Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 12:13, курсовая работа
Цель работы состоит в усовершенствовании надзорных функций Национального банка Республики Беларусь за деятельностью коммерческих банков в вопросах ликвидности и платежеспособности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
Раскрыть понятие ликвидности и платежеспособности коммерческих банков.
Охарактеризовать экономические нормативы, регулирующие деятельность коммерческих банков в Республике Беларусь.
Дать оценку теорий управления банковской ликвидностью.
Проанализировать развитие экономических принципов банковского менеджмента.
Наметить пути совершенствования методов контроля ликвидности и платежеспособности коммерческих банков.
Разработать предложения по повышению результативности надзора Национального банка в банковской деятельности.
Ликвидность может
быть обеспечена двумя путями: созданием
запаса ликвидных активов или
путем быстрой мобилизации
Следует отметить, что коммерческие банки активно внедряются в инвестиционную сферу, успешно действуют в составах финансово-промышленных групп, консорциумов, часто вступая в партнерские отношения с реципиентами, становятся их акционерами.
При этом, говоря о перспективах инвестиционной деятельности коммерческих банков, следует принимать во внимание трудности и неудачи, с которыми они сталкиваются на этом поприще. Однако уже сейчас можно сказать, что банки довольно успешно действуют в сфере инвестиционного кредитования и продолжают наращивать свои усилия в этой области. Все это предполагает развитие анализа, позволяющего банкам наиболее грамотно и с наименьшим риском заниматься, например, проектным финансированием. (21, с. 4)
Известно, что потребность реального сектора в средне- и долгосрочных банковских займах велика. В настоящее время доля финансовых средств, выдаваемых на инвестиционные проекты, равна примерно 10 % оборота финансового рынка. Это связано, прежде всего, с ограниченностью инвестиционного капитала коммерческих банков.
Ликвидность оценивается на основе способности банка превращать свои активы в денежные или другие платежные средства для оплаты предъявляемых обязательств в случае, если имеющихся в наличии платежных средств для этого не хватает.
Банки должны иметь доступные ликвидные активы, которые можно легко обратить в наличность, или возможность увеличить свои фонды при малейшем намеке на требование выполнения обязательств.
Управление ликвидностью банка включает в себя проведение как активных, так и пассивных операций, подразумевая наличие доступных ресурсов для быстрого увеличения ликвидности.
Основными источниками таких ресурсов традиционно являлись межбанковский рынок (МБК) и рынок ГДО, однако несоблюдение ряда необходимых правил работы на МБК и использование межбанковских кредитов не по назначению большинством участников рынка привело в августе 1995 года к кризису доверия и почти полному разрушению рынка МБК. Кризис оказался настолько глубоким, что даже спустя год полностью не восстановилось его нормальное функционирование. На сегодняшний день остается только рынок ГДО, его надежность полностью зависит от готовности государства выполнять взятые на себя обязательства. Таким образом, если в силу каких бы то ни было причин, государство откажется от погашения обязательств, банки смогут рассчитывать лишь на собственные денежные средства и возвратность выданных ссуд (качество кредитного портфеля). (87, с. 25)
В 1987 г. было принято
решение о проведении первого
этапа банковской реформы по реорганизации
одноуровневой системы. Была создана
новая структура
Первый этап реформы послужил базой для построения в республике банковской системы, соответствующей мировым требованиям.
С 1991 г. осуществляется второй этап реформирования банковской системы - строится двухуровневая банковская система.
В соответствии с законами "О Национальном банке РБ" и "О банках и банковской деятельности в РБ" банковская система включает два уровня: Национальный банк и коммерческие банки. Коммерческие банки в республике являются универсальными. Нацбанк выполняет функции, свойственные центральным банкам. Это - разработка и проведение денежно-кредитной политики, денежно-кредитное и валютное регулирование, эмиссия денег, выполнение функций финансового агента и др. (85, с . 4)
Коммерческие
банки выполняют такие
Получают развитие и новые виды услуг: трастовые операции, операции с ценными бумагами и др.
