Порядок оформление кредита. Кредитный договор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 12:50, реферат

Описание работы

Банковский кредит всегда имеет денежную форму, и объектом кредитования является денежный капитал. В связи с этим в банковском кредите ссудный капитал окончательно отделяется от промышленного и осуществляет свое движение независимо от последнего. Выступая в денежной форме, банковский кредит преодолевает ограниченность коммерческого кредита по многим параметрам -- размерам, срокам, направлению. Благодаря этому заемщики могут получать практически любые суммы, на различные сроки кредитных сделок. Денежная форма банковского кредита позволяет оформить кредит представителям любых областей хозяйственной деятельности, физическим лицам на личные цели и другие потребности.

Содержание работы

1. Понятие и сущность банковского кредита

1.1 Классификация банковских кредитов предприятиям

1.2 Способы банковского кредитования

1.3 Основные этапы кредитного процесса. Механизм взаимодействия

банка и заемщика

2. Определение кредитоспособности заемщика

2.1 Понятие платежеспособности т кредитоспособности

2.2 Подходы к оценке финансовой состоятельности клиентов

3. Порядок оформление кредита. Кредитный договор

3.1 Кредитный договор предприятия с банком

3.2 Способы обеспечения возвратности кредитов

4. Пример организации кредитного процесса на примере заемщика

Заключение

Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Lektsii_organizatsia_kreditnogo_protsessa.docx

— 68.67 Кб (Скачать файл)

 

И еще одно необходимое предварительное замечание. Все знают, что в условиях современной  России кредитование заемщиков, особенно если это предприятия реального  сектора, -- занятие чрезвычайно рискованное и зачастую просто опасное (доля убыточных предприятий составляет более 40%).

 

Не подлежит сомнению: значительное число крахов коммерческих банков в России -- результат не только высоких рисков внешней среды, но и плохо организованного управления, особенно в области кредитного процесса. Давно уже замечено: «Не отрицая всю нынешнюю сложность проблемы кредитования производства, надо сказать, что некоторые ее аспекты вполне решаемы и нередко истинная причина неудачи банков связана не столько с непреодолимыми объективными условиями, сколько с субъективными факторами, которые можно правильно оценивать и своевременно учитывать». Другими словами, при грамотной организации кредитного процесса в банке, если не пренебрегать ни одним из «элементарных» правил кредитования, выработанных многовековой практикой многих стран, если проявлять необходимую профессиональную осторожность и даже разумную бдительность (чтобы не поддаваться на авантюры), то можно успешно работать даже с нашим реальным сектором.

 

Рассмотрение  кредитной заявки. Основанием для  начала всей многогранной работы в  рамках кредитной операции является поступление в банк кредитной  заявки от клиента. В ней должны содержаться  как минимум следующие сведения: цель кредита; размер кредита; срок кредита; предполагаемое обеспечение; источники  погашения кредита; краткая характеристика заемщика, информация о видах его  деятельности и деловых партнерах.

 

Заявка юридического лица должна быть оформлена на бланке организации либо на листе обычной  бумаги, заверенном ее печатью, и подписана  лицами, уполномоченными совершать  кредитные операции.

 

Заявка подается либо в операционное подразделение  банка, либо в секретариат, либо непосредственно  в кредитное подразделение банка.[7]

 

Следующий этап работы над заявкой -- этап переговоров с заявителем. В зависимости от специфики организации-заявителя, характера заявки, предполагаемого обеспечения и иных обстоятельств (включая в первую очередь содержание кредитной политики банка на текущий период) переговоры с потенциальным заемщиком могут проводиться работниками, в том числе экспертами, разных подразделений банка (кредитного, юридического, экономической безопасности, валютного, казначейства и др.) либо последовательно, либо одновременно. Заявитель должен быть готов ответить на любые вопросы, касающиеся общих сведений о своей организации и ее деятельности, в том числе на следующие:

 

- продукция  и услуги, которые организация  предлагает на рынке;

 

- основные  финансово-экономические характеристики  заявителя (валюта баланса, объемы  продаж, среднемесячные поступления  на счета, доля на рынке,  себестоимость продукции, уровень  цен на производимую продукцию  ценовая политика);

 

- основные  поставщики и покупатели;

 

- каналы и  способы реализации продукции  (услуг).

