Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 18:46, курсовая работа
Внебюджетные фонды представляют собой одно из звеньев финансовой системы. С их помощью осуществляется перераспределение национального дохода по инициативе и в интересах органов государственной власти. Специфика внебюджетных социальных фондов – четкое закрепление за ними доходных источников и строго целевое использование их средств.Внебюджетные фонды, существующие и функционирующие на данный момент в российской финансовой системе, имеют на нее огромное влияние. Так, финансовые средства, которыми располагают государственные внебюджетные фонды, вполне сопоставимы по размеру с федеральным бюджетом.
Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на 2007 г. сформирован по доходам в сумме 1914,1 млрд. руб. (1608,92 млрд. руб. — в 2006 г., 1315,77 млрд. руб. — в 2005 г., из них 1777,70 млрд. руб. (1505,96 млрд. руб. — в 2006 г., 1237,17 млрд. руб. — в 2005 г.) в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, и по расходам в сумме 1782,35 млрд. руб. (1532,37 млрд. руб. — в 2006 г., 1293,49 млрд. руб. — в 2005 г.), из них 1764,43 млрд. руб. (1525,80 млрд. руб. — в 2006 г., 1291,20 млрд. руб. — в 2005 г.) в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части пенсий [17].
В 2007 г. доходы Пенсионного фонда РФ составили 6 % ВВП (в 2006 г. — 6,1 % ВВП); по расходам — 5,7 % ВВП (в 2006 г. — 6,3 %), что свидетельствует о наметившейся тенденции к снижению доли расходов на пенсионное обеспечение, которая будет иметь место в средне- и долгосрочной перспективе.
Расходы на выплату базовой части трудовой пенсии в 2007 г., включая расходы по ее доставке (в структуре расходов бюджета Фонда указанные расходы составляют 31,6 %), составили в сумме 559,77 млрд. руб., при поступлении финансовых ресурсов по ЕСН — в сумме 368,77 млрд. руб. Дефицит по базовой части трудовой пенсии (в сумме 191 млрд. руб.) в полном объеме учтен в составе субвенций из федерального бюджета для перечисления бюджету Фонда.
Аналогично с дефицитом запланированный объем текущих поступлений и расходов на страховую часть пенсионного обеспечения составили: доходы — в сумме 757,6 млрд. руб., расходы — в объеме 795,5 млрд. руб.
В этой связи в целях обеспечения сбалансированности бюджета Фонда и на покрытие дефицита страховой части из федерального бюджета было направлено 88,25 млрд. руб. (против 74,49 млрд. руб. в 2006 г.).
На выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению и другие социальные выплаты, финансируемые за счет средств федерального бюджета, было направлено 100,1 млрд. руб., что составляет 5,5 % расходов бюджета. На дополнительное ежемесячное материальное обеспечение участников и инвалидов Великой Отечественной войны, семей погибших и других категорий граждан Пенсионному фонду Российской Федерации переданы средства федерального бюджета в общей сумме 15,2 млрд. руб.
Ежегодное увеличение доли средств федерального бюджета в финансировании пенсионной системы свидетельствует об усиливающейся тенденции ее отхода от страховых принципов.
В 2007 г. в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации поступило страховых взносов в сумме 757,6 млрд. руб., общий объем средств на выплату, доставку и увеличение страховой части трудовой пенсии предусмотрен в размере 794,2 млрд. руб., в том числе на дополнительное увеличение — 51,53 млрд. руб.
Таким образом, данный объем текущих поступлений страховых взносов в 2007 г. так же, как и в 2005-2006 гг., не покрывает расходов, предусмотренных на выплату страховой части трудовой пенсии, включая расходы по их доставке и дополнительное увеличение страховой части трудовой пенсии.
В 2007 г. бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации формировался в значительной степени (на 53,2 %) за счет ассигнований федерального бюджета.
В бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 г. общий объем доходов Фонда составил 2330,6 млрд. руб. (6,7 % к объему ВВП), из них 2107,2 млрд. руб. в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 1280,3 млрд. руб. и бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 1,87 млрд. руб. Общий объем расходов бюджета Фонда устанавливается в сумме 2099,9 млрд. руб. (6 % к объему ВВП), из них 2079,6 млрд. руб. в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числе межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам субъектов Российской Федерации в сумме 10,7 млрд. руб. Максимальный объем профицита бюджета Фонда определен в сумме 230,7 млрд. руб., из них 27,6 млрд. руб. в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий (рис. 1).
Рис.
1. Объем доходов и расходов в
текущем году по сравнению с предыдущим
и планируемым.
На 2009 г. и на 2010 г. утверждены следующие основные характеристики бюджета Фонда: прогнозируемый общий объем доходов Фонда на 2009 г. в сумме 2669,5 млрд. руб., из них 2397,5 млрд. руб. в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 1456,4 млрд. руб. и бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 2,1 млрд. руб., и на 2010 г. в сумме 3179,8 млрд. руб., из них 2857,6 млрд. руб. в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 1801,4 млрд. руб. и бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 2,5 млрд. руб.
Бюджет Фонда по распределительной составляющей сформирован в 2009 г. с текущим дефицитом в сумме 40,6 млрд. руб., в 2010 г. с профицитом в сумме 16,5 млрд. руб. Обеспечение текущей сбалансированности бюджета Фонда по распределительной составляющей предусмотрено за счет остатков средств бюджета Фонда в указанной части на начало 2008 г.