В соответствии с Конституцией Республики Беларусь Нацбанк является центральным банком органы.
Исполнительным коллегиальным органом Нацбанка является Совет директоров во главе с председателем правления Нацбанка, который избирается сроком на б лет.
Нацбанк имеет право издавать нормативные акты, предписания, обязательные для исполнения всеми субъектами хозяйствования и коммерческими банками после их регистрации в Минюсте.
Перед Нацбанком стоят следующие ответственные задачи: регулирование денежного обращения с целью обеспечения устойчивости национальной валюты, координация денежно-кредитной сферы; оказание помощи кредитным учреждениям в их развитии.
Нацбанк не несет ответственности по обязательствам Правительства РБ, также как и Правительство не отвечает по обязательствам Нацбанка. Нацбанк является юридическим лицом. Он имеет уставный, резервный, инвестиционный и другие фонды- Их размеры и порядок образования регулируются Уставом банка.
Большинство экономистов
рассматривают кредитную
1. Быстрота и гибкость. Но сравнению с фискальной кредитно-денежная политика может быстро меняться.
2. По своей
природе кредитно-денежная
3. Монетаризм, представители
которого аргументировано
Однако следует признать, что кредитно-денежная политика имеет определенные недостатки и в реальной действительности сталкивается с рядом сложностей.
Как известно, коммерческие балки являются учреждениями, которые но могут функционировать изолированно от экономической среды. Это вытекает из их предназначения как финансовых посредников, соединяющих косвенным образом заемщиков и кредиторов. Поэтому неудивительно, что неудовлетворительное состояние производства, нарушение хозяйственных связей, падение уровня жизни являются одним из факторов, определяющих состояние банковской системы Республики Беларусь.
Государство, в первую очередь заинтересованное в поддержании безупречной репутации банков, устанавливает им определенные ограничения, нормативы, как обязательные для исполнения, так и рекомендательные, которые регулируют- деятельность банков с целью обеспечения их надежности, ликвидности, платежеспособности.
Национальный банк Республики Беларусь Правилами регулирования деятельности банков в области платежеспособности, ликвидности и крупных рисков определяет ликвидность как способность банка своевременно осуществлять платежи по своим обязательствам,
Управление риском ликвидности - ежедневная задача руководящих работников банка, однако до сих пор нет доступной и повсеместно приемлемой формулы для определения потребностей банка в ликвидных средствах. В экономике любой страны постоянно происходят различные изменения: случайные, сезонные, циклические и долговременные. Такие события, как стихийные бедствия, забастовки, паника, неординарные экономические или политические действия могут серьезно повлиять на уровень вкладов и потребность в кредитах. (20, с. 89)
Сезонные изменения повторяются ежегодно и обычно имеют отношение к производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Циклические изменения предвидеть сложнее, чем сезонные. В период спада деловой активности спрос на кредиты и вклады сокращается. Долговременные колебания являются результатом таких факторов, как сдвиги в потреблении, сбережениях, инвестиционных процессах, численности занятого населения, техническом уровне производства.
Очевидно, что па уровень вкладов влияют многие экономические факторы, которые делают планирование ликвидности крайне необходимым.
Нацбанк и его
учреждения освобождены от уплаты всех
видов налогов, сборов и пошлин. Тем
не менее, он участвует в формировании
доходов бюджета, так как часть
прибыли, в установленном размере,
перечисляется в республикански
Свои доходы Нацбанк и его учреждения получают исключительно от банковской деятельности. Они не могут быть акционерами в других банках, за исключением Внешэкономбанка, Беларусбанка и банков за рубежом.