 

Обязательно последуют и уточняющие вопросы  об испрашиваемом кредите, такие, например, как:

 

- назначение  кредита;

 

- желательные  параметры и условия кредита  (вид и форма кредита, сумма,  график предоставления средств,  сроки, проценты);

 

- источники  и график погашения долга;

 

- вид обеспечения,  его оценка и ликвидность;

 

- правовая  чистота имущества ник, требуется  ли разрешение какого-либо лица  или органа);

 

- способы  хранения предлагаемого имущества,  возможные издержки его хранения  в течение предполагаемого срока  действия кредитного договора;

 

- другие ликвидные  активы, которыми располагает клиент и которые могли служить обеспечением кредита.

 

Будут заданы также вопросы об отношениях с  другими банками:

 

- клиентом каких еще банков является организация;

 

- обращался  ли заявитель за кредитом в  другие банки;

 

- каков опыт  работы потенциального заемщика  на рынке кредитных ресурсов (наличие  непогашенных, просроченных кредитов  и другое).

 

Если в  процессе переговоров будет выяснено, что нецелесообразно продолжать рассматривать заявителя в качестве лица, которому в принципе можно  было бы выдать требуемый кредит (в  том числе по причине того, что  сотрудничество с данным лицом не соответствовало бы кредитной политике банка), то ему необходимо дать мотивированный отказ. Если, наоборот, у работников банка сложилось благоприятное  мнение о возможности продолжения  работы над заявкой, то они должны предложить заявителю представить  для анализа необходимые документы  в соответствии с нижеприведенным  перечнем.[8]

 

Документы, необходимые  для решения вопроса о предоставлении кредита (примерный перечень):

 

1. Юридические  документы (в обязательном порядке)

 

1) устав либо  учредительный договор и устав,  либо только учредительный договор  (в зависимости от организационно-правовой  формы юридического лица), нотариально  заверенные;

 

2) свидетельство  (решение) о государственной регистрации;

 

3) карточка  образцов подписей и печати (ф. 0401026), заверенная нотариально;

 

4) документ, подтверждающий  полномочия конкретного лица  выступать от имени организации  и подписывать кредитные договоры (документ о назначении лица  на должность либо доверенность).

 

2. Бухгалтерская  отчетность (в обязательном порядке):

 

5) баланс (ф.  №101), заверенный налоговым органом  по месту регистрации организации;

 

6) отчет о  финансовых результатах и их  использовании (ф. №102),а также  справка к ф. №102;

 

7) другие формы  квартальной отчетности за последние  2 даты;

 

8) отчетность  за последний год с приложениями;

 

9) расшифровки  структуры дебиторской и кредиторской  задолженности (в форме справок  с указанием основных дебиторов  и кредиторов и сроков погашения  задолженностей);

 

¦

 

-

 

10) справки  о полученных кредитах и займах  либо копии кредитных договоров  (договоров займа), действующих на  дату представления заявки на  кредит;

 

11) справки  о выданных поручительствах (с  приложением копий договоров);

 

12) копии выписок  из расчетных и текущих счетов  заемщика, заверенные обслуживающим  банком (банками).

 

3. Технико-экономическое  обоснование (бизнес-план) использования  кредита.

 

В нем следует  отразить:

 

- содержание  хозяйственной операции, которую  имеется в виду кредитовать;

 

- цели и  предполагаемые направления использования  кредитных средств;

 

- сроки и  объемы выпуска (приобретения) продукции  (услуг), себестоимость и цену  продукции, рынки сбыта, предполагаемые  объемы реализации;

 

- прогноз  суммы чистой прибыли организации  на период действия кредитного  договора.

 

4. Документы  кредитуемой хозяйственной операции:

 

1) договоры  на покупку необходимых ценностей  (с надлежаще оформленными приложениями  и дополнениями, из которых ясны  состав приобретаемых ценностей,  условия их поставки, используемые  формы расчетов);

 

2) документация, разрешающая проведение сделок, связанных с кредитуемой операцией  (лицензии, сертификаты экспортных  квот, сертификаты качества, соответствия, гигиенические сертификаты и  т.д.);

 

3)договоры  на реализацию конечной продукции  кредитуемой операции;

 

4)другие договоры, необходимые для проведения кредитуемой  операции (к примеру, с транспортными  организациями).

 

5. Дополнительная  информация о заемщике, в том  числе:

 

¦

 

- аудиторское  заключение (для АО обязательно);

 

- рекламные  проспекты и публикации в средствах  массовой информации;

 

- сведения  от деловых партнеров заемщика.

 

6. Документы  об обеспечении кредита.

