Пенсионный фонд РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 18:46, курсовая работа

Описание работы

Внебюджетные фонды представляют собой одно из звеньев финансовой системы. С их помощью осуществляется перераспределение национального дохода по инициативе и в интересах органов государственной власти. Специфика внебюджетных социальных фондов – четкое закрепление за ними доходных источников и строго целевое использование их средств.Внебюджетные фонды, существующие и функционирующие на данный момент в российской финансовой системе, имеют на нее огромное влияние. Так, финансовые средства, которыми располагают государственные внебюджетные фонды, вполне сопоставимы по размеру с федеральным бюджетом.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 308.00 Кб (Скачать файл)

    Бюджет  Пенсионного фонда Российской Федерации  на 2007 г. сформирован по доходам в сумме 1914,1 млрд. руб. (1608,92 млрд. руб. — в 2006 г., 1315,77 млрд. руб. — в 2005 г., из них 1777,70 млрд. руб. (1505,96 млрд. руб. — в 2006 г., 1237,17 млрд. руб. — в 2005 г.) в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, и по расходам в сумме 1782,35 млрд. руб. (1532,37 млрд. руб. — в 2006 г., 1293,49 млрд. руб. — в 2005 г.), из них 1764,43 млрд. руб. (1525,80 млрд. руб. — в 2006 г., 1291,20 млрд. руб. — в 2005 г.) в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части пенсий [17].

    В 2007 г. доходы Пенсионного фонда РФ составили 6 % ВВП (в 2006 г. — 6,1 % ВВП); по расходам — 5,7 % ВВП (в 2006 г. — 6,3 %), что свидетельствует о наметившейся тенденции к снижению доли расходов на пенсионное обеспечение, которая будет иметь место в средне- и долгосрочной перспективе.

    Расходы на выплату базовой части трудовой пенсии в 2007 г., включая расходы по ее доставке (в структуре расходов бюджета Фонда указанные расходы составляют 31,6 %), составили в сумме 559,77 млрд. руб., при поступлении финансовых ресурсов по ЕСН — в сумме 368,77 млрд. руб. Дефицит по базовой части трудовой пенсии (в сумме 191 млрд. руб.) в полном объеме учтен в составе субвенций из федерального бюджета для перечисления бюджету Фонда.

    Аналогично  с дефицитом запланированный  объем текущих поступлений и расходов на страховую часть пенсионного обеспечения составили: доходы — в сумме 757,6 млрд. руб., расходы — в объеме 795,5 млрд. руб.

    В этой связи в целях обеспечения  сбалансированности бюджета Фонда и на покрытие дефицита страховой части из федерального бюджета было направлено 88,25 млрд. руб. (против 74,49 млрд. руб. в 2006 г.).

    На  выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению и другие социальные выплаты, финансируемые за счет средств федерального бюджета, было направлено 100,1 млрд. руб., что составляет 5,5 % расходов бюджета. На дополнительное ежемесячное материальное обеспечение участников и инвалидов Великой Отечественной войны, семей погибших и других категорий граждан Пенсионному фонду Российской Федерации переданы средства федерального бюджета в общей сумме 15,2 млрд. руб.

    Ежегодное увеличение доли средств федерального бюджета в финансировании пенсионной системы свидетельствует об усиливающейся тенденции ее отхода от страховых принципов.

    В 2007 г. в бюджет Пенсионного фонда  Российской Федерации поступило страховых взносов в сумме 757,6 млрд. руб., общий объем средств на выплату, доставку и увеличение страховой части трудовой пенсии предусмотрен в размере 794,2 млрд. руб., в том числе на дополнительное увеличение — 51,53 млрд. руб.

    Таким образом, данный объем текущих поступлений  страховых взносов в 2007 г. так же, как и в 2005-2006 гг., не покрывает расходов, предусмотренных на выплату страховой части трудовой пенсии, включая расходы по их доставке и дополнительное увеличение страховой части трудовой пенсии.

    В 2007 г. бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации формировался в значительной степени (на 53,2 %) за счет ассигнований федерального бюджета.

    В бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 г. общий объем доходов Фонда составил 2330,6 млрд. руб. (6,7 % к объему ВВП), из них 2107,2 млрд. руб. в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 1280,3 млрд. руб. и бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 1,87 млрд. руб. Общий объем расходов бюджета Фонда устанавливается в сумме 2099,9 млрд. руб. (6 % к объему ВВП), из них 2079,6 млрд. руб. в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числе межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам субъектов Российской Федерации в сумме 10,7 млрд. руб. Максимальный объем профицита бюджета Фонда определен в сумме 230,7 млрд. руб., из них 27,6 млрд. руб. в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий (рис. 1).

