Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 18:46, курсовая работа
Внебюджетные фонды представляют собой одно из звеньев финансовой системы. С их помощью осуществляется перераспределение национального дохода по инициативе и в интересах органов государственной власти. Специфика внебюджетных социальных фондов – четкое закрепление за ними доходных источников и строго целевое использование их средств.Внебюджетные фонды, существующие и функционирующие на данный момент в российской финансовой системе, имеют на нее огромное влияние. Так, финансовые средства, которыми располагают государственные внебюджетные фонды, вполне сопоставимы по размеру с федеральным бюджетом.
Введение
Внебюджетные
фонды представляют собой одно из
звеньев финансовой системы. С их
помощью осуществляется перераспределение
национального дохода по инициативе
и в интересах органов
Внебюджетные фонды, существующие и функционирующие на данный момент в российской финансовой системе, имеют на нее огромное влияние. Так, финансовые средства, которыми располагают государственные внебюджетные фонды, вполне сопоставимы по размеру с федеральным бюджетом.
Согласно Бюджетному Кодексу Российской Федерации: государственный внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь и имеющий строго целевое назначение. Расходы и доходы государственных внебюджетных фондов утверждаются законодательными органами в форме закона аналогично закону об утверждении государственного бюджета. Формируются государственные внебюджетные фонды в порядке, установленном федеральным законом, в основном за счет обязательных отчислений, уплачиваемых юридическими и физическими лицами. Средства государственных внебюджетных фондов находятся в государственной собственности.
В настоящее время принципы формирования, расходования, управления внебюджетными фондами регламентируются БК РФ; порядок составления, утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов, составления и утверждения отчетов об их исполнении регулируется нормами бюджетного процесса РФ. Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством Российской Федерации.
Пенсионный фонд имеет огромное влияние на экономику страны, так как главной целью его является – обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения средств во времени и в пространстве.
Пенсионный фонд своими средствами обеспечивает выплату ежемесячных пособий, пенсий людям которые в силу определенных обстоятельств не могут обеспечить свое проживание, в том числе пенсионеров. Так, средства расходуются на выплаты государственных пенсий, пенсий инвалидам, военным, компенсации пенсионерам, пособий для детей в возрасте от 1,5 до 6 лет и на многие другие социальные цели. Таким образом, определяется его важное социальное значение.
Цель работы – изучить структуру и принцип функционирования Пенсионного фонда Российской Федерации.
Задачи работы: 1. Рассмотреть формирование и значение Пенсионного фонда Российской Федерации. 2. Определить источники и порядок формирования фонда. 3. Выявить пути совершенствования пенсионной системы в РФ.
Актуальность темы – переход к рыночной экономике сопровождается модернизацией всей финансовой системы Российской Федерации. В наибольшей степени это относится к ее центральному звену – бюджету. Из бюджета постепенно выделились внебюджетные фонды, среди которых основное место заняли социальные фонды.
Объект исследования — Пенсионный фонд Российской Федерации.
Предмет исследования – формирование доходов и расходов Пенсионного фонда Российской Федерации.
Степень разработанности темы. Т.Голикова занимается рассмотрением вопроса по повышению пенсий до прожиточного минимума, Д.Дроздов предлагает способы и пути совершенствования пенсионной системы, В.А. Гамза предлагает к рассмотрению ряд вопросов, требующих неотложного решения для стабильной работы нововведений в пенсионной системе.
Структура работы. Состоит из введения, трех глав, семи подпунктов, заключения, семи приложений.
Глава
1. Социально-экономическая
роль и значение Пенсионного
фонда Российской Федерации
1.1.
Формирование Пенсионного
фонда Российской Федерации
Пенсионный
фонд Российской Федерации образован
1 января 1992 г. Постановлением Верховного
Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. № 442-1
в целях государственного управления
финансами пенсионного
Пенсионный фонд Российской Федерации — государственное учреждение, осуществляющее обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации; фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета, предназначенный для финансового обеспечения защиты прав граждан от особого вида социального риска — утраты заработка (или другого постоянного дохода) вследствие потери трудоспособности при наступлении старости, инвалидности; для нетрудоспособных членов семьи — смерти кормильца; для отдельных категорий трудящихся — длительного выполнения определенной профессиональной деятельности.
Деятельность Пенсионного фонда РФ регулируется Положением о Пенсионном фонде России, утвержденном Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 (в редакции Федерального закона от 5 декабря 1997 г.).
Деятельностью Фонда руководят Правление и его постоянно действующий орган — Исполнительная дирекция. Дирекции подчиняются отделения в субъектах РФ. На местах (в городах и районах) имеются уполномоченные Пенсионного фонда. Отделения обеспечивают организационную работу по сбору взносов в Фонд, реализации региональных программ пенсионного страхования, а также контроль за расходованием средств (приложение 1).
