Платежная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 19:57, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы заключается в выявлении недостатков существующих в Российской Федерации форм безналичных расчетов и формировании путей по их преодолению. Для достижения цели дипломной работы поставлены задачи: рассмотрение роли платежных систем в экономике; изучение существующих в Российской Федерации форм безналичных расчетов; анализ безналичных расчетов, применяемых Банком России и другими участниками платежных систем; выявление недостатков в системе российских безналичных расчетов; изучение зарубежного опыта; формирование предложений по совершенствованию механизмов безналичных расчетов.

Содержание работы

Введение. 3
Глава 1. Роль безналичных расчетов в платежной системе РФ. 6
1. Понятие платежной системы Российской Федерации. 6
2. Безналичные расчеты в платежной системе Российской Федерации. 13
3. Проблемы развития системы безналичных расчетов в РФ. 21
Глава 2. Анализ проведения безналичных банковских расчетов в платежной системе Российской Федерации. 28
1. Анализ безналичных расчетов, проводимых Банком России. 28
2. Анализ безналичных расчетов платежной системы коммерческих банков. 37
3. Корреспондентские отношения. 46
Глава 3. Совершенствование безналичных расчетов в платежной системе Российской федерации, исходя из стратегии развития. 47
1. Необходимость создания и развития национальной платежной системы. 47
2. Совершенствование платежной системы Банка России. 54
3. Применение зарубежного опыта в совершенствовании безналичных расчетов в платежной системе Российской Федерации. 62
Заключение. 71
Список литературы: 74

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 539.93 Кб (Скачать файл)

В процессе осуществления  надзорной функции Банк России осуществляет определенные Федеральным законом мероприятия, среди которых в качестве наиболее значимых можно выделить:

1) анализ документов и  информации (в том числе данные  отчетности), которые касаются деятельности  поднадзорных организаций и участников  платежных систем;

2) проведение инспекционных  проверок поднадзорных организаций  в соответствии;

3) определение форм и  сроков предоставления отчетности;

4) получение от поднадзорных  организаций и участников платежной  системы документов и иной  необходимой информации, в том  числе содержащей персональные данные;

5) определение порядка  осуществления надзора в национальной  платежной системе.

Наряду с надзором и  контролем Банком России осуществляется и наблюдение (рис.3), заключающееся в деятельность Банка России по совершенствованию всеми операторами платежных систем своей деятельности и оказываемых ими услуг.

Приоритетным является наблюдение за значимыми платежными системами, которое осуществляется Банком России посредством всех видов деятельности. В отношении наблюдаемых организаций, других субъектов национальной платежной системы, платежных систем, не являющихся значимыми, а также других объектов наблюдения Банк России осуществляет мониторинг. 

Не менее значима и  функция наблюдения Банком России в  формировании бесперебойной, устойчивой платежной системы, эта функция реализуется посредством комплекса мероприятий:

1) сбор, систематизация и  анализ информации о деятельности  наблюдаемых организаций, других субъектов национальной платежной системы и связанных с ними объектов наблюдения;

2) оценка деятельности  наблюдаемых организаций и связанных  с ними объектов наблюдения;

3) подготовка по результатам  указанной оценки предложений  по изменению деятельности оцениваемых наблюдаемых организаций и связанных с ними объектов наблюдения.

Осуществляя свою деятельность, Банк России тесно взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти в случаях, определенных Федеральным Законом «О национальной платежной системе»:

1) при осуществлении надзора  и наблюдения за платежными  системами, в которых осуществляются переводы денежных средств в целях расчета по сделкам с ценными бумагами и (или) сделкам, совершенным на организованных торгах.

2) при осуществлении надзора  и наблюдения за платежными  системами, в которых осуществляются переводы денежных средств в целях расчетов по обязательным видам страхования гражданской ответственности, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Вопросы надзора и наблюдения в национальной платежной системе  не всегда ограничиваются национальным уровнем, поэтому Банк России является участником международного сотрудничества по вопросам надзора и наблюдения в национальной платежной системе. Сотрудничество Банка России с центральными банками и иными органами надзора и наблюдения в национальных платежных системах иностранных государств осуществляется в соответствии с заключенными с ними соглашениями (меморандумами) о сотрудничестве.

