Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 21:14, курсовая работа
Очевидна необходимость всестороннего изучения и применения на практике современных банковских продуктов и услуг в области расчетно-кассового обслуживания корпоративных клиентов, как способствующих развитию и укреплению российской платежной системы, с одной стороны, и формированию банковских ресурсов и укреплению конкурентных позиций банка на финансовых рынках - с другой.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РАСЧЕТНО-КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ…………………………………………………………………………………………….5
1.1 Сущность и функции расчетно-кассовых операций коммерческого банка………………………………………………………………………………5
1.2 Нормативно-правовое обеспечение расчетно-кассовых операций…….11
1.3 Принципы организации системы расчетов и виды платежных операций………………………………………………………………………..16
2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РАСЧЕТНО-КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КОРПОРАТИВНЫХ КЛИЕНТОВ………………………26
2.1 Открытие и ведение счетов юридических лиц…………………………..26
2.2 Кассовые операции банков по обслуживанию клиентов……………….30
2.3 Современные способы и технологии банковского обслуживания…….34
3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОАО АКБ «ПРОБИЗНЕСБАНК» ПО РАСЧЕТНО-КАССОВОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА…36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……….54
Введение…………………………………………………………
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РАСЧЕТНО-КАССОВОГО
ОБСЛУЖИВАНИЯ………………………………………………
1.1 Сущность
и функции расчетно-кассовых операций
коммерческого банка…………………………………………………………………
1.2 Нормативно-правовое обеспечение расчетно-кассовых операций…….11
1.3 Принципы
организации системы расчетов и виды платежных
операций…………………………………………………………
2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РАСЧЕТНО-КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КОРПОРАТИВНЫХ КЛИЕНТОВ………………………26
2.1 Открытие и ведение счетов юридических лиц…………………………..26
2.2 Кассовые операции банков по обслуживанию клиентов……………….30
2.3 Современные способы и технологии банковского обслуживания…….34
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников и литературы……….54
Введение
Расчетно-кассовые операции являются основными операциями для современных коммерческих банков.
В рамках расчетно-кассового обслуживания различных категорий клиентов, кредитные организации предлагают широкий спектр операций с наличностью, а также перечисление денежных средств по поручениям клиента с использованием новейших технологий.
С целью сохранения конкурентных позиций на денежных рынках банки стремятся предлагать клиентам наиболее выгодные ценовые условия платежных операций, конвертации валют и широкие возможности платежных систем банка в рамках глобальной расчетной системы. Отличительной особенностью современных операционных подразделений банков является не только организация расчетно-кассового обслуживания и осуществление расчетов, но и профессиональное сопровождение и консультации клиентов по любым вопросам банковской деятельности, связанной с расчетами и платежными операциями.
В современной банковской практике применяются различные виды расчетно-платежных операций. Предложение банком той или иной банковской услуги определяется рядом факторов: потребностью клиентов банка в данных форме и виде платежа, направлении расчетов; срочности; продолжительности договорных обязательств в рамках которых осуществляются платежи; требований, предъявляемых клиентом к обслуживанию своей деятельности.
Актуальность изучения особенностей и проблем расчетно-кассового обслуживания корпоративных клиентов определена следующими положениями.
Во-первых, специфика банковской деятельности заключается в ограниченной роли собственного капитала (как правило 10-20% в пассивах банков) в формировании банковских ресурсов. Значительный сегмент свободных ресурсов, то есть таких ресурсов, которые можно разместить с целью получения максимальной прибыли, составляют привлеченные средства. В свою очередь, в формировании привлеченных средств большое значение, помимо депозитных операций, играют операции по счетам клиентов, обслуживающихся в данном банке и, особенно, корпоративных клиентов, как имеющих наибольшие обороты по своим счетам и использующих широкий спектр расчетно-платежных операций.
Во-вторых, российские банки с целью укрепления платежной системы нашей страны и международных стандартов обслуживания своих клиентов, должны в рамках правового поля реализовывать такие схемы осуществления расчетов и предлагать такие банковские расчетно-платежные услуги, чтобы через банковскую систему проходило максимальное количество платежей и расчетов. Это позволило бы не только сделать прозрачной российскую экономику, но и стабилизировать платежную систему и поднять уровень доверия к банкам.
