Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 00:36, дипломная работа
Целью дипломной работы является рассмотрение системы финансирования и ведения учета в бюджетной сфере.
Задачи:
Рассмотреть общую характеристику финансирования бюджетной сферы,
Изучить источники финансирования учреждений образования,
Проанализировать условия финансирования и исполнения бюджета «Гусиноозерской Детской Школы Искусств »,
Выявить направления совершенствования бюджетной системы,
Изучить пути привлечения внебюджетных средств.
Введение .................................................................................................................3
Глава 1. Источники финансирования бюджетных учреждений .................6
1.1. Характеристика системы финансирования учреждений образования........6
1.2. Цели и задачи финансирования учреждений образования.........................11
1.3. Источники финансирования учреждений образования.............................20
Глава 2. Анализ финансово – хозяйственной деятельности МОУ « Гусиноозерская Детская Школа Искусств » ..............................................25
2.1. Характеристика МОУ « Гусиноозерская Детская Школа Искусств».......25
2.2. Анализ финансирования МОУ « ГДШИ » ..................................................27
2.3. Анализ исполнения бюджета .......................................................................30
2.4. Анализ целевого использования денежных средств по МОУ «ГДШИ ».34
Глава 3. Основные направления совершенствования финансирования бюджетных учреждений...........................................................................................................40
3.1. Концепции реформы бюджетной сети ………………………………........40
3.2. Направления совершенствования бюджетной системы.............................43
3.3. Проблемы бюджетных учреждений и их решение ....................................45
3.4. Пути привлечения внебюджетных средств.................................................48
Заключение...........................................................................................................53
Список используемой литературы...................................................................56
Приложения..........................................................................................................60
В компетенции органов местного самоуправления находятся формирование местных бюджетов и фондов развития образования, разработка и принятие местных нормативов финансирования образования.
На содержание учреждений образования в последние годы выделяется примерно 12% общих расходов консолидированного бюджета, из федерального бюджета – около 4% его расходов и около 20% расходов бюджетов субъектов РФ, т.е. основная доля расходов приходится на территориальные бюджеты. В общей сумме расходов на образование затраты на детские дошкольные учреждения составляют примерно 15%, на общее среднее образование – 41%, школы-интернаты – 8%, средне-специальное образование – 10,5%, на высшее образование – 11,5%. Необходимо отметить, что бюджеты различных уровней принимают неодинаковое участие в финансировании различных учреждений образования. Так, средние школы на 99% финансируются из бюджетов субъектов Федерации и только на 1% из федерального бюджета, в то же время высшие учебные заведения на 96% финансируются из федерального бюджета и только на 4% из территориальных бюджетов.3
Образовательное учреждение, созданное органами государственной власти, Российской Федерации, органами местного самоуправления, - это бюджетное учреждение, т.е. получатель бюджетных средств.
Для бюджетного учреждения основными финансовыми документами, определяющими объем, целевое направление и поквартальное распределение
ассигнований, выделяемых учредителем на содержание учреждений, является смета доходов и расходов, а также лимиты бюджетных обязательств. Расходы, включаемые в смету, должны быть обоснованы соответствующими расчетами. Они составляются на основании показателей количества обучающихся, классов (групп), групп продленного дня, ставок педагогических работников и другого персонала с соблюдением установленных материальных и денежных норм расходов по отдельным видам затрат, действующих цен и тарифов, а также указаний учредителя.
Расходы на общеобразовательные школы включают затраты: на оплату труда, начисления на заработную плату, предметы снабжения и расходования, оплату командировочных расходов, оплату транспортных услуг, оплату услуг связи, оплату коммунальных услуг, текущие расходы, прочие трансферты населению.
1.2. Цели и задачи финансирования учреждений образования
Центральная идея финансового
планирования - максимально четкое
определение государственных
Поскольку планирование представляет собой осознанную целенаправленную человеческую деятельность, то крайне важным является вопрос о правильности выбора задач планирования.4
На основе стратегического плана устанавливаются конкретные задачи его реализации, определяются критерии оценки и показатели, устанавливаются процедуры мониторинга и оценки выполнения стратегического плана. При этом особое значение приобретает разработка количественных индикаторов, характеризующих ход реализации стратегического плана. Стратегический план финансирования учреждений образования формируется в контексте общей стратегии социально-экономического развития страны или региона. Учитываются внешние условия реализации задач образования населения, включая экономическую и политическую ситуацию, общие задачи экономического и социального развития.
Реализации поставленных в стратегическом плане задач и показателей служат программа государственных гарантий, а также целевые программы развития образования.
Особенно важно подчеркнуть, что финансовое планирование не ограничивает, а наоборот создает условия для действия рыночных регуляторов. В ходе планирования накапливается объективная экономическая информация, которая служит основой для принятия решений о рациональном размещении заказа. Кроме того, финансовое планирование формирует навыки экономического мышления у заказчиков и исполнителей, что является условием рыночных преобразований.
Управление финансами осуществляется специальным аппаратом с помощью особых приемов и методов, в том числе используя разнообразные стимулы и санкции.
В качестве объектов управления выступают разнообразные виды финансовых отношений, а субъектами управления являются те организационные структуры, которые осуществляют управление. В соответствии с классификацией финансовых отношений по их сферам выделяют три группы объектов: финансы предприятий (организаций, учреждений), страховые отношения, государственные финансы. Им соответствуют следующие субъекты управления: финансовые службы (отделы) предприятий (организаций, учреждений), страховые органы, финансовые органы и налоговые инспекции. Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется финансовым аппаратом.
