Проблема платежеспособности банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 12:13, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в усовершенствовании надзорных функций Национального банка Республики Беларусь за деятельностью коммерческих банков в вопросах ликвидности и платежеспособности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
Раскрыть понятие ликвидности и платежеспособности коммерческих банков.
Охарактеризовать экономические нормативы, регулирующие деятельность коммерческих банков в Республике Беларусь.
Дать оценку теорий управления банковской ликвидностью.
Проанализировать развитие экономических принципов банковского менеджмента.
Наметить пути совершенствования методов контроля ликвидности и платежеспособности коммерческих банков.
Разработать предложения по повышению результативности надзора Национального банка в банковской деятельности.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 581.50 Кб (Скачать файл)

з) ускорить выплату вознаграждений, зарплаты, дивидендов и т. д. иностранным акционерам, партнерам, кредиторам;

и) послать счета импортерам в национальной валюте и экспортерам в иностранной валюте.

Вторая ситуация: ожидается рост курса национальной валюты. В этом случае банку необходимо произвести действия, обратные изложенным для первой ситуации.

Постепенно от привлечения депозитов через специальные "обратные" аукционы и Москве Банк России перешел к проведению депозитных операций через главные территориальные управления, объявляя сроки и условия привлечения средств, а затем к привлечению депозитов в оперативном режиме через систему Рсйтер-Дилинг.

Выбор инструментов, которые могут быть использованы Банком России при реализации денежно-кредитной  политики, зависит от развития и  состояния финансовых рынков.

Когда в августе  прошлого года возникли проблемы с ликвидностью на межбанковском рынке Московского региона, Банком России оперативно были осуществлены мероприятия, которые позволили локализовать и предотвратить возможность распространения банковского кризиса. Банк России смог практически в течение двух-трех дней предоставить дополнительную ликвидность банкам Московского региона через покупку у них государственных ценных бумаг и выделение крупнейшим операторам межбанковского рынка краткосрочных кредитов.

В 1996 г. началось активное использование Банком России новых инструментов рефинансирования банков в целях поддержания их ликвидности и обеспечения нормального функционирования банковской системы. В частности, начиная с 30 марта текущего года стали регулярно проводиться операции ломбардного кредитования банков под залог государственных ценных бумаг. По состоянию на 1 августа 1996 г. общая сумма выданных кредитов составила 2,0 трлн. руб. (98, с. 15)

Ломбардные  кредиты предоставляются двумя  способами. Во-первых, могут проводиться  ломбардные кредитные аукционы, в ходе которых банки получают право на кредит по результатам аукциона. Кредит выдается только после блокирования необходимого количества государственных ценных бумаг на специальном разделе счета "депо" банка, оператором которого является Банк России, и подписания договора ломбардного кредитования. При втором способе банки заранее блокируют достаточное количество государственных ценных бумаг и могут получить ломбардный кредит по фиксированной ставке.

Центральный банк совершенствует порядок ломбардного  кредитования и постепенно предполагает перейти к открытию так называемого "ломбардного окна". В настоящее время Банк России считает этот вид кредитования основной формой рефинансирования банков, посредством которой им выполняется функция кредитора последней инстанции.

Наряду с  ломбардным кредитованием, инструментом предоставления ликвидности банкам являются операции РЕПО, т. е. операции купли-продажи государственных ценных бумаг с обратным выкупом. В настоящее  время операции РЕПО предусматривается  проводить с банками, являющимися первичными дилерами. Видимо, в дальнейшем после отработки этого механизма на практике операции РЕПО могут стать основным инструментом регулирования ликвидности банковской системы, как это делается в центральных банках других стран.

Что касается ломбардного кредитования, то оно будет также развиваться, причем какой-либо конкуренции между РЕПО и ломбардным кредитованием не должно быть, потому что совершенно различны сроки предоставления средств на условиях РЕПО и ломбарда и совершенно по-разному решается вопрос о собственности на государственные ценные бумаги. При ломбардном кредитовании государственные ценные бумаги остаются в собственности коммерческого банка, при осуществлении операций РЕПО они переходят в собственность Центрального банка, хотя банку предоставляется право выкупа этих бумаг у Банка России.

Возможности дальнейшего  совершенствования инструментов денежно-кредитного регулирования в значительной степени  обусловлены уровнем развития денежного  рынка. В связи с этим Банк России не только проводит мониторинг всех сегментов денежного рынка, но и всемерно содействует развитию их инфраструктуры, чтобы использовать в своей политике более совершенные инструменты "тонкой настройки".

