Расчетно-кассовое обслуживание организаций в коммерческом банке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 21:14, курсовая работа

Описание работы

Очевидна необходимость всестороннего изучения и применения на практике современных банковских продуктов и услуг в области расчетно-кассового обслуживания корпоративных клиентов, как способствующих развитию и укреплению российской платежной системы, с одной стороны, и формированию банковских ресурсов и укреплению конкурентных позиций банка на финансовых рынках - с другой.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РАСЧЕТНО-КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ…………………………………………………………………………………………….5
1.1 Сущность и функции расчетно-кассовых операций коммерческого банка………………………………………………………………………………5
1.2 Нормативно-правовое обеспечение расчетно-кассовых операций…….11
1.3 Принципы организации системы расчетов и виды платежных операций………………………………………………………………………..16
2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РАСЧЕТНО-КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КОРПОРАТИВНЫХ КЛИЕНТОВ………………………26
2.1 Открытие и ведение счетов юридических лиц…………………………..26
2.2 Кассовые операции банков по обслуживанию клиентов……………….30
2.3 Современные способы и технологии банковского обслуживания…….34
3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОАО АКБ «ПРОБИЗНЕСБАНК» ПО РАСЧЕТНО-КАССОВОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА…36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……….54

Файлы: 1 файл

Банк курсач ред.doc

— 354.00 Кб (Скачать файл)

Условия закрытия банковского счета следующие.

Договор банковского  счета расторгается по заявлению клиента в любое время, если иное не предусмотрено договором.

Должностные лица банка осуществляют прием документов, необходимых для открытия счета  соответствующего вида, проверку надлежащего оформления документов, полноты представленных сведений и их достоверности. В указанных целях должностные лица банка непосредственно взаимодействуют с клиентами и их представителями, запрашивают и получают необходимую информацию, проводят оценку полученных сведений.

Банк обязан располагать  копиями документов, удостоверяющих личность лица, идентифицируемого банком, или личность которого необходимо установить при открытии банковского счета. При изготовлении копии документа, удостоверяющего личность, допускается копирование отдельных страниц, содержащих сведения, необходимые для идентификации клиента. Банк обязан систематически обновлять информацию о клиентах, выгодоприобретателях, подлежащую установлению при открытии банковского счета.

Для открытия банковского  счета в банк представляются оригиналы  документов или их копии, заверенные нотариально. В банк могут быть представлены копии документов, заверенные клиентом - юридическим лицом, при условии  установления банком их соответствия оригиналам документов. Должностное лицо банка также может изготовить и заверить копии с документов, представленных клиентом для открытия банковского счета в помещении банка. Все документы или их копии, собранные банком при открытии банковского счета помещаются в юридическое дело клиента.

Банки открывают счета  в валюте Российской Федерации и  иностранных валютах: текущие счета; расчетные счета; бюджетные счета; корреспондентские счета; корреспондентские  субсчета; счета доверительного управления; специальные банковские счета; депозитные счета судов, подразделений службы судебных приставов, правоохранительных органов, нотариусов; счета по вкладам (депозитам).

Юридическим лицам открываются  расчетные счета. Для открытия расчетного счета юридическому лицу - резиденту в банк представляются:

а) свидетельство о государственной  регистрации юридического лица;

б) учредительные документы  юридического лица;

в) лицензии, выданные юридическому лицу на право осуществления  деятельности, подлежащей лицензированию, в случае если данные лицензии имеют непосредственное отношение к правоспособности клиента заключать договор банковского счета соответствующего вида;

г) карточка с образцами подписей;

д) документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке, на распоряжение денежными средствами, находящимися на банковском счете;

е) свидетельство  о постановке на учет в налоговом  органе.

Карточка с  образцами подписей и оттиска  печати оформляется на бланке формы N 0401026 по ОКУД и представляется клиентом в банк вместе с другими документами, необходимыми для открытия банковского счета.

Банк изготавливает  необходимое для использования  в работе количество копий карточки. Копии карточки должны быть заверены подписью главного бухгалтера банка (его  заместителя) либо сотрудника банка, уполномоченного  распорядительным актом банка оформлять карточку. В случае обслуживания одним операционным работником банка нескольких счетов клиента и при условии совпадения перечня лиц, наделенных правом подписи, банк вправе не требовать оформления карточки к каждому счету.

