механизм солидарной уплаты пенсионных взносов субъектами пенсионной системы, для обеспечения достаточной пенсией малооплачиваемых вкладчиков. Разработан механизм финансирования обязательной солидарно-индивидуальной пенсии. Исходя из факта, что действующая накопительная система не предусматривает солидарного перераспределения денежных средств между будущими пенсионерами, обоснована необходимость ее модернизации с целью дополнения механизма индивидуального накопления механизмом солидарной системы. Аргументам в пользу такой модели выплаты пенсий служит то, что без солидарно- индивидуальной системы финансирования лица с низкими и средними доходами, подверженные риску стать безработными или нетрудоспособными, за счет собственных отчислений от доходов старость не обеспечат.
Разработана новая модель пенсионного обеспечения населения, которая содержит: а) принципы пенсионного страхования; б) коллективную форму защиты, позволяющую гармонично сочетать интересы и ответственность трех социальных субъектов: работников – работодателей – государства; в) основные принципы организации: самоответственность работников; солидарная ответственность работников и работодателей; оптимальная поддержка нуждающихся государством; г) пенсионные схемы, построенные на принципах как накопления, так и распределения, определяющие долю ответственности работников – работодателей – государства, д) методические основы финансовой устойчивости системы (доходная часть), порядка начисления пенсий (расходная часть) и структуры пенсионной системы; е) механизм достаточной материальной обеспеченности малоимущих категорий получателей пенсий. Управляться эта модель должна тремя сторонами, а не одной как сегодня.
В новой модели принцип солидарности, в отличие от распределительного способа финансирования, предусматривается не между поколениями («вертикальная» солидарность), а внутри поколений («горизонтальная» солидарность).
Разработанные институциональные условия функционирования пенсионной системы основаны на идее многокомпонентности институтов пенсионного обеспечения, каждый из которых адекватен для определенных категорий населения:
- институт государственной