Порядок оформление кредита. Кредитный договор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 12:50, реферат

Описание работы

Банковский кредит всегда имеет денежную форму, и объектом кредитования является денежный капитал. В связи с этим в банковском кредите ссудный капитал окончательно отделяется от промышленного и осуществляет свое движение независимо от последнего. Выступая в денежной форме, банковский кредит преодолевает ограниченность коммерческого кредита по многим параметрам -- размерам, срокам, направлению. Благодаря этому заемщики могут получать практически любые суммы, на различные сроки кредитных сделок. Денежная форма банковского кредита позволяет оформить кредит представителям любых областей хозяйственной деятельности, физическим лицам на личные цели и другие потребности.

Содержание работы

1. Понятие и сущность банковского кредита

1.1 Классификация банковских кредитов предприятиям

1.2 Способы банковского кредитования

1.3 Основные этапы кредитного процесса. Механизм взаимодействия

банка и заемщика

2. Определение кредитоспособности заемщика

2.1 Понятие платежеспособности т кредитоспособности

2.2 Подходы к оценке финансовой состоятельности клиентов

3. Порядок оформление кредита. Кредитный договор

3.1 Кредитный договор предприятия с банком

3.2 Способы обеспечения возвратности кредитов

4. Пример организации кредитного процесса на примере заемщика

Заключение

Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Lektsii_organizatsia_kreditnogo_protsessa.docx

— 68.67 Кб (Скачать файл)

 

4. Влияние  динамики конъюнктуры

 

Надлежит  выяснить, в какой мере цикличное  развитие конъюнктуры сказывается  на сбыте выпускаемой предприятием продукции. Основой для этого  может служить документация об объемах  сбыта или загрузке производственных мощностей. Полученные данные сопоставляются с показателями конъюнктурного развития. При их оценке могут использоваться следующие критерии: развитие в долгосрочном плане оборота, изменение уровня цен, анализ этих показателей с учетом периодов развития конъюнктуры; виды реализуемых  товаров, обеспечивающих оборот, их чувствительность к изменениям конъюнктуры.

 

5. География  получателей продукции и поставщиков

 

Выясняется  степень зависимости предприятия  от отдельных крупных клиентов и/ или поставщиков. Основой при оценке служат документы: данные о реализации; списки должников; перечень обязательств по поставкам; информация от сотрудников, занимающихся закупками и/или сбытом, от менеджеров и др. При оценке могут использоваться такие критерии: структура получателей продукции и поставщиков, возможность быстрой замены старых на новых; кредитоспособность поставщиков или получателей; стоимостное содержание требований клиентов; надежность поставщиков и получателей.

 

6. Экспортные  и импортные риски

 

Критерий  принимается во внимание, если предприятие  проводит значительный объем внешнеторговых операций. Могут использоваться следующие  критерии: доля внешнеторговых сделок в обороте предприятия, распределение  экспорта или импорта по странам  и связанные с этими странами риски; другие риски (связанные с  обменными курсами, транспортировкой, платежами, реализацией контрактов), возможность их уменьшения в результате принятия профилактических мер (страхование  и другое); оценка контрактов и деятельности зарубежных представительств предприятия.

 

7. Острота  конкуренции

 

Первостепенное  значение имеет число конкурирующих  фирм, их размеры и рыночный потенциал. Для оценки могут использоваться следующие критерии: анализ рыночных позиций предприятия с учетом освоения им тех или иных сегментов  рынка, число его реальных и потенциальных  конкурентов, его рыночного потенциала; линия поведения предприятия  в условиях конкуренции (например, в  отношении качества и цен); продукция, которая пользуется спросом, потенциальные  изменения в этом плане; влияние  на конкуренцию собственных возможностей предприятия регулировать цены и  связанная с этим свобода маневра; связь между увеличением степени  этой свободы и снижением давления конкуренции.

 

8. Продукция  и ассортимент

 

Качество  товаров и их ассортимент должны отвечать потребностям рынка, и при  их оценке могут быть использованы следующие критерии: определение  качества продукции (с учетом количества рекламаций и случаев гарантийного обмена или ремонта); соответствие ассортимента требованиям рынка, потребителя (по успешности продаж), правильность установленного соотношения между ценой и  себестоимостью; формирование ассортимента в целом; выгоден ли ассортимент  в стоимостном выражении, обеспечивает ли он достаточное покрытие затрат; требования дня к продукции и  своевременность разработки ее новых  видов.

 

9. Стандарты

 

Стандарты оцениваются  применительно к наиболее важным участкам деятельности предприятия (парк оборудования, оснащенность офисов, способы  и методы производства, производственные мероприятия, реклама, планирование, контроль и др.). Могут использоваться следующие критерии: эффективность производства; согласованность работы производственных участков, оптимальность местонахождения отдельных производственных служб; соразмерность затрат на складирование и доставку продукции потребителю; расходы на НИОКР; соблюдение нормативов шумоизоляции, техники безопасности, условий труда, гигиены, экологии и пр., правил, обеспечивающих нормальный ход производственного процесса; возможность определения эффективности методов реализации продукции и др.[7]

 

Отношения с  клиентами:

 

1. Ведение  счетов.

