Порядок оформление кредита. Кредитный договор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 12:50, реферат

Описание работы

Банковский кредит всегда имеет денежную форму, и объектом кредитования является денежный капитал. В связи с этим в банковском кредите ссудный капитал окончательно отделяется от промышленного и осуществляет свое движение независимо от последнего. Выступая в денежной форме, банковский кредит преодолевает ограниченность коммерческого кредита по многим параметрам -- размерам, срокам, направлению. Благодаря этому заемщики могут получать практически любые суммы, на различные сроки кредитных сделок. Денежная форма банковского кредита позволяет оформить кредит представителям любых областей хозяйственной деятельности, физическим лицам на личные цели и другие потребности.

Содержание работы

1. Понятие и сущность банковского кредита

1.1 Классификация банковских кредитов предприятиям

1.2 Способы банковского кредитования

1.3 Основные этапы кредитного процесса. Механизм взаимодействия

банка и заемщика

2. Определение кредитоспособности заемщика

2.1 Понятие платежеспособности т кредитоспособности

2.2 Подходы к оценке финансовой состоятельности клиентов

3. Порядок оформление кредита. Кредитный договор

3.1 Кредитный договор предприятия с банком

3.2 Способы обеспечения возвратности кредитов

4. Пример организации кредитного процесса на примере заемщика

Заключение

Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Lektsii_organizatsia_kreditnogo_protsessa.docx

— 68.67 Кб (Скачать файл)

 

Развитый  вариант организации кредитного процесса (который, однако, не может  быть сведен к какой-то единой, универсальной  схеме) предполагает, что помимо собственно кредитного отдела в банке действуют  также:

 

1) полноценный,  представительный кредитный комитет;

 

¦

 

2) комитет  управления кредитными рисками;

 

- отдел кредитной  политики (его функции могут быть  возложены на комитет управления  кредитными рисками);

 

- отдел кредитного  анализа.

 

Кроме того, совершенно необходимо получать маркетинговую  информацию с рынка кредитов. Желательно, чтобы это делалось на профессиональной основе. Следовательно, банку нужна  своя маркетинговая служба. Организационно она может быть отдельным подразделением, но может входить и в состав кредитного подразделения.[7]

 

Некоторые банки  создают у себя отдел кредитной  документации (в основном с контрольными функциями), чаще всего в составе  юридической службы. Но наличие такого отдела не представляется безусловно необходимым.

 

В реальных условиях отечественной деловой среды  крайне желательным участником кредитного процесса со стороны банка стала  служба экономической безопасности.

 

2. Определение  кредитоспособности заемщика

 

 

2.1 Понятие  платежеспособности т кредитоспособности

 

 

Для банка-кредитора  финансовая состоятельность заемщика важна постольку, поскольку он рассчитывает вовремя получить обратно выданную в качестве кредита сумму и  проценты на нее. Такая состоятельность  заемщика выражается в его платежеспособности и кредитоспособности.

 

Платежеспособность  и кредитоспособность. Платежеспособность -- это способность (наличие возможности) и готовность (наличие желания) юридического или физического лица своевременно и в полном объеме погашать свои денежные обязательства (долги). В отличие от нее кредитоспособность -- это способность и готовность лица своевременно и в полном объеме погасить свои кредитные долги (основную сумму долга и проценты). Кредитоспособность -- понятие более узкое, чем платежеспособность. Чтобы решиться выдать кредит данному заемщику, банку достаточно убедиться в его кредитоспособности, не обязательно рассматривая вопрос в более широком плане (хотя из соотношения понятий ясно, что платежеспособность заемщика предполагает, и наличие у него возможности расплатиться за кредит).[4]

 

Между рассматриваемыми понятиями имеется еще одно различие. Заемщик обычные свои денежные обязательства (кроме кредитных) должен погашать, как правило, за счет выручки от реализации своей продукции (работ, услуг). Что  касается кредитной задолженности, то она, помимо названного, имеет еще 3 источника погашения (правда, не всегда надежных):

 

1) выручка  от реализации имущества, принятого  банком в залог под кредит;

 

2) гарантия (поручительство) другого банка или иного лица (юридического или физического);

 

3) страховые  возмещения.

 

Следовательно, банк, грамотно дающий кредиты, может  рассчитывать на полное или хотя бы частичное их возмещение даже в том  случае, когда заемщик оказывается  неплатежеспособным в обычном смысле слова.

 

Состояние проблемы на практике.

 

Кредитная деятельность российских банков наряду с другими  обстоятельствами осложняется отсутствием  у большинства из них отработанной методики оценки кредитоспособности, недостаточностью информационной базы для полноценного анализа финансового состояния клиентов. Большинство средних и мелких банков вообще не имеет должного аналитического аппарата и не поддерживает связь со специальными информационными, аналитическими и консультационными службами, сведения которых могут помочь более точно оценивать кредитоспособность заемщиков.[5]

 

До последнего времени сама оценка кредитоспособности заемщиков воспринималась как «личная» проблема банков. Только в 1999 г. Банк России пришел к выводу, что на деле это  общая проблема, связанная с реструктуризацией  реального сектора как условием нормального кредитования эффективных  заемщиков. При этом была заявлена такая  последовательность действий: на первом этапе организовать мониторинг предприятий, на втором заняться разработкой методов  оценки их кредитоспособности.

