Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 12:13, курсовая работа
Цель работы состоит в усовершенствовании надзорных функций Национального банка Республики Беларусь за деятельностью коммерческих банков в вопросах ликвидности и платежеспособности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
Раскрыть понятие ликвидности и платежеспособности коммерческих банков.
Охарактеризовать экономические нормативы, регулирующие деятельность коммерческих банков в Республике Беларусь.
Дать оценку теорий управления банковской ликвидностью.
Проанализировать развитие экономических принципов банковского менеджмента.
Наметить пути совершенствования методов контроля ликвидности и платежеспособности коммерческих банков.
Разработать предложения по повышению результативности надзора Национального банка в банковской деятельности.
Платежеспособность банка прежде всего ощущают его клиенты (при получении кредитов, процентов по вкладам, возврате вкладов), ликвидность же ощущает сам банк (при изыскании средств для выдачи тех же кредитов, выплаты процентов, возврата вкладов). То есть грубо можно сказать, что ликвидность - это способ поддержания платежеспособности, и для клиента, в конце концов, важен результат, а не то. как его достигли, для банка же, наоборот, - как достигнуть такого результата.
Ликвидность банка может быть высокой или низкой, может изменяться в ту или иную сторону. О платежеспособности этого сказать нельзя. Нет понятия "низкая платежеспособность". Банк или платежеспособен или нет, здесь нет плавных переходов.
Значения нормативов, регулирующих ликвидность (К2), дают информацию о том, как обстоят дела у банка в данный момент с ликвидностью, значения же нормативов, призванных снизить риск неплатежеспособности (К1, КЗ и др.), могут сказать только о том, выполняет ли банк эти нормативы. Вся польза от них проявляется лишь тогда, когда наступает критическая ситуация (например, обанкротился клиент, задолжавший банку солидную сумму.
По вопросу управления банковской ликвидностью существует множество теорий и рекомендаций. В США в настоящее время различают четыре особые теории: коммерческих ссуд, перемещения, ожидаемого дохода и управления пассивами.
Теория коммерческих ссуд была ведущей в США с колониальных времен до конца тридцатых годов нынешнего столетия. Согласно этой теории банковские ссуды должны точно соответствовать по сроку банковским депозитам, что дает банку возможность оплачивать снятие депозитов из средств по ссудам с наступившим сроком погашения. Однако эта теория не учитывала кредита потребностей развивающейся экономики и относительную стабильность банковских вкладов.
Теория перемещения утверждает, что ликвидные активы, в первую очередь государственные ценные бумаги, могут быть использованы для покрытия снимаемых депозитов. В результате растет рынок государственных ценных бумаг, продлеваются сроки погашения ссуд, расширяется банковский портфель.
Коэффициенты
ликвидности и
Способность банка или любой фирмы финансовых услуг обеспечить ликвидность требует наличия высоколиквидных и легко перемещаемых финансовых активов. Ликвидность и перемещаемость -- это две ключевых составляющих в таком роде сделках. Требование ликвидности означает, что финансовые активы должны быть доступны для владельцев в кратчайшее время (в течение дня или того менее) но номиналу. Требование перемещаемости означает, что права на владение финансовыми активами должны быть передаваемыми по номиналу другому экономическому субъекту, причем в форме, приемлемой для него. Первичными инструментами ликвидности и перемещения являются депозиты, по которым могут выписываться чеки, и средства системы электронных расчетов (для крупных сделок).
Ликвидность банкам необходима для того, чтобы удовлетворять спрос на ликвидность со стороны своих клиентов. Клиенты банка могут удовлетворять потребности, и ликвидности, изымая средства, имеющиеся на их депозитах в банке, либо заимствуя у банка. Например, из-за выше упомянутого острого кризиса на фондовой бирже фирмам, работающим с ценными бумагами, не хватало средств на собственных депозитах и, следовательно, они вынуждены были брать взаймы.