3.2 Надзор  Национального банка в банковской  деятельности

Банковская  система включает эмиссионные и  неэмиссионные банки. Неэмиссионные  банки в свою очередь подразделяются на коммерческие и специализированные. К специализированным банкам относятся  инновационные, инвестиционные, ссудосберегатедьные, биржевые ипотечные и т.д. Неэмиссионные банки могут создавать консорциумы, ассоциации и иные объединения, куда могут входить и учреждения парабанковской системы.

В кредитной  системе любого государства банковская система является ключевым звеном, концентрирующим основную массу кредитных и финансовых операций.

Структурное построение банковской системы имеет особенности  в каждой стране.

Существует  два основных типа построения банковской системы государства: одноуровневая  и двухуровневая.

В рамках одноуровневой  банковской системы все кредитные учреждения выполняют аналогичные функции по кредитно-расчетному обслуживанию клиентуры и между банками преобладают горизонтальные связи. Такой тип построения банковской системы был характерен для СССР. В условиях монополизма в банковском деле мероприятия по денежно-кредитному регулированию и ограничению количества платежных средств в экономике сводились к жестким ограничениям операций с наличностью и централизованному перераспределению через банковскую систему безналичных денежных средств предприятий, организаций и банков в рамках единого ссудного фонда страны система основывается на построении взаимоотношений между банками в двух плоскостях: по вертикали и по горизонтали. При этом происходит разделение административных функций и операционных, связанных с обслуживанием хозяйства. Центральный банк страны остается банком в полном смысле этого слова только для двух категорий клиентов: коммерческих и специализированных банков и правительства. (85, с. 5)

Переход на экономические  методы управления и хозяйствования в середине - конце восьмидесятых годов, ориентация на формирование рыночных структур выявили уязвимые места и недостатки одноуровневой банковской системы в новых условиях.

Государственное регулирование денежно-кредитной c4iepbi может осуществляться достаточно успешно лишь в том случае, если государство через центральный банк способно эффективно воздействовать на масштабы и характер частных институтов, так как в развитой рыночной экономике именно последние являются базой всей денежно-кредитной системы. Данное регулирование осуществляется в нескольких взаимосвязанных направлениях:

1. Государственный  контроль над банковской системой  имеет целью укрепление ликвидности  кредитно-финансовых институтов, т.е.  их способности своевременно  покрывать требования вкладчиков. Это производится прежде всего за счет учетной, или дисконтной, политики, а также установления норм обязательных банковских резервов.

2. Управление государственным долгом путем государственного регулирования в условиях хронических бюджетных дефицитов, огромного роста государственной задолженности, когда резко возрастает влияние государственного кредита на рынок ссудных капиталов. Для этого центральный банк использует различные методы управления государственным долгом:

- покупает или  продает государственные обязательства;

- изменяет цену  облигаций;

- варьирует  условия их продажи;

- различными способами повышает привлекательность последних для частных инвесторов.

3. Регулирование  объемов кредитных операций и  денежной эмиссии, прежде всего, для воздействия на хозяйственную активность.

Национальный  банк Республики Беларусь совместно  с правительством ежегодно разрабатывает  и проводит единую денежно-кредитную  политику в порядке, установленном  Конституцией Республики Беларусь и  другими законодательными актами.

Приоритетными направлениями денежно-кредитного регулирования в 1999 г. являлись: обеспечение  обоснованного наращивания денежного  предложения, адекватного динамике и структуре показателей развития реального и бюджетного секторов экономики; стимулирование долгосрочного инвестиционного кредитования, поддержание процентных ставок денежного рынка на реальном положительном уровне со снижением их поминальной величины по мере снижения темпов роста цен; стабилизация валютного рынка и обеспечение устойчивости национальной валюты; качественное, надежное обеспечение расчетно-платежного процесса.

Для удовлетворения экономического оборота расчетно-платежными средствами, исходя из намеченных на 1999 г. объема роста реального ВВП  на 3-4 %, ограничения уровня инфляции до 4-5% в среднем за месяц и дефицита государственного бюджета, прирост рублевой денежной массы планировался в размере не более 4,5-5 % в среднем за месяц, а увеличение чистых внутренних рублевых кредитов Национального банка -- не более 35,037 трлн. р. за год. (26, с. 94)

Контроль за приростом рублевой денежной массы  осуществлялся за счет лимитирования  прироста чистого внутреннего кредита  Национального банка.

