Пенсионная система РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 08:52, дипломная работа

Описание работы

Современная социальная политика Казахстана нацелена на перманентное увеличение пенсионного обеспечения. Как подчеркнул Президент страны Н.А. Назарбаев в своем Послании 2008 года, «Обеспечение социального благополучия должно сопровождаться повышением качества жизнедеятельности, а также человеческих ресурсов страны… при этом к 2011г. размеры базовых пенсионных выплат должны вырасти до 50% от размера прожиточного минимума».1

Содержание работы

Введение …………………………………………….……………………………3

Глава1. Теоретические основы пенсионного обеспечения населения ….8

Мировая и казахстанская практика пенсионного обеспечения
населения ……………..………………………………………………… ..8

Социально-экономические особенности пенсионного
обеспечения населения Республики Казахстан …………………… …..25

Глава 2. Анализ современного состояния накопительной пенсионной
системы Казахстана…… ……… ……………… ……..…… .28

2.1. Организационно - правовые основы деятельности пенсионных
фондов …………… ………………………………………………… …..28

2.2. Анализ функционирования накопительной пенсионной
системы Республики Казахстан……………………………………….. 31

Глава 3. Перспективные направления совершенствования
деятельности пенсионных фондов . ………………………… …37


Заключение …………………….………………………………………… …… 49

Список использованных источников …………………………

Файлы: 1 файл

Пенс_система РК.doc

— 519.50 Кб (Скачать файл)

Рис. 7. Объемы активов НПФ, взвешенных по типам риска (млрд. тенге)

 

 

 

Рис. 8. Структура портфеля ценных бумаг НПФ

Несмотря на то, что  законодательством Республики Казахстан  предусмотрен широкий перечень финансовых инструментов, разрешенных к приобретению за счет пенсионных активов, в настоящее время, учитывая ситуацию на мировых фондовых рынках и высокую волатильность большинства финансовых инструментов, накопительные пенсионные фонды испытывают недостаток объектов для инвестирования.

В текущей ситуации с  целью снижения инвестиционных рисков накопительным пенсионным фондам необходимо корректировать выбранную стратегию  инвестирования пенсионных активов  в сторону увеличения доли финансовых инструментов, наименее подверженных колебаниям международных фондовых рынков, что возможно при усилении системы риск-менеджмента в накопительных пенсионных фондах.

 

 

 

 

 

Глава 3.  Перспективные  направления совершенствования деятельности пенсионных фондов

 

Казахстанскими исследователями данной проблемы предлагается новая модель пенсионного обеспечения населения Казахстана, включающая схемы и механизмы выплаты пенсий для нынешних и будущих пенсионеров в отдельности.13 В соответствии с рисунком 9 показаны предлагаемые направления, источники и механизмы формирования пенсий для нынешних пенсионеров. 

Пенсионное обеспечение нынешних пенсионеров. Чтобы материализовать заработанные в советское время пенсионные права нынешним пенсионерам предлагается установить пенсии в размере  60%  от  номинальной средней зарплаты по стране независимо от вида труда при  полном трудовом стаже 20 и 25 лет. Так, если номинальная средняя зарплата по стране на начало 2006 г. составляла 37 000 тенге, то ежемесячная пенсия нынешних пенсионеров должна быть установлена на уровне 22 200 тенге (60% от 37 000). Иначе говоря, размер  средней зарплаты в республике предлагается использовать в качестве базы для сопоставления ее с заработной платой выходящего на пенсию человека при определении размера пенсии.

Предлагается использовать крупные дополнительные ресурсы для поддержки нынешних пенсионеров, поэтому рекомендовано внедрить нетрадиционные для нашей страны источники финансирования пенсии: учредить специальную лотерею для пенсионного обеспечения; выпустить специальные облигации, боны и т. д. Направить часть доходов от приватизации и природной ренты на дотации для пенсионеров.

 

 

                                                                                     


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 9 – Схема и механизмы пенсионного обеспечения нынешних пенсионеров14

 

Пенсионное обеспечение будущих  пенсионеров. Обоснована необходимость взаимного страхования пенсионными фондами рисков, в связи с чем предложено на добровольной основе создать «Объединенный резервный фонд накопительной пенсионной системы» (ОРФНПС), который должен включать различные уровни резервирования: собственные  резервы пенсионных фондов, добровольные  резервные объединения  участников пенсионного рынка,  пенсионные взносы работодателей обязательного страхования и т. д.    

В Модели пенсионного обеспечения  населения Казахстана разработаны  принципы создания ОРФНПС, обоснован  порядок управления и механизмы  финансирования. Так, механизм  деятельности ОРФ  предусматривает  текущую  финансовую поддержку НПФ и их санации.  К примеру, в силу различных причин  у пенсионных фондов могут  возникнуть временные финансовые трудности, которые желательно не доводить до постоянных. Если НПФ, участник объединенного резервного фонда, по каким-то причинам  вынужден прекратить свою деятельность, вновь созданная структура должна будет  компенсировать накопления вкладчикам этого пенсионного фонда либо  организовать их бесплатный переход в другой НПФ, который и будет в дальнейшем выплачивать дополнительную  пенсию (т.е. осуществляются мероприятия  по санации НПФ). 15

В Модели раскрыты и обоснованы три направления модернизации современного накопительного пенсионного обеспечения  – системная, структурная и инвестиционная.