Таким образом, очевидна необходимость всестороннего изучения и применения на практике современных банковских продуктов и услуг в области расчетно-кассового обслуживания корпоративных клиентов, как способствующих развитию и укреплению российской платежной системы, с одной стороны, и формированию банковских ресурсов и укреплению конкурентных позиций банка на финансовых рынках - с другой.
Закон «О банках и банковской деятельности» определяет перечень основных банковских операций. К ним относятся [5]:
1) привлечение
денежных средств физических
и юридических лиц во вклады
(до востребования и на
2) размещение
привлеченных средств от
3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
4) осуществление
расчетов по поручению
5) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
6) купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;
7) привлечение
во вклады и размещение
8) выдача банковских гарантий;
9) осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).
Практически все из перечисленных банковских операций осуществляются в рамках расчетно-кассового обслуживания различных категорий клиентов в операционных подразделениях коммерческих банков.
Учитывая, что
для юридических лиц в нашей
стране хранение средств в коммерческих
банках является обязательным, функция
расчетно-кассового
Остановимся подробнее на ключевых понятиях таких, как «расчёты» и «платежи», которые являются составной частью расчетно-кассовых операций банка.
Расчеты – это процесс определения размера обязательства (долга) покупателя перед продавцом или размеров взаимных обязательств сторон сделки, включая урегулирование претензий, возникающих в ходе такого процесса.
Расчеты проводятся исключительно посредством мысленно представляемых денег (заменителей денег) и имеют смысл лишь в том случае, когда они завершаются платежами, то есть когда вслед за ними и на их основе осуществляются платежи.
Типичные примеры расчетов, ведущихся в банках, - определение объемов и цен привлекаемых и размещаемых ресурсов, размеров остатков средств на счетах клиентов, налогов, обязательных резервов, дивидендов, начисление процентов и комиссионных и т.д. Расчеты, протекающие в «недрах» бухгалтерий банков, играют вспомогательную, обеспечивающую роль по отношению к платежам.
Платежи логически продолжают процесс расчетов и означают погашение покупателем своего денежного обязательства или погашение участниками сделки своих взаимных денежных обязательств, то есть передачу или перевод денег должником тому, кому он должен в соответствии с расчетами, акт надлежащего выполнения должником своего денежного обязательства, в результате чего он освобождается от долга.
Платежи – операции, непременно денежные, то есть совершаемые только посредством денег. При этом данные операции могут совершаться посредством наличных или безналичных денег, а также комбинированным способом.
Наличные деньги – это участвующие в обращении физически располагаемые деньги, имеющиеся в данный момент у данного экономического субъекта.
Безналичные деньги – это участвующие в обращении деньги, принадлежащие одному экономическому субъекту, однако физически в данный момент находящиеся у другого экономического субъекта, причем таким образом, что первый все равно может распоряжаться ими как собственным имуществом, отдавая по мере необходимости соответствующие указания второму.
Вся совокупность банковских операций, обеспечивающих платежи как процесс выполнения субъектами экономики своих денежных обязательств, как известно, делится в функциональном аспекте на следующие три блока [11, с.275].
Вспомогательный
блок – виды работ организационно-технического,
административно-
Основной блок – собственно платежные операции.
1) Зачисление на счета средств:
- поступивших владельцам счетов от третьих лиц;
- вносимых самими владельцами;
- получаемых от банка (кредиты, проценты и проч.).
2) Списание со счетов средств в случаях:
- выполнения клиентами своих обязательств перед третьими лицами (оплата приобретаемых товаров, работ, услуг);
- выполнения
клиентами своих обязательств
перед банками, в которых они
обслуживаются (возврат
- уплаты клиентами налогов и исполнения других обязательных платежей;
- получения
клиентами наличных денег на
оплату труда сотрудников и
на текущие хозяйственные
3) Кассовые операции
(прием и выдача наличных
4) Ведение собственных счетов в учреждениях Центрального банка и других кредитных организациях.
