Пенсионный фонд РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 18:46, курсовая работа

Описание работы

Внебюджетные фонды представляют собой одно из звеньев финансовой системы. С их помощью осуществляется перераспределение национального дохода по инициативе и в интересах органов государственной власти. Специфика внебюджетных социальных фондов – четкое закрепление за ними доходных источников и строго целевое использование их средств.Внебюджетные фонды, существующие и функционирующие на данный момент в российской финансовой системе, имеют на нее огромное влияние. Так, финансовые средства, которыми располагают государственные внебюджетные фонды, вполне сопоставимы по размеру с федеральным бюджетом.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 308.00 Кб (Скачать файл)

      Только  такой подход позволит, с одной  стороны, срочно решить острые проблемы пенсионного обеспечения, а с другой — не сделать новых фундаментальных ошибок.

    Участники пенсионной реформы имеют содержательно и формально разные интересы и возможности, которые должны быть согласованно и целенаправленно использованы в процессе движения к цивилизованной и своевременно адаптирующейся к изменяющимся условиям пенсионной системе. Представляется, что такая система должна состоять из следующих элементов:

  1. Обязательное государственное пенсионное страхование работников частного сектора, государственных служащих, предпринимателей, лиц, занятых творческим трудом, и других граждан, получающих системный легальный доход, а также лиц, страхуемых государством за счет бюджета.

    Все уплаченные определенным лицом страховые  взносы учитываются на его индивидуальном (персональном) пенсионном счете в Пенсионном фонде, ежегодно индексируются на уровень инфляции и служат основой для расчета трудовой пенсии по достижении этим лицом пенсионного возраста.

    Размер  обязательных страховых взносов  должен обеспечить получение работником трудовой пенсии в размере около 40 % от его средней заработной платы при условии уплаты взносов мужчинами в течение 35 лет и женщинами – 25 лет (право на минимальную пенсию возникает при трудовом стаже у мужчин – 20 лет, у женщин – 15 лет). Установленная трудовая пенсия ежегодно индексируется на уровень инфляции.

  1. Добровольное участие в государственном пенсионном страховании неработающих или нетрудоспособных лиц на описанных выше условиях.

    Все поступающие в Пенсионный фонд страховые взносы государство использует по своему усмотрению, но неукоснительно исполняет свои обязательства по пенсионному обеспечению граждан.

  1. Добровольная государственная накопительная пенсионная система. Взносы уплачивают работники и/или их работодатели в пределах установленных размеров, не облагаемых налогом (относимых на себестоимость). В данном случае государство выступает как управляющая компания и распоряжается средствами в соответствии с законодательно установленными правилами.

    Нынешняя  обязательная накопительная система должна быть преобразована в добровольную.

  1. Добровольная государственная система жизнеобеспечения пенсионеров. Позволяет обеспечить пенсионеров жильем, питанием и медицинским обслуживанием за счет трудовой пенсии и социальных пособий. Экономически это возможно в случае строительства государственных специализированных поселков для проживания в них только пенсионеров на арендной основе.
  2. Добровольная негосударственная накопительная пенсионная система, основу которой составляют специализированные пенсионные счета (депозиты) работников и/или их работодателей, взносы на которые в законодательно установленных допустимых пределах освобождаются от налогов (относятся на себестоимость). Такие счета могут открываться исключительно в лицензированных финансовых организациях (банки, пенсионные фонды, управляющие компании и т.п.). Средний срок взноса на такой счет должен быть не менее 10 лет, а воспользоваться счетом можно не ранее достижения пенсионного возраста — в противном случае уплачивается повышенный налог.
  3. Добровольная негосударственная система пенсионного страхования, включающая собственно индивидуальное пенсионное страхование и страхование жизни, предлагающие в качестве страховых выплат различные виды аннуитетов – ежегодной ренты.

    В развитых странах в добровольных накопительных пенсионных системах аккумулируются значительные инвестиционные ресурсы, используемые в финансовом обеспечении стабильного экономического роста.

    В целях реализации пенсионной реформы в России в 2001-2002 гг. был принят основной пакет законодательных актов, обеспечивающих переход от распределительной системы финансирования пенсий к смешанной пенсионной системе, организационно дополненной негосударственными организациями и обеспечивающей широкую возможность выбора застрахованными лицами порядка формирования своих пенсионных накоплений.

