Проблемы финансирования бюджетных учреждений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 00:36, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является рассмотрение системы финансирования и ведения учета в бюджетной сфере.
Задачи:
Рассмотреть общую характеристику финансирования бюджетной сферы,
Изучить источники финансирования учреждений образования,
Проанализировать условия финансирования и исполнения бюджета «Гусиноозерской Детской Школы Искусств »,
Выявить направления совершенствования бюджетной системы,
Изучить пути привлечения внебюджетных средств.

Содержание работы

Введение .................................................................................................................3
Глава 1. Источники финансирования бюджетных учреждений .................6
1.1. Характеристика системы финансирования учреждений образования........6
1.2. Цели и задачи финансирования учреждений образования.........................11
1.3. Источники финансирования учреждений образования.............................20
Глава 2. Анализ финансово – хозяйственной деятельности МОУ « Гусиноозерская Детская Школа Искусств » ..............................................25
2.1. Характеристика МОУ « Гусиноозерская Детская Школа Искусств».......25
2.2. Анализ финансирования МОУ « ГДШИ » ..................................................27
2.3. Анализ исполнения бюджета .......................................................................30
2.4. Анализ целевого использования денежных средств по МОУ «ГДШИ ».34
Глава 3. Основные направления совершенствования финансирования бюджетных учреждений...........................................................................................................40
3.1. Концепции реформы бюджетной сети ………………………………........40
3.2. Направления совершенствования бюджетной системы.............................43
3.3. Проблемы бюджетных учреждений и их решение ....................................45
3.4. Пути привлечения внебюджетных средств.................................................48
Заключение...........................................................................................................53
Список используемой литературы...................................................................56
Приложения..........................................................................................................60

Файлы: 1 файл

Финансирование учреждений образования.doc

— 569.00 Кб (Скачать файл)

- Существование системы  доступной для всех, надежной  обширной информации об образовательных учреждениях и учебных курсах и услугах, которые они предлагают.

- Существование налоговой  системы, которая не препятствует, а стимулирует привлечение внебюджетных  возможностей финансирования и  спонсорскую деятельность в образовательных целях.

- Работающая и надежная  финансовая и банковская система,  которая позволит использование  различных инструментов (например, образовательных кредитов для  физических лиц, особые сберегательные  программы для образовательных  целей и т. д.).

Разработка моделей  финансирования может иметь следующую  последовательность (пример взят из немецкой практики: разработка моделей для  введения индивидуальной оплаты для  студентов высших образовательных  учреждений):

- Поиск, сбор и анализ  информации по зарубежному опыту и моделям (в данном случае был рассмотрен опыт Новой Зеландии и Австралии).

Разработка концепции  с рассмотрением зарубежного  опыта.

- Обсуждение концепции  (примерной модели) с различными  иностранными экспертами (всфере  юриспруденции, налогообложения, финансирования и банковского дела), с учреждениями (Министерство финансов и образования) и с непосредственно участвующими сторонами: студенческими организациями, образовательными учреждениями, менеджерами образования ит.д.

- Подробная разработка модели.

- Публикация (Интернет, семинары, пресса и другие средства массовой  информации). Публичные обсуждения, включая социальных партнеров. 

В сфере общего образования  значительные финансовые потери связаны  с чрезмерной централизацией финансирования. Большинство общеобразовательных школ не имеет статуса юридического лица, расчетного счета и собственной бухгалтерии. Бюджетные средства централизуются на уровне районных отделов народного образования и расходуются недостаточно рационально. Наибольшие потери связаны с отсутствием достоверной информации о реальном объеме коммунальных услуг, потребляемых каждой отдельной школой. По некоторым оценкам, установка необходимого измерительного оборудования и введение жесткой увязки оплаты коммунальных услуг с их фактическим потреблением в каждой школе позволяет сэкономить до 30% расходов по соответствующим статьям. Столь значительные потери ведут к недофинансированию расходов, непосредственно связанных с учебным процессом, прежде всего, заработной платы учителей.9

Еще одной проблемой, ухудшающей ситуацию в сфере общего образования, является недостаточная  связь между объемами финансирования

конкретных учебных  заведений и количеством и  качеством оказываемых ими образовательных  услуг. Это ведет к ухудшению  качества обучения, не стимулирует поиск учебными заведениями новых подходов, соответствующих меняющимся социальным, экономическим и технологи-ческим условиям.

