Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 12:50, реферат
Банковский кредит всегда имеет денежную форму, и объектом кредитования является денежный капитал. В связи с этим в банковском кредите ссудный капитал окончательно отделяется от промышленного и осуществляет свое движение независимо от последнего. Выступая в денежной форме, банковский кредит преодолевает ограниченность коммерческого кредита по многим параметрам -- размерам, срокам, направлению. Благодаря этому заемщики могут получать практически любые суммы, на различные сроки кредитных сделок. Денежная форма банковского кредита позволяет оформить кредит представителям любых областей хозяйственной деятельности, физическим лицам на личные цели и другие потребности.
1. Понятие и сущность банковского кредита
1.1 Классификация банковских кредитов предприятиям
1.2 Способы банковского кредитования
1.3 Основные этапы кредитного процесса. Механизм взаимодействия
банка и заемщика
2. Определение кредитоспособности заемщика
2.1 Понятие платежеспособности т кредитоспособности
2.2 Подходы к оценке финансовой состоятельности клиентов
3. Порядок оформление кредита. Кредитный договор
3.1 Кредитный договор предприятия с банком
3.2 Способы обеспечения возвратности кредитов
4. Пример организации кредитного процесса на примере заемщика
Заключение
Список использованных источников
4. Влияние динамики конъюнктуры
Надлежит выяснить, в какой мере цикличное развитие конъюнктуры сказывается на сбыте выпускаемой предприятием продукции. Основой для этого может служить документация об объемах сбыта или загрузке производственных мощностей. Полученные данные сопоставляются с показателями конъюнктурного развития. При их оценке могут использоваться следующие критерии: развитие в долгосрочном плане оборота, изменение уровня цен, анализ этих показателей с учетом периодов развития конъюнктуры; виды реализуемых товаров, обеспечивающих оборот, их чувствительность к изменениям конъюнктуры.
5. География
получателей продукции и
Выясняется
степень зависимости
6. Экспортные и импортные риски
Критерий принимается во внимание, если предприятие проводит значительный объем внешнеторговых операций. Могут использоваться следующие критерии: доля внешнеторговых сделок в обороте предприятия, распределение экспорта или импорта по странам и связанные с этими странами риски; другие риски (связанные с обменными курсами, транспортировкой, платежами, реализацией контрактов), возможность их уменьшения в результате принятия профилактических мер (страхование и другое); оценка контрактов и деятельности зарубежных представительств предприятия.
7. Острота конкуренции
Первостепенное
значение имеет число конкурирующих
фирм, их размеры и рыночный потенциал.
Для оценки могут использоваться
следующие критерии: анализ рыночных
позиций предприятия с учетом
освоения им тех или иных сегментов
рынка, число его реальных и потенциальных
конкурентов, его рыночного потенциала;
линия поведения предприятия
в условиях конкуренции (например, в
отношении качества и цен); продукция,
которая пользуется спросом, потенциальные
изменения в этом плане; влияние
на конкуренцию собственных
8. Продукция и ассортимент
Качество товаров и их ассортимент должны отвечать потребностям рынка, и при их оценке могут быть использованы следующие критерии: определение качества продукции (с учетом количества рекламаций и случаев гарантийного обмена или ремонта); соответствие ассортимента требованиям рынка, потребителя (по успешности продаж), правильность установленного соотношения между ценой и себестоимостью; формирование ассортимента в целом; выгоден ли ассортимент в стоимостном выражении, обеспечивает ли он достаточное покрытие затрат; требования дня к продукции и своевременность разработки ее новых видов.
9. Стандарты
Стандарты оцениваются применительно к наиболее важным участкам деятельности предприятия (парк оборудования, оснащенность офисов, способы и методы производства, производственные мероприятия, реклама, планирование, контроль и др.). Могут использоваться следующие критерии: эффективность производства; согласованность работы производственных участков, оптимальность местонахождения отдельных производственных служб; соразмерность затрат на складирование и доставку продукции потребителю; расходы на НИОКР; соблюдение нормативов шумоизоляции, техники безопасности, условий труда, гигиены, экологии и пр., правил, обеспечивающих нормальный ход производственного процесса; возможность определения эффективности методов реализации продукции и др.[7]
Отношения с клиентами:
1. Ведение счетов.