Системная модернизация пенсионного обеспечения. Прежде всего, следует вычленить две основные институциональные системы пенсионного обеспечения населения – солидарную и  частную (негосударственную), имея в виду, в то же время, что не следует опираться на какую-то одну из них.

Как показывает мировой  опыт, солидарно-распределительная система пенсионного обеспечения применяется в основном в условиях слабой экономики развивающейся страны, когда заработная платы большинства работающих характеризуется низким уровнем. В Казахстане, несмотря на положительные сдвиги в макроэкономической динамике, уровень заработной платы у большей части населения остается низким, поэтому при внедрении накопительного пенсионного обеспечения не рекомендовано отказываться от солидарной  системы.

Метод накопительного  финансирования пенсий характеризуется тем, что выплата пенсий производится из накопленного в этих целях денежного фонда. Поэтому негосударственное накопительное пенсионное обеспечение в чистом виде может быть применено лишь для высокооплачиваемых и среднеоплачиваемых работников. Что касается низкооплачиваемой категории работников, то у них нет возможности накопить достаточную сумму денег для получения достойной пенсии и следовательно этот вид финансирования пенсий для них не приемлем. В этой связи в новой модели пенсионного обеспечения предложен механизм солидарной уплаты пенсионных взносов внутри поколений: вкладчики и работодатели в обязательном порядке на паритетных условиях должны финансировать будущую пенсию наемным работникам. Таким образом, принцип солидарности, в отличие от распределительного способа финансирования, предусматривается не между поколениями («вертикальная» солидарность), а внутри поколений («горизонтальная» солидарность) и тем самым, обеспечивается новый подход к пенсионному обеспечению, когда граждане за трудоспособный период жизни накапливают пенсию только себе. 

Второе направление модернизации пенсионного обеспечения – структурное, которое предполагает формирование трехвидовой системы негосударственного пенсионного обеспечения. Предлагаемая система пенсионного обеспечения состоит из обязательного и добровольного пенсионного страхования, которые формируются за счет обязательных и добровольных пенсионных взносов. Такой порядок формировании пенсии будущих пенсионеров представляет собой новую модель пенсионного обеспечения в соответствии с рисунком 10.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Рисунок 10 – Схема и механизмы пенсионного    обеспечения будущих пенсионеров16

 

По наполнению пенсия будущего пенсионера в новой модели представлен тремя видами: гарантированная  социальная, обязательная солидарно-индивидуальная и добровольная.   

Первый вид – социальная пенсия должна  быть выведена из системы  общего пенсионного страхования  и финансироваться из государственного бюджета, т. к.  согласно Конституции Республики Казахстан (1995 г.)  в стране устанавливается социально справедливое общество. Размер этой пенсии должен составлять   не менее 80% (желательно 100%)  величины прожиточного минимума по стране.

Второй вид - это «обязательная  солидарно-индивидуальная пенсия», которая  должна назначаться наемным  работникам при наступлении социальных рисков, то есть пенсионного основания. Предлагаемая обязательная смешанная накопительная пенсия может формируется за счет следующих источники финансирования:

- солидарная часть  накопительной пенсии формируется   за счет   ежемесячных обязательных отчислений работодателями в размере 10% от ФОТ; 

- индивидуальная часть  накопительной пенсии формируется самими наемными работниками за счет ежемесячных обязательных отчислений в размере 6% от заработной платы.

В такой модели обоснован  механизм аккумулирования смешанных пенсионных взносов:

- ежемесячные обязательные  отчисления работодателями аккумулируются  в ОРФНПС и не являются персонифицированными  средствами;

- ежемесячные обязательные отчисления  наемными работниками аккумулируются  на     индивидуальном пенсионном  счете  (ИПС) в НПФ, то есть будут представлять собой персонифицированные средства. 

Следующая принципиальная особенность предлагаемой модели пенсионного  обеспечения состоит в разработке принципиально нового механизма  выплат пенсий. Согласно этому механизму размер пенсий будет определяться в зависимости от величины заработной платы, с которой взимались взносы, а также от продолжительности страхового стажа (не менее 10 лет), но не должен напрямую зависеть от величины индивидуальных взносов вкладчика, перечисляемых на протяжении страхового периода. Обязательная солидарно-индивидуальная накопительная пенсия должна устанавливаться в размере 60% от уровня заработной платы за последние 3 года работы и будет определяться следующим механизмом:

- размер взносов должен быть установлен в процентном отношении к величине заработной платы;

- выплата пенсии в  размере 60% от средней заработной  платы производится из накопленных  для этих целей средств на  индивидуальном счете в  НПФ; 

- если аккумулированные на индивидуальном счете средства не обеспечивают пенсию в размере 60% средней заработной платы, то  разница будет покрываться  за счет  ОРФНПС.  