 

Содержание  проблемы. Оценка кредитоспособности заемщиков как проблема фактически состоит из двух больших вопросов:

 

- как оценивать  перспективную финансовую состоятельность  заемщика (то есть, как убедиться  в том, будет ли он располагать  возможностями выполнить свои  денежные обязательства по кредиту  к моменту истечения срока  действия кредитного договора);

 

- как оценивать,  насколько он готов выполнить  указанные обязательства (т.е.  захочет ли он это сделать,  можно ли ему верить).

 

 

 

*     

 

 

 

Адекватно оценить  кредитоспособность заемщика -- значит обоснованно, доказательно ответить на оба указанных вопроса.

 

Решение обоих  названных вопросов возможно только в том случае, когда сотрудники банка имеют возможность получить необходимую для анализа информацию и умеют грамотно обрабатывать и  интерпретировать ее.

 

Сложности определения  кредитоспособности.

 

Изучение  кредитоспособности потенциальных  заемщиков связано со значительными  трудностями.

 

В нашей стране пока трудно получить содержательную финансовую и иную информацию о заемщике (имеющаяся финансовая и статистическая отчетность далеко не всегда позволяет  провести детальный и глубокий анализ финансового положения заемщика), тем более что такая информация еще не имеет представительной исторической ретроспективы с точки зрения работы в условиях рынка. Тем не менее, важно, чтобы персонал банка постоянно  и активно искал адекватные данные.

 

Кредитоспособность  зависит от многих факторов. И этот факт сам по себе означает трудности, поскольку каждый фактор (для банка -- фактор риска) должен быть оценен и рассчитан. К этому следует добавить необходимость определения относительного веса каждого отдельного фактора для состояния кредитоспособности, что также чрезвычайно непросто. [7]

 

Еще сложнее  оценить перспективы изменений  всех тех факторов, причин и обстоятельств, которые будут определять кредитоспособность заемщика в будущем. Способность  заемщика погасить кредит имеет реальное значение для кредитора лишь в  том случае, если она относится  к будущему периоду, является прогнозом  такой способности, причем прогнозом  достаточно обоснованным, правдоподобным. Между тем все показатели кредитоспособности, применяемые на практике, обращены в прошлое, так как рассчитываются по данным за истекший период или периоды, к тому же это обычно данные об остатках («запасах») на отчетную дату, а не более  точные данные об оборотах («потоках») за определенный период. Все это  свидетельствует о том, что все  показатели кредитоспособности имеют  в некотором роде ограниченное значение.

 

Дополнительные  сложности в определении кредитоспособности возникают в связи с существованием таких ее факторов, измерить и оценить  значение которых в цифрах невозможно. Это касается в первую очередь  морального облика, репутации, кредитной  истории заемщика.

 

Соответствующие выводы никогда не могут быть признаны неопровержимыми.

 

Наконец, значительные сложности порождаются инфляцией, искажающей показатели, характеризующие  возможности погашения кредитной  задолженности (это относится, например, к показателям оборачиваемости  капитала и отдельных его частей -- активов, основного капитала, запасов), и неодинаковой динамикой объема оборота (из-за опережающего роста цен на реализуемую продукцию) и оценкой остатков (основных средств, запасов).

 

Получить  единую, синтетическую оценку кредитоспособности заемщика с обобщением цифровых и  нецифровых данных нельзя. Для обоснованной оценки кредитоспособности помимо информации в цифровых величинах нужна экспертная оценка квалифицированных аналитиков.[10]

 

В то же время  сложность оценки кредитоспособности обусловливает применение разнообразных  подходов к такой задаче -- в зависимости как от особенностей заемщиков, так и от намерений конкретного банка-кредитора. При этом важно подчеркнуть: различные способы оценки кредитоспособности не исключают, а дополняют друг друга, т.е. применять их следует в комплексе.

 

2.2 Подходы  к оценке финансовой состоятельности  клиентов

 

 

Обратимся сначала  к более богатому опыту банков стран Запада. Применяемые ими  методики определения финансового  состояния во многом схожи и даже нередко повторяются. Тем не менее, их с определенной долей условности можно разделить на две категории: ориентированные на «нормального»  заемщика; рассматривающие заемщиков  с точки зрения того, насколько  они близки к финансовой несостоятельности (банкротству).

 

Представление о том, что и как должны сделать  сотрудники банка, использующего «нормальную» методику, можно получить из приводимого  ниже материала.