Согласно теории ожидаемого дохода банковскую ликвидность можно планировать, если в основу графика платежей в погашение кредитов положить будущие доходы заемщика. Это приводит к росту долгосрочных ссуд с возможностью погашения в рассрочку. Теория способствовала и тому, что многие банки положили в основу формирования портфеля инвестиций эффект ступенчатости: ценные бумаги так подбираются по срокам погашения, чтобы поступления были регулярными и предсказуемыми
Защитники теории
управления пассивами утверждают, что
банки могут решать проблему ликвидности
путем привлечения ресурсов на рынке
МБК. Ее возникновение связано с
восстановлением рынка федераль
На практике американские банки используют все вышеназванные теории. Главным направлением является поддержание высокого качества активов и прочной базы капитала, что снижает потребности в ликвидности и улучшает доступ банка к дешевым ресурсам.
В отношении белорусских и российских коммерческих банков практикуются следующие способы управления ликвидностью: традиционный -- поддержание достаточности уровня наличных денежных средств и котирующихся ценных бумаг, мгновенно готовых к выплате по первому требованию; создание соответствующей структуры пассивов банка, снижающей зависимость от неустойчивых источников (снижение доли вкладов до востребования, МБК, крупных депозитов); планирование и контроль забалансовых требований и обязательств. Операции этого рода, включающие обязательства по поддержанию определенных активов и пассивов к будущей дате (кредитные линии, аккредитивы, гарантии, соглашения об овердрафте), поначалу не требуют вовлечения ресурсов, но со временем могут повлечь для банка серьезные кредитные или ресурсные риски; создание резервных источников финансирования (оперативное привлечение МБК); руководство банка должно включить в свою политику по управлению ликвидностью план кризисного обеспечения ресурсами в случае экстренного давления на ликвидность. Кризисный план должен анализировать стабильность и объем имеющихся ресурсов, рыночную стоимость банковских активов, забалансовый риск, а также доступность ресурсов, призванных заменить в балансе менее надежные пассивы. План должен детализировать особые обязанности ключевых служащих банка при кризисе ликвидности; формирование внутрибанковских инструментов перераспределения и хеджирования рисков. Срочные сделки, производные инструменты позволяют снизить риск ликвидности и доходности вследствие изменения процентных ставок, валютных курсов и стоимости ценных бумаг.
В процессе управления риском ликвидности банком решаются кратко- и среднесрочные задачи. К краткосрочным относят управление позицией по корреспондентским счетам банка, обеспечение платежей по вложениям в различные финансовые инструменты, платежей по хозяйственным договорам, подкрепление филиалов, обменных пунктов, привлечение и размещение ресурсов на овернайт. Краткосрочные потребности по видам валют должны контролироваться ежедневно посредством проведения анализа движения денежных средств, включающего как биржевые операции, так и внебиржевые торговые операции. Управление среднесрочными рисками ставит перед банком следующие задачи:
поддержание ликвидной структуры активов и пассивов по срокам и объемам;
планирование структуры портфеля вложений, диверсификация рисков по активам; определение процентной политики; расчет возможных долгосрочных инвестиций.
Для оптимального выбора направления инвестиций, соотнесения доходов и расходов необходим ежедневный анализ рыночных котировок на основных сегментах финансового рынка.
Немаловажным моментом при управлении ликвидностью является управление операционными рисками, в особенности после краха таких крупнейших банков, как английский BARINGS и японский DAIWA. Операционные риски возникают прежде всего при проведении дилинговых операций, которые зачастую являются основным инструментом управления текущей ликвидностью. При проведении дилинговых операций банк должен контролировать соблюдение следующих правил: детальная регламентация основных процедур совершения, оформления, контроля операций, соблюдения организационных и внутренних рамок; лимитирование всех операций; разделение функциональных обязанностей front и back office, их подчинение высшему руководству банка; профессионализм back office и службы внутреннего аудита, возможность получения ими необходимой информации для контроля за правильностью проведения и экономическим содержанием сделок.
Таким образом,
существуют определенные механизмы
по управлению риском ликвидности, однако
сложным для банков остается вопрос
выбора между ликвидностью и доходностью,
так как при критическом значен
Помимо сохранения этого требования новый документ содержит и ряд новых. Так, вывоз из Беларуси физическими лицами белорусских рублей разрешен в сумме, не превышающей 100 минимальных размеров оплаты труда на одно лицо. Ввоз в республику физическими лицами белорусских рублей запрещен, за исключением ввоза в пределах суммы, ранее вывезенной из страны данными лицами. Вывоз из Беларуси физическими лицами платежных инструментов (дорожные и именные чеки, денежные аккредитивы, выраженные в инвалюте, пластиковые карточки) в инвалюте производится беспрепятственно без ограничения сумм с соблюдением требований таможенного законодательства.