После прекращения договора банковского счета приходные и расходные операции по счету клиента не осуществляются, за исключением операции по перечислению остатка средств по счету в соответствии с указаниями клиента. Денежные средства, поступившие клиенту после прекращения договора банковского счета, возвращаются отправителю.

В связи с  прекращением договора банковского  счета клиент обязан сдать в банк неиспользованные денежные чековые  книжки с оставшимися неиспользованными  денежными чеками и корешками.

Наличие неисполненных расчетных документов не препятствует прекращению договора банковского счета и исключению банковского счета из Книги регистрации открытых счетов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 86 Налогового Кодекса  банк обязан сообщить об открытии или о закрытии счета,  об изменении реквизитов счета организации, индивидуального предпринимателя в электронной форме в налоговый орган по месту своего нахождения в течение трех дней со дня соответствующего события.

Налоговые органы не позднее следующего рабочего дня  после получения от учреждений Банка России или кредитных организаций извещения об открытии налогоплательщику расчетного (текущего) счета факсом и почтой направляют в учреждение Банка России или кредитную организацию информационное письмо о получении извещения.

В соответствии с п.2 ст. 23 Налогового Кодекса налогоплательщики обязаны в течение семи дней со дня открытия или закрытия счета сообщить в налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства индивидуального предпринимателя.

За неисполнение или несоблюдения сроков извещения налоговых органов об открытии или закрытии расчетного счета на банк, допустивший нарушение налагается штраф в размере 40000 руб. в соответствии с  п.2 ст.132 Налогового Кодекса РФ. Нарушение налогоплательщиком представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей. (п. 1, ст. 118 НК РФ).

2.2. Кассовые операции банков по обслуживанию клиентов

 

Кассовые  операции (услуги) банка – это  прежде всего и главным образом прием от клиентов и выдача им наличных денег. К кассовым относят также операции обмена и размена наличных денежных знаков, определение подлинности банкнот.

Для осуществления  кассового обслуживания юридических лиц коммерческие банки создают кассовый узел по месту своего расположения. Кассовый узел кредитной организации может включать следующие помещения:

  • хранилище ценностей;
  • кладовую или сейфовую комнату;
  • операционные кассы (приходные, расходные, приходно-расходные и др.);
  • кассовый зал для клиентов;
  • кассу пересчета;
  • вечернюю кассу;
  • помещение по приему-выдаче денег инкассаторам;
  • другие функционально необходимые или вспомогательные помещения.

Состав помещений  кассового узла определяется руководством коммерческого банка исходя из имеющихся  возможностей. В кассовом узле создаются необходимые условия для автоматизации кассовой работы.

Коммерческие  банки также могут открывать  соответственно оборудованные операционные кассы вне кассового узла. Эти  кассы могут создаваться для  улучшения кассового обслуживания населения при совершении операций по приему и выдаче вкладов (в рублях и иностранной валюте), продаже и покупке ценных бумаг, приеме коммунальных и других платежей от физических лиц. Операционные кассы вне кассового узла, расположенные в организациях, производят кроме вышеперечисленных операций выдачу средств на заработную плату и выплаты социального характера, а также и другие операции, на совершение которых у коммерческого банка имеется лицензия. Кредитная организация также имеет право устанавливать банкоматы и другие платежно-расчетные терминалы.

Целесообразность  создания тех или иных касс, их количество и численность кассовых работников, а также необходимость установки  платежно-расчетных терминалов определяются руководством банка. Кассовое подразделение возглавляет заведующий кассой, который несет материальную ответственность за сохранность вверенных ему ценностей, осуществляет руководство работой кассы, организует четкое кассовое обслуживание клиентов.

Непосредственное  выполнение операций с наличными деньгами осуществляют кассовые и инкассаторские работники, несущие полную материальную ответственность за сохранность вверенных им ценностей в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Эти работники обязаны строго соблюдать порядок ведения кассовых операций в кредитных организациях.

Прием денежной наличности в приходную кассу  банка производится по объявлениям  на взнос наличными. Операционный работник проверяет правильность заполнения объявления на взнос наличными, отражает сумму денег в кассовом журнале по приходу и передает его в кассу. Кассовый работник подписывает это объявление, квитанцию и ордер к нему, ставит печать на квитанции и выдает ее вносителю денег. Объявление на взнос наличными кассовый работник оставляет у себя, ордер к объявлению возвращает операционному работнику для зачисления указанной суммы на счет сдатчика наличных денег.