Регулирование банковской ликвидности оказывает  влияние на структуру банковских ссуд и депозитов, величину денежной массы, уровень рыночной нормы процента. Управление государственным долгом воздействует на распределение ссудных капиталов между частным и государственным секторами, уровень процентных ставок и банковскую ликвидность. Размещение государственных долговых обязательств в банковской системе приводит к увеличению денежной эмиссии, а вне банковской - к ее сокращению.

Итак, существуют три основные направления кредитной  политики, между которыми имеется  тесная, глубокая взаимосвязь. Поэтому меры, принятые, правительством в данной области, всегда будут носить сложный и неоднозначный характер. Рассмотрим инструменты, с помощью которых, проводя намеченную денежную политику, государство воздействует на кредитный рынок.

Кредитно-денежная политика в зависимости от состояния экономики направлена либо на стимулирование кредита и денежной эмиссии (кредитная экспансия), либо на их сдерживание и ограничение (кредитная рестрикция). В условиях падения производства и увеличения безработицы центральные банки пытаются оживить конъюнктуру путем расширения кредита и снижения нормы процента, Напротив, экономический подъем часто сопровождается ростом цен и наращиванием диспропорций в экономике. В таких условиях центральные банки стремятся предотвратить экономический бум. (4, с. 29)

Для регулирования  экономики ими используются следующие  методы денежно-кредитной политики: общие, которые оказывают влияние  на рынок ссудных капиталов в  целом; селективные, предназначенные  для регулирования конкретных видов  кредитования отдельных отраслей и крупных фирм.

К общим методам  относятся такие инструменты  кредитной политики, как:

- учетная (дисконтная) политика, являющаяся старейшим  методом кредитного регулирования.  Возникновение этого инструмента  было связано с превращением  центрального банка в кредитора коммерческих банков. Последние переучитывали у него свои векселя или получали кредиты йод собственные долговые обязательства. Повышая ставку но кредитам (учетную ставку, или ставку дисконта), центральный банк побуждал другие кредитные учреждения сокращать заимствования. Это затрудняло пополнение банковских ресурсов, вело к повышению процентных ставок и в конечном счете к сокращению кредитных операций;

- операции на  открытом рынке, которые заключаются  и продаже или покупке центральным банком у коммерческих банков государственных ценных бумаг, банковских акцептов и других кредитных обязательств по рыночному или заранее объявленному курсу. В случае покупки центральный банк переводит соответствующие суммы коммерческим банкам, увеличивая тем самым остатки на их резервных счетах. При продаже центральный банк списывает суммы с этих счетов. Таким образом, указанные операции отражаются на состоянии резервной позиции банковской системы и используются в качестве способа ее регулирования;

- установление норм обязательных резервов коммерческих банков, что, с одной стороны, способствует улучшению банковской ликвидности, а с другой -- является прямым ограничителем инвестиций. Изменения норм обязательных резервов - метод прямого воздействия на кредитоспособность банков, однако многие экономисты считают его слишком сильным, и он редко используется. (4, с. 30)

К селективным  методам денежно-кредитной политики относят:

- контроль по  отдельным видам кредитов, часто  практикуемый по кредитам под  залог биржевых ценных бумаг, потребительским ссудам па покупку товаров в рассрочку и но ипотечному кредиту. Регулирование потребительского кредита обычно вводится в периоды напряжения на рынке ссудных капиталов, когда государство стремится перераспределить последние в пользу отдельных отраслей или ограничить объемы потребительского спроса;

- регулирование  риска и ликвидности банковских  операций. Государственный контроль  за риском во всем мире усилился  в последние два десятилетия.  Характерно, что риск банковской  деятельности определяется не через оценку финансового положения должников, а путем соотношения выданных кредитов с суммой собственных резервов.

Одной из центральных  задач управления коммерческим банком является поддержание оптимального соотношения между ликвидностью банка и его прибыльностью, доходностью его операций. Напомним, что под ликвидностью понимается способность банка своевременно погасить свои финансовые обязательства за счет имеющихся у него наличных денежных средств, продажи активов или мобилизации ресурсов из других источников (покупки на рынке и г. д.). Банк должен постоянно обеспечивать определенный уровень ликвидности, чтобы не ставить под сомнение свою платежеспособность.

Требования  ликвидности вступают в определенное противоречие с целевой функцией максимизации дохода на единицу активов. Чем выше ликвидность активов, хранящихся в порт4)еле банка, тем меньше риск, связанный с ними, но тем соответственно ниже уплачиваемая по ним процентная ставка. Искусство управления банком и состоит в том, чтобы обеспечить наивысшую норму прибыли на капитал, вложенный в активы, не выходя при этом за рамки принятых стандартов платежеспособности.

Информация о работе Проблема платежеспособности банка