 

Речь идет обо всех сведениях, касающихся текущих  счетов заинтересованного в кредите  предприятия. Следует принимать  во внимание всю кредитную линию. Для оценки могут использоваться следующие критерии: соблюдение ранее достигнутых договоренностей; динамика поступающих платежей в соотношении с кредитной линией; степень использования кредитных линий; случаи возврата в прошлом долговых обязательств и чеков, нереализации полученных от клиентов векселей; данные о получении предприятием слишком большого числа кредитов; обращения в банки с просьбой о предоставлении информации о предприятии и др.

 

2. Открытость  клиента и его готовность предоставлять  информацию о своей деятельности

 

Оценке подлежит качество отношений банка с предприятием. Банк может использовать следующие  критерии: добровольность предоставления информации, ее достоверность и проверяемость; предоставление информации банку о других банковских счетах; предоставление информации о личном состоянии владельцев предприятия; обсуждаются ли с банком готовящиеся клиентом решения стратегического характера; возможность откровенного обсуждения с клиентом возникающих проблем.

 

Экономические условия:

 

Оценка готового баланса

 

По общему правилу, при анализе баланса  требуется сравнить динамику развития тех или иных параметров в течение  ряда лет и выявить тенденции. В отдельных случаях банк может  использовать следующие критерии: доходность предприятия, данные о рентабельности его собственных совокупных и  оборотных средств, о продолжительности  регулярных процентных выплатах за взятые кредиты; обеспеченность предприятия  собственными средствами; структуру  имущества, капитала и финансирования; цель платежей и динамика оборота (с  учетом данных о дебиторах и кредиторах); способность к обслуживанию капитала (индикатор возможности предприятия  вернуть взятые кредиты и осуществить  необходимые инвестиции); учет применительно  к вышеуказанным критериям величины свободы маневра предприятия  при составлении баланса (достаточность  резервов, допустимость стоимостных  корректировок, форма списания и  т.д.).

 

Дальнейшее  развитие предприятия:

 

1. Развитие  за период после опубликования  последнего готового баланса

 

Использоваться  могут следующие критерии: динамика рентабельности; ситуация с обслуживанием  капитала, ликвидностью и собственными средствами, с имеющимися у предприятия  требованиями, обязательствами, с осуществляемыми  и получаемыми платежами; развитие портфеля заказов и изменения  в загрузке мощностей; развитие оборота; расходы предприятия; отдача от мероприятий  по их сокращению; изменения, касающиеся технического оснащения, каналов сбыта, организации или руководства  предприятия, последствия этих изменений.

 

2. Производственное  планирование

 

При этом определяется, планируются ли оборот, объемы реализации и инвестиции, показатели годового баланса; ведутся ли исследования рынка; реальность и содержательность плановых задач; качество инструментария планирования; проводятся ли систематические проверки выполнения плановых показателей.

 

3. Планирование  доходности и будущего обслуживания  капиталов

 

Оценивается способность предприятия платить  проценты и погашать кредиты за счет прибыли, получать эту прибыль в  достаточном объеме. Могут применяться следующие критерии: наличие инвестиционного планирования -- всех необходимых данных о будущих потребностях в финансировании; планируются ли доходы и расходы; составлен ли план обслуживания капитала; планируются ли инвестиции и налоговые платежи; ведется пи долгосрочное планирование ликвидности; планируются ли показатели доходности и ее достаточность с точки зрения улучшения ситуации с собственным капиталом; качество планирования и эффективность используемого для этого инструментария.

 

4. Специфические  риски производства

 

Наряду с  обычными рисками (спад конъюнктуры, ошибки планирования и т.д.) на деятельности предприятия могут серьезно отразиться специфические риски. Частично они  могут быть покрыты страховкой или  за счет создания резервов. Для оценки могут применяться следующие критерии: надежность обеспечения сохранности имущества предприятия (от пожара, непогоды и т.д.), наличие договора страхования на случай остановки производства; существуют ли особые риски, связанные с ответственностью за продукцию; наличие специфических для данного предприятия экологических рисков; зависимость предприятия от внешних факторов (климат, тенденции в моде и пр.), на которые само оно влиять не может; достаточность резервов; существование особых рисков применительно к должникам предприятия.

 

Оценка кредитоспособности предприятия:

 

Оценка проводится по схеме кредитного рейтинга с учетом необходимости формирования среднего показателя кредитоспособности на основе предварительного определения отдельных  ее параметров по 5-балльной шкале (если в итоге оценки отдельных параметров будут существенно отличаться от среднего показателя, то каждую из них  надо заново проверить).

 

Средний показатель баллов 2,8 округляется до 3,0.

 

Оценки интерпретируются следующим образом: 1 -- первоклассная, очень хорошая или хорошая; 2 -- хорошая; предприятие с отлаженным производственным механизмом; 3 -- удовлетворительная, но есть отдельные слабые места; 4 -- достаточная; есть слабые места, которые  надо держать в поле зрения; 5 -- неудовлетворительная; есть серьезные слабые места и  очевидные проблемы, способные создать  угрозу существованию предприятию; 6 -- недостаточная; предприятие подвергается серьезной опасности, его существование под угрозой.

 

Гарантии:

 

Проставляются следующие оценки по 6-балльной шкале: 1 -- полные стоимостные гарантии, обеспечивающие 100-процентное выполнение кредитуемым  предприятием своих обязательств; 2 -- стоимостные гарантии, обеспечивающие выполнение обязательств менее чем  на 100%; 3 -- стоимостные гарантии, обеспечивающие выполнение обязательств менее чем  на 75%; 4 -- стоимостные гарантии, обеспечивающие выполнение обязательств не более чем  на 50%; 5 -- стоимостные гарантии, обеспечивающие выполнение обязательств не более чем  на 25%; 6 -- отсутствие стоимостных гарантий.

 

Если работник банка приходит к выводу, что обязательства  гарантированы, к примеру, на 80%, он проставляет  в нижней части схемы кредитного рейтинга коэффициент 2.

 

Классификация рисков кредитования:

 

На основании  оценки кредитоспособности и предоставляемых  гарантий определяются риски кредитования (кредитный рейтинг) в отношении  данного заемщика. Риски кредитования, степень кредитоспособности предприятия  и качество его гарантий могут  быть выражены в 3-значном «ключе»  для определения рисков (делается это с помощью матрицы). В рассматриваемом  случае, где кредитоспособность оценивается  в 3 (округленно), а качество гарантий -- в 2, категория риска будет примерно равна 2. В итоге ключ будет выражаться так: (2 3 2).

 

Оценки рисков кредитования (1-й элемент ключа) интерпретируются так: 1 -- риск весьма незначителен; 2 -- риск незначителен; 3 -- риск можно держать в поле зрения; 4 -- риск еще позволяет кредитовать, но его надо лучше контролировать; 5 -- риск слишком велик; всю работу по кредитованию желательно свернуть, от выдачи новых кредитов воздержаться; 6 -- риск настолько велик, что учесть его невозможно; кредитование надо прекратить, по ранее предоставленным предприятию кредитам надо произвести корректировки.[8]

 

Разработано много методик («систем») оценки кандидатов в заемщики. Наиболее интересными  считаются методики PARSER и САМРARI. Названия их образованы из начальных букв следующих английских слов:

 

PARSER:

 

P -- person -- информация о персоне потенциального заемщика, его репутации;

 

А -- аmount -- обоснование суммы испрашиваемого кредита;

 

R -- repayment -- возможность (условия) погашения кредита;

 

S -- security-- оценка обеспечения кредита;

 

Е -- expediency-- целесообразность кредита;

 

R -- remuneration -- вознаграждение банка (процентная ставка).

 

САМРARI:

 

С -- character -- репутация, характеристика (личные качества) заемщика;

 

А -- ability --способность возвратить кредит (оценка бизнеса заемщика);

 

М-- means -- необходимость обращения за кредитом; или

 

 marge -- маржа, доходность;

 

Р -- purpose -- цель кредита;

 

А -- amount -- размер кредита;

 

R -- repayment -- условия погашения кредита;

 

I -- insurance-- обеспечение, страхование риска непогашения кредита.

 

Так, в практике европейских, американских и некоторых  российских банков распространение  получила методика САМРARI . Анализ в соответствии с данной методикой заключается в поочередном выделении из кредитной заявки и прилагаемых к ней финансовых документов наиболее существенных факторов, определяющих деятельность клиента, в их оценке и уточнении после личной встречи с клиентом. Легко заметить, что эта и другие методики претендуют на комплексную оценку клиента, а не только на выяснение уровня его финансовой состоятельности. Это обстоятельство можно толковать одновременно и как достоинство методик, и как их недостаток.[7]

 

Характеристика  клиента. В деловом мире встречаются  разные люди, в том числе и такие, которые готовы нарушить все нормы  честного предпринимательства. Поэтому  банк должен быть уверен в том, что  потенциальный заемщик обладает необходимыми деловыми качествами, имеет  хорошую репутацию и возможность  выполнить свои обязательства. Конкретно  в задачу сотрудников кредитного подразделения входит, прежде всего, изучение истории финансового состояния  клиента. При этом существенное значение имеют такие моменты в поведении  клиента: разумно ли он распоряжался заемными средствами, предоставленными ему ранее, всегда ли он выполнял свои финансовые обязательства.

Информация о работе Порядок оформление кредита. Кредитный договор