Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 08:52, дипломная работа
Современная социальная политика Казахстана нацелена на перманентное увеличение пенсионного обеспечения. Как подчеркнул Президент страны Н.А. Назарбаев в своем Послании 2008 года, «Обеспечение социального благополучия должно сопровождаться повышением качества жизнедеятельности, а также человеческих ресурсов страны… при этом к 2011г. размеры базовых пенсионных выплат должны вырасти до 50% от размера прожиточного минимума».1
Введение …………………………………………….……………………………3
Глава1. Теоретические основы пенсионного обеспечения населения ….8
Мировая и казахстанская практика пенсионного обеспечения
населения ……………..………………………………………………… ..8
Социально-экономические особенности пенсионного
обеспечения населения Республики Казахстан …………………… …..25
Глава 2. Анализ современного состояния накопительной пенсионной
системы Казахстана…… ……… ……………… ……..…… .28
2.1. Организационно - правовые основы деятельности пенсионных
фондов …………… ………………………………………………… …..28
2.2. Анализ функционирования накопительной пенсионной
системы Республики Казахстан……………………………………….. 31
Глава 3. Перспективные направления совершенствования
деятельности пенсионных фондов . ………………………… …37
Заключение …………………….………………………………………… …… 49
Список использованных источников …………………………
Рис. 7. Объемы активов НПФ, взвешенных по типам риска (млрд. тенге)
Рис. 8. Структура портфеля ценных бумаг НПФ
Несмотря на то, что законодательством Республики Казахстан предусмотрен широкий перечень финансовых инструментов, разрешенных к приобретению за счет пенсионных активов, в настоящее время, учитывая ситуацию на мировых фондовых рынках и высокую волатильность большинства финансовых инструментов, накопительные пенсионные фонды испытывают недостаток объектов для инвестирования.
В текущей ситуации с целью снижения инвестиционных рисков накопительным пенсионным фондам необходимо корректировать выбранную стратегию инвестирования пенсионных активов в сторону увеличения доли финансовых инструментов, наименее подверженных колебаниям международных фондовых рынков, что возможно при усилении системы риск-менеджмента в накопительных пенсионных фондах.
Глава 3. Перспективные направления совершенствования деятельности пенсионных фондов
Казахстанскими исследователями данной проблемы предлагается новая модель пенсионного обеспечения населения Казахстана, включающая схемы и механизмы выплаты пенсий для нынешних и будущих пенсионеров в отдельности.13 В соответствии с рисунком 9 показаны предлагаемые направления, источники и механизмы формирования пенсий для нынешних пенсионеров.
Пенсионное обеспечение
Предлагается использовать крупные дополнительные ресурсы для поддержки нынешних пенсионеров, поэтому рекомендовано внедрить нетрадиционные для нашей страны источники финансирования пенсии: учредить специальную лотерею для пенсионного обеспечения; выпустить специальные облигации, боны и т. д. Направить часть доходов от приватизации и природной ренты на дотации для пенсионеров.
Пенсионное обеспечение
В Модели пенсионного обеспечения населения Казахстана разработаны принципы создания ОРФНПС, обоснован порядок управления и механизмы финансирования. Так, механизм деятельности ОРФ предусматривает текущую финансовую поддержку НПФ и их санации. К примеру, в силу различных причин у пенсионных фондов могут возникнуть временные финансовые трудности, которые желательно не доводить до постоянных. Если НПФ, участник объединенного резервного фонда, по каким-то причинам вынужден прекратить свою деятельность, вновь созданная структура должна будет компенсировать накопления вкладчикам этого пенсионного фонда либо организовать их бесплатный переход в другой НПФ, который и будет в дальнейшем выплачивать дополнительную пенсию (т.е. осуществляются мероприятия по санации НПФ). 15
В Модели раскрыты и обоснованы три направления модернизации современного накопительного пенсионного обеспечения – системная, структурная и инвестиционная.
Системная модернизация пенсионного обеспечения. Прежде всего, следует вычленить две основные институциональные системы пенсионного обеспечения населения – солидарную и частную (негосударственную), имея в виду, в то же время, что не следует опираться на какую-то одну из них.
Как показывает мировой опыт, солидарно-распределительная система пенсионного обеспечения применяется в основном в условиях слабой экономики развивающейся страны, когда заработная платы большинства работающих характеризуется низким уровнем. В Казахстане, несмотря на положительные сдвиги в макроэкономической динамике, уровень заработной платы у большей части населения остается низким, поэтому при внедрении накопительного пенсионного обеспечения не рекомендовано отказываться от солидарной системы.
Метод накопительного финансирования пенсий характеризуется тем, что выплата пенсий производится из накопленного в этих целях денежного фонда. Поэтому негосударственное накопительное пенсионное обеспечение в чистом виде может быть применено лишь для высокооплачиваемых и среднеоплачиваемых работников. Что касается низкооплачиваемой категории работников, то у них нет возможности накопить достаточную сумму денег для получения достойной пенсии и следовательно этот вид финансирования пенсий для них не приемлем. В этой связи в новой модели пенсионного обеспечения предложен механизм солидарной уплаты пенсионных взносов внутри поколений: вкладчики и работодатели в обязательном порядке на паритетных условиях должны финансировать будущую пенсию наемным работникам. Таким образом, принцип солидарности, в отличие от распределительного способа финансирования, предусматривается не между поколениями («вертикальная» солидарность), а внутри поколений («горизонтальная» солидарность) и тем самым, обеспечивается новый подход к пенсионному обеспечению, когда граждане за трудоспособный период жизни накапливают пенсию только себе.