    Вместе  с тем в пенсионной системе Российской Федерации остается нерешенным ряд проблем, тормозящих ее дальнейшее развитие.

    В их числе реформирование льготных пенсий, назначенных ранее общеустановленного пенсионного возраста лицам, занятым на рабочих местах с вредными и опасными условиями труда, финансирование выплаты накопительной части трудовой пенсии, обеспечение среднесрочной и долгосрочной финансовой стабильности пенсионной системы.

    Остаются  не в полной мере реализованными конкурентные преимущества негосударственных организаций в сфере обязательного пенсионного страхования. Требуют дальнейшего совершенствования механизмы сбора и учета страховых взносов, методики учета операций по формированию и инвестированию пенсионных накоплений, а также учета доходов от инвестирования пенсионных накоплений.

    Основными направлениями проведения пенсионной реформы являются:

    а) завершение формирования нормативной правовой базы обеспечения проведения пенсионной реформы. Совершенствование законодательства Российской Федерации в части регулирования, в том числе:

  • профессиональных пенсионных систем в Российской Федерации;
  • порядка финансирования выплат накопительной части трудовой пенсии и особенностей инвестирования пенсионных накоплений, формируемых в
  • пользу граждан пенсионного возраста в Российской Федерации;
  • особенностей финансирования выплат накопительной  части  трудовой пенсии, сформированной в негосударственных пенсионных фондах;
  • прав застрахованных лиц на добровольное вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию.

    Также предстоит повысить уровень пенсионного обеспечения с тем, чтобы в среднесрочной перспективе размеры социальных пенсий полностью обеспечивали прожиточный минимум пенсионеру, и соответственно были бы повышены базовые части трудовых пенсий;

    б) разработка мер по развитию механизмов обязательного пенсионного страхования, дополнительного пенсионного обеспечения и добровольного пенсионного страхования, в том числе путем:

  • повышения привлекательности негосударственных организаций в сфере обязательного пенсионного страхования за счет расширения предлагаемых ими форм пенсионных продуктов;
  • уточнения правового статуса Пенсионного фонда Российской Федерации и негосударственных пенсионных фондов;
  • разработки мер по повышению эффективности инвестирования средств пенсионных накоплений и предотвращения конфликта интересов в сфере

    формирования  и инвестирования пенсионных накоплений, определения порядка инвестирования пенсионных накоплений в ценные бумаги иностранных эмитентов;

  • установления требований к раскрытию информации негосударственными пенсионными фондами;
  • развития институциональной основы актуарной деятельности.

    В офисе Пенсионного фонда Российской Федерации под председательством министра здравоохранения и социального развития в сентябре 2009 г. прошло совещание по подготовке к реализации нового пенсионного законодательства, которое предусматривает социальные доплаты к пенсии до уровня прожиточного минимума пенсионера.

    Принятый Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием федерального закона, о страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования Российской Федерации, федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» предусматривает с 2010 года установление федеральных или региональных социальных доплат к пенсии, если ее уровень не достигает прожиточного минимума пенсионера в регионе его проживания.

    Так, если неработающий пенсионер, чья общая  сумма материального обеспечения  ниже прожиточного минимума, проживает  в регионе, где этот показатель не превышает федеральный, то Пенсионным фондом Российской Федерации ему  будет установлена доплата к пенсии из средств Федерального бюджета.

    Если  общая сумма материального обеспечения  пенсионера ниже прожиточного минимума в субъекте РФ, где этот показатель выше федерального, то ему полагается региональная социальная доплата, которая  будет производиться органами социальной защиты населения соответствующего региона.  
 

    3.2. Способы совершенствования  пенсионной системы 
 

    В рамках совещания был отмечен  высокий уровень взаимодействия территориальных органов ПФР  и органов социальной защиты по организации соцдоплат.

    Территориальные органы Пенсионного фонда и региональные органы соцзащиты определяют уровень  материального обеспечения пенсионера на основе имеющихся у них сведений. Для тех, кому пенсия выплачивается  по линии ПФР, доплаты будет устанавливаться  по материалам пенсионных дел и сведениям о том, какие региональные выплаты получает пенсионер. Это избавит пенсионеров от необходимости собирать и представлять дополнительную информацию об уровне их дохода для установления доплаты.

