Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 08:52, дипломная работа
Современная социальная политика Казахстана нацелена на перманентное увеличение пенсионного обеспечения. Как подчеркнул Президент страны Н.А. Назарбаев в своем Послании 2008 года, «Обеспечение социального благополучия должно сопровождаться повышением качества жизнедеятельности, а также человеческих ресурсов страны… при этом к 2011г. размеры базовых пенсионных выплат должны вырасти до 50% от размера прожиточного минимума».1
Введение …………………………………………….……………………………3
Глава1. Теоретические основы пенсионного обеспечения населения ….8
Мировая и казахстанская практика пенсионного обеспечения
населения ……………..………………………………………………… ..8
Социально-экономические особенности пенсионного
обеспечения населения Республики Казахстан …………………… …..25
Глава 2. Анализ современного состояния накопительной пенсионной
системы Казахстана…… ……… ……………… ……..…… .28
2.1. Организационно - правовые основы деятельности пенсионных
фондов …………… ………………………………………………… …..28
2.2. Анализ функционирования накопительной пенсионной
системы Республики Казахстан……………………………………….. 31
Глава 3. Перспективные направления совершенствования
деятельности пенсионных фондов . ………………………… …37
Заключение …………………….………………………………………… …… 49
Список использованных источников …………………………
Для того чтобы восполнить имеющиеся в отечественной науке пробелы в области теории и методологии пенсионного обеспечения, прежде всего, необходимо уточнить социальную природу пенсионных выплат, которая по-разному определяется различными исследователями. Многие исследователи в качестве целевого предназначения пенсии выделяют лишь необходимость материального обеспечения граждан, достигших пенсионного возраста. Подобный подход носит крайне упрощенный характер, сформировавшийся еще во времена советского социального обеспечения и пришедший в противоречие с современным пониманием страховой природы пенсии. К тому же пенсия отождествлялась с безвозмездным пособием государства работнику после его выхода на пенсию или по другим причинам.10
В действительности же, в условиях рыночных отношений пенсионное обеспечение является одной из форм социальной защиты населения от различных социальных рисков. Это связано с тем, что в течение своей жизнедеятельности человек доживает до старости, рискует потерять трудоспособность из-за болезней, несчастного случая или потерять кормильца. В этих случаях ему необходима страховая защита от этих видов социального риска.
Социальный риск представляет собой вероятность наступления материальной необеспеченности в результате утраты заработка или трудового дохода по объективным, социально значимым причинам, а также вследствие возникшей необходимости в дополнительных расходах на лечение и оплату социальных услуг. При этом страховой случай можно определить как неизбежность наступления старости и вероятность наступления инвалидности, потери кормильца. В случае наступления этих объективных социально значимых событий вкладчику обеспечивается страховые выплаты в виде одноименной пенсии. Таким образом, при пенсионном страховании в качестве социального риска выступает не изменение материального положения работающих граждан, а наступление пенсионного события (достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца и т. д.), которое обязывает пенсионный фонд осуществлять выплату пенсии, указанную в пенсионном договоре. Страховым случаем считается совершившееся событие, предусмотренное пенсионным договором или законом, с наступлением которого у пенсионного фонда возникает обязанность произвести пенсионные выплаты.11
Иначе говоря, пенсия назначается не в связи с утратой в этих случаях дохода, необходимого для жизнеобеспечения человека, а в связи с наступлением страховых случаев. При этом предоставлять какие-либо доказательства утраты дохода от трудовой деятельности для приобретения права на пенсию не требуется. Все это позволяет определить пенсию не как компенсацию работнику утраченного им дохода при наступлении соответствующего социального события, а как накопленный доход за трудоспособный период жизни человека для обеспеченной старости. 12
Если социальный случай – это
уже наступившее
Кардинальное решение проблемы пенсионного обеспечения в Казахстане требует изменения взгляда на идеологию пенсионной реформы, предполагающего учет социальных рисков.
Глава 2. Деятельность пенсионных фондов в Республике Казахстан
В основу становления и развития частного пенсионного обеспечения в Республике был положен Закон РК «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» от 20 июня 1997 г. В соответствии с этим законом, главным признаком пенсионной реформы стало открытие индивидуальных счетов каждому работнику и появление возможности для него распорядиться собственными пенсионными взносами и инвестиционными доходами. Поэтому в условиях, когда пенсия становится результатом личных накоплений работников, отношения между субъектами пенсионного обеспечения должны принципиально изменится. Государство должно оставить за собой лишь минимальный набор контрольных функций, необходимый и достаточный для исключения злоупотреблений в пенсионной сфере.
