Проблемы финансирования бюджетных учреждений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 00:36, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является рассмотрение системы финансирования и ведения учета в бюджетной сфере.
Задачи:
Рассмотреть общую характеристику финансирования бюджетной сферы,
Изучить источники финансирования учреждений образования,
Проанализировать условия финансирования и исполнения бюджета «Гусиноозерской Детской Школы Искусств »,
Выявить направления совершенствования бюджетной системы,
Изучить пути привлечения внебюджетных средств.

Содержание работы

Введение .................................................................................................................3
Глава 1. Источники финансирования бюджетных учреждений .................6
1.1. Характеристика системы финансирования учреждений образования........6
1.2. Цели и задачи финансирования учреждений образования.........................11
1.3. Источники финансирования учреждений образования.............................20
Глава 2. Анализ финансово – хозяйственной деятельности МОУ « Гусиноозерская Детская Школа Искусств » ..............................................25
2.1. Характеристика МОУ « Гусиноозерская Детская Школа Искусств».......25
2.2. Анализ финансирования МОУ « ГДШИ » ..................................................27
2.3. Анализ исполнения бюджета .......................................................................30
2.4. Анализ целевого использования денежных средств по МОУ «ГДШИ ».34
Глава 3. Основные направления совершенствования финансирования бюджетных учреждений...........................................................................................................40
3.1. Концепции реформы бюджетной сети ………………………………........40
3.2. Направления совершенствования бюджетной системы.............................43
3.3. Проблемы бюджетных учреждений и их решение ....................................45
3.4. Пути привлечения внебюджетных средств.................................................48
Заключение...........................................................................................................53
Список используемой литературы...................................................................56
Приложения..........................................................................................................60

Файлы: 1 файл

Финансирование учреждений образования.doc

— 569.00 Кб (Скачать файл)

Министерство культуры Российской Федерации Восточно-Сибирская  государственная академия культуры и искусств.

 

Институт дополнительных образовательных услуг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблемы финансирования бюджетных учреждений

 

 

 

Дипломная работа

 

 

Выполнила:

Научный руководитель:

 

_______________________________

Декан факультета БАСКС:

________________________________

 

Дата  допуска к защите ____.___________,_2004

Защищена  с оценкой ____________________

Члены комиссии ________________________         

 

 

 

 

 

 

 

Улан-Удэ

2004

 

 

СОДЕРЖАНИЕ 

 

Введение .................................................................................................................3

Глава 1. Источники финансирования бюджетных учреждений .................6

1.1. Характеристика системы финансирования учреждений образования........6

1.2. Цели и задачи финансирования учреждений образования.........................11

1.3. Источники финансирования учреждений  образования.............................20

Глава 2. Анализ финансово – хозяйственной деятельности МОУ               « Гусиноозерская Детская Школа Искусств » ..............................................25

2.1. Характеристика МОУ « Гусиноозерская Детская Школа Искусств».......25

2.2. Анализ финансирования МОУ « ГДШИ » ..................................................27

2.3. Анализ исполнения бюджета .......................................................................30

2.4. Анализ целевого использования денежных средств по МОУ «ГДШИ ».34

Глава 3. Основные направления совершенствования финансирования бюджетных учреждений...........................................................................................................40

3.1. Концепции реформы бюджетной сети ………………………………........40

3.2. Направления совершенствования бюджетной системы.............................43

3.3. Проблемы бюджетных учреждений и их решение ....................................45

3.4. Пути привлечения внебюджетных средств.................................................48

Заключение...........................................................................................................53

Список используемой литературы...................................................................56

Приложения..........................................................................................................60

 

 

 

 

 

Введение 

Финансирование бюджетной сферы  в прошлых годах двадцатого века  существенно отличалось от финансирования в нынешнее время. Если раньше бюджетные  учреждения почти не испытывали серьезных  проблем с получением средств из бюджетов различных уровней, федеральный или местный бюджет, то сейчас, поступающих из бюджета средств катастрофически не хватает, о чем свидетельствует переход многих бюджетных учреждений на коммерческую форму оплаты , предоставляемых          ими   услуг,   будь  то  образование,  здравоохранение   или   услуги     социо-культурной сферы . Постепенно стали исчезать такие понятия как : обучение на бюджетной основе, получение бесплатного медицинского обслуживания , а также предоставление бесплатного жилья на период учебы или работы по найму.

 Нынешнее положение бюджетной  сферы – желает лучшего, а  для достижения лучшего следует  принять меры . В первую очередь  должны быть проведены реформы  в области преобразования ведения  бюджетного учета , а также  в области финансирования бюджетных учреждений. Необходима совершенно новая концепция развития  отношений в бюджетной сфере, жизнеспособная в новых финансово-хозяйственных условиях.

