Пенсионный фонд РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 18:46, курсовая работа

Описание работы

Внебюджетные фонды представляют собой одно из звеньев финансовой системы. С их помощью осуществляется перераспределение национального дохода по инициативе и в интересах органов государственной власти. Специфика внебюджетных социальных фондов – четкое закрепление за ними доходных источников и строго целевое использование их средств.Внебюджетные фонды, существующие и функционирующие на данный момент в российской финансовой системе, имеют на нее огромное влияние. Так, финансовые средства, которыми располагают государственные внебюджетные фонды, вполне сопоставимы по размеру с федеральным бюджетом.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 308.00 Кб (Скачать файл)

Отрицательная динамика наблюдалась по следующим статьям:

  • Реализация государственных функций в области социальной политики — 68,8 %;
  • Ежемесячные денежные выплаты Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и полным кавалерам ордена Славы, Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы — 73,01 %;
  • Оказание социальной помощи — 75,33 %.

    Таким образом, на основе предоставленных  данных можно сделать вывод, что в 2008 г. по сравнению с 2005 г. наблюдается тенденция увеличения доходов в бюджете. Но как известно растут доходы, соответственно растут и расходы. Данная тенденция также прослеживается в расчетной таблице расходов. 

 

2.3. Механизм инвестирования взносов с накопительных счетов в Пенсионном фонде Российской Федерации 
 

    В соответствии с Федеральным законом  «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ страховые взносы, направленные на накопление, образуя пенсионные резервы, подлежат инвестированию Пенсионным фондом России через независимые управляющие компании, список которых утверждается Правительством РФ по результатам проведения тендера. При этом каждому гражданину России предоставлена возможность путем предоставления заявления в Пенсионный фонд РФ самостоятельно выбрать управляющую компанию, а значит, и объект инвестирования.

Управляющая компания не владеет, даже временно, средствами гражданина. Она лишь принимает инвестиционные решения — в этом основной смысл доверительного управления.

    Деятельность  частной управляющей компании постоянно контролируют как минимум пять независимых организаций; Министерство финансов РФ, Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, Общественный совет по надзору за инвестированием накопительной части трудовой пенсии, Специализированный депозитарий, отслеживающий все сделки управляющей компании, и независимый аудит.

    Управляющая компания — это участник рынка ценных бумаг, профессионально занимающийся доверительным управлением.

    Для осуществления деятельности по управлению пенсионными средствами управляющая  компания обязана пройти процедуру лицензирования в Федеральной комиссии по ценным бумагам. Допуск управляющих компаний к управлению накопительной частью пенсии граждан контролируется Министерством финансов РФ и определяется по результатам ежегодного конкурса.

    Для повышения гарантий сохранности  и снижения различных рисков, управляющие компании обязаны страховать риск своей ответственности перед Пенсионным фондом России за нарушение договоров доверительного управления средствами пенсионных накоплений, вызванное ошибками, небрежностью или умышленными противоправными действиями работников управляющей компании либо умышленными противоправными действиями иных лиц.

    Государство устанавливает жесткие требования к компаниям, выпускающим ценные бумаги, в которые может инвестировать управляющая компания. Контроль над действиями управляющей компании возложен на отобранный Министерством финансов РФ специализированный депозитарий. Все платежи, так или иначе связанные с управлением накопительной частью пенсии граждан, управляющая компания обязана проводить только через уполномоченные банки, выбранные Министерством финансов РФ [27].

    Государственный контроль и требования государственных регулирующих органов гарантируют как сохранность пенсионных накоплений граждан, так и профессионализм работы управляющей компании.

    Перечень  видов активов, в которые могут быть размещены средства пенсионных накоплений:

      • государственные ценные бумаги Российской Федерации, номинированные в рублях Российской Федерации;
      • государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации, номинированные в рублях Российской Федерации;
      • облигации российских эмитентов, номинированные в рублях Российской Федерации, за исключением ипотечных ценных бумаг;
      • акции российских эмитентов, созданных в форме открытых акционерных обществ;
      • денежные средства в рублях на счетах в кредитных организациях;
      • депозиты в рублях в кредитных организациях.