Таким образом, платежная  система является важнейшим звеном в организации отношений между хозяйствующими субъектами, посредством которого осуществляются все расчеты в экономике Российской Федерации. В силу своей значимости в развитии экономики страны платежная система подлежит тщательному контролю и регулированию, позволяющему однозначно определять ее состояние и соответствие предъявляемым требованиям.

Функция наблюдения за платежными системами, в том числе и за национальной, возложена на Центральный Банк Российской Федерации, являющийся основным законодательным источник в данной сфере экономической деятельности.

2. Безналичные  расчеты в платежной системе  Российской Федерации.

2.1. Понятие безналичного  денежного оборота и его роль  в экономике.

С совершенствованием платежно-расчетных  отношений менялось и соотношение между наличными и безналичными сферами денежного обращения. До конца XIX века преобладали платежи наличными деньгами. В современных условиях удельный вес наличных денег, особенно в промышленно развитых государствах, невелик, например, в США он составляет около десяти процентов. Безналичные расчеты - это расчеты, осуществляемые без использования наличных денег, посредством перечисления денежных средств по счетам в кредитных учреждениях и зачетов взаимных требований.

Безналичные расчеты имеют  важное экономическое значение в  ускорении оборачиваемости средств, сокращении наличных денег, необходимых для обращения, снижении издержек обращения. Особенности безналичных расчетов проявляются в следующем:

1) в расчетах наличными  деньгами принимают участие плательщик  и получатель, передающие наличные  средства. В безналичных денежных  расчетах участников трое: плательщик, получатель и банк, в котором осуществляются такие расчеты в форме записи по счетам плательщика и получателя;

2) участники безналичных  денежных расчетов состоят в  кредитных отношениях с банком;

3) перемещения (перечисления) денег, принадлежащих одному участнику расчетов, в пользу другого производятся путем записей по их счетам.

Расширение сферы безналичного оборота позволяет более точно  определять размеры эмиссии и изъятия наличных денег из обращения. С одной стороны, развитие безналичных расчетов приводит к сокращению потребности в наличных деньгах и к экономии издержек обращения. Чем крупнее платеж, тем сильнее проявляются эти преимущества [28, с. 56-59]. Однако, если сумма уплаты незначительна, то более экономичен взнос наличными. Установить точно грань, когда преимущества наличного платежа переходят в его недостатки, довольно трудно. С другой стороны, безналичные расчеты могут заменять собой банкнотное обращение.

Особое значение приобретают  безналичные расчеты при попытках стабилизации валюты, так как они облегчают переход от «падающих» денег к золотому обращению (или к валюте, имеющей золотое обеспечение). Столь же значительно влияние безналичных расчетов на покупательную способность денег внутри страны. Когда безналичные расчеты получают общественное признание (например, развитая чековая система), тогда чрезмерное форсирование их, подобно чрезмерному выпуску банкнот, может действовать инфляционно. Поэтому развитие безналичного оборота должно подвергаться такому же регулированию, как и эмиссия банкнот. Безналичные расчеты представляют собой совокупность безналичных денежно-кредитных операций в процессе реализации товаров и услуг, распределения и перераспределения национального дохода. Их назначение состоит в погашении денежных и кредитных обязательств юридических и физических лиц на основе функционирования денег как безналичного средства платежа.

Безналичный денежный оборот охватывает [28, с. 37-38]:

1) движение общественного  продукта;

2) распределение  и перераспределение национального  дохода;

3) платежи за  товары, услуги и выполненные работы;

платежи, связанные  с формированием доходов бюджета и осуществлением бюджетных расходов;

4) платежи, относящиеся  к источникам капитальных вложений;

5) расчеты, связанные  с финансированием предприятий;

6) получение и  погашение банковских ссуд;

7) выплату и  использование части денежных доходов населения;

8) другие платежи  и поступления. 

