Пенсионная система РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 08:52, дипломная работа

Описание работы

Современная социальная политика Казахстана нацелена на перманентное увеличение пенсионного обеспечения. Как подчеркнул Президент страны Н.А. Назарбаев в своем Послании 2008 года, «Обеспечение социального благополучия должно сопровождаться повышением качества жизнедеятельности, а также человеческих ресурсов страны… при этом к 2011г. размеры базовых пенсионных выплат должны вырасти до 50% от размера прожиточного минимума».1

Содержание работы

Введение …………………………………………….……………………………3

Глава1. Теоретические основы пенсионного обеспечения населения ….8

Мировая и казахстанская практика пенсионного обеспечения
населения ……………..………………………………………………… ..8

Социально-экономические особенности пенсионного
обеспечения населения Республики Казахстан …………………… …..25

Глава 2. Анализ современного состояния накопительной пенсионной
системы Казахстана…… ……… ……………… ……..…… .28

2.1. Организационно - правовые основы деятельности пенсионных
фондов …………… ………………………………………………… …..28

2.2. Анализ функционирования накопительной пенсионной
системы Республики Казахстан……………………………………….. 31

Глава 3. Перспективные направления совершенствования
деятельности пенсионных фондов . ………………………… …37


Заключение …………………….………………………………………… …… 49

Список использованных источников …………………………

Файлы: 1 файл

Пенс_система РК.doc

— 519.50 Кб (Скачать файл)

Между тем, инвестиции в сферу человеческого капитала могут быть высокоэффективны и позитивно влиять на экономический рост страны, формирование «экономики знании» и повышение благосостояния населения.

В современной литературе представлена концепция инвестирования человеческого капитала, отражающая взаимосвязь между инвестициями в человека, накоплением человеческого капитала и доходами, которые получает общество от этих инвестиций. В частности, была раскрыта роль совокупности специальных знаний, способностей, умений и навыков человека в качестве особой формы производительного капитала, накопление которого оказывает самостоятельное и возрастающее воздействие на темпы и качество экономического роста.

Для Казахстана, ведущего поиск своей  модели пенсионного обеспечения, важно выделить ряд принципиальных условий, во многом определяющих возможность ее выбора. Под моделью пенсионного обеспечения понимается перераспределительная, накопительная или комбинированная распределительно-накопительная система с финансовым обеспечением, регулируемая с помощью правовых, политических, социальных и экономических механизмов, за счет которых достигается устойчивость пенсионной системы и обеспечивается достойная старость человека.

Выбор модели основан  на идее многокомпонентности институтов пенсионного обеспечения, каждый из которых должен быть адекватным для определенных категорий населения,  то есть социальных  рисков  человека.  На базе положений основных  теорий  пенсионного обеспечения при всем многообразии моделей наиболее прогрессивной представляется частная  (негосударственная) модель  пенсионного обеспечения.

Сегодня трансформировать  государственное  пенсионное обеспечение в частное  без четкого и дозированного  государством управления невозможно по той причине,  что каждый частный пенсионный фонд работает согласно собственным правилам и является самостоятельным юридическим и финансовым институтом, не отвечающим по обязательствам ее учредителей, следовательно, многие стороны их деятельности необходимо контролировать государством. В частности,  должны  быть регламентированы и стандартизированы финансовая отчетность и методы определения обязательств фонда, оговорены требования к качеству объектов для  инвестиций и т. д. Разумеется, государству отводится роль не основного распорядителя денежных средств, а основного регулятора в механизме формирования пенсионного обеспечения, в т. ч. пенсионного страхования.

Итак, на основе анализа современных  представлений о формах и системах развития пенсионного обеспечения  можно сделать принципиальный вывод, что институциональный подход для выработки основных принципов и механизмов пенсионного обеспечения  в условиях рыночной экономики является наиболее приемлемым.

В настоящее время  в Казахстане сложилась трехуровневая  система пенсионного обеспечения: базовая, солидарная и накопительная. При этом, как известно, Казахстан использует большой мировой опыт, накопленный в этой сфере, что должно было бы гарантировать эффективность пенсионного обеспечения в стране. Однако содержание формирующихся в Казахстане пенсионных институтов (экономические и правовые характеристики) во многом принципиально отличается от их аналогов в развитых странах мира.5 

Например, с 1 июля 2005 г. в Казахстане ввели так называемую «государственную базовую пенсионную выплату»  за счет средств государственного бюджета.  Но, если госбюджет является источником финансирования пенсии, то такая пенсия считается «социальной», а не «базовой». В мировом сообществе (кроме России, а теперь и Казахстана) подобный механизм выплаты «базовой пенсии» не применяется. Исключение составляет Великобритания и Япония, где внедрен так называемый «феномен базовой пенсии», который функционирует на строго страховом принципе, то есть величина базовой пенсии эквивалентна величине пенсионных взносов.  Кроме того, в этих странах соблюдается принцип социальной справедливости, так как финансовые механизмы базовой пенсии  основаны не на налогах (т.е., не на вкладах других лиц), а на личных взносах граждан. Следует отметить также и то, что государство не выделяет средства безвозмездно, а они возвращаются за счет дополнительного налога населения сейчас и в последующем.