В управлении финансами выделяют несколько функциональных элементов: планирование, оперативное управление, контроль.
Объектом финансового планирования является финансовая деятельность субъектов хозяйствования и государства, а итоговым результатом - составление финансовых планов, начиная от сметы отдельного учреждения до сводного финансового баланса государства. В каждом плане определяются доходы и расходы на определенный период, связи со звеньями финансовой и кредитной систем (взносы отчислений на социальное страхование, платежи в бюджет, плата за банковский кредит и др.).
Финансовые планы имеют все звенья финансовой системы, причем форма финансового плана, состав его показателей отражают специфику соответствующего звена финансовой системы. Так предприятия и организации, функционирующие на коммерческих началах, составляют балансы доходов и расходов; учреждения, осуществляющие некоммерческую деятельность, - сметы; кооперативные организации, общественные объединения и страховые компании - финансовые планы; органы государственной власти - бюджеты разных уровней.5
В ходе планирования любой субъект хозяйствования всесторонне оценивает состояние своих финансов, выявляет возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использования. Управленческие решения в процессе планирования принимаются на основе анализа финансовой информации, которая в связи с этим должна быть достаточно полной и достоверной. Финансовая информация базируется на бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.
Оперативное управление представляет собой комплекс мер, разрабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся финансовой ситуации и преследующих цель получения максимального эффекта при минимуме затрат с помощью перераспределения финансовых ресурсов. Основное содержание оперативного управления сводится к маневрированию финансовыми ресурсами с целью ликвидации ”узких” мест, решения вновь возникающих задач и т. п.
Контроль как элемент управления осуществляется и в процессе планирования, и на стадии оперативного управления. Он позволяет сопоставить фактические результаты от использования финансовых ресурсов с плановыми, выявить резервы роста финансовых ресурсов, наметить пути более эффективного хозяйствования.
Научный подход к управлению финансами определяет многоплановый характер и системный подход к управлению ими в каждой сфере финансовых отношений, в каждом их звене. При выработке управленческих решений финансового характера, оформляемых в юридических законах, финансовых прогнозах и планах, постановлениях и др. следует учитывать: требования экономических и юридических законов; результаты экономического анализа не только итогов прошлого хозяйственного периода, но и перспективы; экономико-математические методы и автоматизированные системы управления финансами; рациональное сочетание экономических и административных методов управления.
Стратегический план
и программы принимаются
Система планирования должна быть нацелена на обеспечение эффективной деятельности системы образования в целом. Важнейший элемент стратегического плана - определение стратегических направлений обеспечения эффективного использования ресурсов и преодоления структурных диспропорций.6
Стратегические цели образования тесно увязаны с проблемами развития российского общества, включая:
создание основы для
устойчивого социально-
укрепление демократического
правового государства и
кадровое обеспечение динамично развивающейся
рыночной экономики, интегрирующейся
в мировое хозяйство, обладающей высокой
конкурентоспособностью и инвестиционной
привлекательностью;
утверждение статуса России в мировом
сообществе как великой державы в сфере
образования, культуры, искусства, науки,
высоких технологий и экономики.
Система образования призвана обеспечить:7
- историческую преемственность
поколений, сохранение, распространение
и развитие национальной
воспитание патриотов России, граждан
правового, демократического государства,
способных к социализации в условиях гражданского
общества, уважающих права и свободы личности,
обладающих высокой нравственностью и
проявляющих национальную и религиозную
терпимость, уважительное отношение к
языкам, традициям и культуре других народов;
- формирование культуры
мира и межличностных
- разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности;
- формирование у детей
и молодежи целостного
- формирование у детей, молодежи, других категорий граждан трудовой мотивации, активной жизненной и профессиональной позиции, обучение основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;
- организацию учебного
процесса с учетом современных
достижений науки, систематичес
- непрерывность образования в течение всей жизни человека;
- многообразие типов
и видов образовательных
- преемственность уровней и ступеней образования;
- создание программ, реализующих информационные технологии в образовании и развитие открытого образования;
- академическую мобильность обучающихся;
- развитие отечественных
традиций в работе с
- подготовку высокообразованных
людей и высококвалифицированны
- воспитание здорового
образа жизни, развитие
- противодействие негативным социальным процессам;
- экологическое воспитание,
формирующее бережное
Образование определяет
положение государства в
В последнее десятилетие многие завоевания отечественного образования оказались утраченными, поэтому доктрина призвана способствовать изменению направленности государственной политики в области образования, укреплению в общественном сознании представления об образовании и науке как определяющих факторах развития современного российского общества.
Опережающее развитие образования на основе настоящей доктрины призвано вывести Россию из кризиса, обеспечить будущее нации, достойную жизнь каждой семье, каждому гражданину России.
Вопросы финансирования образования нельзя рассматривать отдельно от общей образовательной и социоэкономической системы. Существует тесная обратная зависимость от государства других важных элементов образовательной и социоэкономической системы, а именно:8
- Система аккредитации и сертификации образовательных учреждений и организаций, предлагающих образовательные услуги.
- Эффективная система
оценки и мониторинга качества
образования и деятельности
Информация о работе Проблемы финансирования бюджетных учреждений