Безналичный денежный оборот играет важную роль в экономике, которая  проявляется в следующем:

1) способствует более  рациональной организации денежного  оборота, что позволяет сконцентрировать  в банках все временно свободные  денежные средства и сформировать  кредитные ресурсы; 

2) сокращает расходы, связанные  с издержками обращения; 

3) разграничение налично-денежного  и безналичного оборотов позволяет  обеспечить четкую организацию  эмиссионно-кассовой работы банков;

4) создает возможность  осуществления банковского контроля  за обоснованностью платежей  и налогового контроля за полнотой  учета выручки от реализации;

5) обеспечивает взаимный  контроль контрагентов за выполнение  своих договорных обязательств;

6) способствует ускорению  платежей при правильной их  организации за счет использования  телеграфных переводов и электронных  форм расчетов;

7) создает возможность  организации международных валютно-расчетных  отношений [12, с. 45-48].

2.2 Принципы организации  безналичных расчетов.

Безналичный платёжный оборот в стране организуется на основе определённых принципов. Принципы организации расчётов – основополагающие начала их проведения. Точное соблюдение всех принципов позволяет обеспечить соответствие расчётов предъявляемым требованиям: своевременности, надёжности, эффективности [19, с.134-139].

Организатором безналичных расчетов в Российской Федерации, методическим центром по разработке правил, форм и сроков расчетов, стандартов платежных  документов является Центральный Банк Российской Федерации. Банк России является органом, координирующим, регулирующим и лицензирующим организацию  расчетных, в том числе клиринговых  систем в РФ. Через свои учреждения он осуществляет расчеты между кредитными организациями, в целом отвечает за эффективное и бесперебойное  функционирование отечественной системы  расчетов. Непосредственным осуществлением расчетных операций занимаются коммерческие банки.

Безналичные расчеты осуществляются через кредитные организации  по счетам, открытым на основании договора банковского счета или договора корреспондентского счета (субсчета), если иное не установлено законодательством  и не обусловлено используемой формой расчетов.

Расчетные операции по перечислению денежных средств через кредитные  организации (филиалы) могут осуществляться с использованием:

1) корреспондентских счетов (субсчетов), открытых в Банке  России;

2) корреспондентских счетов, открытых в других кредитных  организациях;

3) счетов участников расчетов, открытых в небанковских кредитных  организациях, осуществляющих расчетные  операции;

4) счетов межфилиальных  расчетов, открытых внутри одной  кредитной организации.

Списание денежных средств  со счета осуществляется на основании  расчетных документов, в пределах имеющихся на счете денежных средств, если иное не предусмотрено в договорах, заключаемых между Банком России или кредитными организациями и  их клиентами. При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание средств осуществляется по мере их поступления в очередности, установленной законодательством:

1) списание по исполнительным  документам для удовлетворения  требований о возмещении вреда,  причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании  алиментов;

  2) списание по исполнительным документам для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда;

  3) списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов, по оплате;

4) списание по платежным  документам, предусматривающим платежи  в бюджет и внебюджетные фонды;

5) списание по исполнительным  документам, предусматривающим удовлетворение  других денежных требований;

Списание средств со счета  по требованиям, относящимся к одной  очереди, производится в порядке  календарной очередности поступления  документов. Ограничение прав владельца  счета на распоряжение находящимися на нем денежными средствами не допускается, за исключением случаев, предусмотренных  законодательством.

На Центральный банк РФ как главный регулирующий орган  платежной системы возложены  обязанности по установлению правил, сроков и стандартов осуществления  расчетов с соблюдением следующих  принципов их организации:

1) правовой режим осуществления  расчетов и платежей;

2) осуществление расчетов  по банковским счетам.

3) поддержание ликвидности  на уровне, обеспечивающем бесперебойное осуществление платежей;

4)  наличие акцепта  (согласия) плательщика на платеж.

5) срочность платежа;

6) контроль всех участников  за правильностью совершения  расчетов, соблюдением установленных  положений о порядке их проведения.

2.3 Классификация   и формы безналичных расчетов.

В современной экономике  нет единой классификации безналичных  расчетов. В экономической литературе существует много оснований для  выделения групп безналичных операций, наиболее распространенными среди которых являются следующие (приложение 3):

Информация о работе Платежная система РФ