Пенсионный фонд РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 18:46, курсовая работа

Описание работы

Внебюджетные фонды представляют собой одно из звеньев финансовой системы. С их помощью осуществляется перераспределение национального дохода по инициативе и в интересах органов государственной власти. Специфика внебюджетных социальных фондов – четкое закрепление за ними доходных источников и строго целевое использование их средств.Внебюджетные фонды, существующие и функционирующие на данный момент в российской финансовой системе, имеют на нее огромное влияние. Так, финансовые средства, которыми располагают государственные внебюджетные фонды, вполне сопоставимы по размеру с федеральным бюджетом.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 308.00 Кб (Скачать файл)

    1.2. Значение Пенсионного фонда Российской Федерации 
 

    Пенсионная  система России — составная часть  государственного социального обеспечения. Основные принципы пенсионного обеспечения в нашей стране — всеобщность, обязательность, гарантированность, независимость от форм собственности, что соответствует международной практике.

    Пенсионная  система России — совокупность созданных государством правовых, экономических и организованных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсий (приложение 3).

    Основные  функции Пенсионного фонда Российской Федерации:

  • сбор и аккумуляция страховых взносов;
  • капитализация средств ПФ РФ, привлечение в него добровольных взносов физических и юридических лиц;
  • совместный с налоговыми органами контроль за поступлением страховых взносов в ПФ РФ и за целевым и рациональным их расходованием;
  • организация государственного банка данных по всем категориям плательщиков взносов;
  • назначение и выплата пенсий, финансирование других расходов;
  • межгосударственное и международное сотрудничество Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения, разработка договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;
  • научно-исследовательская работа в области государственного пенсионного страхования;
  • проведение разъяснительной работы среди населения и юридических лиц по вопросам пенсионного страхования и др.

    В соответствии с принятыми в 2001 г. законами в настоящее время через Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляются выплаты по государственному пенсионному страхованию и государственному пенсионному обеспечению. Граждане, застрахованные по обязательному пенсионному страхованию, имеют право на получение трудовой пенсии [4], которое реализуется в случае уплаты страховых взносов [5].

    Лица, которые по тем или иным причинам не охвачены пенсионным страхованием, имеют право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению. К ним относятся: федеральные государственные служащие; военнослужащие; участники Великой Отечественной войны; граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф; нетрудоспособные граждане (Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ. Ст. 4). Финансирование этих пенсий осуществляется за счет средств федерального бюджета.

    В составе мер по социальной защите населения важнейшее место занимают пенсии. Социальная значимость пенсионного обеспечения велика, поскольку в России оно затрагивает жизненно важные интересы почти 39 млн. престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильцев.

    Пенсия  — ежемесячные денежные выплаты гражданам в целях компенсации заработка или иного дохода, получаемого ими перед установлением пенсии в целях предоставления им средств к существованию.

    Средний размер пенсий, который в состоянии выплачивать государство, можно рассчитать исходя из макроэкономических показателей, усредненных по всем ее получателям. Формула выглядит следующим образом:

                                        Пср = (ВВП/Чраб) Ÿ К Ÿрабпенс),                                          (1)

где   Пср — средний размер пенсии;

    К — доля ВВП на выплату пенсий;

    Чраб — количество работающих (занятого населения), которые создают ВВП;

    Чпенс — количество пенсионеров.

    Первая  составляющая формулы характеризует  производительность труда в стране, вторая — определяет ту долю, которую общество считает возможным направить на пенсионное обеспечение, третья — показывает соотношение количества работающих к количеству пенсионеров.

    В целом основными факторами, влияющими  на размер пенсии, являются производительность труда и общее состояние экономики.

    В Пенсионном фонде Российской Федерации  подсчитали, что достойную пенсию россияне будут получать не раньше 2027 г. и к этому периоду пенсия на 40-60 % будет замещать заработную плату.

    В соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении  в РФ» от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ и  «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ, вступившими в  силу с 1 января 2002 г., а также Федеральным  законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ, вступившим в силу со дня официального опубликования, в Российской Федерации выплачиваются следующие виды пенсий:

    1. Трудовые пенсии (приложение 4): Пенсии по старости занимают главное место в расходах Пенсионного фонда России. На каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером. Каждому застрахованному лицу выдается страховое свидетельство. Работодатели представляют в органы Пенсионного фонда России сведения о заработке и начисленных взносах застрахованного лица. Сведения включаются в лицевой счет застрахованного лица. Отдельные категории граждан имеют право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

    Размер  трудовой пенсии определяется на основе страхового стажа и расчетного пенсионного капитала. Страховой стаж — суммарная продолжительность периода работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд. Расчетный пенсионный капитал — общая сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд за застрахованное лицо, которая является базой для определения размера страховой части трудовой пенсии.