5) Ведение корреспондентских
счетов других кредитных
Дополнительный блок – сопутствующие собственно платежным операциям дополнительные услуги банка. Среди них можно отметить, в частности, следующие:
- перевод средств клиента с одного его счета на другой;
- конвертация одной валюты в другую; перевод наличных денег в безналичные и наоборот; размен и обмен денег и др.;
- инкассирование денежной выручки клиентов.
Все платежи и предшествующие им расчеты, осуществляемые банками, с точки зрения адресатов платежей делятся на собственные (расчеты и платежи по собственным операциям банка) и клиентские (расчеты и платежи по операциям клиентам).
С точки зрения технологии проведения те и другие подразделяются на:
1) Внутрибанковские платежи (участник – только данный банк и его филиалы);
2) Межбанковские платежи (участники – минимум 2 кредитные организации), которые можно проводить через:
- корреспондентские счета в подразделениях Центрального банка РФ;
- клиринговые центры;
- корреспондентские
счета, открытые банками
- корреспондентские счета, открытые банками в третьем банке.
Все перечисленные выше банковские операции являются традиционными и давно освоенными, доступными практически для всех банков. В настоящее время подавляющее большинство банков являются универсальными, то есть проводящими весь спектр (по крайней мере основных) банковских операций. Даже банки, филиалы и дополнительные офисы банков, открывающиеся, к примеру, в регионах как специализирующиеся на каком-либо направлении (потребительское кредитование, ипотека, автокредитование и т.д.), впоследствии, как правило, расширяют спектр своих операций и неизбежно приходят к расчетно-кассовому обслуживанию клиентов. Это объясняется серьезной конкуренцией на рынке банковских услуг. Клиенту, будь то корпоративный клиент или частное лицо, неудобно, затратно и не оперативно брать кредит в одном банке, сдавать наличную выручку в другой, а проводить налоговые платежи – в третьем. Поэтому он отдаст предпочтение тому банку, где все эти операции доступны и возможны в рамках расчетно-кассового обслуживания клиента.
Добиться же конкурентных преимуществ на рынке расчетных услуг можно лишь двумя способами – проводя клиентские платежи быстрее, чем это делают другие и назначая умеренные, приемлемые для максимального числа клиентов тарифы за свои услуги.
В коммерческом банке расчётно-кассовым обслуживанием занимается специализированная структура, которая называется, как правило, Операционным управлением (отделом). В крупных банках в состав этого подразделения входят:
- операционные отделы, непосредственно обслуживающие клиентов, то есть проводящие операции списания и зачисления по счетам клиентов; удерживающие средства в доходы банка согласно тарифам; ведущие картотеки неоплаченных расчетных документов и принимающие другие требования к расчетным счетам; выдающие выписки из лицевых счетов клиентов и т.д.;
- службы, занимающиеся непосредственно отправкой и приемом платежей и выписок по корреспондентским счетам банков через корреспондентские сети либо через расчетно-кассовые центры ЦБ РФ;
- кассовый узел,
осуществляющие все операции
с приемом и выдачей наличных
денежных средств во
В небольших банках данные подразделения существуют как самостоятельные единицы, или же объединяются (например, отдел расчетов с операционным отделом и т.д.).
Таким образом, сущность расчетно-кассовых операций коммерческих банков заключается в оперативном, точном, высокотехнологичном осуществлении расчетов в налично-денежной и безналичной форме в соответствии с действующим банковским законодательством, нормативными документами Банка России и внутрибанковскими правилами и документооборотом конкретного банка.
Основные функции расчетно-кассовых операций заключаются в следующем:
Банковская деятельность в целом, и проведение расчетно-кассовых операций в частности, являются жёстко регламентируемыми и контролируемыми процессами со стороны государства, Банка России и других уполномоченных органов.
Соблюдение норм банковского права – является не только непременным условием функционирования кредитной организации, но и залогом её деятельности в долгосрочной перспективе и успешного всестороннего развития.
Информация о работе Расчетно-кассовое обслуживание организаций в коммерческом банке