Существующий порядок  бюджетного финансирования высших и  средних специальных учебных  заведений не способствует сбалансированности предложения образовательных услуг и потребностей рынка труда. За счет бюджетных средств продолжается избыточная подготовка учащихся по специальностям, не пользующимся достаточным спросом на рынке труда (инженеры, сельскохозяйственные специалисты, врачи, офицеры, многие рабочие специальности). Это ведет к распылению бюджетных средств и, в конечном счете, к недофинансированию приоритетных направлений подготовки кадров, отвечающих текущей и перспективной структуре спроса на рынке труда. Практически отсутствует система адресной поддержки учащихся из малообеспеченных семей, что ведет к социально несправедливому и неэффективному использованию стипендиального фонда. Отсутствие прозрачности и подконтрольности в системе финансового управления профессиональных учебных заведений ведет к массовым злоупотреблениям, со стороны их руководителей, которые нередко используют подведомственное им имущество в целях личного обогащения, и усугубляют финансовое положение образовательных учреждений.

 

1.3. Источники финансирования учреждений образования

Финансирование образовательных  учреждений осуществляется из трех бюджетных  источников - федерального бюджета, бюджета  региона и местных бюджетов. Кроме  того, школы могут привлекать внебюджетные средства на свое развитие.

Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:

    • первый уровень – федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
    • второй уровень – бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
    • третий уровень -  местные бюджеты.

В соответствии с бюджетной  классификацией в федеральном бюджете,

бюджетах субъектов  РФ и местных бюджетах имеются  разделы «Финансирование учреждений образования».

В целом существуют два  основных способа финансирования:

- индивидуальное финансирование затрат школьника или студента на обучение (и проживание);

- институциональное финансирование  образовательных учреждений.

В упрощенной схеме мы должны разделить источники финансирования, которые в основном делятся на:

- общественные (государственный бюджет);

- частный доход (студент  и/или его родители)

и использование средств  на:

- институциональные затраты  обучения;

- индивидуальные затраты  на обучение.

Обычно индивидуальные затраты покрываются личным доходом, а институциональные затраты - государственным бюджетом.

Может и государство  внести вклад в индивидуальные затраты, а частный доход внести вклад  в институциональную стоимость. Схему также можно интерпретировать таким образом, что часть публичного финансирования направляется в образовательные учреждения путем стимуляции частных трат на образование и потом через студента.

Нормативное подушевое  финансирование образовательных учреждений предполагает финансирование учреждений образования в зависимости от общего количества учащихся, посещающих данные учреждения. При этом для разных групп (сельских, городских, специальных и пр.) образовательных учреждений устанавливаются коэффициенты, позволяющие также учесть специфику образовательных программ и наполняемость учреждений образования. Так, например, сельские малокомплектные школы имеют соответствующий повышающий коэффициент при выделении бюджетных ассигнований.10

Вследствие принятия законодательных поправок о выделении субвенций на финансирование зарплаты учителей и учебных расходов со стороны регионов муниципалитетам, большинство регионов начинают переходить на нормативные основы финансирования образования. Проектом «Реформа системы образования» разрабатываются необходимые методические рекомендации.

В результате введения нормативного подушевого финансирования естественным образом начинает происходить реструктуризация сети образовательных учреждений. Происходит укрупнение учреждений образования, создаются новые модели и типы школ (базовые школы на селе, сельские социокультурные комплексы, школы ступеней обучения в городах, сетевое взаимодействие образовательных учреждений).

Создание новых моделей  и типов школ тщательно отслеживается. Существенно, что важно добиться не только справедливого распределения финансовых ресурсов, но также и повысить качество образования, увеличить доступность образовательных услуг. Важно отследить и минимизировать негативные социальные последствия, обеспечить проведение реструктуризации с максимальной выгодой для местного сообщества. На основе проделанной работы создается пакет рекомендаций по реструктуризации сети образовательных учреждений для всех регионов России.