 

Следующий этап работы банка -- этап детального анализа кредитной заявки на основании документов, предоставленных заявителем, и экспертных заключений подразделений и служб самого банка. Такой анализ состоит из следующих под этапов или шагов:

 

- анализ полноты  и достоверности документов заемщика;

 

- анализ информации  о заемщике;

 

- общий анализ  финансово-хозяйственной деятельности  заемщика;

 

- анализ кредитуемой  хозяйственной операции;

 

- анализ обеспеченности  кредита;

 

- оценка кредитоспособности (лимита кредитования) заемщика;

 

- установление  рейтинга заемщика.

 

Далее следует, разрешение кредита.

 

При положительном  результате анализа кредитной заявки вопрос о предоставлении кредита (особенно крупного или нестандартного по каким-либо иным параметрам) может быть вынесен  на заседание кредитного комитета банка. В этом случае кредитному комитету необходимо представить пакет документов, в который, как правило включают:

 

- заявку;

 

- кредитный  меморандум (подробная справка о  заявителе и параметрах испрашиваемого  кредита);

 

справку о  возможных условиях предоставления кредита;

 

- другие документы,  подтверждающие содержание меморандума.

 

Если кредитный  комитет решил вопрос положительно, то банк извещает (как правило, в  письменной форме) потенциального заемщика о принятом решении и условиях предоставления кредита.[8]

 

Далее начинается следующий этап, в ходе которого банк совместно с фактическим  уже заемщиком готовит кредитную  документацию, а именно:

 

- кредитный  договор;

 

- срочное  обязательство (распоряжение заемщика  о своевременном списании средств в пользу банка-кредитора со ссудного счета, открываемого ему в банке), а при необходимости также:

 

- договор  залога;

 

- договор  о переуступке прав;

 

- договор  о блокированном счете;

 

- договор  поручительства;

 

- другую необходимую  документацию.

 

При подписании договоров банку и заемщику необходимо соблюдать следующие правила  и элементарные меры предосторожности:

 

1) договоры  должны быть подписаны надлежащим  образом уполномоченными лицами (со стороны заемщика - лицом, полномочия  которого подтверждены ставом  и документом о назначении  на должность или доверенностью);

 

2) в тексте  договора не должно быть подчисток,  приписок или иных не оговоренных  исправлений;

 

3) числа, сроки,  наименования юридических лиц  должны быть обозначены словами;  адреса, имена фамилии - прописаны  полностью;

 

4) все страницы  договора должны быть парафированы  подписями уполномоченных лиц;

 

5) подписи  должностных лиц заемщика, скрепленные  печатью, должны сверяться с  карточкой образцов подписей  и печати;

 

6) подлинники  договоров подписываются в 3-х  экземплярах. Рабочий (визовый)  экземпляр кредитного договора  визируется сотрудниками подразделений  банка, участвующими в подготовке  кредитной документации;

 

7) подлинники  договоров подписываются сначала  должностными лицами заемщика, а  после этого - должностными лицами  банка;

 

8) 1 экземпляр  договора передается заемщику, 1 остается в банке. Визовые экземпляры  хранятся в банке, а в кредитное  дело заемщика подшиваются копии.

 

Дополнительно банк истребует от заемщика:

 

- справку  из налогового органа об уведомления  данного органа о намерении  налогоплательщика открыть ссудный  счет;

 

- справку  об уведомлении Пенсионного фонда  о том же;

 

- другие документы  в соответствии с согласованными (документально зафиксированными) условиями  предоставления кредита.

 

Весь рассмотренный  выше этап кредитного процесса «банк -- заемщик» со всеми составляющими его шагами можно представить схематически. (Схема 1). (ПРИЛОЖЕНИЕ А)

 

Далее рассмотрим организационное обеспечение кредитного процесса.

 

Организация кредитного процесса предполагает четкое функциональное разграничение обязанностей между сотрудниками кредитного подразделения, а также между руководством банка, кредитным и другими подразделениями, участие которых в данном процессе необходимо (планово-экономические, бухгалтерские, кассовые, юридические и другие службы).

 

Само кредитное  подразделение может быть организовано в различных вариантах. Простейший и стандартный для большинства  современных российских небольших  банков вариант -- когда имеется только кредитный отдел, сотрудники которого непосредственно работают с претендентами на кредит и заемщиками, в необходимых случаях обращаясь в бухгалтерию и к юристу. При этом функцию кредитного комитета (разрешение кредита) обычно выполняет правление банка, а подчас даже отдельные его члены (например, председатель правления и заместитель, имеющий право 2-й подписи). Все остальные составные части кредитного процесса в таком случае либо вовсе отсутствуют, либо выполняются кредитными работниками «по совместительству».[1]

Информация о работе Порядок оформление кредита. Кредитный договор