В Российской Федерации в течение последних лет применялась распределительная пенсионная система. Ее основой являлся Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 г. № 340-1. Социальная сущность Закона 1990 г. заключалась в солидарности всех застрахованных и всех страхователей, в солидарности поколений. В начале 1990 гг. с переходом России на рыночную экономику стало очевидно, что действующий распределительный принцип пенсионных выплат, основанный на солидарности поколений, исчерпал себя. Данный механизм устанавливает тесную связь между числом работающих и числом пенсионеров. С сокращением первых или уменьшением вторых уменьшается и размер пенсий. Отказаться от привычной и казавшейся удобной распределительной схемы пришлось по целому ряду причин, главная из которых — нарастание неблагоприятных демографических тенденций. Кроме того, распределительный принцип пенсионных выплат в рыночной экономике не учитывает индивидуального трудового вклада каждого пенсионера. Все эти причины обусловили необходимость проведения пенсионной реформы.
Два этапа реформы. Начало пенсионной реформы в России принято относить к 1995 г. На правительственном уровне были разработаны Концепция, одобренная постановлением Правительства Российской Федерации от 7 августа 1995 г. № 790 «О мерах по реализации Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации» (первый этап реформы), и Программа пенсионной реформы в Российской Федерации, одобренная постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 1998 г. № 463 «О Программе пенсионной реформы в Российской Федерации» (второй этап реформы). Основная цель этих изменений — усиление в пенсионном обеспечении страховых начал.
На первом этапе реформирования пенсионного обеспечения предусматривалось формирование двухуровневой системы государственных пенсионных выплат: базовой пенсии и трудовой, или страховой, пенсии.
На
втором этапе реформирования пенсионного
обеспечения предполагалось поэтапное
введение накопительного метода финансирования
выплаты государственных
С 1 января 2002 г. в России начала действовать смешанная система пенсионного обеспечения, так называемая распределительно-накопительная система (основу которой составляют ФЗ: от 15.12.2001г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», от 15.12.2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».), построенная на реализации трех уровней пенсионного обеспечения граждан:
1.
Государственное пенсионное
2.
Государственное пенсионное
3.
Дополнительное пенсионное
Смешанная пенсионная система состоит из совокупности пенсий.
Негосударственные пенсии – предназначены для увеличения совокупного уровня дохода участников Фонда после прекращения трудовой деятельности. В договорах негосударственного пенсионного обеспечения указываются права и обязанности, вкладчиков, негосударственных пенсионных фондов и получателей пенсий (участников); порядок уплаты пенсионных взносов; а так же порядок определения размера негосударственной пенсии, продолжительности и периодичности выплат. Деятельность негосударственных пенсионных фондов регламентируется федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах».
Профессиональные пенсии — предназначены для компенсации работникам, прекратившим работу в особых условиях труда, их заработка до достижения ими пенсионного возраста.
Базовая часть трудовой пенсии, назначается при наличии минимального страхового стажа — 5 лет. Выплачивается Пенсионным фондом России за счет переданных средств федерального бюджета, формируемых из платежей работодателя (6 % от фонда оплаты труда).
Страховая часть трудовой пенсии, назначается при наличии минимального страхового стажа в 15 лет. Выплачивается Пенсионным фондом России за счет части ЕСН, уплачиваемого работодателями в Пенсионный фонд России (в основном 14 % от размера зарплаты работника старше 1967 года рождения, и 10 % от размера зарплаты работников 1967 года рождения и моложе). Уплаченные страховые взносы отражаются в Пенсионном фонде России на индивидуальных лицевых счетах (ИЛС) застрахованных лиц в виде записей.
Накопительная часть трудовой пенсии, формируется застрахованным лицам 1967 года рождения и моложе за счет части ЕСН, уплачиваемого работодателями в Пенсионный фонд России (в основном 4 % от размера зарплаты работника), и отражаемого в виде обязательств в специальной части ИЛС застрахованных лиц.
Социальные пенсии — вид пенсий по государственному пенсионному обеспечению, выплачивающихся гражданам Российской федерации, не имеющим прав на назначение трудовой пенсии ввиду отсутствия необходимого страхового стажа или отсутствия средств на ИЛС. Размер социальной пенсии равен размеру базовой части трудовой пенсии. Назначается мужчинам с 65 лет, женщинам с 60 лет.
Пенсии по государственному пенсионному обеспечению (пенсии по ГПО). Размер пенсии по ГПО государственным служащим и военнослужащим определяется в соответствии с федеральными законами, устанавливающими порядок определения стажа государственной службы или выслуги лет. Размер пенсии по ГПО участникам Великой Отечественной войны; гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф; нетрудоспособным гражданам (инвалидам) привязан в процентном отношении к размеру базовой части трудовой пенсии. Данный вид пенсий выплачивается из средств федерального бюджета Пенсионному фонду России [17].
Государственные
пенсии, назначенные до 2002 года. Часть
государственных пенсий, назначенных
до 2002 года, связанных с трудовым стажем
работ на предприятиях и в организациях,
преобразована в трудовые пенсии (базовая
и страховая части). Часть государственных
пенсий (в том числе государственным служащим
и военнослужащим) выплачивается по условиям
законодательства, действовавшего на
момент назначения государственной пенсии.
Данный вид пенсий выплачивается из средств
федерального бюджета Пенсионному фонду
России. Размер таких выплачиваемых пенсий
может быть увеличен федеральным законом
(приложение 2).