При составлении проекта бюджета Фонда на 2008 г. и на плановый период 2009 и 2010 гг. были приняты следующие показатели:
• прожиточный минимум пенсионера: на 2008 г. —3273 руб., на 2009 г. —3566 руб. и на 2010 г– 3881 руб.
За период с 2007 по 2009 г. предусматривается увеличение среднегодового размера пенсии на 1922,8 руб., или на 67,7 %. Таким образом, обеспечивается решение задачи, поставленной Президентом России в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 2007 г. по увеличению среднего размера пенсий за период с 2007 по 2009 г. не менее чем на 65 %.
Вместе с тем коэффициент замещения, характеризующий отношение среднегодового размера пенсии к уровню заработной платы, останется низким и будет составлять в 2008 г. — 23,8 %, в 2009 г. — 24,2 %, в 2010 г. — 24,4 %,
Таким образом, бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации является основным документом, определяющим повседневную жизнь крупнейшего и наиболее общественно значимого финансового учреждения нашей страны. Основные задачи бюджетной политики Пенсионного фонда Российской Федерации — финансовая стабилизация системы и обеспечение своевременной выплаты пенсий с учетом дополнительного увеличения расходов.
В
последнее время
2.2.
Анализ доходов и расходов
Пенсионного фонда РФ
за 2005-2008 гг.
Основной в разделе «Доходы» является подраздел «Налоги и взносы на социальные нужды» и включает следующие статьи — «страховые взносы на выплату страховой части трудовой пенсии», которая имеет наибольший удельный вес в данном подразделе и составляет 40,8 % от общего объема доходов ПФР; «страховые взносы на выплату накопительной части трудовой пенсии»; «фиксированные взносы на выплату страховой части трудовой пенсии»; «фиксированные взносы на выплату накопительной части трудовой пенсии»; «дополнительный тариф для членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации». В 2005 доля данного подраздела 45,7 %, в 2006 — 54,7 %, в 2007 — 46 %, в 2008 — 47 %, таким образом, совокупная динамика по подразделу составила — 124,5 % [24].
Наименьший удельный вес в разделе «Доходы» имеют подразделы «Штрафы, санкции, возмещении ущерба» — 0,0114 % в 2008 г., в 2007 — 0,0096 %; «Прочие неналоговые доходы» — 0,0038 % в 2008 г., 0,0064 % в 2006 и 0,68 % в 2004 г.; «Доходы от продажи материальных и нематериальных активов» — в 2007 – 0,0002 %, в 2006 – 0,0003 %.
Наибольшую положительную динамику доходной части бюджета Пенсионного Фонда РФ имели:
Отрицательную динамику показали такие подразделы:
Согласно данным таблицы (приложение 7), расходная часть бюджета Пенсионного Фонда РФ имеет стабильную положительную динамику в среднем 122,95 %. Расходы ПФР на 2004 г. составили 0,93 трлн. руб., на 2005 г. – 1,2 трлн. руб., на 2006 – 1,5 трлн. руб., а на 2007 – 1,7 трлн. руб. И включает следующие основные разделы «Общегосударственные расходы», «Образование», «межбюджетные трансферты» и «Социальная политика».
Раздел «Общегосударственные расходы» включает такие статьи расходов ПФР, как «взносы в международные организации», «обеспечение соглашений с иностранными государствами и организациями». Данный раздел в среднем за рассматриваемый период занимает 0,0004 % в расходах.
Раздел «Образование» включает расходы фонда на «переподготовку и повышение квалификации» и «учебные заведения и курсы по переподготовке кадров» и составляет около 0,003 % в расходах бюджета ПФР.
Раздел
«Межбюджетные трансферты»
Основной раздел расходной части бюджета Пенсионного Фонда РФ – «Социальная политика», который занимает 99,99 %. Динамика по разделу составляет в среднем, за рассматриваемый период, 123 %. Данный раздел включает следующие подразделы: «Научные исследования в области социальной политики», на его долю приходится 0,002 % от общей суммы расходов, «реализация государственных функций в области социальной политики» — 0,12 % и подраздел «Пенсионное обеспечение», которое в общей сумме расходов Пенсионного Фонда РФ занимает в среднем 99,87 % и в абсолютном выражении составляет в 2005 г. — 0,92 трлн. руб., в 2006 г. — 1,16 трлн. руб., в 2007 г. — 1,49 трлн. руб. и в 2008 — 1,73 трлн. руб.
Самой объемной является статья «реализация функций в области социальной политики» — 8,4 % от общей суммы всех расходов ПФР и включает следующую классификацию: «ежемесячные денежные выплаты ветеранам» — в среднем за рассматриваемый период 1,99 % от общей суммы расходов фонда; «ежемесячные денежные выплаты инвалидам» — 5,36 %; «Ежемесячные денежные выплаты гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний» — 0,37 %; «ежемесячные денежные выплаты Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и полным кавалерам ордена Славы, Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы» — 0,04 %; «дополнительное ежемесячное материальное обеспечение некоторым категориям граждан РФ в связи с 60-летием Победы ВОВ 1941–1945 годов» — 0,47 %.
По динамике расходной части бюджета ПФР можно сказать, что наибольшее темпы роста имели следующие статьи: