Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 17:06, дипломная работа
Цель исследования − выявление основных проблем управлении потребительским кредитованием на примере ОАО «Альфа-Банк» филиала «Екатеринбургского» ОО «Челябинского»
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИМ КРЕДИТОВАНИЕМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…..
1.1 Сущность и виды банковских кредитов. Принципы банковского кредитования.
1.2 Теоретические аспекты потребительского кредитования
1.3 Управление кредитными рисками
2 АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИМ КРЕДИТОВАНИЕМ В ОАО «АЛЬФА-БАНК» ФИЛИАЛ «ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ» ОО «ЧЕЛЯБИНСКИЙ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика
2.2 Управление потребительским кредитованием
2.3 Анализ кредитного портфеля
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ В ОАО «АЛЬФА-БАНК» ФИЛИАЛ «ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ» ОО «ЧЕЛЯБИНСКИЙ»
3.1 Проблемы диверсифицированности кредитных портфелей коммерчиских банков Российской Федерации.
3.2 Проблемы управления качеством кредитного портфеля.
3.3 направления развития системы управления качеством кредитного портфеля.
-проведения подбора
-возложения на руководство
-разработки четкого механизма по исследованию рынка, управлению продаж, подготовке персонала, идентификации потенциальных клиентов и анализа перспектив их кредитования;
-проведения постоянного
-достижения устойчивой
-регулярного проведения
При построении банкам систем управления качеством кредитного портфеля необходимо соответствующее методологическое обеспечение, в том числе, со стороны органа банковского надзора. Актуальность в разработке методологии управления качеством кредитного портфеля обусловлена, в свою очередь, реализацией новых международных подходов, определенных европейским соглашением по банковскому надзору (Базель II).
Внедрение нововведений Базеля II приведет к пересмотру принципов оценки кредитного риска, являющимся одним из критериев оценки качества кредитов. В частности при оценке кредитного риска банкам представится возможность применения одного из трех подходов: стандартизированного (устанавливаемого регулятором - Банком России - для обязательного исполнения всеми кредитными организациями); базового (на основе стандартизированного подхода, но доработанного внутренними рейтингами банка); усовершенствованного (полностью на основе внутренних рейтингов банка; при этом такая модель оценки должна быть подтверждена банком показателями ретроспективного анализа за период не менее 7 лет и утверждена регулятором). Подход на основе внутренних рейтингов фиксирует перечень тех параметров, которые должны учитываться при расчете кредитного риска, предоставляя банку возможность самому определять значения этих параметров. При разработке моделей оценки кредитного риска по ссудам должны быть приняты во внимание такие количественные параметры определения величины кредитного риска и оценки качества кредитов, как вероятность дефолта (банкротства); потери в случае дефолта; риск при дефолте; экономический срок исполнения обязательств. Механизмы снижения кредитного риска и повышения качества кредитных активов аналогичны российским механизмам, например, обеспечение, залог, гарантии, поручительства, неттинговые соглашения, разновидность производных финансовых инструментов (например, кредитные деривативы).
Однако, при выборе конкретного
подхода оценки качества кредитов и
уровня риска по ним для кредитных
организаций возникнет
Существенное влияние на повышение в банках качества управления кредитными активами должно оказать внедрение в российскую практику международных стандартов составления финансовой отчетности. Применение таких стандартов обяжет российские банки отражать в своей отчетности реальное качество активов и обязательств, в том числе кредитных требований. Так, если в соответствии с российскими правилами учета ссудная задолженность отражается на балансе по цене первоначального признания, то в соответствии с МСФО ее необходимо учитывать по справедливой или восстановительной стоимости с учетом реальных экономических выгод (или возможных убытков) для банка. Если балансовая стоимость кредитного актива будет больше его оценочной стоимости, то это будет свидетельствует об его обесценении и необходимости создания резерва под потери. Резерв под обесценение кредитных активов формируется при наличии объективных данных о том, что банк не сможет получить суммы, причитающиеся ему в соответствии с кредитным договором, а также с учетом потенциальных убытков по кредитам (то есть стоимость кредита должна быть уменьшена на сумму недополученной выгоды).
В соответствии с МСФО оценка качества
кредитных требований будет основываться
на анализе следующей информации,
необходимой банку для
-бизнес-риска заемщика, включающего качество управления компанией, длительности существования, отраслевой принадлежности, вида деятельности, конкуренции, поставщиков и потребителей, технико-экономического обоснования проекта;
-финансового риска заемщика, в
рамках которого требуется
-качества обслуживания долга (кредитная история, наличие просроченных платежей по основному долгу и процентам);
-обеспеченности кредита – рассматривается только в случае признания кредита обесцененным и требующим специального расчета резерва.
Одним их методов оценки возмещаемой стоимости кредита является метод дисконтирования денежных потоков, суть которого состоит в определении будущей стоимости платежей, предусмотренных условием кредитного договора, в течение срока действия договора. В случае ухудшения качества кредита (отнесения его к более рисковой категории), стоимость денежных потоков будет скорректирована на сумму ожидаемых потерь. При этом, для точного дисконтирования всех будущих денежных потоков по кредитным требованиям в течение срока действия кредитного договора до восстановления текущей балансовой стоимости кредита, требуется определение эффективной процентной ставки.
