Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2014 в 15:45, дипломная работа
Цель выпускной квалификационной работы является выявление особенностей потребительского кредитования в ОАО «СКБ-БАНК».
В соответствии с целью, основными задачами при написании выпускной квалификационной работы являются:
- изучить теоретические основы потребительского кредитования;
- выделить особенности потребительского кредитования в ОАО «СКБ-БАНК»;
1 Теоретические основы кредитования физических лиц в коммерческом банке
1.1 Сущность и функции кредита, формы и классификация
1.2 Особенности потребительского кредитования
1.3 Развитие потребительского кредитования в РФ
2 Анализ потребительского кредитования на примере ОАО СКБ Банк
2.1 Финансово-экономическая характеристика ОАО СКБ Банк
2.2 Оценка системы потребительского кредитования в ОАО СКБ Банк
2.3 Пути развития потребительского кредитования в ОАО СКБ Банк
Список использованной литературы
Библиографический список
Кроме того, для населения, у которого имеются зарплатные кредитные карты ОАО «СКБ-банк» имеется возможность оформить Кредит «Овердрафт» по следующим условиям:
- Лимит овердрафта100% от заработной платы;
- Срок действия лимита - 3 года;
- Процентная ставка - 29% годовых.
В рамках кредитования физических лиц банк предоставляет услуги «Кредитная карта-запаска».
Карта и кредитный лимит станут активны через 30-60 минут после получения. Никаких дополнительных действий для активации карты производить не требуется.
Клиент банка может оплачивать покупки или снимать наличные вы сможете повсюду, где обслуживаются банковские карты платежных систем Visa или MasterCard. Используйте карту при расчетах в магазинах, отелях, ресторанах или других организациях.
При совершении расчетов в другой валюте банк самостоятельно произведет конвертацию суммы покупки в валюту счета/карты по курсу, установленному банком на дату обработки операции.
Клиент может использовать кредитный лимит до 51 дня без уплаты процентов при условии полного погашения задолженности до окончания беспроцентного периода пользования.
Беспроцентный период распространяется только на покупки совершенные с безналичным расчетом.
В результате изучения текущего кредитного поведения людей ОАО «СКБ-банк» провел квартирный опрос домохозяйств в Москве, Самаре, Екатеринбурге, Краснодаре и Пскове. В ходе исследования было выявлено, что основным мотивом осуществления сбережений является приобретение вещей для дома (мебели, бытовой техники и т.п.) - 35%.
Около 32% домохозяйств готовы откладывать деньги на оплату лечения кого-то из членов семьи, 31% хотели бы иметь средства на непредвиденный случай, «черный день». Следом идут такие мотивы как расходы на образование кого-то из членов семьи (30%), ремонт квартиры, дома (29%), приобретение недвижимости (27%). Таким образом, нельзя сказать, что в современном российском обществе преобладает какой-либо один тип мотивации: и потребительские, и страховые, и инвестиционные мотивы имеют приблизительно равную распространенность. Вторым шагом анализа структуры кредитной мотивации является изучение их потребностей в ситуации возможного получения кредита.
Таким образом, для получения кредита заемщик предоставляет ОАО «СКБ-банк» следующие документы: заявление; паспорт или заменяющий его документ (предъявляются); справки с места работы заемщика и поручителей о доходах и размере производимых удержаний (для пенсионеров - справку из органов социальной защиты населения); декларацию о полученных доходах, заверенную налоговой инспекцией, для граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью; анкеты; паспорта (заменяющие их документы) поручителей и залогодателей; для получения кредита свыше 5 тыс. долл. США или рублевого эквивалента этой суммы - справку из психоневрологического диспансера или водительское удостоверение (предъявляются).
Основными видами кредитов ОАО «СКБ-банк» являются: кредит другу; кредит «На все про все»; кредит «Для своих плюс»; Ипотечный кредит «12-12-12». Кроме того, для населения, у которого имеются зарплатные кредитные карты ОАО «СКБ-банк».В рамках кредитования физических лиц банк предоставляет услуги «Кредитная карта-запаска».
Значительных успехов ОАО «СКБ-банк» добился и на рынке депозитов юридических лиц, сумев отвоевать позиции у региональных кредитных организаций и обеспечить рост своей доли на финансовом рынке Уральского федерального округа с 12,4% на 1 января 2011 года до 14,9% на 1 января 2013года.
Обладая широкой сетью филиалов и дополнительных офисов, реализовывая эффективную тарифную политику и вырабатывая индивидуальный подход к клиентам, ОАО «СКБ-банк» нацелен на взаимовыгодное сотрудничество с клиентами, в том числе по организации расчетно-кассового обслуживания. За период с 01.01.2011 по 01.01.2013 доля Банка среди региональных кредитных организаций по остаткам на расчетных счетах увеличилась.
Таблица 5 - Динамика доли ОАО «СКБ-банк» на банковском рынке России
Показатели |
Доля ОАО «СКБ-банк» среди региональных кредитных организаций | ||
01.01.2011 |
01.01.2012 |
01.01.2013 | |
Вклады физических лиц |
3,7% |
4,8% |
6,0% |
Депозиты юридических лиц |
2,4% |
3,8% |
4,9% |
Остатки на расчетных счетах |
1,8% |
5,2% |
7,3% |
Кредиты юридическим лицам |
1,0% |
3,1% |
3,7% |
Кредиты физическим лицам |
4,1% |
4,9% |
5,4% |
За период с 01.01.2011 по 01.01.2013 на рынке кредитования корпоративных клиентов ОАО «СКБ-банк» увеличил занимаемую долю благодаря активному развитию кредитования субъектов малого и среднего бизнеса.