Десятилетний опыт пенсионного реформирования показал, что законодательная база в этой области должна совершенствоваться и быть переориентирована на регулирование деятельности частных накопительных пенсионных фондов.
Такие попытки в течение 1997-2007 гг. предпринимались неоднократно, однако они внесли не кардинальные изменения в действующее законодательство в этой области, а лишь частичные поправки. Дополнительно разработанные нормативные правовые акты не конкретизировали положения принятого закона, а только скорректировали их, что привело к искажению некоторых статей уже действующего закона.
Например, в третий раз изменения и дополнения в закон были внесены в 2002 г. (Закон № 369-11), однако эти новшества могут негативно повлиять на развитие системы пенсионного обеспечения в условиях рынка. Это, к примеру, касается поправки, где государство гарантирует получателям (а не вкладчикам) в случае дефолта или банкротства НПФ не только возврат номинальной стоимости обязательных пенсионных взносов, но компенсацию в размере инфляции. Такое положение противоречит принципам рыночной экономики, т. к. в условиях рынка ни одно юридическое или физическое лицо не может нести ответственности и возмещать материальный ущерб другого лица. Тем более, что уже пятый год НПФ Казахстана имеют доходность ниже показателя инфляции, а следовательно не могут компенсировать упущенную выгоду будущим пенсионерам.
Не имеющим практического
Нельзя не отметить, что серьезный
ущерб развитию пенсионной системы
может нанести введение «договора
пенсионного аннуитета». Несоблюдение
принципов пенсионного
Введение четвертой поправки в Закон РК «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» (в 2005г., Закон № 58-111) не устранило назревших проблем. Так, закон не дает определения организационно - правовой формы негосударственного пенсионного фонда, поэтому не ясно, является ли он ”некоммерческой” или ”коммерческой” организацией. Между тем, следует иметь в виду, что некоммерческая организация в соответствии с Гражданским кодексом Республики Казахстан (ст. 34), не имеет в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяет полученную прибыль между участниками, в то время как цель накопительного пенсионного фонда – получение прибыли для выплаты ее в качестве обговоренной в договоре пенсии.
В законе не заложена самостоятельная статья о «пенсионных схемах» и «актуарной оценке» способности накопительных пенсионных фондов отвечать по своим финансовым обязательствам, а предусмотрен лишь один пункт (п. 2 ст. 4), касающейся этого вопроса и служащий основанием для введения «пенсионных схем» и «актуарных показателей» в типовые правила, договора и для сбора «добровольных пенсионных взносов». Однако из-за отсутствия специфических рамок функционирования для накопительных пенсионных фондов данное положение до настоящего времени не было реализовано. Кроме того, закон о пенсионном обеспечении не учитывает объективную потребность в формировании новых общественно-трудовых отношений, адекватных складывающимся рыночным условиям, а также возможности использования пенсионного обеспечения как государственного инструмента в реструктуризации отечественной экономики (естественно, без ущерба для интересов населения страны).
Таким образом, пенсионное законодательство РК по существу закрепляет отсутствие прямой связи между размерами взносов и выплат пенсий, конкуренции между пенсионными фондами, и другие недостатки в механизмах проведения пенсионной реформы.
Сказанное обуславливает необходимость дальнейшего совершенствования концептуальной и правовой основы пенсионного обеспечения в Республике Казахстан. Совершенствование законодательства должно осуществляться в том направлении, чтобы способствовать увеличению самостоятельности в деятельности накопительных пенсионных фондов, для этого предлагается организовать «единую пенсионную службу». По общему мнению, в этой новой структуре накопительной пенсионной системы могут быть объединены все функции по пенсионному обеспечению - от сбора денежных средств, аккумуляции пенсионных взносов, финансирования пенсионных средств, до их расходования – назначения (перерасчета), выплаты и доставки пенсий.
Анализ практики пенсионной реформы в Казахстане и механизмов ее проведения позволяет сделать вывод, что эффективное использование пенсионных средств независимо от источника их поступления требует формирования принципиально новых подходов, закрепленных нормативно-законодательной базой.
2.2. Анализ функционирования накопительной пенсионной
системы Республики Казахстан
Портфели казахстанских накопительных пенсионных фондов, равно как и зарубежных, проявляют высокую чувствительность к потрясениям, как на мировых, так и на внутреннем фондовых рынках, обострившимся во втором полугодии 2008 года, на фоне банкротства крупнейших финансовых корпораций мира. Уровень доходности пенсионных активов существенно снизился в результате обесценения ряда финансовых инструментов, находящихся в портфеле казахстанских НПФ. В условиях высокой напряженности на финансовых рынках, проблема дефицита финансовых инструментов существенно обострилась.