В модели разработаны источники  пенсионных взносов и формирования пенсии вкладчиков при обязательном пенсионном страховании. Как показано на рисунке 11, работодатели за каждого наемного работника ежемесячно перечисляют 10% от ФОТ на обезличенный счет в ОРФНПС, которая призвана производить пожизненную ежемесячную доплату вкладчикам, если их накопление на ИПС не позволяет получать пенсию в размере 60% от средней заработной платы за 3 последние годы (солидарность горизонтальная).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         

 

 

 

 

 

 

  Рисунок 11 – Схема формирования  пенсий вкладчиков  обязательного пенсионного обеспечения17

 

Кроме того, в новой  модели обоснован механизм горизонтальной солидарности между высоко- и малооплачиваемыми  работниками. Так, высокооплачиваемым работникам «потолок» удержания 6% пенсионных взносов рекомендуется производить  не более чем в размере двухкратной средней заработной платы по стране за предыдущий год, а размер пенсии предусматривается 60% от однократной средней заработной платы.

В солидарно-индивидуальном виде пенсии предлагается выделить ее подвид – обязательную профессиональную (досрочную) пенсию. Профессиональное пенсионное страхование может быть обеспечено за счет обязательных отчислений работодателя в том случае, если число работающих составляет не менее 25 человек.  Кроме того, данное страхование должно распространяться только на те группы работающих по найму, которые подвергаются повышенному профессиональному риску повреждения здоровья. Источником финансирования этой пенсии могут быть либо работодатель, либо работодатель и наемный работник на паритетной основе. Перечень работников, должен определяться работодателем, отраслевым профсоюзом и полномочными представителями наемных рабочих с соблюдением Закона РК «О социальном партнерстве».

Система добровольного  пенсионного страхования в зависимости  от  источников финансирования подразделяется на 3 группы: а) индивидуальное пенсионное страхование; б) пенсионное страхование, при котором пенсия формируется только за счет взносов работодателей; в) пенсионное страхование, при котором взносы в пенсионный фонд осуществляют как сами работники, так и их работодатели.

Третье направление  – это модернизация инвестиционной деятельности пенсионных фондов, которая  состоит не только в достижении высокой  номинальной доходности на индивидуальных счетах, но и в том, что пенсионные активы должны преимущественно направляться на такие инвестиционные инструменты, с помощью которых можно приумножить продукцию и услуги отечественного производства, необходимые на содержание пенсионеров. В модели предлагается формирование институциональных условий инвестирования средств пенсионных фондов в воспроизводство человеческого капитала.

В управлении пенсионным обеспечением большую роль имеет  полная классификация видов пенсии и это позволяет целенаправленно  и эффективно осуществлять воздействие  на объект управления и проводить оптимальный выбор управленческого инструментария в соответствии с его спецификой. Проведенные в Казахстане исследования показали, что в отечественных разработках в области пенсионного обеспечения на сегодняшний день не существует систематизированной классификации видов пенсий. Поэтому  сегодня предлагается следующая классификация видов пенсий в зависимости от получателей пенсии, размера пенсии и источников их финансирования (таблица 4).  Рассматриваемая классификация пенсионного обеспечения позволяет продемонстрировать институты пенсионного обеспечения во взаимосвязи с инфраструктурой управления пенсионным обеспечением. При этом сами институты являются локальными системами или подсистемами негосударственного пенсионного обеспечения. Данная классификация разработана с целью систематизации имеющихся исследований в сфере пенсионного обеспечения.

Таблица 4

 Виды пенсий и   источники  их  финансирования

 

 

Виды пенсий

 

Получатели

пенсий

  

Размер пенсии

Источники финансирования

 

Государство

 

Работода-тели

Наемные работники, нетрудозаня-тые

1

2

3

4

5

6

 

Социальная пенсия

Граждане, независимо от страхо-вого стажа, заработка и т. д.

Не менее про-житочного минимума (приближает-ся к 100%)

Из  государ-ственного бюджета

Обязатель-ная  солидар-но-индиви-дуальная пенсия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А. Наемные работники 

 

 

 

 

 

Б. Бюджет-ные работни-ки

 

 

 

 

В. Военно-служащие и лица, прирав-ненные к ним

60% от средне-месяч-ной заработ-ной  платы при 30-35-летнем страховом стаже

60% от средне-месяч-ной заработ-ной  платы при 30-35- летнем страховом стаже

70% от  де-нежного до-вольствия  при 15 годах выслуги, дру-гие  условия

 

 

 

 

 

 

По актуарному тарифу из госбюджета

 

 

 

Из военного бюджета по актуарному тарифу и/или из госбюджета

10% от ФОТ 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 —

6 % от дохода

 

 

 

 

 

 

6 % от дохода

 

 

 

 

 

 

---

 

Г. Работники с особыми условиями  труда (профессио-нальные пенсии)

70% от среднемесячной заработной  платы

 по акту-арному тарифу с  соблю-дением Закона  «О соци-альном  партнер-стве»

 

        —

Информация о работе Пенсионная система РК