С каждым годом ОАО «СКБ-банк» все больше увеличивает свое присутствие на рынке потребительского кредитования. Успешное продвижение кредитных продуктов Банка позволило увеличить долю на рынке с 4,1% по итогам 2011 года до 5,4% по итогам 2013.
Динамику кредитов юридическим и физическим лицам можно представить следующим образом (таблица 5)
Таблица 6– Анализ динамики и структуры кредитов ОАО «СКБ-банк» в 2012-2013гг
Показатели |
На 01.01.2011 |
На 01.01.2012 |
На 01.01.2013 |
Отклонение, +,- | ||||
млрд. руб. |
% |
млрд. руб. |
% |
млрд. руб. |
% |
за 2011г |
за 2012г | |
Кредиты юр. лицам (в том числе МСБ) |
20,7 |
65,1 |
29,3 |
55,8 |
31,3 |
43,5 |
4,94 |
8,59 |
Кредиты физическим лицам |
11.1 |
34,9 |
23,2 |
44,2 |
40.7 |
56,5 |
-1,42 |
12,11 |
Итого: |
31,8 |
100,00 |
52,5 |
100,00 |
72 |
100,00 |
3,52 |
20,7 |
Таким образом, мы видим, что наибольший удельный вес кредитов на протяжении рассматриваемого периода приходился на кредиты юридическим лицам, в том числе предприятиям малого бизнеса.
Структура кредитного портфеля банка по срокам в 2013г выглядела так (рисунок 7).
Рисунок 7 - Структура кредитного портфеля ОАО «СКБ-банк» в 2013г
Таким образом, в структуре кредитного портфеля банка превалируют краткосрочные кредиты. Около 80% выданных кредитов имеют срок погашения до 6 мес., в том числе 48 кредитов - до 3 месяцев. Данная модель кредитного бюро позволит облегчить доступ к кредитным ресурсам порядочным заемщикам и оградить экономику от недобросовестных субъектов.
В 2013 году Банк существенно усовершенствовал условия предлагаемых продуктов для представителей малого и среднего бизнеса начинали действовать новые условия кредитования:
- отмена единовременных и ежемесячных комиссий;
- увеличение максимальных сумм;
- упрощение требований к залоговому обеспечению.
В Банке организован электронный документооборот прохождения кредитных заявок малого и среднего бизнеса, что дает существенный импульс в развитии и увеличении объемов продаж. В 2013 году Банк продолжил кредитование физических лиц, которое является одним из перспективных и доходных направлений. Активизация работы Банка в сфере кредитования физических лиц привела к увеличению портфеля кредитов в 1,8 раза, что позволило Банку подняться на 4 позиции в рейтинге банков России по мнению аналитиков «РБК.Рейтинг» в 2013 г. (рисунок 8).
Рисунок 8 - Динамика портфеля кредитов юридическим лицам (включая портфель кредитов малому и среднему бизнесу), млрд. руб.
За прошедший год был существенно расширен перечень технологий, применяемых для выдачи потребительских кредитов, совершенствовались механизмы оценки заемщиков и технология потребительского кредитования. В 2013 году у пользователей социальной сети «В контакте» появилась возможность оформить заявку на кредит ОАО «СКБ-банк» «На всё про всё».
Рисунок 9 - Динамика кредитов физическим лицам, млрд. руб.
Для физических лиц ОАО «СКБ-банк» предлагает выгодные и удобные кредиты с «прозрачными» условиями - без скрытых процентов и комиссий. Таким образом, Банк реализует социально-ориентированную политику, направленную на удовлетворение различных потребностей населения.
В течение года были реализованы мероприятия по улучшению структуры портфеля ценных бумаг.
Сформированная структура портфеля и его доля в активах Банка позволяет обеспечить безупречную платежеспособность и управляемость ликвидностью Банка.
В 2013 году Банк дважды осуществлял выпуск облигаций. Банк успешно исполнил свои обязательства перед контрагентами.
Рисунок 10 – Структура кредитов физическим лицам ОАО «СКБ-банк» в 2013г
Итак, с каждым годом ОАО «СКБ-банк» все больше увеличивает свое присутствие на рынке потребительского кредитования. Успешное продвижение кредитных продуктов Банка позволило увеличить долю на рынке с 14,1% по итогам 2011 года до 24,7% по итогам 2013. Наибольший удельный вес кредитов на протяжении рассматриваемого периода приходился на кредиты юридическим лицам, в том числе предприятиям малого бизнеса. Активизация работы Банка в сфере кредитования физических лиц привела к увеличению портфеля кредитов в 1,8 раза, что позволило Банку подняться на 4 позиции в рейтинге банков России по мнению аналитиков «РБК.Рейтинг» в 2013г.
2.3 Пути развития потребительского кредитования в ОАО СКБ Банк
В области кредитования физических лиц, в настоящее время перед ОАО «СКБ-банк» стоит ряд проблем:
- Отсутствие специального
- Используемые
зарплатные схемы предприятий. Работодатели
зачастую отдают предпочтение
«серым» схемам выплаты
- Нет
простого механизма возврата
денег инвестору в случае
- Проблемы
классификации. Необходима достоверная
оценка потенциального
- Проблема
залога. Механизм реализации залога
– неудобное и дорогостоящее
занятие. Отсутствие регистрации
залога движимого имущества
- Проблема
оценки реальных возможностей
поручителей. Не секрет, что большинство
российских банков решают
Информация о работе Развитие потребительского кредитования в коммерческом банке