    Трудовая  пенсия по старости и трудовая пенсия по инвалидности могут состоять из следующих частей (ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ. Ст. 5, 14.:

  • базовой;
  • страховой;
  • накопительной.

    Трудовая  пенсия по случаю потери кормильца  состоит из следующих частей:

  • базовой;
  • страховой.

    Лицам, имеющим право одновременно на различные  виды пенсий, устанавливается только одна пенсия по их выбору.

    Базовая часть трудовой пенсии устанавливается государством в твердой сумме для всех пенсионеров и финансируется за счет сумм единого социального налога (ЕСН), перечисленных в федеральный бюджет [17].

    Страховая часть устанавливается в зависимости от уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию. Эта часть пенсии финансируется по распределительному методу, т.е. страховые взносы нынешних работающих граждан распределяются на выплату пенсий нынешних пенсионеров. Размер страховой части трудовой пенсии устанавливается исходя из суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо в течение всей его трудовой деятельности, деленное на нормативно установленный ожидаемый период выплаты пенсий.

    Накопительная часть трудовой пенсии устанавливается в зависимости от суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо в накопительную часть пенсионной системы с учетом инвестиционного дохода от их размещения и ожидаемого периода выплаты пенсии.

    2. Государственные пенсии (приложение 4):

    Пенсии  по инвалидности назначаются при постоянной или длительной утрате трудоспособности. Их размер зависит от степени потери трудоспособности (группы инвалидности), причин инвалидности и размера заработка. Под инвалидностью понимается стойкое расстройство функций организма.

    Пенсия  по случаю потери кормильца назначается нетрудоспособным членам семьи умершего, состоявшим на его иждивении. Размер пенсии зависит от числа нетрудоспособных членов семьи, состоявших на иждивении умершего, причин его смерти, условий работы и размера заработка.

    Право на пенсию по государственному пенсионному  обеспечению имеют федеральные государственные служащие, которым назначается пенсия за выслугу лет при наличии стажа не менее 15 лет в размере 45 % среднемесячного заработка плюс 3 % месячного заработка за каждый год стажа сверх 15 лет. Общая сумма пенсии не может превышать 75 % среднего заработка.

    Условия предоставления права на пенсию государственным  служащим субъектов Российской Федерации  и муниципальным служащим за счет средств региональных и муниципальных  бюджетов определяются соответствующими нормативными правовыми актами территориальных органов власти.

    Социальная  пенсия устанавливаются нетрудоспособным гражданам, постоянно проживающим в Российской Федерации и не имеющим по каким-либо причинам права на пенсию в связи с трудовой или иной общественно полезной деятельностью.

    Социальные пенсии назначаются гражданам, не получающим трудовую пенсию:

  • инвалидам, в том числе инвалидам с детства;
  • лицам, достигшим возраста: мужчины — 65 лет, женщины — 60 лет;
  • детям до 18 лет — в случае потери кормильца, не имеющего страхового стажа;
  • детям-инвалидам в возрасте до 18 лет.

    Размеры социальной пенсии дифференцируются в  зависимости от основания назначения пенсии, тяжести инвалидности и времени  ее наступления, а также от того, потерял ли ребенок одного или  обоих родителей.

    В соответствии с проводимой в России реформой пенсионного обеспечения существенно изменился порядок формирования доходов и направлений расходования средств Пенсионного фонда. 

 

     Глава 2. Источники  и порядок формирования фонда 
 

  2.1. Источники формирования  ПФ РФ 
 

    Доходы  государственных внебюджетных фондов формируются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

    В бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации подлежат зачислению следующие доходы (приложение 5):

  • налоговые доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, от минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, — по нормативу 60 %;
  • неналоговые доходы:
    • страховые взносы на обязательное пенсионное страхование;
    • страховые взносы по дополнительному тарифу для работодателей — организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации;
    • недоимки, пени и штрафы по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации;
    • доходы от размещения средств Пенсионного фонда Российской Федерации;
    • штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;
      • безвозмездные поступления:
    • межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые Пенсионному фонду Российской Федерации;
    • безвозмездные поступления от негосударственных пенсионных фондов;

    • прочие поступления.

    В настоящее время пенсии из Пенсионного  фонда РФ получают 38,2 млн. человек. Средний размер трудовой пенсии по старости в 2007 г. составил 3560 руб. Однако в соответствии с рекомендациями Международной организации труда пенсия должна составлять не менее 40 % последнего заработка работника после 30 лет трудового стажа, а согласно Европейской хартии — не менее 50 % последнего заработка.

    Бюджет  Пенсионного фонда Российской Федерации  составляется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», а также согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 6 марта 2005 г. № 118 «Об утверждении Положения о разработке перспективного финансового плана Российской Федерации и проекта Федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год».

Информация о работе Пенсионный фонд РФ