    Соцдоплаты  будут выплачиваться только неработающим пенсионерам. При поступлении на работу пенсионер, получающий соцдоплату, должен проинформировать об этом Пенсионный фонд. Тем, кто выйдет на пенсию в 2010 году, соцдоплаты будут устанавливаться сразу, при назначении пенсии.

    Правительство Российской Федерации внесло в Государственную думу проект федерального бюджета на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 гг. и, соответственно, проект бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на такой же период и проекты бюджетов других государственных внебюджетных фондов. Бюджет Пенсионного фонда естественно включает в себя полное обеспечение тех решений, которые реализованы в предложениях по совершенствованию пенсионного законодательства.

    Законодательство  по изменению в пенсионной системе  вступает в силу с 1 января 2010 года, все пересчеты, которые вытекают из совершенствования пенсионного законодательства, и выплаты по ним будут осуществлены уже в конце 2009 года за счет денежных средств бюджета Пенсионного фонда 2009 года. То есть это означает, что, по сути, первые 10 дней января будут обеспечены бюджетом 2009 года и  все выплаты, а, в первую очередь, это касается так называемой валоризации пенсионных накоплений или пересмотра расчетного пенсионного капитала для отдельных граждан будут произведены уже в 2009 году.

    Бюджет  Пенсионного фонда на 2010 год по сравнению с бюджетом 2009 года существенно  возрастает, объем бюджета Пенсионного  фонда по доходам оценивается  в 4,7 трлн. рублей или возрастает по сравнению с уровнем 2009 года на 1,4 трлн. рублей. Что касается расходов Пенсионного фонда, то объем расходов оценивается в 4,4 трлн. рублей и соответственно возрастает на 1,4 трлн. рублей. В составе бюджета Пенсионного фонда накопительная составляющая, объем которой составит по оценкам, заложенным в бюджет, 0,4 трлн. рублей по доходам и 0,1 трлн. рублей по расходам.

    Федеральный бюджет перечисляет в бюджет Пенсионного  фонда межбюджетные трансферты, при  этом объем этих трансфертов оценивается  в 2,5 трлн. рублей, из них 1,1 трлн. рублей – это средства, которые перечисляет федеральный бюджет на покрытие дефицита Пенсионного фонда, все остальное — это обязательства федерального бюджета, в соответствии с которыми администратором выплат выступает бюджет Пенсионного фонда. Можно назвать 3 позиции, которые, так или иначе, затрагивают интересы органов власти субъектов Российской Федерации, и граждан, которые проживают на территории субъектов Российской Федерации.

  1. Валоризация пенсионных прав. Начиная с 1 января 2010 года – это обязательство федерального бюджета. Объем, который федеральный бюджет направляет на эти цели, составляет 502 млрд. рублей.
  2. Средства на предоставление материнского (семейного) капитала. 2010 год – это тот год, когда закон о материнском (семейном) капитале в этой части вступает в полную силу и граждане имеют право использовать материнский (семейный) капитал на все три опции, которые разрешены законом, то есть приобретение жилья, образование и формирование накопительной части трудовой пенсии. Объем средств, который заложен в бюджете Пенсионного фонда, составляет 102 млрд. рублей. Из этих 102 млрд. рублей по тем оценкам, которые мы имеем на сегодняшний день по погашению ипотечных кредитов и процентов по ним, до 70 % будет использовано на жилищные цели.
  3. Единовременные денежные выплаты населению. Это та единовременная денежная выплата, которая была введена взамен социальных льгот. Ее объем в бюджете Пенсионного фонда оценивается в 343 млрд. рублей. И из этой же суммы, в зависимости от того, какое количество граждан по состоянию на 1 октября выберет социальный пакет, будет выделен соответствующий объем средств, который пойдет на санаторно-курортное обеспечение, проезд к месту лечения и пригородный проезд, и дополнительное лекарственное обеспечение. Эта единовременная денежная выплата, так же как и материнский капитал, в 2010 году будет проиндексирована. Размер материнского (семейного) капитала с 1 января 2010 года составит 343378 рублей, с момента его введения, т.е. за три года размер материнского (семейного) капитала уже возрос на 93,4 тыс.рублей. Это связано с тем, что мы неоднократно в течение 2007 и 2008 годов в связи с повышением потребительских цен пересматривали размер материнского (семейного) капитала.

Информация о работе Пенсионный фонд РФ