Речь идет обо всех сведениях, касающихся текущих счетов заинтересованного в кредите предприятия. Следует принимать во внимание всю кредитную линию. Для оценки могут использоваться следующие критерии: соблюдение ранее достигнутых договоренностей; динамика поступающих платежей в соотношении с кредитной линией; степень использования кредитных линий; случаи возврата в прошлом долговых обязательств и чеков, нереализации полученных от клиентов векселей; данные о получении предприятием слишком большого числа кредитов; обращения в банки с просьбой о предоставлении информации о предприятии и др.
2. Открытость
клиента и его готовность
Оценке подлежит
качество отношений банка с
Экономические условия:
Оценка готового баланса
По общему
правилу, при анализе баланса
требуется сравнить динамику развития
тех или иных параметров в течение
ряда лет и выявить тенденции.
В отдельных случаях банк может
использовать следующие критерии: доходность
предприятия, данные о рентабельности
его собственных совокупных и
оборотных средств, о продолжительности
регулярных процентных выплатах за взятые
кредиты; обеспеченность предприятия
собственными средствами; структуру
имущества, капитала и финансирования;
цель платежей и динамика оборота (с
учетом данных о дебиторах и кредиторах);
способность к обслуживанию капитала
(индикатор возможности
Дальнейшее развитие предприятия:
1. Развитие за период после опубликования последнего готового баланса
Использоваться могут следующие критерии: динамика рентабельности; ситуация с обслуживанием капитала, ликвидностью и собственными средствами, с имеющимися у предприятия требованиями, обязательствами, с осуществляемыми и получаемыми платежами; развитие портфеля заказов и изменения в загрузке мощностей; развитие оборота; расходы предприятия; отдача от мероприятий по их сокращению; изменения, касающиеся технического оснащения, каналов сбыта, организации или руководства предприятия, последствия этих изменений.
2. Производственное планирование
При этом определяется, планируются ли оборот, объемы реализации и инвестиции, показатели годового баланса; ведутся ли исследования рынка; реальность и содержательность плановых задач; качество инструментария планирования; проводятся ли систематические проверки выполнения плановых показателей.
3. Планирование
доходности и будущего
Оценивается
способность предприятия
4. Специфические риски производства
Наряду с обычными рисками (спад конъюнктуры, ошибки планирования и т.д.) на деятельности предприятия могут серьезно отразиться специфические риски. Частично они могут быть покрыты страховкой или за счет создания резервов. Для оценки могут применяться следующие критерии: надежность обеспечения сохранности имущества предприятия (от пожара, непогоды и т.д.), наличие договора страхования на случай остановки производства; существуют ли особые риски, связанные с ответственностью за продукцию; наличие специфических для данного предприятия экологических рисков; зависимость предприятия от внешних факторов (климат, тенденции в моде и пр.), на которые само оно влиять не может; достаточность резервов; существование особых рисков применительно к должникам предприятия.
Оценка кредитоспособности предприятия:
Оценка проводится по схеме кредитного рейтинга с учетом необходимости формирования среднего показателя кредитоспособности на основе предварительного определения отдельных ее параметров по 5-балльной шкале (если в итоге оценки отдельных параметров будут существенно отличаться от среднего показателя, то каждую из них надо заново проверить).
Средний показатель баллов 2,8 округляется до 3,0.
Оценки интерпретируются следующим образом: 1 -- первоклассная, очень хорошая или хорошая; 2 -- хорошая; предприятие с отлаженным производственным механизмом; 3 -- удовлетворительная, но есть отдельные слабые места; 4 -- достаточная; есть слабые места, которые надо держать в поле зрения; 5 -- неудовлетворительная; есть серьезные слабые места и очевидные проблемы, способные создать угрозу существованию предприятию; 6 -- недостаточная; предприятие подвергается серьезной опасности, его существование под угрозой.