Таким образом , все организации  бюджетной сферы на разных этапах своего существования  сталкиваются с этими и другими проблемами . Это послужило причиной выбора темы дипломной работы. Учет в бюджетных учреждениях отличается от учета в других организациях, так как бюджетные учреждения не являются собственником переданного ему  во временное или постоянное пользование имущества , а всего лишь его балансосодерджателем

Изменения в учете и финансировании бюджетных учреждений, необходимость  приспособления к новым формам ведения  учета, проблема финансирования бюджетной сферы  - это определяет актуальность выбранной темы.

Степень изученности  проблемы. Данный вопрос часто рассматривается в таких журналах как: «Народное образование», «Педагогика», «Образование в документах», «Директор школы», «Экономика образования » и др. Наиболее известны в этой области труды В. Ерошина, А. Тихонова, В. Щетинина, А. Вифлеемского, М.Мусарского, Е.Рачевского.   

В рамках дипломной работы рассматривается Гусиноозерская детская школа искусств.

Целью дипломной работы является рассмотрение системы финансирования и ведения учета в бюджетной сфере.

Задачи:

  1. Рассмотреть общую характеристику финансирования бюджетной сферы,
  2. Изучить источники финансирования учреждений образования,
  3. Проанализировать условия финансирования и исполнения бюджета «Гусиноозерской Детской Школы Искусств »,
  4. Выявить направления совершенствования бюджетной системы,
  5. Изучить пути привлечения внебюджетных средств.

Объект исследования - Муниципальное образовательное учреждение «Гусиноозерская Детская Школа Искусств ».

Предмет исследования – состояние финансирования и ведение учета в  бюджетных учреждениях .

В результате проведенного исследования можно выдвинуть гипотезу, оказание платных услуг организациями бюджетной сферы является перспективным в плане дополнительного финансирования данных учреждений. Результаты исследования могут быть использованы в целях улучшения финансирования  МОУ «Гусиноозерская Детская Школа Искусств ».

Основными методами сбора и обработки информации при выполнении дипломной работы является анализ литературных источников в частности таких ведущих специалистов как Макальская М.Л., Денисов А.Ю., Кондраков Н.П. и другие , а также анализ ведомственных документов Гусиноозерской Детской Школы Искусств и периодические печатные издания сферы финансов и бухгалтерского учета.

Практическая значимость заключается в планировании хозяйственной деятельности Гусиноозерской Детской Школы Искусств на ближайшие годы.

Структура работы: введение, три главы, заключение, список литературы и приложения.

В первой главе дипломной работы « Источники финансирования бюджетных учреждений» , рассматриваются цели и задачи финансирования, источники финансирования образовательных учреждений.

Во второй главе Анализ финансово – хозяйственной деятельности МОУ « Гусиноозерская Детская Школа Искусств» , проведен анализ финансирования и целевого использования бюджетных средств , а также анализ исполнения бюджета.

В третьей главе «Основные направления совершенствования финансирования бюджетных учреждений», исследуются современные проблемы учреждений бюджетной сферы, их решение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Источники финансирования бюджетных учреждений

 

1.1. Характеристика системы финансирования учреждений образования

 

Реформа экономики образования  во многом связана с освоением  и вариативным переходом, по мере освоения идей и методов, к многоуровневому и многоканальному финансированию образовательных учреждений.

Это - относительно новое явление в теории и практике экономики образования в целом и профессионального образования, в частности. Практически до начала 90-х годов финансирование учебных заведений, как бюджетных организаций, хотя и было постоянно остаточно - недостаточным, но характеризовалось определенной стабильностью поступления финансовых ресурсов. Относительно несложной была и технология поступления, расходования, отчетности о финансовых средствах. Сама же финансовая база образования формировалась из трех источников: это государственный бюджет (1),   средства государственных же (базовых, шефских) предприятий и организаций (2), и доходы от производственной деятельности учащихся, 50% из которых направлялись на решение внутренних проблем образовательного учреждения (3). Причем ведущим, если не основным, источником финансирования всей образовательной сферы был и пока остается государственный бюджет. На его долю в разные годы приходилось 70 - 75% всех финансовых ресурсов образовательной отрасли.