Вследствие введения нормативного подушевого финансирования выравниваются условия деятельности образовательных учреждений: все школы имеют прозрачную систему получения финансовых ресурсов. Это также способствует развитию автономии школ, которые получают возможность с учетом собственных потребностей самостоятельно осуществлять составление и исполнение своих бюджетов на очередной финансовый год. Наиболее успешные учреждения образования получают возможность в конкурентной среде привлечь большее количество учеников, а значит, увеличить общий объем получаемых бюджетных ассигнований.

Таким образом, меняется система управления образованием на школьном, муниципальном и региональном уровне. Она становится более открытой, отвечающей потребностям разных слоев  населения. В силу того, что задается прозрачный механизм распределения бюджетных средств, начинают развиваться механизмы внебюджетного финансирования, связи с общественностью, появляются институты общественного участия в управлении образованием (школьные советы, попечительские советы муниципального и регионального уровня, консультационные службы и пр.). В Проекте «Реформа системы образования» описываются и тиражируются способы создания, нормативного обеспечения и распространения новых моделей управления системой образования.

В связи с тем, что  изменения в системе управления образованием требуют новой квалификации управленцев, создаются программы повышения квалификации работников системы управления образования, проводятся конференции и семинары. В настоящий момент созданы и готовы к распространению программы по реструктуризации городской сети школ, развитию общественного участия в управлении образованием, введению нормативного подушевого бюджетного финансирования.

Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и  необходимой  предпо-сылкой  роста и стабильности экономики в целом.  Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Следовательно,  хотя структурный переход в основном централизованно планируемой и контролируемой экономики к экономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое важное - создать надежную финансовую систему.  После того,  как создана надежная финансовая система,  могут развиваться рынки денег и капитала,  особенно первичный и вторичный  рынки национальных государственных ценных бумаг.11

Через финансовую систему  государство воздействует на формирование централизованных  и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и потребления, используя для этого налоги, расходы государственного бюджета, государственный кредит.

  Источником централизованных государственных фондов денежных средств выступает национальный доход, создаваемый в сфере материального

производства. 
 В состав государственных финансов включаются: бюджеты разных уровней государственного управления, внебюджетные фонды, государственный кредит, финансы государственных предприятий. Благодаря разному функциональному назначению перечисленных звеньев государство оказывает влияние на широкий спектр экономических и социальных процессов, решение отраслевых и территориальных проблеем в образовании.

Важную роль в составе государственных финансов играют бюджетные взаимосвязи, складывающиеся на федеральном, республиканском (субъектов федерации) и местном уровнях. С помощью бюджетных отношений в распоряжение государственных структур мобилизуется значительная часть национального дохода, перераспределяемого финансовым методом. Бюджеты разных уровней - федеральный, республиканские, местные являются финансовой базой деятельности соответственно для федеральных, республиканских и местных органов власти и управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. Анализ финансово – хозяйственной деятельности МОУ «Гусиноозерская Детская  Школа Искусств»

2.1. Характеристика  МОУ « Гусиноозерская Детская Школа Искусств »

 

МОУ « ГДШИ » - Муниципальное образовательное  учреждение «Гусиноозерская Детская  Школа Искусств ».

Юридическая форма – образовательное  учреждение .

Форма собственности – муниципальная .

Из истории :

В 1962 году в городе Гусиноозерске открывается Детская музыкальная школа по классу фортепиано и баяна , набирается тридцать девять учеников .

В 1973 году открывается филиал школы  искусств в поселке Заозерный , преподаватель  Корницкая Н . В . Выпускница Одесской консерватории .

В 1978 году открывается отделение  духовых инструментов под руководством Федотова Л .П .

В 1989 году в школе открывается  хореографическое отделение  под  руководством Макальской Е . В .  ВСГИК

В 1995 году школа впервые принимает  детей в класс  домры , оркестра русских народных инструментов .

В 1996 году открытие дирижерско – хорового отделения .

В 1999 году  в школе открывается  вокальное отделение под руководством Рычихиной  выпускницей ВСГАКИ .

2000 год ознаменован для школы  открытием отделения бурятских народных инструментов . Преподаватели Намсараева С . Ц . и Раднаева Н . Н.

Информация о работе Проблемы финансирования бюджетных учреждений