 

Сотрудник банка  приступает к проверке кредитоспособности фирмы. Для этого он составляет кредитный  рейтинг, предполагающий использование  как традиционных критериев для  принятия решения (анализ годового баланса  предприятия и предоставленных  гарантий), так и других. В числе  последних -- профессионализм менеджеров, развитие ситуации на рынке и в отрасли, зависимость от изменений конъюнктуры, выпускаемая продукция, ее ассортимент и др. Все эти параметры таят в себе риск возникновения «неблагополучных» кредитов и должны учитываться при принятии решения о кредитовании и оценке положения фирм-клиентов. Применение методики кредитного рейтинга позволяет целенаправленно их анализировать и принять правильное решение.[10]

 

Цели кредитного рейтинга:

 

Кредитный рейтинг  предполагает достижение следующих  целей:

 

- повышение  качества решения о кредитовании;

 

- определение  степени рисков;

 

- применение  рейтинга в качестве инструмента  контроллинга;

 

- выявление  банком возможностей повышения  качества обслуживания и привлечения  новых клиентов;

- уточнение  свободы маневра банка в отношении  маржи благодаря более верной  оценке рисков для каждого  отдельного случая.

 

Построение  кредитного рейтинга:

 

Кредитный рейтинг  включает в себя оценку кредитоспособности заинтересованной в кредите фирмы, с одной стороны, и представляемых гарантий -- с другой. То и другое включается в общий анализ возможности кредитования. Кредитоспособность определяется по 5 параметрам и 7 критериям. Параметры следующие: менеджмент; рынок/отрасль; отношения с клиентом; ситуация в экономике; перспектива развития предприятия.

 

Оценка дается по 6-балльной шкале, где 6 -- наихудший  показатель. При этом необходимо обеспечить проверяемость оценок на основе имеющейся документации (заявки на кредитование, высказанные замечания в письменной форме, накладные и т.п.). Нулевой балл проставляется только в том случае, если соответствующая графа не относится к проверяемой фирме или оценка по ней невозможна. Такой балл обосновывается отдельно. При подсчете среднего балла по каждому параметру кредитоспособности и подведении общей средней оценки нулевой балл не учитывается.

 

Пример определения  кредитоспособности на основании 4-х  критериев.

 

Баллы: 4 +2 +0+ 2 = 8.

 

Оценка по данному параметру: 8:3 (одна оценка отсутствует) = 2,7.

 

На основании  оценок по отдельным параметрам выводится  средняя оценка, которая для удобства округляется. К примеру, имеем: 2,7 + 2,2 + 4,1+3,3 + 1,7=14. Далее 14:5 = 2,8. 2,8 округляется  до 3,0.

 

По 6-балльной шкале оцениваются и гарантии. 1 балл означает полную надежность (100%); каждый последующий балл уменьшает  степень надежности на 25%. 6 баллов означает, что надежность отсутствует вообще. На основании ступенчатой оценки кредитоспособности и гарантий составляется картина (с применением матрицы) по рискам кредитования.[8]

 

Менеджмент:

 

1. Качество  менеджмента

 

Оценке подлежат профессиональная и персональная пригодность  руководящих кадров, а также организационная  структура предприятия. Менеджеры  должны быть компетентны в том, что  касается коммерческой деятельности и  техники. Для оценки могут использоваться следующие критерии: личные качества руководителей (способность управлять предприятием и принимать решения, проявлять гибкость и др.); профессиональная пригодность (техническая компетентность, коммерческие способности и др.); производственный климат (текучесть кадров, проблемы поколений и др.); организационная структура (распределение компетенций, иерархическое построение); кадры; оборудование.

 

2. Грамотное  ведение финансовой документации

 

Здесь речь идет о способности руководства постоянно  держать в поле зрения экономические  показатели предприятия, текущую деятельность, иметь возможность быстро выяснять, насколько эта деятельность успешна  с точки зрения прогнозируемых и  реальных затрат, производственного  и финансового положения. При оценке могут использоваться следующие критерии: наличие надлежащей системы бухгалтерского учета (ее правильность и соответствие современным требованиям); соответствие системы бухгалтерского учета величине предприятия; применение инструментария управления и контроля, учитывающего масштабы предприятия; успешность учета и реализации требований предприятия к деловым партнерам; платежные условия, предоставляемые предприятию или предприятием; наглядность и информативность документов бухгалтерской отчетности; использование предварительной и последующей калькуляции в отношении отдельных продуктов, клиентов или коммерческих предложений; наличие контроля за соответствием деятельности предприятия ранее поставленным задачам применительно к рынкам и целям сбыта.

 

Рынок и отрасль:

 

3. Развитие  рынка и отрасли

 

Оценивается развитие отрасли и рынка, где  работает и реализует свою продукцию  предприятие. Могут применяться следующие критерии: возможность использования для анализа рыночной специфики таких факторов, как условия рынка и отрасли, рыночной доли и структуры; возможность прогнозирования рыночных ожиданий с учетом тенденций развития; условия на рынке или в отрасли на момент начала работы там предприятия (например, его местонахождение с точки зрения доступа на рынок, влияние со стороны государства или других факторов рыночного регулирования).

Информация о работе Порядок оформление кредита. Кредитный договор