Гарантии:
Проставляются следующие оценки по 6-балльной шкале: 1 -- полные стоимостные гарантии, обеспечивающие 100-процентное выполнение кредитуемым предприятием своих обязательств; 2 -- стоимостные гарантии, обеспечивающие выполнение обязательств менее чем на 100%; 3 -- стоимостные гарантии, обеспечивающие выполнение обязательств менее чем на 75%; 4 -- стоимостные гарантии, обеспечивающие выполнение обязательств не более чем на 50%; 5 -- стоимостные гарантии, обеспечивающие выполнение обязательств не более чем на 25%; 6 -- отсутствие стоимостных гарантий.
Если работник банка приходит к выводу, что обязательства гарантированы, к примеру, на 80%, он проставляет в нижней части схемы кредитного рейтинга коэффициент 2.
Классификация рисков кредитования:
На основании оценки кредитоспособности и предоставляемых гарантий определяются риски кредитования (кредитный рейтинг) в отношении данного заемщика. Риски кредитования, степень кредитоспособности предприятия и качество его гарантий могут быть выражены в 3-значном «ключе» для определения рисков (делается это с помощью матрицы). В рассматриваемом случае, где кредитоспособность оценивается в 3 (округленно), а качество гарантий -- в 2, категория риска будет примерно равна 2. В итоге ключ будет выражаться так: (2 3 2).
Оценки рисков кредитования (1-й элемент ключа) интерпретируются так: 1 -- риск весьма незначителен; 2 -- риск незначителен; 3 -- риск можно держать в поле зрения; 4 -- риск еще позволяет кредитовать, но его надо лучше контролировать; 5 -- риск слишком велик; всю работу по кредитованию желательно свернуть, от выдачи новых кредитов воздержаться; 6 -- риск настолько велик, что учесть его невозможно; кредитование надо прекратить, по ранее предоставленным предприятию кредитам надо произвести корректировки.[8]
Разработано много методик («систем») оценки кандидатов в заемщики. Наиболее интересными считаются методики PARSER и САМРARI. Названия их образованы из начальных букв следующих английских слов:
PARSER:
P -- person -- информация о персоне потенциального заемщика, его репутации;
А -- аmount -- обоснование суммы испрашиваемого кредита;
R -- repayment -- возможность (условия) погашения кредита;
S -- security-- оценка обеспечения кредита;
Е -- expediency-- целесообразность кредита;
R -- remuneration -- вознаграждение банка (процентная ставка).
САМРARI:
С -- character -- репутация, характеристика (личные качества) заемщика;
А -- ability --способность возвратить кредит (оценка бизнеса заемщика);
М-- means -- необходимость обращения за кредитом; или
marge -- маржа, доходность;
Р -- purpose -- цель кредита;
А -- amount -- размер кредита;
R -- repayment -- условия погашения кредита;
I -- insurance-- обеспечение, страхование риска непогашения кредита.
Так, в практике европейских, американских и некоторых российских банков распространение получила методика САМРARI . Анализ в соответствии с данной методикой заключается в поочередном выделении из кредитной заявки и прилагаемых к ней финансовых документов наиболее существенных факторов, определяющих деятельность клиента, в их оценке и уточнении после личной встречи с клиентом. Легко заметить, что эта и другие методики претендуют на комплексную оценку клиента, а не только на выяснение уровня его финансовой состоятельности. Это обстоятельство можно толковать одновременно и как достоинство методик, и как их недостаток.[7]
Характеристика
клиента. В деловом мире встречаются
разные люди, в том числе и такие,
которые готовы нарушить все нормы
честного предпринимательства. Поэтому
банк должен быть уверен в том, что
потенциальный заемщик обладает
необходимыми деловыми качествами, имеет
хорошую репутацию и
Информация о работе Порядок оформление кредита. Кредитный договор