В случаях установления кассовым работником расхождения между  суммой сдаваемых денег и суммой, указанной в объявлении на взнос  наличными, и при обнаружении неплатежных или сомнительных денежных знаков объявление на взнос наличными переоформляется на фактически вносимую сумму денег. В конце операционного дня кассовый работник на основании приходных документов составляет справку о сумме принятых денег и количестве поступивших в кассу денежных документов и сверяет сумму по справке с суммой фактически принятых им денег. Указанные в справке кассовые обороты сверяются с записями в кассовых журналах операционных работников.

Все поступившие  в течение операционного дня наличные деньги должны быть оприходованы в операционную кассу и зачислены на соответствующие счета клиентов в тот же рабочий день. Если деньги приняты банком от клиентов в вечернюю кассу в послеоперационное время, то они зачисляются на соответствующие счета клиентов кредитной организации не позднее следующего рабочего дня.

Выдача наличных денег организациям происходит по денежным чекам. Для получения наличных денег  клиент предъявляет денежный чек  операционному работнику. После  соответствующей проверки ему выдается контрольная марка от денежного чека для предъявления в кассу. Получив денежный чек, кассовый работник еще раз проверяет его реквизиты, выдает деньги получателю и подписывает чек.

В конце операционного  дня кассовый работник сверяет сумму полученных им под отчет денег от заведующего кассой с суммами, указанными в расходных документах, и фактическим остатком денег, составляет справку о сумме выданных денег и полученной сумме под отчет, подписывает ее и приведенные в ней кассовые обороты сверяет с записями в кассовых журналах операционных работников. Сверка оформляется подписями кассового работника в кассовых журналах и операционных работников.

Остаток наличных денег и расходные кассовые документы, отчетную справку кассовый работник сдает под расписку в книге учета принятых и выданных денег (ценностей) заведующему кассой. При выполнении приходных и расходных операций одним кассовым работником составляется сводная справка о кассовых оборотах.

Для обеспечения  бесперебойного снабжения клиентов наличными деньгами коммерческим банкам устанавливается сумма минимально допустимого остатка наличных денег в операционной кассе на конец дня. Фактический остаток денег в кассе не должен быть ниже установленного.

Коммерческие  банки осуществляют инкассацию и доставку своих денежных средств и ценностей, а также денежных средств и ценностей клиентов собственными силами либо на договорных условиях через специализированные службы инкассации, имеющие лицензию Банка России на проведение операций по инкассации.

Для обеспечения  своевременного кассового обслуживания клиентов коммерческие банки на основании  кассовых заявок предприятий и организаций  составляют прогнозы своих кассовых оборотов.

В соответствии с правилами ведения кассовых операций предприятия, организации и учреждения могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных обслуживающими их коммерческими банками. Лимит остатка наличных денег в кассе рассчитывается клиентом самостоятельно. Лимиты остатка кассы определяются исходя из объемов налично-денежного оборота предприятия с учетом особенностей режима его деятельности, порядка и срока сдачи наличных денег в банк. Всю денежную наличность сверх лимита предприятия и организации обязаны сдавать в банк в порядке и сроки, с ним согласованные. Сверх установленного лимита наличные деньги могут храниться только для оплаты труда и других социальных выплат лишь не свыше трех рабочих дней, включая день получения денег в банке.

В кассах коммерческих банков наличные деньги хранятся в  суммах, необходимых лишь для выполнения текущих операций клиентов. Остаток денег в кассе лимитируется. В случае недостатка денежной наличности в кассе коммерческий банк составляет специальный расчет на подкрепление своей операционной кассы, который доводится до расчетно-кассового центра. Здесь сосредоточены запасы денежной наличности. При недостатке средств деньги из резервных фондов РКЦ перечисляются в операционную кассу коммерческого банка в виде подкрепления; при превышении лимита деньги сверх лимитного остатка возвращаются в РКЦ.

 

2.3. Современные способы и технологии банковского обслуживания

 

Несмотря  на то, что банк является по своей  сути консервативным учреждением, банковские технологии, продукты и услуги не являются застывшими категориями: они совершенствуются в соответствии с веяниями времени, развитием научно-технического прогресса и, прежде всего, интернет-технологий.

Информация о работе Расчетно-кассовое обслуживание организаций в коммерческом банке