Сейчас вся эта налаженная система  деформирована и нуждается в  изменениях, адекватных целям и задачам, которые выдвигает рыночная экономика  перед образовательными учреждениями. Перед учреждениями бюджетной сферы встала необходимость поиска моделей финансирования, адекватных развивающейся рыночной экономике. Экономика образования, не может развиваться по своим не рыночным законам, в связи с чем появилась и пополняется законодательная база для реформирования системы финансирования учреждений образования, которая закладывает принципы этого реформирования:

    • Нормативный поход в формировании ресурсного обеспечения;
    • Автономизация, хозяйственная самостоятельность образовательных учреждений;
    • Многоуровневый подход к финансированию (федеральный, региональный, муниципальный);
    • Сохранение за государством приоритета в финансировании системы образования.1

Вместе с тем, очевидно, в ближайшие  годы бюджетных средств будет  явно не хватать для решения накопившихся финансовых и материально-технических проблем. В этих условиях рядом исследователей выдвигается идея многоканальности финансирования. В последние годы в отечественной литературе активно рассматриваются проблемы, касающиеся многоканального финансирования.

Исследователи дают разные определения  многоканальности финансирования. Так, например, В. Щитинин, считает, что многоканальное финансирование это – режим объединения  в рамках одной управленческой структуры  образовательного учреждения финансовых средств из различных источников в согласованные сроки. А. Тихонов видит в многоканальном финансировании денежные средства, которые привлекает и которыми распоряжается образовательное учреждение для устранения финансовых затруднений в обеспечении нормальных условий его жизнедеятельности. Но наиболее точное определение дает В. Ерошин, который считает, что многоканальное финансирование – это составная часть хозяйственного механизма по реформированию экономики образования, совокупность способов (каналов) движения финансовых средств к потребителю в лице образовательного учреждения. Каждое из этих определений имеет право на существование, так как нет абсолютных понятий, и все зависит от того,  какие ставятся цели и задачи.

Рачевский Е. в статье «Внебюджетные доходы образовательных учреждений» приводит схему многоканального и многоуровнего финансирования образовательных учреждений.

Бюджетное

Внебюджетное привлечение дохода

Нормативное

(покрытие текущих расходов на  одного обучающегося, капитальные  расходы)

 

Программно-целевое

 

Адресное

  1. Благотворительная деятельность
  2. Спонсорская деятельность
  3. Благотворительные гранты
  4. Деятельность, связанная с учебным процессом (дополнительные образовательные услуги)
  5. Деятельность, не связанная с образовательным процессом (аренда, торговые и посреднические операции и т.д.) 

 

Для многих школ стала действующей  система многоканального финансирования. В статье автор считает вопрос, могут ли школы зарабатывать деньги,  риторическим. Он акцентирует свое внимание на том что, любая образовательная организация имеет законное право зарабатывать деньги. «Естественно, для огромного большинства государственных и муниципальных образовательных учреждений бюджетные средства останутся основными, а может быть и единственным ресурсным источником. Создание механизма привлечения внебюджетных средств не должно и не может (при остающейся регулирующей функции государственных органов власти) сделать систему образования платной. Но право зарабатывать средства закреплено Законом и грех не воспользоваться им».

В условиях постоянной нехватки средств, платная образовательная деятельность постепенно занимает одно из основных мест в хозяйственной деятельности образовательных учреждений. Но система многоканального финансирования в России еще только формируется, явно мал практический опыт применения методологии и инструментария получения внебюджетных доходов образовательными учреждениями. Различные аспекты данной темы продолжают разрабатываться в научно-исследовательских работах до настоящего времени и проводимая работа внесет свой посильный вклад в изучение многоканального финансирования.2 

 

Бюджетное финансирование системы  общего образования

Образование представляет одну из важнейших отраслей непроизводственной сферы. Право на получение образования  согласно Закону «Об образовании» является одним из основных и неотъемлемых прав граждан Российской Федерации. Большое значение придается повышению качества образования и совершенствованию учебного процесса.

Расходы на образование  в соответствии с бюджетной классификацией включают затраты на общее образование, воспитание детей и подростков, культурно-просветительскую работу, подготовку кадров.

Законом предусмотрено, что область  образования входит в компетенцию  Российской Федерации, субъектов РФ и органов местного самоуправления. В компетенции Российской Федерации доля федерального бюджета, направляемая на финансирование образования, а также формирование федерального бюджета в части расходов на образование, федеральных фондов развития образования, налоговых льгот стимулиру-ющих развитие образования, федеральных нормативов финансирования образования в зависимости от количества учащихся, воспитанников, минимальных ставок заработной платы и должностных окладов работников образовательных учреждений.

В компетенции субъектов  Федерации в этой области – формирование их бюджетов в части расходов на образование, установление реальных нормативов финансирования образования.

Информация о работе Проблемы финансирования бюджетных учреждений