Функции и задачи Нацбанка в финансово-кредитной системе республики, правовая основа его функционирования определяется Законом РБ "О Национальном Банке Республики Беларусь". (85, с. 5)
Основными функциями Нацбанка РБ являются: денежно-кредитное регулирование; валютное регулирование; выполнение функций центрального депозитария; организация межбанковских расчетов и кассовое обслуживание коммерческих банков; консультирование, кредитование и осуществление функций финансового агента Правительства и местных органов власти; организация совместно с Минфином кассового исполнения бюджета; выдача лицензий на совершение банковских операций; надзор за банками, филиалами, представительствами банков по соблюдению ими безопасности и ликвидною функционирования; регулирование внешнеэкономической банковской деятельности, обеспечение единого порядка бухгалтерского учета и отчетности в банковской системе республики.
Специалист Нацбанка по письменному распоряжению одною из его руководителей могут посещать любые предприятия и банки, инспектировать их бухгалтерские счета и другие документы, получать от них информацию, которая необходима для исполнения лицензионных и надзорных функций.
Для денежно-кредитного
регулирования Нацбанк
Заключение
Подводя итог выполненной работе, сформулируем основные результаты исследования и выводы, сделанные на их основе.
Формируя структуру баланса, банк должен руководствоваться следующими основополагающими принципами:
- Чем больше доля первоклассных ликвидных средств в общей сумме активов, тем выше ликвидность. В международной банковской практике самой ликвидной частью актива считается кассовая наличность, под которой понимаются не только деньги в кассе, но и денежные средства, находящиеся на текущем счете данного кредитного института в Центральном банке. Ликвидными статьями в странах с рыночной экономикой считаются первоклассные краткосрочные коммерческие векселя, которые банк может переучесть в Центральном банке, ценные бумаги, гарантированные государством. Менее ликвидными являются банковские инвестиции в долгосрочные ценные бумаги, так как их реализация за короткий срок не всегда возможна. Как трудноликвидные активы рассматриваются долгосрочные ссуды и вложения в недвижимость.
- Чем больше
доля высокорисковых активов
в балансе банка, тем ниже
его ликвидность. Так, в
- Надежность депозитов и займов, полученных банком от других кредитных учреждений, также оказывает влияние на уровень ликвидности баланса.
Ликвидность банка - это объемное понятие. О ликвидности банка можно говорить только тогда, когда у него ликвидный баланс. А что такое ликвидный баланс? Это состояние на определенный момент. В действительности все течет, все изменяется и банку нужно уметь постоянно поддерживать ликвидность своего баланса. Для этого ему потребуются квалифицированные кадры и знающий свое дело управляющий. И это еще не все. Ликвидный баланс предполагает возможность быстрого изыскания средств только в активе баланса. Но банк может также быстро найти средства путем привлечения их со стороны, увеличивая свой пассив. Это могут быть кредиты Национального банка как краткосрочные, так и долгосрочные (в соответствии с правилами рефинансирования), кредиты других банков, привлеченные средства клиентов (например, выпуск депозитных сертификатов) и другие источники. Для того чтобы банк мог быстро воспользоваться этими источниками, у него должна быть незапятнанная репутация, т.е. имидж надежного, устойчивого и вовремя выполняющего взятые на себя обязательства учреждения.
Банк, обладающий ликвидным балансом, квалифицированными кадрами, репутацией надежного партнера, - это ликвидный банк, способный быстро изыскать средства как путем изменения структуры актива, так и привлечения их со стороны. Значит, ликвидный банк -- это платежеспособный банк. В добавок к этому государство (в лице Национального банка), для того чтобы снизить риск нарушения платежеспособности, доводит до коммерческих банков нормативы, которые носят обязательный характер.
В настоящее время норматив КЗ установлен в размере не более 20% собственного капитала. То есть при не возврате кредита банк рискует только 20% СК, что даже для среднего банка является не очень большой суммой. Не возврат такого кредита, конечно же, повлечет снижение ликвидности банка, но не вызовет неплатежеспособности последнего, так как если до этого у банка был ликвидный баланс, то он сможет изыскать средства для урегулирования последствий не возврата кредита.