    Рис. 1. Объем доходов и расходов в  текущем году по сравнению с предыдущим и планируемым. 

    На 2009 г. и на 2010 г. утверждены следующие основные характеристики бюджета Фонда: прогнозируемый общий объем доходов Фонда на 2009 г. в сумме 2669,5 млрд. руб., из них 2397,5 млрд. руб. в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 1456,4 млрд. руб. и бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 2,1 млрд. руб., и на 2010 г. в сумме 3179,8 млрд. руб., из них 2857,6 млрд. руб. в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 1801,4 млрд. руб. и бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 2,5 млрд. руб.

    Бюджет  Фонда по распределительной составляющей сформирован в 2009 г. с текущим дефицитом в сумме 40,6 млрд. руб., в 2010 г. с профицитом в сумме 16,5 млрд. руб. Обеспечение текущей сбалансированности бюджета Фонда по распределительной составляющей предусмотрено за счет остатков средств бюджета Фонда в указанной части на начало 2008 г.

    При составлении проекта бюджета  Фонда на 2008 г. и на плановый период 2009 и 2010 гг. были приняты следующие показатели:

  • средний среднегодовой размер трудовой пенсии на 2008 г. — 3772,6 руб., на 2009 г. — 4454,2 руб., на 2010 год — 5158,8 руб.;
  • размер индексации базовой части трудовой  пенсии с 1 апреля 2008 г. — 7 %, в 2009 г. — 6,8 %, в 2010 г. — 6,5 % и установление с 1 августа 2008 г. размера базовой части трудовой пенсии по старости в сумме 1545 руб., с 1 октября 2009 г. — 1950 руб.;
  • увеличение страховой части трудовой пенсии с 1 февраля — индексация по росту индекса потребительских цен: 2008 г– 8 %, 2009 г. — 7 %, 2010 г. — 6,8 %, с 1 апреля — дополнительное увеличение по росту доходов Пенсионного фонда России в 2008 г. на 7,5 %, в 2009 г.– на 6 %, в 2010 г. — на 6 %;

    • прожиточный минимум пенсионера: на 2008 г. —3273 руб., на 2009 г. —3566 руб. и на 2010 г– 3881 руб.

    За  период с 2007 по 2009 г. предусматривается  увеличение среднегодового размера пенсии на 1922,8 руб., или на 67,7 %. Таким образом, обеспечивается решение задачи, поставленной Президентом России в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 2007 г. по увеличению среднего размера пенсий за период с 2007 по 2009 г. не менее чем на 65 %.

    Вместе  с тем коэффициент замещения, характеризующий отношение среднегодового размера пенсии к уровню заработной платы, останется низким и будет составлять в 2008 г. — 23,8 %, в 2009 г. — 24,2 %, в 2010 г. — 24,4 %,

    Таким образом, бюджет Пенсионного фонда  Российской Федерации является основным документом, определяющим повседневную жизнь крупнейшего и наиболее общественно значимого финансового учреждения нашей страны. Основные задачи бюджетной политики Пенсионного фонда Российской Федерации — финансовая стабилизация системы и обеспечение своевременной выплаты пенсий с учетом дополнительного увеличения расходов.

    В последнее время привлекательность  пенсионной реформы снизилась. С 2005 г. пересмотрен порядок проведения пенсионной реформы. В связи со снижением ставки ЕСН из реформы исключена наиболее активная часть населения (граждане страны, родившиеся в 1953—1966 гг.), чья средняя заработная плата во многом определяет уровень доходов в России. Число участников накопительного нововведения сразу же сократилось на 5 млн. Их пенсия будет складываться только из базовой ставки и страховых накоплений за каждый год работы. С января 2005 г. работодатель перестал перечислять 2 % заработной платы на накопительную часть трудовой пенсии за работников: мужчин 1953—1966 и женщин 1957—1966 гг. рождения. Для лиц моложе перенесен срок перехода к 6 % ставке накопительных отчислений с 2006 на 2008 г. Сделано это в связи с образованием дефицита в базовой части трудовой пенсии начиная с 2005 г. в размере 74 млрд. руб. с последующим увеличением.  
 

    2.2. Анализ доходов и расходов Пенсионного фонда РФ за 2005-2008 гг. 
 

     Основной в разделе «Доходы» является подраздел «Налоги и взносы на социальные нужды» и включает следующие статьи — «страховые взносы на выплату страховой части трудовой пенсии», которая имеет наибольший удельный вес в данном подразделе и составляет 40,8 % от общего объема доходов ПФР; «страховые взносы на выплату накопительной части трудовой пенсии»; «фиксированные взносы на выплату страховой части трудовой пенсии»; «фиксированные взносы на выплату накопительной части трудовой пенсии»; «дополнительный тариф для членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации». В 2005 доля данного подраздела 45,7 %, в 2006 — 54,7 %, в 2007 — 46 %, в 2008 — 47 %, таким образом, совокупная динамика по подразделу составила — 124,5 % [24].