    Структура инвестиционного портфеля должна удовлетворять следующим основным требованиям:

  • максимальная доля одного эмитента или группы связанных эмитентов в инвестиционном портфеле не должна превышать 5 %, за исключением государственных ценных бумаг Российской Федерации;
  • депозиты в кредитной организации (кредитных организациях, входящих в одну банковскую группу) и ценные бумаги, эмитированные этой кредитной организацией (кредитными организациями, входящими в одну банковскую группу), не должны в сумме превышать 10 % инвестиционного портфеля;
  • максимальная доля в инвестиционном портфеле акций одного эмитента не должна превышать 10 % его капитализации;
  • максимальная доля в инвестиционном портфеле облигаций одного эмитента не должна превышать 10 % совокупного объема находящихся в обращении облигаций данного эмитента, за исключением государственных ценных бумаг Российской Федерации;
  • доля государственных ценных бумаг Российской Федерации одного выпуска не может составлять более 35 % инвестиционного портфеля.

    Максимальная  доля следующих классов активов  в инвестиционном портфеле составляет:

  • государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации — 40 %;
  • облигации российских эмитентов (помимо облигаций, выпущенных от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации): облигации, выпущенные от имени муниципальных образований, — 40 %;
  • облигации российских хозяйственных обществ: в 2005 г. в 2006 г. — 60; в 2007 г. — 70; с 2008 г. — 80 %;
  • акции российских эмитентов, являющихся открытыми акционерными обществами: в 2005 г. — 40 %; в 2006 г, — 45 %; в; 2007 г. — 55 %; с 2008 г. — 65 %.

    При инвестировании средств пенсионных накоплений управляющая компания обязана соблюдать иные требования, установленные законодательством Российской Федерации, постановлениями Правительства РФ, договорами с Пенсионным фондом РФ и другими нормативными правовыми актами [24].

 

    Глава 3. Совершенствование пенсионной системы РФ 
     

    1. Задачи  необходимые для  совершенствования  пенсионной системы
 
 

    При планировании пенсионной реформы возникает  необходимость учета российской специфики в организации пенсионного  обеспечения. Этот вопрос исключительно важен в свете того факта, что в мире нет абсолютно одинаковых пенсионных систем, даже пенсионные системы, в основе которых лежат одни и те же принципы, характеризуются многообразием национальных особенностей. Поэтому слепое заимствование опыта других стран при реформировании системы пенсионного обеспечения в России является достаточно бесперспективным. Более продуктивным представляется анализ этого опыта с целью выявления подходов, которые позволяют наиболее эффективно решать возложенные на пенсионную систему задачи не только в настоящее время, но и в перспективе.

    Задача  совершенствования пенсионной системы  России в настоящий момент неразрывно связана с общей программой реформирования системы социальной защиты уязвимых слоев населения. Относительная независимость этих систем возможна и желательна лишь в долгосрочной (15-20 лет) перспективе. Об этом свидетельствует и зарубежный опыт.

    Все системы обеспечения достойной  жизни престарелых людей в  мире базируются на «модели трёх столпов»: социальном обеспечении, рабочей пенсии и личных накоплениях граждан. Денежное обеспечение пенсионеров представляет собой довольно сложный финансовый объект, который складывается, по крайней мере, из следующих частей:

    1. Государственная социальная защита (бюджетная и целевая внебюджетная);

    2. Страхование (обязательное и добровольное);

    3. Дополнительная защита (дополнительная страховка, пенсионные облигации, личные пенсионные счета и другие финансовые инструменты);

    4. Бенефиты (льготы, преференции, права  и т.п.).