Несколько слов о тех  существенных различиях, которые существуют между пенсионными системами  Казахстана и России. Здесь уже  много говорили о налогообложении. У нас, к примеру, применяется ИИТ. Взносы и вклады – собственность вкладчиков, это определено законом. У нас, конечно, существует ряд проблем,  особенности касательно возможности накоплений, когда человек переезжает в Россию.

Еще одно существенное различие наших систем состоит в том, что у нас человек может переходить из фонда в фонд в течении года не чаще двух раз, т.е. принял решение, написал заявление и ушел, перешел и все накопления перевел, а не раз в году под Новый год, как в России. Существенная поддержка государства в этой части. Государство гарантирует вкладчику любого фонда, независимо от размера, маленький или большой, на выходе на пенсию он получает обязательно взносы плюс инфляция. Если фонд не соберет таких денег, то государство гарантирует такую сумму на выходе.

Как известно, пенсия не назначается (это не пособие), а зарабатывается человеком на протяжении всей трудовой деятельности. Поэтому методологически  более верным было бы перечисление установленных трех  тысяч тенге  в качестве пенсионного взноса на индивидуальный счет человека уже при его вступлении в трудовую деятельность (еще лучше при рождении ребенка), а в пенсионном возрасте использовать эти средства на выплату базовой пенсии. При этом размер таких отчислений на выплату базовой пенсии требует особого обоснования. Следует учитывать и тот факт, что приближается время, когда  на пенсию начнут выходить люди, рожденные в послевоенный период, характеризуемый всплеском рождаемости. Увеличение численности лиц пенсионного возраста еще в большой мере осложнит с выплатой базовой пенсии. 

В сложившейся системе пенсионного  обеспечения, как показал анализ, финансовые механизмы солидарной пенсии не «привязаны» к системе заработной платы. Отметим, что на момент начала реформы в пенсионную систему были заложены позитивные механизмы, когда ставка обязательных взносов юридических лиц в Государственный центр выплаты пенсий (ГЦВП) нынешним пенсионерам устанавливалась в размере 15% от фонда оплаты труда (ФОТ) с постепенным уменьшением в распределительную систему до нуля к 2045 г. Между тем, этот механизм не был внедрен в практику, так как с начала 1999 г. в государственный бюджет были включены денежные средства всех внебюджетных фондов и создана своего рода распределительная система. Тем самым, была ликвидирована адресность  социальных взносов. Такое положение в целом противоречит как теоретическим концепциям, так и сложившейся в мире практике пенсионного обеспечения.

Также, на взгляд отдельных  аналитиков, не правомерным является положение, согласно которому лица, выходящие на пенсию, обязаны подтверждать 6-месячный стаж работы в перестроечный период. Отсутствие такого официального подтверждения для лиц, достигших пенсионного возраста и имеющих стаж работы 20-25 лет, является основанием для установления им базовой пенсии. Результатом такого определения размера пенсий явилось искусственное увеличение слоя бедного населения из числа бывших врачей, учителей, инженеров, шахтеров, летчиков и т. д., выработавших трудовой стаж.6

Сегодня выявляется и  такой негативный факт, как определение размера пенсии нынешним пенсионерам в зависимости от наполнения бюджета страны, что также не соответствует моделям пенсионного обеспечения в государствах с рыночной экономикой. Следует учитывать и то обстоятельство, что работодатели ежемесячно за каждого работника перечисляют 21% от фонда оплаты труда. Простой расчет показывает, что при численности занятых в экономике Казахстана свыше 7,5 млн. чел., а пенсионеров по возрасту - 1,6 млн. чел. суммы перечисляемых взносов должно быть достаточно для полноценного обеспечения пенсией и социальными услугами.

Одним из важных вопросов, требующих решения в современных  условиях, является пенсионное обеспечение  будущих пенсионеров. Как показал  анализ, структура и механизмы  функционирования сегодняшней накопительной пенсионной системы РК недостаточно эффективны.

Основными субъектами инфраструктуры рынка пенсионной системы являются: НПФ, ООИУПА и банки-кастодиана. Схема  взаимодействия этих субъектов при  обеспечении накопительной пенсией  будущих пенсионеров представлена в соответствии с рисунком 1.