Выделяя кредитные
ресурсы агропромышленному
Положение с
ресурсной базой коммерческих банков
значительно усугубило
Дополнительное
изъятие кредитных ресурсов приведет
к возникновению серьезных
В сложившихся условиях в качестве источника поддержания текущей рублевой ликвидности предусматривается продажа иностранной валюты из фондов коммерческих банков Национальному банку республики.
Иностранная валюта -- это важнейший инструмент регулирования текущей ликвидности банка, выравнивания его валютной позиции, источник формирования специального резерва по сомнительным долгам, а также средство сохранения и приумножения собственного капитала банка, который, в свою очередь, определяет способность банковской системы к внешним валютным заимствованиям. При продаже валютных фондов окажутся под угрозой закрытия те немногие кредитные линии, которые в настоящее время открыты иностранными банками , для кредитования внешнеторговых oпepaций.
Реализация иностранной валюты не решит проблему обеспечения банков ресурсами, в то же время, значительно усугубит их финансовом состояние и отрицательно скажется на ликвидности.
В связи с этим, целесообразно рассмотреть альтернативные
варианты пополнения банков кредитными ресурсами, в частности:
- Снизить на 3-4 пункта нормы обязательного резервирования по обязательствам в национальной валюте. Это позволит повысить текущую ликвидность банков, особенно в дни налоговых платежей, высвободить дополнительные денежные ресурсы и направить их для финансирования экономики, в т.ч. и агропромышленного комплекса.
- Разрешить коммерческим банкам в дни налоговых платежей использовать для регулирования текущей ликвидности до 50 процентов фонда обязательных резервов, а для остальных дней месяца повысить норматив использования ФОР не менее чем в 2 раза.
- Временно отменить требования, предъявляемые к первичным инвесторам
- Разрешить банкам продавать Национальному банку республики иностранную валюту в сумме превышения купленной у физических лип валюты над проданной как минимум в 2 этапа: до 20 числа отчетного месяца и с 1-го по 10-е число месяца, следующего за отчетным, с зачетом проданной в течение отчетного месяца валюты в счет продажи указанного превышения за месяц.
При несоблюдении экономических нормативов и банковского законодательства в области кредита, безналичных расчетов, ведения кассовых операций, валютных операции к банкам применяются экономические санкции. Суммы штрафов могут существенно уменьшить размер собственных средств, остающихся в распоряжении коммерческих банков.
Нацбанк может в качестве экономической санкции повысить нормы обязательных резервов, взыскивать средства в бесспорном прядке, прекращать операции по корреспондентскому счету банка, налагать штрафы.
К административным методам используемым Нацбанком можно отнести следующие.
Нацбанк может назначить сплошную или выборочную проверку операций банка. В случае систематических нарушений, подведения итогов года с убытками, возникновения положения, которое угрожает интересам кредиторов банка Нацбанк Республики Беларусь может ставить вопрос перед акционерами, пайщиками коммерческого банка: о проведении мероприятий по финансовому оздоровлению банка; о реорганизации банка; о замене руководства банка; о ликвидации банка. Руководящие работники коммерческих банков проходят аттестацию в Нацбанке.
Нацбанку дано право применять меры административной ответственности к должностным лицам банка. Он может принять решение о принудительной ликвидации банков, филиалов на правах юридического лица и представительств иностранных банков в следующих случаях: задержки начала их деятельности более чем на 6 месяцев с момента регистрации; нарушения ими законов республики, своего Устава, положений и требований Нацбанка; выявления недостоверных сведений, на основании которых выдана лицензия; предоставление недостоверной отчетности.
Налоговый контроль в коммерческих банках осуществляют органы Государственного налогового комитета. На коммерческие банки распространяются требования налогового законодательства на общих основаниях.