     Наименьший  удельный вес в разделе «Доходы» имеют подразделы «Штрафы, санкции, возмещении ущерба» — 0,0114 % в 2008 г., в 2007 — 0,0096 %; «Прочие неналоговые доходы» — 0,0038 % в 2008 г., 0,0064 % в 2006 и 0,68 % в 2004 г.; «Доходы от продажи материальных и нематериальных активов» — в 2007 – 0,0002 %, в 2006 – 0,0003 %.

     Наибольшую  положительную динамику доходной части бюджета Пенсионного Фонда РФ имели:

  1. Страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии – 3724,33 %;
  2. Налоги на совокупный доход – 336,19 %;
  3. Фиксированные взносы на выплату страховой части трудовой пенсии – 182,82 %.

     Отрицательную динамику показали такие подразделы:

  1. Доходы от продажи материальных и нематериальных активов – 33,3 %;
  2. Безвозмездные поступления от негосударственных организаций – 27,5 %;
  3. Прочие неналоговые поступления – 23,3 % (приложение 6).

     Согласно  данным таблицы (приложение 7), расходная часть бюджета Пенсионного Фонда РФ имеет стабильную положительную динамику в среднем 122,95 %. Расходы ПФР на 2004 г. составили 0,93 трлн. руб., на 2005 г. – 1,2 трлн. руб., на 2006 – 1,5 трлн. руб., а на 2007 – 1,7 трлн. руб. И включает следующие основные разделы «Общегосударственные расходы», «Образование», «межбюджетные трансферты» и «Социальная политика».

     Раздел  «Общегосударственные расходы» включает такие статьи расходов ПФР, как «взносы  в международные организации», «обеспечение соглашений с иностранными государствами и организациями». Данный раздел в среднем за рассматриваемый период занимает 0,0004 % в расходах.

     Раздел  «Образование» включает расходы  фонда на «переподготовку и повышение  квалификации» и «учебные заведения  и курсы по переподготовке кадров» и составляет около 0,003 % в расходах бюджета ПФР.

     Раздел  «Межбюджетные трансферты» составляет незначительную часть в расходах фонда, около 0,0006 % за последние два года рассматриваемого периода, в 2006 г. — 0,000009 %, а в 2005 г. — 0,01 %. Расходы по данному разделу составляли в 2007,2008 годах 10 млн. руб., в 2006 г. — 0,1 млн. руб., а в 2005 г. — 940 млн. руб.

     Основной  раздел расходной части бюджета  Пенсионного Фонда РФ – «Социальная  политика», который занимает 99,99 %. Динамика по разделу составляет в среднем, за рассматриваемый период, 123 %. Данный раздел включает следующие подразделы: «Научные исследования в области социальной политики», на его долю приходится 0,002 % от общей суммы расходов, «реализация государственных функций в области социальной политики» — 0,12 % и подраздел «Пенсионное обеспечение», которое в общей сумме расходов Пенсионного Фонда РФ занимает в среднем 99,87 % и в абсолютном выражении составляет в 2005 г. — 0,92 трлн. руб., в 2006 г. — 1,16 трлн. руб., в 2007 г. — 1,49 трлн. руб. и в 2008 — 1,73 трлн. руб.

     Самой объемной является статья «реализация функций в области социальной политики» — 8,4 % от общей суммы всех расходов ПФР и включает следующую классификацию: «ежемесячные денежные выплаты ветеранам» — в среднем за рассматриваемый период 1,99 % от общей суммы расходов фонда; «ежемесячные денежные выплаты инвалидам» — 5,36 %; «Ежемесячные денежные выплаты гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний» — 0,37 %; «ежемесячные денежные выплаты Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и полным кавалерам ордена Славы, Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы» — 0,04 %; «дополнительное ежемесячное материальное обеспечение некоторым категориям граждан РФ в связи с 60-летием Победы ВОВ 1941–1945 годов» — 0,47 %.

     По  динамике расходной части бюджета  ПФР можно сказать, что наибольшее темпы роста имели следующие  статьи:

      • Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение некоторым категориям граждан РФ в связи с 60-летием Победы ВОВ 1941–1945 годов — 62444,3 %. Выплаты по данной статье выросли с 7,9 млн. руб. в 2004 г. до 15 млрд. в 2007 г.;
      • Межбюджетные трансферты — 3366,7 %;
      • Реализация функций в области государственной политики – 834,8 %.

Информация о работе Пенсионный фонд РФ