    В контексте совершенствования пенсионной системы России просматриваются  следующие задачи, существенная специфичность которых требует различных стратегий решения:

    1. Срочно усовершенствовать существующую систему пенсионного и социального обеспечения нынешних пенсионеров, иных нетрудоспособных лиц и будущих пенсионеров, выходящих на пенсию в ближайшие 5 лет, доведя ее до уровня:

  • достойного проживания для человека, заработавшего трудовую пенсию;
  • установленного прожиточного минимума для человека, который не смог заработать трудовую пенсию по объективным причинам (болезнь, воспитание детей и т.п.);
  • минимально допустимого уровня жизни для лиц, не обеспечивших трудовую пенсию без уважительных причин (социальное пособие таким лицам должно выплачиваться не с момента наступления пенсионного возраста, а с момента реальной нетрудоспособности).

    2. Достаточно быстро (в течение года) создать систему стимулирования ускоренного накопления государственных пенсионных фондов лицами, выходящими на пенсию через 5-15 лет, которые за оставшиеся до пенсии годы способны накопить эти фонды для установления внятной зависимости начисляемой пенсии от стажа работы и уровня заработной платы. Конечно, этот переходный вариант будет усложнять пенсионную систему, но этот шаг объективно необходим.

    3. В течение 2-3 лет выделить из нынешней пенсионной системы все функции социального обеспечения нетрудоспособных лиц, не заработавших трудовую пенсию, и на базе систем социального и медицинского страхования создать единую систему государственного социального (непенсионного) обеспечения всех категорий граждан, в том числе пенсионеров, получающих трудовую пенсию.

      Одновременно  целесообразно создать единую расчетную  систему по выплатам гражданам всех видов пенсий, пособий, дотаций, компенсаций  и т.п. из бюджета и внебюджетных фондов (это не только даст существенную экономию, но и позволит наладить системную аналитику в этой сфере).

    4. В сроки, нормальные для крупномасштабной государственной реформы, — в течение 10-15 лет вести процесс построения и постоянного совершенствования системы пенсионного обеспечения будущих поколений (моложе 1972 года рождения) [10].

    Эта система должна быть построена на основе строжайшего соблюдения принципа прямо пропорциональной зависимости  размера пенсии от объема платежей пенсионера (или государства и иных лиц в его пользу), направленных в пенсионные фонды.

    Все эти четыре задачи должны организационно решаться как параллельные и относительно независимые проекты, но с обязательной финансовой координацией их на федеральном уровне.

    Задачу  номер 1, как представляется, придется решать достаточно прямолинейными методами решительных государственных реформ и, главным образом, за счет госбюджета, например, введением с 1 января 2008 года системы гарантированного пенсионного и социального обеспечения в процентном соотношении с прожиточным минимумом (или минимальным размером оплаты труда) в зависимости от категорий пенсионеров и иных нетрудоспособных лиц (главное, чтобы эта система в допустимой мере решала задачу справедливого социального обеспечения).

    Задачу  номер 2 можно решать, в основном, методами установления различных государственных льгот и гарантий. Кроме того, эта задача требует массированного воздействия на общественное мнение, стимулирующего работников и работодателей на  ускоренное накопление соответствующих пенсионных средств.

    При решении задачи номер 3 серьезное прямое государственное бремя социального обеспечения граждан может быть реализовано исключительно за счет налогоплательщиков всех категорий.

    Такой подход позволит справедливо распределить социальную нагрузку на все слои общества. Лучше всего ввести специальный прогрессивный социальный налог в зависимости от размера дохода граждан и прибыли предприятий. Государственные социальные выплаты должны находиться на минимально допустимом уровне, чтобы стимулировать добровольные виды социального страхования граждан.

      Система социального обеспечения должна также пройти 3 этапа реформирования: корректировки существующей системы, формирования переходного варианта и создания новой перспективной системы.

    Задача  номер 4 может решаться только путем разработки и реализации фундаментальной государственной законотворческой программы, опирающейся на серьезные научные исследования.

Информация о работе Пенсионный фонд РФ