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

Рисунок 1 – Действующая  схема пенсионного обеспечения  будущих  пенсионеров (сегодняшних  вкладчиков)7

Как видно из рисунка 1, существующая в республике система  пенсионного обеспечения будущих пенсионеров является несовершенной, отличается жестким взаимоконтролем между субъектами и отсутствием взаимообусловленности, взаимодополняемости  между ними. Если бы из этой схемы накопительного пенсионного обеспечения РК были исключены такие структуры как ООИУПА, банк-кастодиан и как  источник для получения процентов на вложенные средства использованы банковские депозиты, то можно было поднять доходность НПФ до уровня выше инфляции для почти 7,5 млн. вкладчиков. Сказанное обуславливает необходимость дальнейшей модернизации системы пенсионного обеспечение РК на основе принципов пенсионного страхования.

Проанализируем динамику качественных и количественных показателей  пенсионного обеспечения за 2004-2005 годы по данным Национального Банка, Агентства по регулированию и надзору финансовых рынков и финансовых организации (АФН) (в части бухгалтерского учета и отчетности движения денег в НПФ); ежемесячно публикуемой на WEB-сайте АФН информации о номинальной и реальной доходности пенсионных активов, что обобщено свидетельствует о качестве инвестиционного управления портфелем пенсионных активов; а также по данным независимого Агентства «Ирбис», которые отражают активность НПФ и ООИУП в управлении пенсионными активами и состояние их собственных средств. По состоянию на 1 января 2006 г. фактически на рынке пенсионных услуг функционировало  14 накопительных пенсионных фондов, которые имеют в регионах республики 76 филиалов и 75 представительств. Развитие накопительного пенсионного обеспечения за 2000-2005 гг. характеризуется тенденцией роста количественных показателей (таблица 1).

Таблица 1

Динамика показателей  накопительного пенсионного обеспечения  за 2000-2005 г.г.

 

Показатели

Годы

2000

2001

2002

2003

2004

2005

Пенсионные накопления, млрд. тенге

112,6

182,4

269,7

368,4

483,9

648,6

Пенсионные взносы,млрд. тенге

37,2

43,7

65,3

83,1

103,9

132,3

Численность вкладчиков

3715535

4630205

5399313

6164316

6974437

7613369

Активы пенсионных фондов, млрд. тенге

2,8

3,5

4,3

7,4

8,5

12,4

Доходы пенсионных фондов, млрд. тенге

2,4

3,2

4,2

5,2

4,8

11,8

Расходы пенсионных фондов, млрд. тенге

1,9

2,5

3,3

3,7

4,1

6,9

Примечание – Составлено по данным АФН РК


В силу обязательного характера  пенсионных отчислений развитие негосударственного накопительного пенсионного обеспечения характеризуется продолжением роста количества счетов вкладчиков и пенсионных накоплений, составивших на начало 2006 г. более 7,6 млн. и 648,6 млрд. тенге. Сумма чистого инвестиционного дохода от инвестирования пенсионных активов на эту дату составила 155,1 млрд. тенге, а доля чистого инвестиционного дохода в общей сумме пенсионных накоплений вкладчиков (получателей), составила 23,91%.

В Казахстане соотношение  среднего размера пенсий и средней  зарплаты в 2005 г. составляет порядка 25,3% (таблица 2). В соответствии с конвенцией Международной организацией труда замещение пенсией утраченного дохода должно быть не ниже 40%.

Таблица 2

Соотношение среднемесячной пенсии и  среднемесячной заработной платы в  Республике Казахстан  за 2000 - 2005 годы

 

Показатели

2000г.

2001г.

2002г.

2003г. 

2004г.

2005г.

Среднемесячная заработная плата, тенге

14374

17303

20323

23128

28329

34066

Среднемесячная пенсия, тенге

4270

4462

4947

5818

8198

8628

Коэффициент замещения, %

29,7

25,8

24,3

25,2

28,9

25,3

Примечание – Составлено по данным Агентства РК по статистике


 

Сегодняшний размер пенсий из солидарной системы не дотягивает до уровня черты  бедности. Чтобы пенсионеров реформированной  системы не постигла такая участь, необходимо обеспечить решение накопившихся проблем, и создать условия для более быстрого роста заработной платы и тогда, не нужно будет повышать ставку пенсионных отчислений, как это рекомендует Всемирный банк. В Казахстане произошло значительное увеличение среднемесячной заработной платы и денежных доходов населения. Как номинальная среднемесячная заработная плата, так и реальная заработная плата, имеют тенденцию к увеличению с 1997 г. в среднем на 2000 тенге.

Наиболее объективными и реальными показателями эффективности  деятельности компаний по управлению пенсионными активами являются доходность управляемых пенсионных активов, а также степень диверсификации портфелей инвестиций накопительных пенсионных фондов. Как видно из таблицы 3, практически все накопительные пенсионные фонды за 2005 год имеют снижение доходности пенсионных активов. Структура пенсионных накоплений фондов представляет следующим образом: АО «НПФ Народного Банка Казахстана» - 25,96%; АО НПФ «ГНПФ» - 19,46%; АО НПФ «Улар Умiт» - 18,13%; другие фонды – 36,45%.

Информация о работе Пенсионная система РК