В целях выработки адекватного
суждения банка о качестве кредита
и величине кредитного риска, в рамках
внедрения международного опыта, в
российской нормативной базе, регулирующей
деятельность кредитных организаций,
целесообразно закрепить такое
понятие как "управленческая отчетность
компании (заемщика)", состоящей не
только из данных финансовой отчености
предприятия-заемщика, но и любой
информации о его деятельности, как-то:
расшифровок расходов предприятия
по их видам; порядка отражения в
учете запасов; себестоимости товаров
по их группам; сроков дебиторской/кредиторской
задолженности и ее оборачиваемости
в разрезе контрагентов/
Разработанные Банком России подходы
к оценке и классификации качества
кредитных активов в некоторой
мере приближены к международным
принципам и стандартам. Так, в
основу Положения № 254-П заложены
разработки Базельского комитета по
банковскому надзору в части
обязательного наличия в
Однако в настоящее время Банком России не завершена работа по доработке требований Положения №254-П; действующий порядок оценки качества предоставленных кредитов предполагается дополнить следующими существенными условиями:
-определить понятие
-установить требование об
-ввести положение о том, что
использование банком
-рассматривать отсутствие
-закрепить за Банком России
(его территориальными
Актуальной проблемой в оценке качества ссуд остается достоверность имеющейся у банка информации о финансовом положении заемщика. Оценка качества кредитов производится банкам на основании официальной бухгалтерской отчетности, представленной заемщиком в банк; ее официальность, как правило, подтверждается наличием штампа налогового органа о принятии такой отчетности. Однако, как показывает практика, данные этой отчетности зачастую бывают искажены или не верно указаны (например, данные баланса могут не совпадать с данными отчета о прибылях и убытках по строкам "нераспределенная прибыль" и "чистая прибыль"). Подтвердить достоверность отчетности возможно только в ходе проведения проверки деятельности заемщика, на что у кредитной организации отсутствуют юридические права (а также техническая возможность). На мой взгляд, частично решить данную проблему (или хотя бы снять с банков ответственность за использование недостоверных данных о финансовой деятельности заемщика) можно, разработав на государственном уровне механизм взаимодействия налоговых органов, Банка России и кредитных организаций об обмене информации о показателях финансовой деятельности заемщиков (то есть обмене отчетностью).
Решить проблему получения достоверной информации о заемщике возможно через взаимодействие с кредитными бюро. Однако, как показывает практика, банки (особенно крупные, у которых имеется обширная база данных о заемщиках) не охотно предоставляют сведения по заемщикам в бюро кредитных историй, опасаясь конкуренции со стороны других банков в отношении надежных и кредитоспособных клиентов, а также раскрытия реального уровня кредитного риска по заемщикам с неблагоприятным финансовым состоянием.
По данной проблеме, в целях активизации
работы банков с кредитными бюро, некоторые
аналитики придерживаются мнения об
установлении в нормативных актах
Банка России требования о классификации
ссуды, выданной без кредитной истории
(кроме вновь
Кредитная организация должна самостоятельно осознавать необходимость организации комплексного подхода к оценке качества кредитных вложений и управлению кредитами, опираясь на международные требования и стандарты оценки. При этом, деятельность кредитной организации должна быть организована таким образом, чтобы можно было увидеть весь бизнес-процесс банка в целом, включая процесс кредитования, его слабые места и проблемы.
В целях проведения качественного анализа кредитного портфеля банкам необходимо реализовать системный подход к анализу данных посредством построения информационной системы управления (ИСУ). Построение модели ИСУ не закреплено нормативными документами и должно осуществляется банками с учетом своих индивидуальных особенностей деятельности. ИСУ – это система отчетности, предназначенная для помощи руководству в контролировании процесса достижения целей, установленных банковской стратегией и кредитной политикой. Поэтому она должна позволять руководству банка решать следующие задачи: определять вероятность того, что управление портфелем обеспечит ожидаемые результаты деятельности (прибыльность); своевременно выявлять потребность в корректировке кредитного портфеля; определять, соответствует ли кредитный портфель банковской культуре и направлениям портфельного планирования; воздействовать на модель поведения рядовых сотрудников.
В рамках реализации Базельских принципов
эффективного банковского надзора,
Банку России предстоит оценивать
применяемые системы выявления
и измерения рисков, возникающих
в деятельности банков. В этих целях,
в части разработки процедур взаимодействия
банковского надзора и
За Банком России целесообразно закрепить полномочия устанавливать требования к созданию банками систем управления рисками и внутреннего контроля, адекватных масштабам банковского бизнеса, разработанной банками стратегии развития, а именно: политику, процедуры по идентификации, мониторингу и управлению банковскими рисками, формы отчетности; масштабы и стандарты, которым должен соответствовать внутренний аудит в банках.