По состоянию на 01.10.2008 года в Казахстане функционировали 14 накопительных пенсионных фондов. Пенсионные активы, увеличившись с октября прошлого года на 24,4%, составив в абсолютном выражении 1 377,8 млрд. тенге. При этом среднемесячное увеличение пенсионных активов за период с 01.10.2007 года по 01.10.2008 года составило 22,5 млрд. тенге. Пенсионные накопления вкладчиков (получателей) с ростом по отношению к аналогичному периоду прошлого года на 274,5 млрд. тенге (24,78%) составили 1 382,0 млрд. тенге. Доля пенсионных накоплений в ВВП страны возросла по сравнению с октябрем прошлого года на 0,3 п.п. и по состоянию на 01.10.2008 года составила 9,2%. Вместе с тем, следует отметить, что впервые с начала функционирования накопительной пенсионной системы Казахстана в сентябре текущего года зафиксировано снижение пенсионных накоплений, что объясняется существенным сокращением инвестиционного дохода НПФ в связи с волатильностью на финансовых рынках и связанным с этим отрицательным трендом рыночных котировок на ценные бумаги, находящиеся в инвестиционных портфелях НПФ (рисунок 3).
Рис. 3. Пенсионные накопления НПФ и инвестиционный доход (млрд.тенге)
Более того, со второго полугодия текущего года у накопительных пенсионных фондов отмечен отрицательный инвестиционный доход. Так, «чистый» инвестиционный доход НПФ за третий квартал 2008 года уменьшился на 34 млрд. тенге. Также наблюдается снижение доли «чистого» инвестиционного дохода в общей сумме пенсионных накоплений вкладчиков (получателей) с 28,1% на начало года до 24,46% по состоянию на 01.10.2008 года.
Средневзвешенные коэффициенты номинального дохода по пенсионным активам накопительных пенсионных фондов наметили устойчивый тренд к снижению со второго полугодия текущего года. По состоянию на 01.10.2008 года накопленный уровень инфляции за год в более чем 3,5 раз превысил средневзвешенный коэффициент номинального дохода за год, тогда как превышение уровня инфляции за 3 и 5 лет над средневзвешенными коэффициентами номинального дохода за те же периоды составило не более 1,5 раз (рисунок 4).
Рис. 4. Средневзвешенный коэффициент номинального дохода НПФ и накопленный уровень инфляции
Несмотря на снижение
«чистого» инвестиционного
Рис. 5. Динамика изменения инвестированных пенсионных активов и «чистого» инвестиционного дохода (млрд. тенге)
Сокращение размера инвестиционного дохода, во многом, обусловлено существенным падением стоимости ценных бумаг казахстанских, а также иностранных эмитентов, представленных в портфеле накопительных пенсионных фондов, наблюдавшимся во второй половине текущего года на фоне корпоративных событий США, Европы, усиливших волатильность на глобальных фондовых рынках.
Существенное обесценение портфеля накопительных пенсионных фондов привело также к достижению отрицательных значений на 01.10.2008 года в показателях рентабельности и существенному увеличению объемов активов накопительных пенсионных фондов, взвешенных по степени кредитного риска (рис. 6, рис. 7).
*ROE (рентабельность капитала) – отношение чистого дохода (убытка) до налогообложения к собственному капиталу *ROA (рентабельность активов) - отношение чистого дохода (убытка) до налогообложение к общим собственным активам
Рис. 6. Показатели рентабельности деятельности пенсионных фондов
По состоянию на 01 октября 2008 года наблюдался переток инвестиций накопительных пенсионных фондов на внешние рынки, о чем свидетельствует увеличившаяся доля ценных бумаг иностранных эмитентов в структуре инвестиционного портфеля накопительных пенсионных фондов, что обусловлено, во многом, стремлением к диверсификации рисков, поскольку внешние рынки представлены достаточно широким перечнем эмитентов и инструментов, отвечающих требованиям в отношении рейтингов, наличия репутации и т.д. (рис.8). В то же время, поскольку ситуация на зарубежных рынках остается достаточно неопределенной и нестабильной, в особенности учитывая падение мировых фондовых индексов в октябре текущего года, в настоящее время накопительные пенсионные фонды осуществляют реструктуризацию инвестиционного портфеля с целью его ориентации в большей степени на внутренний рынок.