Второе направление
Рисунок 10 – Схема и механизмы пенсионного обеспечения будущих пенсионеров16
По наполнению пенсия будущего пенсионера в новой модели представлен тремя видами: гарантированная социальная, обязательная солидарно-индивидуальная и добровольная.
Первый вид – социальная пенсия должна быть выведена из системы общего пенсионного страхования и финансироваться из государственного бюджета, т. к. согласно Конституции Республики Казахстан (1995 г.) в стране устанавливается социально справедливое общество. Размер этой пенсии должен составлять не менее 80% (желательно 100%) величины прожиточного минимума по стране.
Второй вид - это «обязательная солидарно-индивидуальная пенсия», которая должна назначаться наемным работникам при наступлении социальных рисков, то есть пенсионного основания. Предлагаемая обязательная смешанная накопительная пенсия может формируется за счет следующих источники финансирования:
- солидарная часть
накопительной пенсии
- индивидуальная часть накопительной пенсии формируется самими наемными работниками за счет ежемесячных обязательных отчислений в размере 6% от заработной платы.
В такой модели обоснован механизм аккумулирования смешанных пенсионных взносов:
- ежемесячные обязательные
отчисления работодателями
- ежемесячные обязательные
Следующая принципиальная
особенность предлагаемой модели пенсионного
обеспечения состоит в
- размер взносов должен быть установлен в процентном отношении к величине заработной платы;
- выплата пенсии в
размере 60% от средней заработной
платы производится из
- если аккумулированные на индивидуальном счете средства не обеспечивают пенсию в размере 60% средней заработной платы, то разница будет покрываться за счет ОРФНПС.
В модели разработаны источники пенсионных взносов и формирования пенсии вкладчиков при обязательном пенсионном страховании. Как показано на рисунке 11, работодатели за каждого наемного работника ежемесячно перечисляют 10% от ФОТ на обезличенный счет в ОРФНПС, которая призвана производить пожизненную ежемесячную доплату вкладчикам, если их накопление на ИПС не позволяет получать пенсию в размере 60% от средней заработной платы за 3 последние годы (солидарность горизонтальная).
Рисунок 11 – Схема формирования пенсий вкладчиков обязательного пенсионного обеспечения17
Кроме того, в новой
модели обоснован механизм горизонтальной
солидарности между высоко- и малооплачиваемыми
работниками. Так, высокооплачиваемым
работникам «потолок» удержания 6% пенсионных
взносов рекомендуется
В солидарно-индивидуальном виде пенсии предлагается выделить ее подвид – обязательную профессиональную (досрочную) пенсию. Профессиональное пенсионное страхование может быть обеспечено за счет обязательных отчислений работодателя в том случае, если число работающих составляет не менее 25 человек. Кроме того, данное страхование должно распространяться только на те группы работающих по найму, которые подвергаются повышенному профессиональному риску повреждения здоровья. Источником финансирования этой пенсии могут быть либо работодатель, либо работодатель и наемный работник на паритетной основе. Перечень работников, должен определяться работодателем, отраслевым профсоюзом и полномочными представителями наемных рабочих с соблюдением Закона РК «О социальном партнерстве».
Система добровольного
пенсионного страхования в
Третье направление – это модернизация инвестиционной деятельности пенсионных фондов, которая состоит не только в достижении высокой номинальной доходности на индивидуальных счетах, но и в том, что пенсионные активы должны преимущественно направляться на такие инвестиционные инструменты, с помощью которых можно приумножить продукцию и услуги отечественного производства, необходимые на содержание пенсионеров. В модели предлагается формирование институциональных условий инвестирования средств пенсионных фондов в воспроизводство человеческого капитала.
В управлении пенсионным
обеспечением большую роль имеет
полная классификация видов пенсии
и это позволяет
Таблица 4
Виды пенсий и источники их финансирования
Виды пенсий |
Получатели пенсий |
Размер пенсии |
Источники финансирования | ||
Государство |
Работода-тели |
Наемные работники, нетрудозаня-тые | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Социальная пенсия |
Граждане, независимо от страхо-вого стажа, заработка и т. д. |
Не менее про-житочного |
Из государ-ственного бюджета |
— |
— |
Обязатель-ная солидар-но-индиви-дуальная пенсия
|
А. Наемные работники
Б. Бюджет-ные работни-ки
В. Военно-служащие и лица, прирав-ненные к ним |
60% от средне-месяч-ной заработ- 60% от средне-месяч-ной заработ- 70% от де-нежного до-вольствия при 15 годах выслуги, дру-гие условия |
—
По актуарному тарифу из госбюджета
Из военного бюджета по актуарному тарифу и/или из госбюджета |
10% от ФОТ
—
— |
6 % от дохода
6 % от дохода
--- |
Г. Работники с особыми условиями труда (профессио-нальные пенсии) |
70% от среднемесячной заработной платы |
— |
по акту-арному тарифу с соблю-дением Закона «О соци-альном партнер-стве» |
— |